Краткая биография Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия. Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский. Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.
17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.
После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).
Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Как все начиналось
Дедушка Айвазовского был турком и умер в бою с русскими. Погибая, он сжимал в руках маленького ребенка, которому была уготована смерть. Над малышом уже занесли штык, как один армянин воскликнул: «Остановись! Это мой сын! Он христианин». Мальчика пощадили, а добрый армянин усыновил его и нарек Константином.
Когда Константин вырос, он переселился в Феодосию и женился на местной красавице армянке Репсиме Айвазян. У супругов родились три дочери и два сына. Один из мальчиков (1817 год рождения) был назван Ованесом (Иван). О нем-то и пойдет речь в статье.
Иван вместе с братом учился в армянской приходской школе Феодосии, но к 1826 году их пути разошлись.
У будущего художника с детства были выявлены исключительные способности к рисованию. Мальчик очень много времени проводил на море, зачарованный его меняющейся красотой и потрясающими пейзажами. Когда он наблюдал, как по открытому морю движется судно, освещаемое солнцем, то любовался меняющейся окраской белоснежных парусов. Как они в зависимости от освещения меняли оттенок от розового до алого. Увиденное ему страстно хотелось запечатлеть.
Мальчик рисовал на любом кусочке бумаги, который ему подворачивался. Даже на книгах, за что его наказывали.
Талантливый мальчуган привлек внимание градоправителя Феодосии Александра Ивановича Казначеева. Мужчина, увидев, как рисует юный Айвазовский, подарил ему пачку настоящей бумаги для рисования и ящик с акварельными красками
Казначеев взял Ованеса под свое наблюдение.
В 1830 году Айвазовский закончил приходскую школу, а Казначеев получил назначение быть губернатором Тавриды. Уезжая в Симферополь, он забрал с собой маленького художника и сделал все, чтобы мальчика приняли в Симферопольскую гимназию.
Мальчик там обучался в течение трех лет и все это время жил в семье своего покровителя — Казначеева
Это время он провел весьма плодотворно и демонстрировал такие значительные успехи, что на него обратили внимание представители высших кругов
Графиня Наталья Фёдоровна Нарышкина была восхищена даром Айвазовского и начала хлопотать о его приеме в Петербургскую Академию художеств на казенный счет. Она писала:
И ведь оказалась права. В 1833 году Айвазовского зачислили в Академию художеств. Начались насыщенные годы учебы. Иван пытался найти свою индивидуальность, выработать собственный стиль, ну, а для начала в мельчайших подробностях копировал пейзажи понравившихся художников.
Талант привлекал к нему творческую элиту и интерес царских персон. Была и вспышка острой зависти в начале его творческого пути, едва не стоившая нам потери известного художника, но о ней расскажу в следующей статье.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 год.
Большой рейд в Кронштадте. 1836 год.
Берег моря ночью. У маяка. 1837 год.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 год.
Весной 1838 года живописец уехал в Крым и провёл там два лета. Художник увиделся с родными, набрался новых впечатлений и много работал. За время там он с натуры писал виды Феодосии, Керчи, Ялты, Севастополя и Гурзуфа. Именно в ту пору Иван Константинович понял, что невозможно писать на пленэре бушующее море и начал полагаться на свою память и добавлять силу воображения.
В июле 1840 года Айвазовский со своим товарищем по Академии Штернбергом поехал в дальнюю дорогу. Через месяц они прибыли в Венецию и там художник получил новый опыт работы, добавив к своим любимым водным пейзажам каналы, гондолы, лагуны и прекрасную архитектуру.
Вид на залив около Венеции. 1841 год.
Венеция. 1842 год.
Гондольер на море ночью. 1843 год.
Вид на залив около Венеции. 1841 год.
Именно в Венеции у художника случилась первая любовь. Хотя нет. История началась чуть раньше в 1839 году в Петербурге.
Айвазовский возвращался домой из академии и его чуть было не сбила упряжка. В ней сидела прелестная пассажирка, смотрящая на него испуганными большими глазами. Она усадила рядом с собой чуть было не пострадавшего художника и отвезла его до дома. Всю дорогу он любовался ее изящностью и слушал нежный голос, произносящий французские слова. Ее имя он не спросил, постеснялся, а позже узнал, что это итальянская балерина Мария Тальони…
Они пересеклись в Венеции. Балерина купила несколько его картин, а он встретил ее у артистического подъезда и пригласил покататься по венецианским каналам. Были другие встречи, беседы и надежды на возможное счастье. Вот только балерина отказалась. Быть женой художника не входило в ее планы. На прощание она подарила Айвазовскому розовую балетку:
Он уехал без нее.
К 1844 году Иван Константинович так себя зарекомендовал, что его назначили живописцем Главного морского штаба.
