Мало кто знает
- Павлова, с виду худенькая и даже болезненная, удивила труппу, когда, подхватив грипп в ноябре 1904 года, встала с температурой 38о, чтобы станцевать свою «Жизель». Ее не остановили уговоры врача, объяснявшего, как вредно это для здоровья.
- Порвав с Мариинским театром, в 1910 году Павлова внесла в дирекцию неустойку в 21 000 рублей.
- Анна Павлова очень дружила с Чарли Чаплиным. Казалось бы, такие разные, они безошибочным чутьем угадали гений друг друга. Однажды Чаплин был гостем в итальянском ресторане, снятом Павловой. Артист, принявшись развлекать публику, пустился в рассуждения о творческих методах танцовщицы и тут же изобразил ее «Лебедя» и «Саломею». Это было смешно и, вместе с тем, так экстравагантно и тонко, что номер возвысился до предела гения.
- Павлова не осталась в долгу, и однажды, за минуту до поднятия занавеса в балете «Снежинки», насмешила кордебалет, неожиданно пройдясь в прелестном тюнике вприпрыжку, поднимая воображаемый котелок и размахивая воображаемой же тростью. Легко же было прима-балерине, стоя в кулисах, потешаться над кордебалетными, вынужденными танцевать в момент, когда неудержимо тянет расхохотаться.
- В быту Павлова была чрезвычайно сложным человеком. Она могла доходить до истерики по несколько раз на дню, потом просить прощения, заклинать, что больше такого не повторится, и, получив ответ, снова подниматься до нервного пика. Иногда Дандре закрывался от нее в кабинете, но она всяческими ухищрениями умудрялась его выманить оттуда, и все начиналось сначала.
- Резкость, раздражительность и упрямый характер Павловой проявлялся и в работе с композиторами. Даже готовое музыкальное произведение пыталась изменить ради вечного идола – танца, полностью подчинив ему музыку. Способна была устроить скандал, если автор не хотел идти на уступки и не желал добавить (вполне обоснованно!) лишний такт или паузу.
- Она сочетала практичность и трезвость ума с полудетской наивностью, смешливостью и, находясь в хорошем расположении духа, умела щебетать непрерывно, как говорили современники «по-птичьи».
- Будучи несомненно красивой женщиной, Павлова обожала наряды, а потому кокетливо пройтись в изящном манто или шляпке от известных модных домов Европы, охотно позируя на фотокамеру, было для нее приятным и неплохо оплачиваемым времяпрепровождением.
- Эталонным изображением Павловой в рекламных целях считается работа Валентина Серова для афиши к дягилевским сезонам. Позже, порвав с Дягилевым, Павлова столкнулась с ужасами современной ей рекламы. В Лондоне она плакала от досады, увидев автобус с надписью огромными буквами ANNA PAVLOVA. В Америке портрет Анны увеличивали в размерах так, что она казалась дамой пышных форм.
- Поклонение Павловой доходило до таких высот, что матери с младенцами на руках пытались пробиться к ее машине, чтобы она посмотрела и коснулась ребенка. Как верилось им, это сделает детей причастными к искусству.
- В 1929 году Павлова повредила колено, вынуждена была прервать работу, чтобы пройти лечение. Оставшееся время она танцевала, превозмогая сильную боль.
- Когда ей поставили диагноз плеврит, врачи объяснили, что необходима резекция ребер. Тогда она будет жить, но танцевать уже не сможет. Это и определило выбор. Предпочтя умереть, она себя обессмертила.
Детство и юность
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
Кирилл жандаров личная жизнь жена фото дети
Анна Павлова в детстве
Родившись недоношенной и болезненной, дeвoчка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, дeвoчка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.
Юная Анна Павлова в балетной школе
Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю дeвoчку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.
С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.
Взлет
В семье Павловых было восемь детей. Перед родителями стояла непростая задача — поставить всех их на ноги. Но как это сделать без денег и связей?
Выбиться в люди и получить достойное образование Наде Павловой помог талант. В четыре года девочку отвели в балетный кружок при Дворце пионеров. Именно там через несколько лет юную танцовщицу заметила комиссия из Пермского хореографического училища, которая приехала в Чебоксары отбирать на учебу одаренных детей.
