Станиславский константин сергеевич

Поздние годы

В возрасте 65 лет у Константина Сергеевича случился сердечный приступ, после которого врачи запретили режиссеру выходить на сцену. К работе он вернулся только через год, сосредоточившись на Оперной студии и на совершенствовании его собственной «системы». В поздние годы работы Станиславского были созданы работы «Богема», «Кармен», «Севильский цирюльник».

Пришло время, когда Константин Сергеевич решил обратиться к власти СССР для того, чтоб добиться особого положения для своего театра. И у него это получилось. Его детище уравняли с Большим и Малым театрами. В 1933 году театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени – общегражданской наградой СССР, которая вручалась за трудовые заслуги. Еще через 4 года – Орденом Ленина.

В 1935 году была открыта оперно-драматическая студия Константина Сергеевича, которая сейчас называется «Электротеатром Станиславского».

Метод Станиславского

Целью Станиславского было предложить актеру систему, которая позволила бы ему максимально использовать свое творчество. Речь шла о следовании законам «эмоционального искусства», чтобы каждый исполнитель достиг уровня, который, как понималось в то время, был предназначен только для гениев в их минуты максимального вдохновения.

Так называемый метод Станиславского попытался предоставить научную теорию перформанса. В нем следует оставить в стороне окончательный результат творческой работы и сделать упор на причины, которые привели к такому результату.

Таким образом, актер или актриса не должны ограничиваться «игрой» своей роли, а должны «стать» своим персонажем, живя своими страстями и чувствами.

При необходимости с помощью режиссера актер должен четко понимать центральную тему спектакля. Отсюда предлагается идеологическая и творческая цель, которую Станиславский назвал «сверхобъективной». С помощью так называемой техники эмоций актер должен показать зрителям подлинные, достоверные и неподдельные чувства.

Метод также рекомендует серию упражнений, чтобы актер мог выразить и испытать эмоции своего персонажа. Эти упражнения призваны повысить способность к импровизации, воображению, реакции на любую непредвиденную ситуацию и ясности при словесном выражении.

Константин Сергеевич Станиславский: биография

17 января, если считать по новому стилю, 1863 года в семье московского промышленника Сергея Алексеева родился хилый, болезненный мальчик. Лет до десяти ребенок, которого назвали Костей, казалось, не рос, а хворал. Он плохо говорил, болел рахитом…

Но родители, люди, удивительно интеллигентные, сына не только упорно лечили, но развивали. Семья дружила с меценатами Саввой Морозовым и Третьяковыми, увлекалась искусством, обожала театр. Последнее, впрочем, понятно, ведь матушка супруги Алексеева была известной французской актрисой.

Костю, как и других детей, а было их десять, учили музыке, танцам, фехтованию… Более того, в доме Алексеевых действовал любительский театр. Маленький Костя принимал в его делах живейшее участие. В 14 лет он впервые «блеснул» на подмостках – небольших, но все же настоящих.

Учеба и дебют

Помимо многогранного домашнего образования, Константин получил государственное, окончив гимназию восточных языков при Лазаревском институте. В 18 лет он приобщился к управлению семейной фабрикой, производящей канитель. Но, как и прежде, бредил театром.

Позже Константин Сергеевич писал, что в детские и юношеские годы на его столе книжек о театре было больше, чем учебников. Каждую свободную минуту юноша проводил в семейном театре. Каждый вечер посещал спектакли, не пропускал ни единой премьеры. Дружил с актерами, брал уроки речи и вокала у лучших мастеров.

Наряду с этим молодой Алексеев продолжает семейную меценатскую деятельность. Он становится членом дирекции Русского музыкального общества в Москве и, вместе с Чайковским и Танеевым, возглавляет его консерваторию.

Получив в распоряжение настоящую сцену, Константин приступает к режиссерским опытам. С 1891 г. он поставил шесть спектаклей. И хоть это был период поиска, эксперименты режиссера-новатора с восторгом отмечали публика и критика.