Личная жизнь
Личная жизнь художника является такой же насыщенной и яркой, как его работы. Его сердце некогда принадлежало трем дамам, каждая из которых по-своему повлияла на судьбу мариниста.
Первой избранницей художника стала Мария Тальони. С танцовщицей из Венеции он познакомился во время путешествия. Девушка была старше возлюбленного на 13 лет, но это не мешало их роману успешно и стремительно развиваться. Отношения были прерваны из-за того, что у дамы на первом месте была не семья и любовь, а карьера.
Позднее Иван встретил вторую девушку. С Юлией Гревс мужчина вступил в брак в 1848 году. Девушка была дочерью медика, который работал при дворе императора. Жена подарила супругу четырех детей. Сначала родилась дочь Александра, затем Мария, позднее Елена, и самой младшей стала Жанна.
Иван Константинович иногда писал портреты. На них он изображен только самых близких людей
После рождения четырех девочек супруга живописца заболела. Она стала регулярно испытывать нервные срывы и грезила о столичной жизни с ее роскошью и балами. Айвазовский, проживший все годы в Феодосии, не желал покидать Крым, поэтому к желаниям супруги относился с равнодушием.
Непонимание послужило причиной развода. Дочери разозлились на отца и долгое время не могли наладить с ним отношения. Мать всегда настраивала девочек против отца, однако позднее дети приняли решение помириться с папой.
Третьи отношения состоялись у художника в пожилом возрасте. В 65 лет он встретил Анну Саркизову. Девушка обаяла Ивана сразу же, поэтому с предложением руки и сердца он медлить не стал. Ее портрет можно увидеть на полотне «Портрет жены художника».
Разница в возрасте между художником и третьей женой оставляла 40 лет.
И.К. Айвазовский в Нахичевани
Библиография
- Лазаревская энциклопедия
- Булгаков Ф.И. Альбом 120-й выставки картин Айвазовского И.К. С.-Петербург: типография А.С. Суворина, 1896
- Л. Вагнер и Н. Григорович. Повесть о художнике Айвазовском. «Детгиз», 1958
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., «Государственное издательство изобразительного искусства», 1958
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. М., «Искусство», 1962
Хачатрян Ш. Певец моря // Газета «Коктейль» № 27 (35) от 12-18 июля 1997
- Айвазовский И.К. Документы и материалы. Издательство «Айастан», Ереван, 1967
- Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. К 150-летию со дня рождения. М., «Знание», 1967
- Барсамова С.А. Галерея Айвазовского. Симферополь, «Крым», 1968
- Барсамов Н.С. Айвазовский в Крыму. Симферополь, «Крым», 1970
- Вагнер Л.А., Григорович Н.С. Айвазовский. М., «Искусство», серия «Жизнь в искусстве», 1970
- Хачатрян Ш.Г. Айвазовский. «Советский художник», 1989
- Чурак Г.С. Иван Айвазовский. М., «Белый город», 2000
- Рудычева И.А., Скляренко В.М. Иван Айвазовский. Харьков, «Фолио», 2010
- Андреева Ю.И. Айвазовский. «Вече», 2013
- Орлова Е. Иван Константинович Айвазовский. М., «Рипол классик», 2014
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.288, ISBN 978-9939-0-1120-2
- Акопян-Гаспарян Э. Армения – их колыбель. Рязань, 2002
- Армянский вопрос / Под ред. К.С. Худавердяна. Ер., 1991
- Барсамов Н.C. и Барсамова С.А. «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского»
- Булгаков Наши художники. Т. I. СПб., 1890
- Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1971
- Ерканян В.С. Армянская культура в 1800-1917 гг. / Пер. с арм. К.С. Худавердяна. Ер., 1985
- Иван (Ованес) Айвазовский (документы и материалы). Ер., 1967г.//Составители М.Саркисян, Г.Арутюнян, Г.Шарибян. Редактор З.Башинджагян
- Саргсян М.С. Жизнь великого мариниста: Иван Константинович Айвазовский. Перевод с армянского Е.В. Барашьяна. Предисловие, подготовка текста и комментарии Д.А. Лосева. Послесловие Ш.Г. Хачатряна. Феодосия, Издательский дом «Коктебель», 2010
- Хачатрян Ш. «Айвазовский. Апостол мира и гуманизма».Ер., Принтинфо. 2007
- Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., 1978
- Самин Д.К. Сто великих художников. Иван Константинович Айвазовский. М., 2004. С. 239-245
- Чурак Г. Иван Айвазовский // Журнал «Великие имена». Из собраний Государственной Третьяковской галереи. 2007. № 4
- Балаян С.Б.Всемирная серия. Народы и времена. Украина. Крым. Армяне.Издательство:Таврия-ДОЛЯ //Симферополь, 2007, ISBN978-966-435-158-1/ 978-966-336-115-4
- Айвазовский Иван Константинович. Сайт о жизни и творчестве художника
- Биография
- Развлекательно-познавательный блог «Коктейль»:7 ГЛАВНЫХ БЕСТСЕЛЛЕРОВ ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО
- И.К. Айвазовский — Из истории русского флота
- Айвазовский
- Иван Константинович Айвазовский — Русская живопись
- Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского — Список работ
- Биография.ру
- Музы Айвазовского
- Орден на шее собаки — Голос Армении
- Айвазовский и Турция. Российское зарубежье во Франции 1919-2000 гг. биогр. словарь : в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008-2010. — 3 Т.
