Оксана Гайдай сейчас
В январе 2023 года к 100-летнему юбилею Леонида Иовича на Первом канале состоялась премьера документального фильма «Все бриллианты короля комедии», в котором воспоминаниями о великом родственнике поделились его вдова, дочка и внучка. Лента была названа по аналогии с шедевром Гайдая «Бриллиантовая рука». Десятилетием ранее любимые женщины режиссера рассказывали о муже, отце и дедушке в беседе со Светланой Зейналовой, приуроченной к 90-летию кинематографиста.
В октябре 2022 года Ольга Худякова по приглашению «ГайдайЦентра» впервые побывала в городе детства Леонида Иовича — Иркутске и дала интервью местному телевидению. В день 100-летия комедиографа иркутяне водили хоровод вокруг памятника Гайдаю, а иркутские школьники писали диктант, текст которого состоял из крылатых фраз, ушедших в народ благодаря его фильмам.
Попытки зарекомендовать себя как режиссера
фото: @andrey_mironov1941
После возвращения в Иркутск, Гайдай стал учеником Театральной студии, где проявил свои прекрасные актёрские способности. В конце 40-х годов, наш сегодняшний герой, переехал на постоянное место жительства в столицу России, где стал студентом Института кинематографии.
Обучение он завершил в 1955 году, после чего, в качестве режиссера был принят на киностудию «Мосфильм». Среди первых работ мастера, присутствуют такие картины, как «Долгий путь» и «Жених с того света». Последняя лента едва не поставила крест на дальнейшей карьере молодого режиссера. В сюжете киноленты откровенно высмеивался бюрократизм советской власти, что привело к жёсткому редактированию фильма.
В начале 60-х годов появляются такие короткометражные работы режиссера, как «Пёс Барбос и Необычный кросс» и «Самогонщики». Эти комедийные картины приносят Леониду Гайдаю первую широкую известность. Но, оглушительный успех всё еще ждёт его впереди.
Семейные ценности
Семья Гайдаев не была слишком открытой: не было ни больших посиделок в их доме, ни частых походов в гости и т. д. Оксана вспоминает, что лишь иногда они ездили к кому-то на дачу на шашлыки. Могли иногда собраться с друзьями и съездить на пикник с раками, но не более. Возможно у них не было на все это времени, так как они все вместе мотались по киноэкспедициям. Если это совпадало с летними каникулами дочки, то ее тоже брали с собой. Кстати, Оксана Гайдай училась в английской спецшколе, причем определила ее туда Нина Павловна. Она мечтала, чтобы девочка получила очень хорошее образование. Оксана около двух часов проводила в общественном транспорте — от дома до школы и обратно. Но зато весьма преуспела в изучении языков, что очень помогло ей в дальнейшей профессии. А еще ей всегда нравились познавательные игры, она увлекалась географией, математикой, историей и росла очень эрудированной девушкой.
Американский писатель О. Генри
После успеха «Деловых людей»Гайдай решил снять современный фильм — комедию о советских людях. Режиссер нашел готовый сценарий авторов Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьезные истории» и вместе с ними передал его. Гайдай дописал третью новеллу, в которой столкнул интеллигентного студента Владика Арькова с героями своих короткометражек Трусом, Балбесом и Бывалым. Ленту сняли за девять месяцев. Во время съемок сценарий несколько раз изменяли: сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика, переделали несколько сцен. Гайдай разрешал актёрам импровизировать, придумывать шутки, не требовал строгого заучивания ролей. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год ее посмотрело около 70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил главный приз — «Серебряного дракона Вавеля».
Жизнь после Гайдая
Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: fishki.net
Я очень скучаю по мужу, мне с ним так повезло. Правда, Леня не снится мне и не зовет меня с собой. Не было ни дня, когда я не вспоминала бы о нем. Знаете, я перематываю в памяти все, что между нами было, и удивляюсь – как он меня терпел, ведь я была такой невыносимой!
Кадр из фильма *Экипаж*, 2016 | Фото: kino-teatr.ru
Он все время здесь, он мне все время помогает
Нина Гребешкова с дочерью и внучкой | Фото: uznayvse.ru
Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: fishki.net
За кадром фильма «Не может быть!»: Чем Юрий Никулин обидел Леонида Гайдая
Фильмы
Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют — эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».
На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища» — экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше — закружилось-завертелось.
В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц: ее невысокий рост (155 см) способствовал этому амплуа. Затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сняться у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где сыграли также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина.