Чтобы продолжить обучение, в девять с половиной лет Наде пришлось переехать из родного города в Пермь. Но буквально через год родители поняли, что не смогут оплачивать учебу дочери, хотя деньги требовались и небольшие. К счастью, в училище терять способную девочку никто не хотел, поэтому через Москву было решено перевести ее на учебу за государственный счет.
Увы, все годы, пока Надя пыталась стать первоклассной балериной, общение с семьей сводилось лишь к поздравительным открыткам по почте, а потом и вовсе сошло на нет.
Ученица 6-го класса Пермского хореографического училища Надежда Павлова, 1972 год. Фото – Александр Макаров / РИА Новости
В чужом городе Павлова узнала, что такое жесткая дисциплина и полная занятость. День маленьких танцовщиц начинался в семь утра. Времени не хватало не то что на прогулки: порой даже сделать уроки было настоящей проблемой. Обычные детские радости: коньки, велосипед, лыжи, игры во дворе — были неведомы будущим балеринам.
Зато они хорошо знали, что такое изнурительные занятия, репетиции и строгая диета. О своем педагоге Людмиле Сахаровой Павлова вспоминает сдержано. Сахарова слыла жестким человеком, далеко не каждая ученица могла выдержать ее стиль преподавания. Но Надежде это удалось.
В 15 лет воспитанница Пермского хореографического училища становится лауреатом I премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве.
Никто не ожидал такого успеха от юной балерины. После своего успешного выступления девушка отправилась в Америку. Знаменитый импресарио Сол Юрок специально оговорил участие Павловой в гастролях. Он был восхищен талантом Нади и ее невиданно большим шагом:
Танцовщица выступала на одной сцене с такими известными артистами, как Стручкова, Фадеечев, Лиепа. В своем молодом возрасте Павлова имела то, о чем многие мечтают годами.
В 1974 году Надежда Павлова стала солисткой Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Уже в первый сезон ей доверили партии Жизели и Джульетты. Но в Перми она проработала недолго, балерине поступило предложение сразу от двух ведущих театров — Большого и Мариинского. Павлова выбрала сцену Большого и в сентябре 1975 году стала солисткой.
Детство и юность, семья
Аня увидела свет в посёлке под северной столицей в феврале 1881 года. Детство ее прошло в столице, в убогом деревянном доме, где они обитали вместе с матерью, Любовью Федоровной Павловой, занимавшейся поденной работой, чаще всего стиркой белья. Отца маленькая Нюра не помнила: ей сказали, что он умер, когда дочери не исполнилось и двух лет. По словам матери, Матвей Павлов был отставным солдатом; он дал девочке свою фамилию и отчество.
Впрочем, подлинная история происхождения Анны так и осталась невыясненной: позднее, когда Павлова уже стала известной артисткой, ходили слухи, что своим появлением на свет она обязана некоему состоятельному человеку, в доме которого работала мать. Называлось имя Лазаря Полякова, московского банкира. Позднее биографы танцовщицы предложили еще одну версию: девочка была дочерью уроженца Евпатории Шабетая Шамаша, который жил в Петербурге под русским именем Матвей и владел прачечной. Так или иначе, вспоминать об этом Павлова никогда не любила: в те времена, когда она была ребенком, клеймо «незаконнорожденная» практически лишало человека будущего. Надо ли говорить, что ни она, ни ее мать не стремились к тому, чтобы предать истину огласке. Когда же ее карьера пошла в гору, балерина и вовсе изменила отчество (в угоду сценической благозвучности, конечно!), став Анной Павловной.
Загадка так и осталась загадкой, и у простой прачки выросла черноглазая и грациозная дочь, обнаруживающая явную музыкальность и чувствительность к искусствам. По документам ребенок считался вполне «законным» (возможно, в этом всё же помог настоящий отец); жили Павловы трудами Любови Федоровны. Мать по-прежнему работала «по людям», кроме того, закончила курсы шитья и шила на заказ. Клиентура была небогатая, и сводить концы с концами удавалось с трудом.