- Могилы знаменитостей — Народ.ру
- Энциклопедия Армении
- Айвазовский Иван Константинович «Счастье улыбнулось мне!»
- Хронос
- Культура России
- Иван Айвазовский и его феодосийский дом
- Айвазовский Иван Константинович: «Счастье улыбнулось мне!»
- Нахичеванская-на-Дону армянская община » Иван Айвазовский в Таганроге
- Звезда первой величины – Русское единство
- Иван Айвазовский: иметь, чтобы помогать
- Шаэн Хачатрян. Иван Константинович Айвазовский – Армения или Россия?
- Известные картины Ивана Константиновича Айвазовского
- И. К. Айвазовский и его соотечественники
- Айвазовский – чистокровный армянин, или Буря в стакане воды по-турецки
- Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере
- Айвазовский
- ЛИЦА АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ: ВЫПУСК XV. ПОРТРЕТНЫЕ РАБОТЫ ВЕЛИКОГО МАРИНИСТА
- 8 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ ИВАНЕ АЙВАЗОВСКОМ
- НЕУЗНАВАЕМЫЙ АЙВАЗОВСКИЙ: НЕ ТОЛЬКО МОРСКИЕ ПЕЙЗАЖИ
- ТАЙНЫ 5 МИСТИЧЕСКИХ ПОЛОТЕН ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО
- АЙВАЗОВСКИЙ В АДРЕС АБДУЛ-ГАМИДА II: «Я ШВЫРНУЛ ЕГО ОРДЕНА В МОРЕ, ПУСТЬ ОН И МОИ КАРТИНЫ ВЫБРОСИТ В МОРЕ»
Библиография и фильмография
Библиография
Цитата Конецкого В.В.
Урожденный Ованес Айвазян, появившийся на свет 29 июля 1817 года в городе Феодосии, известен всему миру как Иван Айвазовский, великий художник-маринист, автор сотен великолепных полотен, сегодня выставленных в самых именитых музеях планеты.
Иван Константинович Айвазовский с раннего возраста обнаружил художественные и музыкальные способности, самостоятельно обучившись игре на скрипке. Талантливый мальчик без особых трудностей оканчивает феодосийское уездное училище, симферопольскую гимназию и поступает в петербургскую Академию художеств с обучением за казенный счет (иными словами – на бюджет). В учебе Айвазовский успешен, и имеет выставки, еще будучи студентом.
Ввиду этих особых успехов, было принято необычное для академии решение — выпустить одаренного художника из академии на два года раньше и послать его на этот срок в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет
Вернувшись домой, Айвазовский уделяет внимание не только морским пейзажам, но и батальной живописи. Одну из картин военной тематики высоко оценивает и приобретает сам император Николай I
Летом 1840 года Иван Константинович отправляется в европейскую командировку, посещая Италию, Испанию, Португалию, Швейцарию, Францию, Голландию, и на родину возвращается через четыре года.
Практически всю жизнь проведя в родной Феодосии, Айвазовский всегда был уважаем горожанами, но не только за свой талант. Иван Константинович трепетно любил отчий дом и делал все возможное, чтобы Феодосия становилась краше и комфортнее.
Благодаря покровительству художника в городе появляются картинная галерея и гимназия, возводятся фонтан с питьевой водой и здание Феодосийского музея древностей. Также мастер инициирует строительство железной дороги Феодосия – Джанкой и расширение Феодосийского порта. При своем доме Иван Константинович открывает мастерскую, послужившую своеобразной школой жизни для многих живописцев, ставших в последствии знаменитыми.
Перед кончиной (а это произошло в почтенном возрасте, художнику было 82 года), Иван Константинович завещает похоронить его на родине, на территории феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).
Айвазовский и Пушкин
Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.
Морской берег, 1840
Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.
А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886
И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни
Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.
Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.
Поэт, как вспоминал художник:
Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.
Ничего из той давней беседы не забыл живописец:
Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.
«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887
И вновь признание самого Ивана Константиновича:
Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!
Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880
И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.
И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие
Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:
А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.
На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной
Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно
Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях
Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:
Творчество
Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.
После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.
Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.
Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.
В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.
В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.
В 1890 году была последня