В послужном списке Нины Павловны числятся и фильм о комсомольцах «Беспокойная весна», и драма о казахской революционерке «Ботагоз». В начале карьеры фильмография Гребешковой пополнилась ролями в детском фильме-сказке «Звездный мальчик» и военной драме «Девочка ищет отца».
В молодости актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Гайдая. Первым фильмом режиссера, в котором снялась Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». Картина не получила всесоюзной популярности, но стала хорошей школой для режиссера.
Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине Павловне сняться в комедии — та, не задумываясь, поехала с ним на съемки в Крым. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Гребешкова появилась в образе медсестры из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелии.
Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука», в которой Гребешкова сыграла центральную роль, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Интересно, что после показа киноленты публика пребывала уверенности, что Юрий Никулин и его экранная жена — супруги в жизни, и появление Нины Павловны вместе с Гайдаем воспринималось зрителями как предательство.
Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука» / кадр из фильма
Популярностью пользовалась еще одна комедия постановщика, «Не может быть!», по произведениям Михаила Зощенко. Киноальманах, в первой новелле которого сыграла Нина Павловна, в 1976 году занял второе место по количеству просмотров, собрав в кинотеатрах 50,9 млн зрителей.
Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Но именно актрисе публика обязана появлением картины. Режиссер хотел снять киноленту в серьезном жанре и для этого рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег». Однажды супружеская пара попала на спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», и Нина Павловна предложила использовать этот сюжет для следующего проекта мужа.
В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона — «Спортлото-82», который в СССР посмотрели 55 млн зрителей. Жене Леонида Гайдая досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя. Кинолента была снята по госзаказу: необходимо было спасать положение рекламой, так как после Олимпиады резко упала выручка государственной лотереи.
Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была последней совместной работой супругов, при этом артистка появилась на экране эпизодически, а в титрах картины не было даже указано ее имя.
Актриса и сейчас появляется на экране в эпизодах — говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов — сериал «Каменская-2», мелодрама «Победитель».
В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета. В России кинокартину посмотрело более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.
В год своего 90-летия Гребешкова появилась в актерском составе драматического сериала «Содержанки-2». На этот раз на экране Нина Павловна предстала в образе старушки, сидящей на скамейке.
Память
Имя Гайдая присвоили крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, разместили мемориальную доску. Памятные доски появились и на школах, где учился маэстро и где в 1943–1944 годах располагался госпиталь, в котором он проходил лечение после ранения, а также на первом корпусе дома № 5 на московской улице Черняховского, где Леонид Иович жил после переезда в Москву.
Леонид Гайдай и Нина Гребешкова /
В Перми перед кинотеатром «Кристалл» в 2010 году появилась скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев, переходивших у Гайдая из фильма в фильм. Комедийные персонажи изображены в полный рост в движении и без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.
Через 2 года подобная композиция была открыта и в Иркутске. Но здесь, кроме знаменитой троицы, присутствовал также и сам Гайдай на режиссерском стульчике. Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве — одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая.
К 90-летнему юбилею режиссера компания «Красный квадрат» подготовила документальный фильм «Леонид Гайдай. Великий пересмешник». В картину вошли яркие эпизоды из творческой биографии сценариста, а также интервью с артистами, снимавшимися в гайдаевских лентах. Публика увидела редкие фото из семейных архивов, услышала рассказы о знаменитом муже от его вдовы.
Биография
Известный советский режиссер Леонид Гайдай появился на свет зимой 1923 года в небольшом поселке Амурской области. Он был еще совсем маленьким, когда семья переехала в Иркутск, где и прошло все детство мальчика.
Леонид был третьим, самым младшим ребенком в семействе Гайдай: у него была старшая сестра Августа и брат Александр. Родители Леонида были простыми советскими тружениками, которые работали на железной дороге.
Все дети Гайдай успели окончить железнодорожную школу, после чего началась Великая Отечественная война. Вчерашний школьник попытался уйти добровольцем на фронт, но его не взяли из-за юного возраста. Тогда он устроился обычным рабочим в Иркутский драмтеатр, где успел посмотреть все спектакли и даже ездил на гастроли.
Осенью 1941 года молодого Гайдая призвали в ряды советской армии, и поначалу он проходил службу в Монголии. Затем молодого бойца направили в разведку на Калининский фронт. В боях Леонид доказал свое мужество и отвагу, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». Однако после тяжелого ранения был признан непригодным к несению воинской службы и отправлен на гражданку.