Анна Павлова писала позже: «Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью… Мы были бедны, очень бедны».
Детство Анны нельзя назвать богатым на впечатления: прогулки в окрестностях Лигова под шум сосен и плеск маленькой речушки, бабушкин сад, зимние катания с горок. Однако заботливой матери Анны всё же удавалось выкроить средства на маленькие детские радости. Воспоминания об этом неизменно будили в дочери чувство благодарности. «Когда мне было восемь лет, мама объвила мне, что мы поедем в Мариинский театр»
Театр произвел на Анну неизгладимое впечатление. Всю поездку сопровождало ощущение праздника: путешествие на извозчике, торжественная колоннада здания, похожего на сказочный дворец, ярко освещенные лестницы, зал, полный нарядной публики, — всё радовало восьмилетнюю Нюрочку, не избалованную развлечениями. Однако самым сильным потрясением стал сам балет. В тот день давали «Спящую красавицу».
Позднее в биографических заметках Павлова писала об этом мгновении, перевернувшем всю ее жизнь: «Еще несколько минут — и передо мной открылся неведомый мир. С первых же нот оркестра я вся затрепетала… Взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости…».
С этого дня Анна буквально грезила балетом и упросила мать привести ее на вступительные экзамены балетного отделения при театральном училище. К удивлению будущей танцовщицы, экзаменаторов интересовали не столько ее знания, сколько физическая форма. Требования оказались суровыми; не случайно Павлову не взяли в училище сразу. Сутулые, близорукие или слабые сердцем претендентки отсеивались.
После завершения всех экзаменов (включавших не только испытания по письму, чтению и счету, но и тщательную проверку музыкального слуха) из шестидесяти девочек в училище приняли только одиннадцать, и Павлова была в их числе! «Я обезумела от восторга, когда директор пообещал зачислить меня в число учениц», — вспоминала она, став взрослой.
Домой Анна возвращалась теперь только на каникулы, где, несмотря на радость встречи с матерью, к которой она всегда испытывала нежную привязанность, скучала по училищу. Только там она чувствовала, что живет полной жизнью, там радовало всё: школа, музыка и подлинное волшебство, называемое творчеством. Там ждали ее товарищи по театральной сцене — ведь в одно время с будущей балериной учились многие из тех, кому было суждено прославить русский балет.
Тамара Карсавина
Прима-балерина Тамара Карсавина родилась 10 марта 1885 года в Санкт-Петербурге. Отец и дядя Тамары были артистами кордебалета. А маленькую девочку с детства тянуло к театру, ведь она обладала прекрасной памятью и любила поэмы Пушкина.
Отец считал, что Тамара слишком застенчивая для профессии балерины, но мать её поддержала и они подали документы в Санкт-Петербуржское театральное училище. В 1902 она окончила обучение и совершенствовала своё мастерство в Милане.
Выступала в «Русских сезонах», а также являлась самой красивой артисткой Мариинского театра на то время. Вдохновляла художников и поэтов.
Лебедь
Современницу Павловой – Агриппину Ваганову — заядлые балетоманы, а вместе с ними и критики называли царицей вариаций. Саму Павлову можно с уверенностью назвать царицей импровизаций. Именно поэтому творческий союз ее с хореографом Михаилом Фокиным стал таким плодотворным. Фокин тоже ценил импровизацию, щедро отдавая ей место в своих постановках. Павлова же, когда ее вызывали на бис, не повторяла в точности исполняемый номер, всегда меняла какие-то штрихи и оттенки танцевального узора. Возможно, эти качества и позволили им создать буквально за несколько минут знаменитого Лебедя – поистине коронный номер Анны Павловой, который по-настоящему прославил ее на весь мир, принес признание, успех и любовь. Не будь тогда Лебедя-Павловой – современный балет мог стать бы совершенно иным. Да и был бы он?..
История любви с Окулевичем
Так чем же была вызвана депрессия Павловой, если на сцене ее любили и боготворили? Бывший муж постоянно напоминал балерине о том, что всем, что она достигла, она обязана только ему. Конечно, она понимала это и сама. Но слышать это изо дня в день ей было больно. Впоследствии Павлова перестала себя чувствовать человеком. Ей казалось, что она робот, которым управляет Гордеев.