Зрелость и карьера

В 1897 г. произошло знаковое, по определению Константина Сергеевича, его «свидание-сидение» с критиком и педагогом Немировичем-Данченко.

Итогом беседы стало рождение нового, Московского художественного театра. Первыми спектаклями, ошеломившими публику, были «Царь Федор», «Венецианский купец» и «Антигона». В 1898 г. со сцены МХАТа взлетела «Чайка», открывшая эпоху Чехова.

В этих и других спектаклях Константин Алексеев появлялся также в актерской ипостаси. Чтобы «разграничить» себя как режиссера и артиста, он обзавелся псевдонимом.

Точнее, «одолжил» его у Алексея Маркова, актера-аматора, игрой которого когда-то восхищался. Тот же выступал как Станиславский в честь известной балерины, солистки Большого театра. Впрочем, скоро Константин Сергеевич «сроднился» с псевдонимом.

Советский Станиславский

Он не только остался в России, но в 1918 г. попробовал себя в синематографе, выпустив один из первых кинороликов.

МХАТ под руководством Станиславского работал без оглядки на войну, голод, диктатуру пролетариата. На его подмостках оживали пьесы Байрона, Гоголя, Чехова… А чуть позже – Островского, Булгакова, Катаева.

После инфаркта, который настиг Станиславского в 1928 г. прямо на сцене, режиссер сосредоточился на теоретической работе. Он окончательно отшлифовал актерскую систему, ставшую основой театрального искусства.

В 30-ых Станиславский издал мемуары, написал фундаментальную «Работу актера над собой». Но первый ее том вышел уже после похорон автора. Константин Сергеевич скончался от последствий инфаркта в 1938 году 17 августа.

20 век в жизни Циолковского

Новый век не встретил ученого с распростертыми объятиями. Жизнь и до этого не баловала Константина Эдуардовича, а с наступлением двадцатого века вновь пошла череда неудач и трагедий. Сначала в 1902 году покончил жизнь самоубийством один из его сыновей – Игнатий. Затем в 1908 году разлившейся Окой затопило его дом. Это привело к потере многих важных расчетов, выводу из строя техники и экспонатов. В 1923 году покончил с жизнью еще один его сын – Александр.

В 1919 году 17 ноября в его квартире провели обыск, а его самого увезли в Москву и посадили под стражу. В течение нескольких недель велся допрос. Однако кто-то из высокопоставленных лиц ему помог, и Константина отпустили. 30.06.1919 года он чуть было не остался без средств к существованию, так как труды ученого не произвели должного впечатления на социалистически настроенную академию. Тем не менее, в 1921 году ему была назначена пенсия за достижения в области науки, которая выплачивалась ему до окончания жизни.

В 1935 году, всего за 6 дней до своей смерти, Циолковский направил письмо Сталину, где высказал свое исключительно позитивное отношение к идеям социализма, советской власти и партии большевиков. Сталин не остался в долгу и послал ему благодарственный ответ.

Похороны мыслителя проходили в торжественной обстановке.

Жена Константина Эдуардовича прожила еще 5 лет после смерти мужа.

Малый Театр

Станиславский закончил свое формальное обучение в Лазаревском институте восточных языков в 1881 году. Однако это не означало, что он отказался от театральной деятельности.

Так, несколько лет он был в составе Малого театра, группы, которая ставила полупрофессиональные постановки. В этом театре, который Станиславский позже назвал своим «университетом», он начал интересоваться идеей естественной игры и правдивости, аспектами, которые впоследствии стали осями его метода.

С другой стороны, в 1885 году он стал использовать псевдоним «Станиславский». Выборы были данью уважения доктору Маркову, чрезвычайно талантливому актеру-любителю, который так себя называл.

Закат карьеры и смерть

Используя все свое влияние и авторитет, а также заручившись поддержкой Горького, который только вернулся в СССР, Станиславский сформулировал прошение в правительство, чтобы обеспечить своему художественному театру особое положение. Его просьба была услышана. В начале 1932 года его театральная студия была удостоена названия МХАТ СССР. В сентябре того же года театр получил название в честь Горького. В 1937 году он был удостоен ордена Ленина, в 1938 году – ордена Трудового Красного Знамени.