После окончаний войны Леонид стал студентом театральной студии при Иркутском драмтеатре. После ее окончания работал в театре актером и осветителем.
В 1949 году талантливый парень решил попытать счастья и отправился в столицу, чтобы поступить в знаменитый ВГИК. Это ему удалось, и в течение следующих шести лет он учился на режиссерском факультете.
Впервые на экране молодой Гайдай появился в 1955 году, сыграв в картине «Ляна». Однако актерская стезя не задалась с самого начала, и он направил свои силы на режиссуру. Уже спустя год он выпустил свой первый фильм – драматическую ленту «Долгий путь». После ее просмотра Михаил Ромм, рассмотревший в юном режиссере большие комедийные задатки, посоветовал ему снимать в юмористическом жанре.
Леонид прислушался к совету мэтра и снял смелую по тем временам сатирическую картину «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. Испугавшись, что ему запретят заниматься любимым делом, Гайдай по заказу «Мосфильма» согласился снять идеологическую картину «Трижды воскресший». Он получил разрешение работать, однако до конца жизни очень стеснялся своего поступка.
Далее последовал период легких юмористических короткометражек. В 1961 году в прокат вышли сразу две работы Гайдая, принесшие ему первую славу: «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Зрителям особенно полюбилась троица главных героев, которых блестяще исполнили советские актеры Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Их персонажи стали народными любимцами.
Далее Леонид Гайдай снял три новеллы О’Генри, объединив их в картину «Деловые люди.
После трехлетнего перерыва Леонид Гайдай сразил наповал советскую публику своими шедеврами: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа, стали любимыми картинами многих поколений.
Гайдай не только снимал картины, но и нередко принимал в них участие, появляясь в эпизодических ролях. К примеру, в знаменитой экранизации Ильфа и Петрова «12 стульев» он сыграл архивариуса Коробейникова. В 1989 году Леониду Гайдаю было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Последние годы Гайдай страдал от раны на ноге, которая никак не заживала. Самочувствие режиссера ухудшалось и из-за его пагубной привычки: он слишком много курил. В 1993 году обычное воспаление легких дало сильное осложнение.
Леонид Гайдай скончался московской больнице 19 ноября 1993 года, похоронен на Кунцевском кладбище.
Со своей будущей женой Леонид Гайдай познакомился еще во время учебы во ВГИКе. Его избранницей стала будущая актриса Нина Гребешкова. Влюбленные сыграли свадьбу в 1953 году, и с тех пор не расставались.
Они стали образцом дружных и любящих друг друга супругов, которым удалось сохранить свежесть чувств на протяжении сорока лет. В браке у них родилась дочь Ольга, которая отказалась идти по стопам родителей и выбрала работу экономиста.
Гайдай кратко – краткая биография Леонида Гайдая
Гайдай кратко о Великом киногении Советского телевидения. Продолжаем нашу рубрику Кратко про СССР. Леонид Гайдай и его комедии известны каждому жителю большой страны. Пожалуй, самые лучшие и добрые фильмы. А вот историю жизни Леонида Иовича знают немногие.
30 января 1923 года родился русский кинорежиссер Леонид Иович Гайдай. В младенчестве он с семьей переезжает в Иркутск, где впоследствии маленький Леня отправился в школу. Несмотря на то, что он довольно хорошо учился, учителя нередко жаловались на его поведение.
Вскоре после окончания школы, Леонид пытается записаться добровольцем на фронт, но, в силу возраста, его не берут. Не попав в армию, Гайдай устраивается в драматический театр Н. П. Охлопкова, где работает помощником. Это отражается на его дальнейшей жизни.
В 1942 г. Гайдай все же попадает на фронт, его направляют в Монголию. Случай распределения отражается в его фильме “Приключения Шурика”. Когда военком распределял добровольцев в горячие точки: “В артиллерию… Во флот…” Леонид вышагивал вперед с выкриком “Я”, на что офицер и сказал знаменитую фразу: “Подождите! Дайте весь список огласить.!”.
Затем его переводят под Москву. В 1943 году он подрывается на мине и возвращается в Иркутск, где долгое время передвигается на костылях.
В Иркутском театре Леонид поступает на работу, начиная с маленьких ролей. Его замечают, о нем пишут в местных газетах, через два года он отправляется в Москву, где поступает во ВГИК. Здесь же знакомится со своей будущей женой Ниной Гребешковой, которая в последствии снимется в нескольких картинах режиссера.