Бывший муж решил бороться с депрессией Павловой. Встреча с психотерапевтом оказалась для нее фатальной. Он решил улучшить психическое здоровье балерины не совсем традиционным способом – любовью.
Надежда Павлова с мужем Константином Окулевичем: фото
Бурный роман требовал быстрой смены жизненных приоритетов. Балерина Надежда Павлова должна была для себя решить, что ей нужно было – всемирное признание или счастливая жизнь даже без детей. Она выбрала второе. Хотя, несмотря на возникшее недоразумение (если это можно так назвать) с Вячеславом, Павлова все равно не утратила свою популярность. Развод ей удалось получить. Но перед этим жизнь балерины на некоторое время превратилась в настоящий ад.
Надежда Павлова сейчас
На нее сыпались анонимные письма, в которых говорилось об аморально поведении артистки. Все это не прошло бесследно. Дело дошло даже до прокуратуры. Павловой сыграли на руку ее связи. Без них она бы не смогла так быстро оформить развод. Сразу после развода Павлова вступила в новый брак – более счастливый для нее.
У балерины, наконец, появилось желание работать. Она обрела гармонию самой с собой. И все это благодаря более счастливому замужеству.
https://www.youtube.com/watch?v=yEpAfrf7BP8
Как вам статья?
Мне нравится3Не нравится5
Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?
Карьера в балете
С первых недель обучения Надя уже начала исполнять свои первые партии на сцене, которые создавал для нее Мурат Газиев:
- «Девочка и эхо»;
- «Озорница»;
- «Маленькая балерина».
Зрители пермского театра оперы и балета постоянно наблюдали за выступлениями маленькой танцовщицы, поскольку Павлова уже исполняла все имеющиеся детские партии.
В 1970 году будущую звезду театра отправили на гастроли в Москву, где она блеснула своим талантом и привлекла внимание рецензентов. Уже в 15-летнем возрасте Павлова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета и балетмейстеров, а спустя год получила Гран-при на втором Международном конкурсе балетных артистов в столице
Юная звезда на сцене театра
Именно тогда, в юные 16 лет, Надежда прочно вошла в мировую историю балета благодаря своей уникальной способности – высокому, длинному шагу (батману). Выполнить такое па казалось невозможным, но девушка демонстрировала прием практически на каждом выступлении, а зритель наблюдал за ее грациозными летящими движения с восторгом и замиранием сердца.
Девушка начала активно давать гастроли по всем странам Советского Союза, объездила Европу, посетила Японию, Китай, Америку. Имя знаменитой балерины громко звучало по всему миру.
- В 1974 году Павлова с отличием окончила училище и пошла работать в театр оперы и балета имени Чайковского в Перми. Ее первыми постановками стали «Ромео и Джульетта», «Жизель».
- В 1975 году Надежду приглашают служить в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но она остановила выбор на Большом. Там балерина занимается под руководством лучших учениц Агриппины Вагановой, Марины Семеновой и Галины Улановой.
- В 1976 году Павловой предлагают сняться в кино в роли синей птицы. Хореографические этюды для нее ставит балетмейстер Якобсон.
- В 1977 году Павлова удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. К тому времени женщина сыграла во множестве спектаклей, среди которых «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Икар» и прочие.
- В 1981 году Павлова достигает уровня, когда спектакли создаются для нее одной – речь идет о постановке «Деревянный принц», которая, к сожалению, недолго продержалась на театральной сцене.
- В 1982 году великая балерина доказывает, что способна выполнять не только сложные физически хореографические номера, но также имеет талант актрисы – она участвует в драматических балетах «Гамлет», «Орфей», «Мазепа».
- В 1984 году Павлова оканчивает ГИТИС и становится педагогом-репетитором, начинает заниматься преподавательской деятельностью не только на территории Советского Союза, но также за рубежом. Тогда же ей вручают звание Народной артистки СССР.