В 1933 году театру выделили строение, принадлежавшее ранее театру Корша. Там был размещен филиал МХАТа. Совместно с театральной студией был оборудован и музей, а также сценическая лаборатория в 1942 году. Сцена МХАТа была провозглашена главной сценой страны. Угроза больше не нависала над театром. Вероятность превратиться в рядовой художественный коллектив уже не угрожала ему. Но самой главной опасностью оставалась зависимость от руководящей власти, которая могла своими убеждениями просто задушить театральную труппу.

В этот период на сцене МХАТа с успехом проходят такие постановки, как «Страх» Афиногенова (1931 год), «Таланты и поклонники» по пьесе Островского (1933 год), гоголевские «Мертвые души», «Тартюф» Мольера и др. Последняя была поставлена М. Н. Кедровым уже после смерти Станиславского и считалась экспериментом с точки зрения режиссерских решений.

1935 год ознаменовался открытием оперно-драматической студии Станиславского (последней из таковых). Уже не имея возможности выходить из дома по Леонтьевскому переулку, Константин Сергеевич часто встречал у себя гостей и друзей. Его дом стал местом репетиций и своеобразной маленькой актерской школой.

Описывая кратко биографию Станиславского, можно сказать, что это был яркий, не всегда легкий, путь творческой личности. На протяжении всей жизни великий актер и режиссер не переставал трудиться и совершенствовать свою систему. Им была написана даже книга под названием «Моя жизнь в искусстве». Книга увидела свет в 1926 году в России, в Америке чуть раньше – в 1924 году. Станиславский писал еще один труд – «Работа актера над собой» и даже успел отдать в издательство первый том для редакции. Книга была выпущена уже после смерти своего автора в конце 30-х годов.

Краткой биографию Константина Сергеевича Станиславского назвать сложно. За свой жизненный путь этот поистине талантливый человек запомнился неиссякаемым творческим потенциалом и вкладом, который он внес в развитие сценического искусства как в России, так и во всем мире. Скончался Константин Сергеевич Станиславский 7 августа 1938 года и был захоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Театр и книги

В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовали Московское общество искусства и литературы, устав которого новатор разработал лично. За 10 лет деятельности общества Константин Сергеевич создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Бесприданница» и других. Его актерский талант признала публика и видные критики. Сохранилось много архивных фото, запечатлевших творца в разных образах. С 1891 года работа молодого фабриканта в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках — он взял на себя руководство режиссурой.

Константин Станиславский в молодости /

К тому времени в театральной жизни страны наметился застой. Потребность в преобразовании к подходу к постановочному процессу, актерской игре, роли режиссера чувствовал не только Константин Сергеевич, но и другие прогрессивные и творческие люди того времени. В частности, Владимир Немирович-Данченко, который заинтересовался работами Станиславского, его идеями.

Константин Станиславский — творчество и судьба самого «недоверчивого» режиссера

В 1898 году произошла знаковая встреча двух будущих мэтров. В течение 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы МХАТа отцы-основатели набрали из собственных учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии. В воспоминаниях Станиславский отмечал, что в этом детище вместе с Немировичем-Данченко они выражали протест «против старой манеры игры, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша» и других реалий устаревшего, на их взгляд, классического театра.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко / @mxat.gorkogo

Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Антона Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.

Константин Сергеевич уделял много времени воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке собственной системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю главные мысли пьесы. Тогда же появилось знаменитое выражение «Не верю!», которое реформатор театра нередко произносил на репетициях, давая понять, что актер не прочувствовал в достаточной мере персонажа, а его игра выглядит неестественной.

При Станиславском изменилось отношение к режиссерской деятельности. Если ранее постановщик спектакля воспринимался лишь как человек, перекладывающий текст драматурга на сценический формат, то теперь он стал одной из центральных фигур творческого процесса, мог по-своему интерпретировать произведение, расставлять акценты.