Всенародная слава пришла к Гайдаю в кинематографе. “Деловые люди”, “Пес Барбос”, “Самогонщики”. Многое подвергалось критике, многое приходилось вырезать, как вспоминал сам Гайдай — “с кровью”.
В 1965 году выходит его комедия “Операция “Ы”…”. В ней он задействует все тех же Труса, Балбеса и Бывалого. После успеха “Шурика” выходит следующая картина “Кавказская пленница” (есть отдельная статья с редкими фото со съемок), которая редактируется прямо на съемках.
На съемках “Иван Васильевич меняет профессию”
Впоследствии фильмы “12 стульев”, “Бриллиантовая рука”, “Иван Васильевич…” становятся всенародным достоянием, Гайдай получает Государственную премию РСФСР. Пожалуй, самый любимый актер – Юрий Никулин.
Последней работой великого режиссера становится “На Дерибасовской хорошая погода…”. Вскоре после премьеры Гайдай попадает в больницу. В ноябре 1993 года его не стало. Но фильмы его живы и будут жить еще очень много лет.
Много интересных фотографий о героях фильмов Гайдая и не только можно найти в нашей группе в Одноклассниках” СССР – это мы
Ранние годы
Леонид Гайдай появился на свет 30 января 1923 года в семье Йова Исидоровича Гайдая и Марии Ивановны Любимовой. Место рождения будущего режиссера – город Свободный Амурской губернии Дальневосточной области, куда его отец был направлен в возрасте 22 лет на строительство Амурской железной дороги. Отец Йов Исидорович был родом из Полтавской губернии и происходил из крепостных крестьян, родина Марии Ивановны – Рязанщина.
Кроме Леонида, который был самым младшим, в семье было еще двое детей – сестра Августа и брат Александр.
Гайдай в детстве (слева)
Летом 1923 года семья переехала в Читу, а затем обосновалась в Иркутске, где Леонид пошел в школу. Он хорошо учился, любил читать, но в то же время был задирой и нередко попадал в драки. Юный Гайдай занимался в кружке художественной самодеятельности в доме культуры, играл на балалайке и вместе с творческим коллективом выступал в разных городах. В старших классах он увлекся произведениями Зощенко и Маяковского и принимал участие в литературных конкурсах.
В 1941 году Гайдай окончил школу и сразу же отправился в военкомат, чтобы пойти добровольцем на фронт, но ему отказали. Молодой человек устроился на работу в Иркутский драмтеатр рабочим сцены. В это время в местном театре шли спектакли Московского театра сатиры, который был эвакуирован в Иркутск. Гайдай не пропускал ни одной постановки и ездил с театром на гастроли.
Гайдай в юности
Фильмы
В кино Леонид Гайдай дебютировал в 1955 году, причем как актер. Леонид Гайдай сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год Леонид Гайдай делает режиссерский дебют и выпускает драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.
Тогда Гайдай выпускает сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он сделал идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер этого фильма стеснялся до конца жизни.
«Жених с того света»
В 1961 году он снимает короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые приносят всесоюзную славу не только режиссеру, но и троице персонажей Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.
«Пес Барбос и необычный кросс»
«Самогонщики»
Экранизировав несколько новелл американского юмориста О’Генри в картине «Деловые люди», Гайдай возвращается к советской действительности и дарит зрителям одну за другой бессмертные картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!». Эти фильмы стали лицом советского кинематографа для последующих поколений.
«Деловые люди»
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
«Бриллиантовая рука»
«Иван Васильевич меняет профессию»
В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Леонид Гайдай экранизировал классические произведения российских авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев».
«12 стульев»
Кстати, сам Леонид Гайдай нередко появлялся в своих фильмах в маленьких эпизодах. Наиболее крупная его роль — архивариус Варфоломей Коробейников в «12 стульях». В 80-х годах режиссер сделал еще одну классическую комедию «Спортлото-82», а также снимал многие из выпусков киноальманаха «Фитиль».
«Спортлото-82»
В 1989 году Леонид Гайдай получил звание народного артиста СССР.
Последними работами великого Леонида Гайдая были перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль играл Дмитрий Харатьян.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
Стоит добавить, что легендарный режиссер был весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него по многу раз. Например, Георгий Вицин, Виктор Уральский, Сергей Филиппов и Нина Гребешкова появлялись в его картинах около 10 раз. Также Гайдай любил работать с Натальей Крачковской, Александром Демьяненко и Леонидом Куравлевым.