Последующие годы также послужили для стремительного развития карьеры балерины. Она создает свою балетную группу «Театр балета Надежды Павловой», которая просуществовала пару лет. С 1995 года Надежда занялась постановкой спектаклей для театральных выступлений коллектива «Ренессанс-балет».
В 2000 году знаменитость оставляет ставший ей за долгие годы родным Большой театр, а спустя год она посещает Пермь. В этом городе прошли годы ее обучения, здесь она сделала первые шаги к большому балету. Специально для Павловой был организован спектакль, в котором дива тоже принимает участие и выступает в собственной постановке.
Надежда Павлова (2021 г.)
С 2009 года Павлова занимается исключительно преподавательской и постановочной деятельностью. Сначала работает в Российской академии театрального искусства в качестве профессора, затем занимается репетиторством группы в Большом театре. В Большом великая балерина трудится и по сей день, тренируя в том числе солисток группы Анну Тихомирову и Маргариту Шрайнер.
Биография балерины Анны Павловой
Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак — Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.
Тайна происхождения
Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.
Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.
Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.
Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.
Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.
Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.
У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.
1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».
Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.
Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.
Последний концерт
Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.
Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.
Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления «Русских сезонов».
В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.
В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.
Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.
События биографии
- 1974 – Надежда Павлова с отличием оканчивает Пермское хореографическое училище по классу педагога Л.П. Сахаровой и поступает на службу Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского. Уже в первый год работы исполняет ведущие партии в балетах «Жизель» и «Ромео и Джульетта».
- 1975 – Получает приглашения в лучшие театры Ленинграда и Москвы, решает продолжить свою карьеру в Большом театре. Там она репетирует под руководством Марины Тимофеевны Семеновой и Галины Сергеевны Улановой. Обе эти знаменитые балерины – лучшие ученицы Агриппины Яковлевны Вагановой, создательницы русской системы балетного образования.
- 1976 – Павлова впервые снимается в кино, исполняет роль Синей птицы в одноименном художественном фильме-сказке по мотивам пьесы М. Метерлинка. Хореографию для нее здесь ставит балетмейстер Л.В. Якобсон.
- 1977 – Получает звание Заслуженной артистки РСФСР. К этому времени Надежда Павлова имеет обширный репертуар, среди ее ролей все ведущие партии классического репертуара: Маша в «Щелкунчике», Фригия в «Спартаке», Ширин в «Легенде о любви» Ю.Н. Григоровича, Эола в «Икаре» В.В. Васильева, Аврору в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте» и другие.
- 1980 – Становится Народной артисткой Чувашской АССР.
- 1981 – Павлова исполняет партию Принцессы в балете «Деревянный принц» на музыку Б. Бартока, в хореографии А.Б. Петрова. Этот спектакль станет единственным в карьере балерины, созданным специально для нее. К сожалению, балет быстро сойдет со сцены и будет утрачен.
- 1982 – Участвует в фильме-балете «Поэмы», где исполняет три одноактных балета на музыку Ф. Листа в постановке Б. Барановского. Новые роли – Офелия в «Гамлете», Эвридика в «Орфее» и Мария в «Мазепе» – открывают балерину с новой драматической стороны, доказывая, что ее талант артистки не ограничивается лишь физическими данными. 28 апреля получила почетное звание Народная артистка РСФСР.
- 1984 – Надежда Павлова оканчивает балетмейстерское отделение ГИТИСа по специальности «педагог-репетитор». Пробует свои силы в преподавании, проводит собственные мастер-классы, в том числе и за границей. В этом же году получает звание Народной артистки СССР.
- 1991 – На сцене Казанского театра исполняет главную партию в балете «Щелкунчик». Спектакль примечателен тем, что за дирижерским пультом стоит легенда балета Рудольф Нуреев.
- 1992 – Создает собственный балетный коллектив – «Театр балета Надежды Павловой». Труппа просуществует всего два года.
- 1995 – Павлова руководит танцевальным коллективом «Ренессанс-балет» – осуществляет классические постановки знаменитых балетных спектаклей.
- 1998 – Танцует в качестве приглашенной звезды в постановках московской труппы «Русский балет», основателем и художественным руководителем которой является ее первый супруг – Вячеслав Гордеев.