В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. Спустя 6 лет Константин Сергеевич создал оперную студию при Большом театре.

Embed from Getty ImagesРежиссер Константин Станиславский

В 1920-х годах режиссер с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же театральный теоретик начал писать первую из авторских книг — «Моя жизнь в искусстве». В 1935-м под руководством новатора открылась оперно-драматическая студия (ныне «Электротеатр Станиславский»).

Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус академического, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.

Станиславский не верю. Двадцать самых ярких цитат Константина Станиславского (4 фото)

Русский театральный режиссер, создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире, народный артист СССР Константин Станиславский. Ему принадлежит известная во всем мире фраза «Не верю!», которую он использовал в качестве режиссерского приема.

О театре

«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».

×

«Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».«Театр начинается с вешалки».«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале – то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».«Это закон дешевого, провинциального театра – вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!».

Об искусстве

«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».«Что такое талант? — Душа».«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».

О жизни

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

«Сначала убедись, а потом уж убеждай».«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе».«Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды».

Биография

Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.

Константин Станиславский в детстве

Один дед актера был богатым московским купцом, другой – владел фабрикой по изготовлению канители. Семейный бизнес по наследству перешел к отцу – Сергею Владимировичу Алексееву. Следующим продолжателем династии должен был стать Константин Сергеевич.

В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.

Константин Станиславский с семьей

Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.

Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.

Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.

Константин Станиславский в молодости

Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.

Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.

Память

Именем режиссера назвали десятки улиц в городах бывшего Советского Союза. Также ему установили ряд памятников. В Караганде монумент появился в 2010 году, а в 2014-м изваяние Станиславскому и Немировичу-Данченко открыли в Москве. Оно представлено на фото выше.

В 1948 году стараниями жены Станиславского в особняке в Леонтьевском переулке, где жил театральный режиссер, открыли дом-музей, посвященный его жизни и работе.

С 1994 года творческим людям, которые отличились в сфере развития театрального искусства, вручают премию международного класса, носящую имя Станиславского.

Вклад в культуру театрального деятеля не потерян, а, напротив, постоянно приумножается. Константин Станиславский разработал систему, которая помогает тысячам актеров на планете и сегодня совершенствовать артистическое мастерство. Константин Сергеевич создал режиссуру как профессию и продолжает вдохновлять художников сцены на творческие свершения и движение к новым высотам.

Жизнь в Боровске

Боровск был городом со своими обычаями и нравами. Там проживали представители разных религиозных концессий. На улицах царили кулачная расправа и право сильного. По праздникам богатые скакали на лошадях, показывая всем утварь и приданое какой-нибудь невесты. Часто устраивались вечеринки и пьянки.

Циолковский продолжал оттачивать свои преподавательские навыки. Он вел геометрию и арифметику, но иногда ему приходилось замещать других учителей и проводить занятия по рисованию, истории, географии и черчению. А один раз ему пришлось исполнить роль смотрителя училища. Свои предметы Константин Эдуардович преподавал с интересом, показывая различные опыты.

Чуть позже появились и его первые научные работы. И хотя ни одна из них так и не была опубликована в авторитетном журнале, члены русского научного сообщества по достоинству оценили его способности и предложили вступить в ряды представителей Русского физико-химического общества. На это предложение Циолковский не ответил, о чем позже сожалел.

Общество искусств и литературы

Вернувшись в Москву в том же году, Станиславский вместе со своим учителем по фортепиано, известным режиссером Федором Комиссаржевским основал Московское художественно-литературное общество. Деньги, необходимые для создания этого заведения, поступили от самого Станиславского.

В Московском обществе он был режиссером. У этой профессиональной театральной труппы не было собственной штаб-квартиры, и ее целью было участие в ее деятельности различных профессионалов искусства. Кроме того, они намеревались регулярно проводить шоу для своих участников.

Идея Станиславского заключалась в том, чтобы эти спектакли были заметно более качественными, чем в обычном русском театре того времени. Для этого он обратился к своим бывшим коллегам из Малого театра, актерам и режиссерам.