Также узнаваемой деталью фильмов становились песни, которые исполняли персонажи картин. Культовыми благодаря появлению в фильмах Гайдая стали «Песня про зайцев», которую поет герой Юрия Никулина в «Бриллиантовой руки», «Теряют люди друг друга» с царского пира в «Иван Васильевич меняет профессию» или «Трутся спиной медведи о земную ось», которую поет главная героиня картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Семейная жизнь
Продолжительное время после свадьбы молодым людям приходилось жить в коммунальной квартире. По этой причине о детях они совершенно не думали. С этой проблемой молодоженам помогли родители Нины. Они старались как можно чаще оставлять их наедине. Благодаря этому в семье прогремела радостная новость о беременности. Через девять месяцев на свет появилась прекрасная малышка, которая получила имя Оксана.
Режиссер время пропадал на работе. Жена Леонида Гайдая принимала все с терпением. Нина любила и ценила мужа, ведь он всегда был добрым и внимательным. Больше всего в нем женщина ценила человечность, талант и дружелюбность. Нина же отошла от профессиональной деятельности. Полностью отдалась семье и детям. Изредка супруги ссорились по мелочам. Гайдай даже мог после этого замкнуться и перестать разговаривать с супругой. Однако они всегда мирились.
Гайдай очень скоро стал известным и востребованным, только от этого богатым не становился. У них была своя дача, где они выращивали овощи и не только. Мужчина всегда ездил на обычных машинах.
Чтобы обеспечить семью, ему приходилось сутками пропадать на работе. Жена же его поддерживала и переживала за состояние здоровья. Детей больше он не хотел. Очень любил единственную дочь. А работа для него была вторым ребенком.
Слава комедиографа
В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки. В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.
Знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый
Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Режиссера на показ не пригласили, поэтому об ажиотаже, который вызвала картина, он не знал до момента, пока не раздался звонок в его дверь — на пороге стоял Сергей Бондарчук с тарелкой в руках. На ней был нарисован Барбос с золотой медалью. Режиссер торжественно вручил ее Леониду со словами «Это тебе первая золотая медаль – лично от меня».
Леонид Гайдай и Юрий Никулин, 60-е годы
После этой корометражки жизнь Гайдая круто переменилась. «Барбоса» номинировали на Пальмовую ветвь в Каннах. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа..
«Самогонщики»: режиссер и знаменитое актерское трио
В 1962 году режиссер экранизировал новеллы О. Генри «Деловые люди».
На съемках фильма «Деловые люди»
Ну и с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй – «Кавказская пленница», а третьей, самой обожаемой зрителями, «Бриллиантовая рука».
Фото со съемок «Бриллиантовой руки»
Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х. Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому, но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел.
Леонид Гайдай в роли Коробейникова
Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на пьесе «Иван Васильевич».
На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. После премьеры Леониду присвоили звание народного артиста РСФСР.
Леонид Гайдай и Юрий Яковлев
После успеха “Ивана Васильевича” Гайдай сразу же приступил к комедии “Не может быть!” по мотивам произведений Михаила Зощенко. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. В их числе – “Спортлото-82” и “На Дерибасовской хорошая погода” (1992). Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам.
Съемки комедии «Спортлото-82»
«Даже ботинок не было — в галошах ходила»
Без работы она не сидела — сниматься начала раньше, чем вышла замуж. Еще на первом курсе ВГИКа. Партнерами были Грибов, Яншин, Арутюн Акопян. Актриса часто ездила по стране, за границу. Дублировала. Кроме того, на ее плечах был дом, воспитание дочки. Да и за Леонидом Иовичем нужно было «присматривать» буквально как за малым дитем. Она не роптала.
«Я умру без тебя». За что Гайдай полюбил Нину Гребешкову Подробнее
— В поведении мамы не было никакой жертвенности, — рассказывала мне дочь Гайдая и Гребешковой Оксана. — Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке… Такой человек. Отдающий.
Вообще-то она мечтала стать учительницей начальных классов, собиралась поступать в пединститут. Но отец подруги — поэт Владимир Луговской — рассмотрел в ней артистический талант…
— А мы ведь актрисами тогда могли только восхищаться: Дина Дурбин, Милица Корьюс, — делилась со мной в интервью Нина Павловна. — Куда мне, замухрышке, думала я. У меня даже ботинок не было — в галошах ходила.
Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища», 1953 г. Кадр из фильма
Сама Гребешкова считала, что стала актрисой благодаря папе, у которого в трудовой книжке было написано: маляр. На самом деле он работал в артели альфрейщиком — в Елисеевском магазине расписывал колонны, в Академии им. Фрунзе раскрашивал ордена. А дома играл на гармони, читал Нине сказки и… Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез…
Слушая папу, плакала и девочка. А потом и сама стала декламировать серьезные стихи.
«Я же без тебя погибну». Как Нина Гребешкова стала музой Гайдая Подробнее
Экранизации 1970-х годов: от «Двенадцати стульев» до «Инкогнито из Петербурга»
Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971)
Леонид Гайдай (справа) и актер Сергей Мигицко на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». Фотография: kp.kg
Леонид Гайдай (слева) на банкете по окончании съемок комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Фотография: fotostrana.ru
После успеха комедий Леонид Гайдай решил снять фильм по пьесе Михаила Булгакова «Бег», но не получил разрешения от Государственного Комитета по кинематографии. Тогда режиссер экранизировал другое литературное произведение – роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Трудности у Гайдая возникли и с подбором актеров: на роль Остапа Бендера претендовало 22 человека, в том числе Владимир Высоцкий, Никита Михалков и Евгений Евстигнеев. Режиссер остановился на малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили. Съемки закончили к концу 1970 года, а премьера фильма состоялась весной 1971 года. Лента была не так популярна, как предыдущие работы Гайдая, но все равно попала в лидеры проката. На Фестивале советских фильмов в Сорренто и Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси картина удостоилась специальных наград.
После «Двенадцати стульев» Гайдай вновь попытался экранизировать произведение Михаила Булгакова и выбрал пьесу «Иван Васильевич» о советском инженере, который создал машину-времени. Гайдай долго подбирал актеров – многие отказывались от участия в фильме, так как полагали, что цензура запретит его из-за шуток над Иваном Грозным. Во время согласования картины худсовет «Мосфильма» действительно потребовал убрать несколько сцен, в том числе ту, в которой царь жарил котлеты. Часть вырезанных эпизодов попали в короткометражную версию ленты под названием «Черные перчатки». Вскоре после выхода этого фильма режиссеру присвоили звание народного артиста РСФСР. Гайдай узнал об этом на съемках новой картины – экранизации произведений Михаила Зощенко. Фильм под названием «Не может быть!» вышел на экраны в 1975 году.
Экранизации Гайдая были не так популярны, как комедии «золотого десятилетия» – периода между 1965 и 1975 годами. Последний из фильмов режиссера 1970-х – «Инкогнито из Петербурга» по пьесе Гоголя «Ревизор» провалился в прокате. Гайдай объяснял это цензурой: «Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину». Киноведы критиковали сценарии новых фильмов режиссера – после «Бриллиантовой руки» он перестал работать в соавторстве с Костюковским и Слободским и все сценарии писал сам.
Телевидение
В 2015 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.
Актриса Нина Гребешкова / @okino2020
В июле 2017 года телевизионщики вновь заглянули к Нине Гребешковой на приусадебный участок. На этот раз к работе были привлечены ландшафтные дизайнеры, которые преобразили придомовую территорию, построив на участке летнюю беседку и разбив французский сад. После знакомства с результатом работы мастеров актриса была приятно удивлена.
В 2016 году Гребешкова появилась в документальном фильме «Я без тебя пропаду», где подробно описала детали совместного быта с режиссером. Артистка не скрывает, что все вопросы обыденной жизни она решала сама, гонорары у мужа появлялись раз в два-три года и уходили на крупные покупки. Однажды актриса не выдержала и объявила супругу о расставании. Гайдай воскликнул, что пропадает без жены. Больше этот вопрос ни разу не поднимался. В фильме дали интервью дочь и внучка Нины Павловны, были показаны редкие фото из семейного архива.
Нина Гребешкова прокомментировала признание Натальи Варлей о домогательствах со стороны Гайдая, которые звезда «Кавказской пленницы» сделала в своей книге «Канатоходка. Автобиография». Неловкая ситуация произошла на съемках комедии, но не привела к серьезным последствиям, за исключением одного: практически всю роль Варлей озвучила Надежда Румянцева.
Нина Павловна назвала эти воспоминания полной чушью и предположила, что Наталья Владимировна испытывает гормональный сбой в связи с возрастом.