- 2000 – Надежда Павлова оставляет сцену Большого театра.
- 2001 – В честь завершения исполнительской карьеры, специально для Павловой организован творческий вечер на сцене Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Балерина последний раз выходит на сцену там, где она делала первые творческие шаги. На этом вечере она исполняет танцевальный номер в собственной постановке на композицию Фрэнка Синатры «My way».
- 2009 – Получает должность балетмейстера-репетитора в Государственном театре классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёва. Начинает преподавать в Российской академии театрального искусства, где позже получит звание профессора.
- 2013 – Возвращается в Большой театр в качестве репетитора балетной труппы.
- 2020-2022 – Надежда Павлова продолжает педагогическую работу в Большом театре. Под ее руководством репетируют свои партии первые солистки труппы – Анна Тихомирова и Маргарита Шрайнер.
Балерина Надежда Павлова
Надежда и Слава русского балета
В театре основным партнером Надежды назначили Вячеслава Гордеева. Он работал в Большом с 1968 года, и в данном составе эту пару стали готовить к предстоящим международным конкурсам. Гордеев хорошо знал законы театрального выживания. В 1976 году Надя и Вячеслав вступили в брак, о котором в связи с именами молодоженов говорили: «Надежда и Слава русского балета». На их пышной свадьбе присутствовали представители партийно-правительственной и балетной элиты, а также было много других приглашенных.
Но и здесь утонченной, далекой от грубых материй Надежде было трудно: муж все время давал понять, что она ему обязана всем; что это именно он выстраивает ее карьеру. Об этом ей постоянно твердили и друзья Гордеева. А от жены супругу хотелось иметь полное подчинение и подобие ему. Вячеслав был старше Нади на 8 лет.
Пока окружающие считали их брак идеальным, он потихоньку распадался. Балерину мучали депрессии. Ее состояние давно не было стабильным, и Надежда через 10 лет совместной жизни приняла решение прекратить ее. На имя руководства театра посыпались анонимки об аморальном поведении балерины… Свое женское счастье Надежда нашла с психотерапевтом, который вызволял ее из депрессии — профессором, доктором медицинских наук Константином Михайловичем Окулевичем.
Софья Федорова
Софья Федорова родилась в 1879 году в Москве в семье цыганского происхождения. Её младшие брат и сестра тоже стали артистами балета.
Окончила Московское театральное училище при императорских театрах. Вышла замуж за оперного певца и режиссёра Петра Оленина. В 1899 году девушку приняли в труппу императорского Большого театра, где она стала выступать под псевдонимом Федорова 2-ая.
Софья была прекрасной артисткой драматического жанра.
Участвовала более, чем в двадцати постановках Большого театра, танцевала на протяжении «Русских сезонов» в Париже.
Позже врач диагностировал у неё нервное расстройство. После 2017 года и завершения контракта с Большим театром, Софья изредка появлялась на сцене, но после переехала за границу. Там она либо выступала, либо преподавала, но с каждым годом всё чаще стала посещать психиатрические больницы. Скончалась известная балерина 3 января 1963 года в городке возле Парижа.
Жизель
Поразительно в Жизели-Павловой было то, что в начальных сценах, когда мир героини еще, казалось бы, полон гармонии, рядом подруги и мама, нет тревог и печалей, уже сквозит предощущение приближающейся трагедии. Еще сама девушка не подозревает об этом, а зрители уже чувствуют, что развязка будет печальна…
Первый выход на сцену в этой роли. Павлова еще в гримерке. Только что она нашла завершающий штрих – изменила прическу. Взбитые наверх волосы в последние секунды превратились в ровный пробор и гладкие пряди, закрывающие уши. Сегодня все Жизели появляются на сцене именно так, и вряд ли помнят, кто придумал, прочувствовал этот штрих, добавив законченности образу.
Детство и юность
Надежда родилась в простой советской многодетной семье, ее родители были далеки от мира искусства. Отец Василий Павлович работал рентгенотехником, мать Мария Ильинична трудилась в детском саду в должности воспитателя. Семью нельзя было назвать зажиточной, тем более что родители воспитывали восьмерых детей, самой младшей из которых была Надя.
Сама Надежда Васильевна не очень любит вспоминать свои детские годы и даже в интервью старается обходить не совсем приятную для нее тему стороной. «Если бы эти воспоминания были теплыми, я бы обязательно рассказывала все в подробностях», – говорит балерина.
Надя Павлова в детстве
Причина такой неприязни к теме детства кроется в недостатке любви и внимания к самой младшей дочери со стороны родителей. Особого тепла от отца и матери девочка никогда не ощущала. Расстроило ее и то, что, когда выяснился уникальный талант Нади, родители были обрадованы не самим этим фактом, а тем, что дочь можно будет отправить куда-нибудь на учебу.
В период обучения Надежда также чувствовала безразличие к себе и отчужденность семьи. Даже спустя годы, когда к ней пришла известность, балерина приехала в Чебоксары с гастролями и вновь убедилась в собственной ненужности родным. Одна из сестер посетила театр, чтобы посмотреть выступление знаменитой сестры, но после спектакля даже не подошла, чтобы поговорить.
С этим недоумением, почему чужие люди восхищаются талантом Павловой, а родным людям она безразлична, Надежда прожила всю жизнь. В возрасте 7 лет Надю отдали в кружок хореографии при Доме пионеров – там и выяснилось, что девочка по-настоящему талантлива.
В течение трех лет юная балерина упорно трудилась и оттачивала свое мастерство, благодаря чему в 10-летнем возрасте была сразу замечена комиссией училища хореографии из Перми, которая разъезжала по городам и искала поистине талантливых детей. На предложение забрать Надю в Пермь для дальнейшего развития ее способностей родители сразу ответили согласием.
Надежда Павлова и Галина Уланова
Учителем будущей знаменитости стала Людмила Сахарова, с которой удавалось сработаться немногим ученицам, но сама преподаватель отмечала в девочке уникальные данные, а Надя в ответ упорно работала, чтобы обеспечить себе достойное будущее. Сахарова разработала собственную методику обучения, объединяющую мастерство московской и ленинградской балетных школ и, не щадя своих учеников, проводила многочасовые тренировки. Так прошли для Надежды годы вплоть до выпускного класса.
Личная жизнь
У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время – значило бы забыть о карьере навсегда.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Любовные отношения Надежды не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.
Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойдённый вид: Надежда предпочла театральное платье и фату.
Свадьба Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева
Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для неё этот союз был только «звёздным дуэтом», который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.
Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно, что привело к затяжной депрессии.
Надежда Павлова в 2018 году
Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, артистка застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.
Бурный роман требовал смены жизненных устоев. Развод удалось получить быстро, но отдельный период на балерину сыпались анонимные письма с осуждениями.
Надежда Павлова и Константин Окулевич
Первый брак просуществовал 10 лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.
Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.
Происхождение Павловой
Судьба гения всегда овеяна легендами. Вот так и с Анной. Загадок больше, чем ответов на них. И начинаются они с момента рождения будущей великой танцовщицы.
До сих пор нет ясных сведений о том, кто настоящий отец балерины. По одним источникам это рядовой, служивший в Преображенском полку, выходец из Тверского крестьянства Матвей Павлович Павлов. По другим сведениям он имел караимские корни и настоящее его имя Шаббетай Шамаш, а Матвеем его звали только в быту. Есть и третья версия, утверждающая, что отцом являлся Лазарь Поляков, крупный владелец земель и банков.
Балерина в течение всей жизни тщательно скрывала свое происхождение. Достоверно известно только то, что матерью Анны была прачка Любовь Федоровна Павлова. По воспоминаниям знаменитой дочери, женщина, несмотря на скромные доходы, старалась радовать девочку и именно она отвела ее впервые в Мариинский театр на спектакль «Спящая красавица». С этого момента хрупкий болезненный ребенок стал буквально бредить балетом, утверждая, что обязательно будет танцевать и только главные партии. Она сдержала слово. И впоследствии вызывала восхищение, выступая на известных сценах мира.