Среди тех, кто ответил утвердительно, были Гликерия Федотова и ее муж Александр Федотов. Последний научил Станиславского основам популярного театра.

С самого начала Станиславский хотел изменить интерпретацию своих актеров. В частности, он намеревался устранить актерские трюки, которые он считал ложными, и основывать все свое представление на наблюдении за реальностью.

«Система» Станиславского

В период с 1900 по 1910 год Константином Сергеевичем была разработана специальная система сценического искусства, которая решала проблему достижения полной психологической достоверности актерской игры. Эта система была описана в его книге «Работа актера над собой», увидевшей свет в 1938 году. Станиславский утверждал, что актер должен не просто играть роль, а переживать то, что происходит с его персонажем. Он должен максимально верить в то, что с ним происходит на сцене. Видимо, отсюда и пошла крылатая фраза режиссера «Не верю!».

Константин Сергеевич утверждал, что роль – это не другой человек, в которого необходимо перевоплощаться на сцене. Это «я», но в других предлагаемых обстоятельствах. Чувства и переживания актера – это его личные чувства, которые берут свое начало из собственного мира данного человека. Актер должен понять внутреннюю логику персонажа, причины его поступков, должен для себя «оправдать» каждое слово и каждое действие персонажа, то есть понять причины и цели. Переживать «здесь и сейчас» все, что происходит на сцене.

Мэтр на театральных подмостках

При этом важно не забывать и о коллективном взаимодействии. Ведь на театральных подмостках не один человек, а много, которые имеют общую жизненную линию

По мнению Станиславского, взаимодействие с другими актерам – важный аспект театральной деятельности. Партнеры должны доверять друг другу на сцене.

В последние годы

В 1928 году, когда его метод был полностью установлен, было отмечено 30-летие Художественного театра. Во время празднования у Станиславского случился сердечный приступ на сцене. Тяжесть этого не только означала конец его актерской карьеры, но и вынудила его провести два года, выздоравливая во Франции и Германии.

Однако это не означало, что он перестал работать. Станиславский воспользовался этим периодом, чтобы начать писать одну из своих книг: Работа актера над собой.

Вернувшись в Россию в 1933 году, драматург почти полностью работал из дома: продолжал писать книгу, репетировал с актерами перед новыми спектаклями, а с 1935 года обучал молодых режиссеров и актеров в Большом театре.

Константин Станиславский скончался 7 августа 1938 года в Москве. Однако его методу продолжали преподавать в различных частях света.

Сценические опыты

За год до поступления в Лазаревский институт Константин Сергеевич начал принимать более активное участие в домашнем «Алексеевском кружке». Лучшие преподаватели обучали его вокалу, пластике. Кумирами Станиславского на тот момент были актеры Малого театра – Н. Музиль, М. Ермолова, А. Ленский и др. Будущая звезда театральной сцены принимал участие в постановках «Микадо» (роль Нанки-Пу), «Мадмуазель Нитуш» (Флоридор), «Графиня де ла Фронтьер» (атаман разбойников).

На рубеже XVIII и XIX веков был построен дом Ф. А. Толстого — Карзинкиных. Представители просвещенного московского купечества устраивали у себя литературно-музыкальные вечера. Именно здесь в декабре 1884 года состоялось первое выступление К. С. Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в «Женитьбе» по Гоголю. Режиссером был артист Императорских Московских Театров Михаил Аркадьевич Решимов. Как позже вспоминал этот день Константин Сергеевич: было весело в тот вечер всем, кроме него.

Станиславский в молодости

Дальнейшее развитие творческой биографии Станиславского:

  • 1886 – член дирекции и казначей Русского музыкального общества в Москве.
  • Разработка проекта МОИиЛ с вложением личных финансовых средств. В этом ему помогали Ф. Комиссаржевский и Ф. Соллогуб. Именно в это время, чтоб скрыть свою настоящую фамилию, Алексеев взял творческий псевдоним – Станиславский.
  • Роль в спектакле «Игроки» реж. А. Федотова.
  • «Маленькая» трагедия Пушкина «Скупой рыцарь» – роль Барона.
  • В «Каменном госте» сразу две роли – Дона Карлоса и Дона Гуана.
  • Исполнение роли Фердинанда в пьесе Уильяма Шекспира «Буре».
  • Первый личный режиссерский опыт – «Горящие письма» русского драматурга и основоположника искусствоведения Петра Гнедича.
  • Второй режиссерский опыт – «Отелло». Постановкой восторгались театральные критики, называя работу Станиславского «большим шагом вперед по этому симпатичному пути».
  • С 1891 года – должность главного режиссера в Обществе искусства и литературы при МОИиЛ. Были поставлены спектакли «Уриэль Акоста», «Двенадцатая ночь», «Польский еврей», «Много шума из ничего» и многие другие.

Кино

В 1918 году Константин Станиславский снял фильм продолжительностью 3 мин. В прокат шуточная короткометражка не выходила и даже не получила названия. Но режиссер оказался в числе первых, кто разглядел в кинематографе потенциал для развития искусства переживания роли. Этому помогало наличие крупных планов, которых не бывает в театре. К тому же лицо артиста словно обнажено на экране, а его игру можно зафиксировать. Все это, с точки зрения режиссера, должно помогать в освоении техники игры.

Дальнейшее становление советского киноискусства неотрывно связано с эстетикой, сформированной во МХАТе. Кинорежиссеры постепенно развивали различные положения, предложенные Станиславским, и давали им новые варианты воплощения. Сначала на стадии немого кино глубоко применять систему режиссера не представлялось возможным, но уже в 1930-х она превратилась в основу воспитания киноактеров. В последующие годы советская кинорежиссура продолжила формироваться на базе идей Константина Сергеевича. Более того, его учение подхватили и западные кинодеятели.

Биография Станиславского

Константин Алексеев (Станиславский) появился на свет 5 (17) января 1863 г. в Москве. Он рос в многодетной обеспеченной семье.

Его отец, Сергей Алексеевич, был зажиточным промышленником. Мать, Елизавета Васильевна, занималось воспитанием детей. У Константина было 9 братьев и сестер.

Детство и юность

У родителей Станиславского был дом неподалеку от Красных ворот. Интересен факт, что никто из его родственников, за исключением одной из бабушек, не имел ничего общего с театром.

Константин Станиславский в детстве

Бабушка Константина по материнской линии, Мари Варлей, в прошлом выступала на парижских подмостках в качестве актрисы.

Один из дедушек Станиславского был владельцем фабрики по производству канители, а другой являлся состоятельным купцом. Со временем, семейный бизнес оказался в руках отца Константина.

Родители старались дать детям наилучшее воспитание и образование. Детей обучали музыке, танцам, иностранным языкам, фехтованию, а также прививали любовь к книгам.

В семье Алексеевых даже был домашний театр, в котором выступали друзья и близкие родственники. Позже в усадьбе Любимовка семейство построило театральный флигель, который впоследствии был назван «Алексеевким кружком».

Когда Константину Станиславскому едва исполнилось 4 года, он впервые сыграл в одном из семейных спектаклей. И хотя мальчик был весьма слабым ребенком, на сцене от демонстрировал прекрасную актерскую игру.

Родители поощряли сына участвовать в подобных постановках, однако в будущем видели его исключительно в качестве директора отцовской ткацкой фабрики.

Получив начальное образование, Константин стал студентом гимназии при институте восточных языков, где обучался в период биографии 1878-1881 гг.

После окончания учебы Станиславский начал работать в семейной компании, а также активно участвовал в «Алексеевском кружке». Он не только выступал на сцене, но и ставил спектакли.

Кроме этого, Константин брал уроки пластики и вокала у лучших педагогов.

Несмотря на страстную любовь к театру, Станиславский уделял большое внимание бизнесу. Став директором фабрики, он ездил в зарубежные командировки, стремясь получить опыт и улучшить развитие производства

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: