Новая «высота»
Театр или кино? Похоже, такой вопрос после окончания ВГИКа перед Инной Макаровой не стоял. Актриса поступила на работу в Театр киноактера и предпочла роли на экране. Любовь зрителя принес фильм «Высота».
Производственная драма на строительстве доменной печи с участием Николая Рыбникова вышла теплой и убедительной
Исполнители главных ролей, несмотря на наличие каскадеров на съемочной площадке, работали сами, понимая важность каждого кадра. У Инны Макаровой за спиной была «Молодая гвардия», у Рыбникова — «Весна на Заречной улице»
Снимали в Днепродзержинске — на местном металлургическом заводе во время строительства как раз доменной печи. Так что условия были максимально приближены к «боевым».
В 1957 году картина получила «Хрустальный глобус» — главную премию Х Международного фестиваля в Карловых Варах.
Инна Макарова в роли губернаторши в фильме «Мертвые души» (1984)
Инна Макарова в роли Анфисы Пеженовой в фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964)
Инна Макарова в роли Елизаветы Михайловны Кирпичниковой в фильме «Вас вызывает Таймыр» (1970)
Личная жизнь
Режиссер Сергей Герасимов обратил внимание на Тамару Макарову не сразу. Они учились в одном заведении, часто пересекались
Роман между Макаровой и Герасимовым вспыхнул во время съемок картины «Чужой пиджак».
Герасимов был выходцем из интеллигентной семьи, обладал образцовыми манерами, чем покорил сердце юной красавицы
По завершении работы над фильмом Сергей Апполинариевич пригласил девушку в ресторан. Пообщавшись, они нашли много точек соприкосновения. Спустя месяц пара расписалась. Муж Тамары Макаровой не был верным семьянином, у него часто случались интриги с молоденькими актрисами. Макарова обо всем знала, но никогда не опускалась до разборок с любовницами мужа.
Первая леди советского кино ходила с гордо поднятой головой, хотя их личную жизнь обсуждала вся богема. Общих детей у супругов не было. Они усыновили племянника актрисы – сына ее младшей сестры, которая вместе с мужем была подвергнута репрессии.
Тамара Федоровна не могла допустить, чтобы мальчик воспитывался в детском доме, куда отправляли детей «врагов народа». Герасимову пришлось приложить немало усилий, пока им с женой разрешили стать опекунами ребенка.
Артур Сергеевич Макаров стал выдающимся писателем. Он написал киносценарии к таким фильмам: «Колье Шарлотты», «Золотая мина», «Новые приключения Неуловимых». В октябре 1995 г. Макаров был обнаружен мертвым в своей квартире. Его закололи ножом из коллекции приемного отца. Полиции не удалось поймать преступников.
Фильмы
В спектакле «Кармен» Инну Макарову увидел писатель Александр Фадеев и попросил режиссера Сергея Герасимова обратить на нее пристальное внимание, не зная, что тот является наставником актрисы во ВГИКе. Но взгляд со стороны утвердил Герасимова в решении доверить ей ответственную роль Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия»
После этой картины Макарову стали много приглашать сниматься – «Дело Румянцева», «Возвращение Василия Бортникова», «Димитровградцы». Но колоссальную популярность ей принесла картина «Высота», где Макарова сыграла яркую девушку Катю Петрашень, которая проходит сложный путь от вульгарности до природной женственности.
Вскоре специально для Макаровой и Алексея Баталова писатель Юрий Герман создал сценарий фильма «Дорогой мой человек». Получившаяся картина считается одним из лучших образцов советской драмы. Позднее Инна Владимировна все больше реализовывалась как драматическая актриса. Она задействована в мелодраме «Женщины», психологической драме «Преступление и наказание», социальных картинах «Русское поле», «Большая руда» и «Маленький беглец».
Статья по темеФильм «Девчата»: интересные факты и ляпы в картине
Даже в популярных кинокомедиях «Вас вызывает Таймыр» и «Девчата» ее персонажи совсем не веселые, а несут внутреннюю трагедию. Кстати, в «Девчатах» Инна Макарова сыграла с Николаем Рыбниковым, с которым уже составляла прекрасный дуэт в «Высоте».
В кино актриса появлялась до начала 90-х годов, а потом ушла в концертную деятельность. 1986 год принес актрисе последнюю главную роль прошлого века. Инна Макарова сыграла роль Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, бабушки Лермонтова, в биографическом фильме о поэте «Лермонтов». А в 1988 году артистка сыграла вдову Ирину Семеновну в картине «Сороковой день». После этого продолжила периодически, раз в 5-10 лет, появляться на экранах, но регулярной занятости в кино больше не было. Макарова все же появилась один раз на экранах и в 90-е снова ушла в театр.
Вернулась на экраны актриса уже в 2006 году, снявшись сразу в шести фильмах, из которых выделяется сериал «Капитанские дети», где актриса сыграла главную роль Эмилии Павловны Гриневой
Также внимание зрителей особенно привлекли историческая лента «Пушкин. Последняя дуэль» и мелодрама «Большая любовь»
Инна Макарова в молодости В 2007 году актриса снялась еще в трех фильмах: вернулась к роли Екатерины Загряжской, которую исполняла в картине «Пушкин. Последняя дуэль», в фильме «Одна любовь души моей». В новой картине роль Екатерины стала уже не второстепенной, а главной. В том же году Макарова появилась в сериале «Оплачено смертью» и в образе школьной учительницы в проекте «Срочно в номер».
После 2007 года наступил еще один длительный перерыв в кинематографической карьере актрисы. Только в 2020 году Инна Макарова снова появилась на экранах, продолжив радовать зрителей своим талантом.
Несмотря на внушительный возраст, Инна Макарова продолжала играть в театре. Регулярные появления на сцене дарили актрисе бодрость.
Военные годы
В начале Великой Отечественной войны Макаровой и Герасимову предложили уехать в эвакуацию, однако супруги отказались и оставались в Ленинграде вплоть до 1943 г., пережив в блокированном городе самые сложные времена. Помимо работы на «Ленфильме», в эти годы Тамара Макарова трудилась в госпитале и сандружине, за что впоследствии была награждена тремя медалями и Орденом Отечественной войны.
В это непростое время актриса снималась в картине Герасимова о войне «Непобедимые». Эта лента стала последней совместной работой Макаровой с «Ленфильмом». После ее завершения супруги эвакуировались с Ташкент, а в Ленинград более не возвращались, переехав потом в Москву.
В столицы в 1944 г. вышла новая лента Герасимова о войне – «Большая земля». Как и в предыдущих работах режиссера, главную роль в ней сыграла его супруга.
Стоит отметить, что фильмы с Макаровой Тамарой, снятые в военные годы, были столь реалистичными еще и благодаря тому, что актриса, по совету мужа, отказалась гримироваться во время съемок. Не замаскированные под слоями грима морщинки добавляли ее героиням естественности и правдоподобности.
Еще во время пребывания в эвакуации узнала о печальной судьбе своей младшей сестры Людмилы Тамара Макарова. Личная жизнь бедной женщины сложилась не очень удачно. Муж Людмилы Федоровны по происхождению был немцем, и с началом Великой Отечественной войны он был арестован за измену родине. Его супругу, как родственницу врага народа, сослали в Сибирь на поселение.
Их сыну Артуру грозило незавидное будущее в детдоме для отпрысков врагов народа. Чтобы уберечь племянника, Макарова и Герасимов употребили все связи и оформили официальное опекунство, усыновив и вырастив мальчика как своего сына.
Впоследствии Артур стал известным писателем и сценаристом. Среди его работ — киносценарии к кинокартинам «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина» и «Три дня вне закона».
Роли в кино
Дебют актрисы состоялся в картине «Это было в Донбассе» в образе партизанки. Фильм вышел на экраны в 1945 г., поднимая боевой дух народа в тылу и на войне, рассказывал о советской молодёжи, сражающейся с немецкими оккупантами.
«Это было в Донбассе»
В начале 1945 г. газета «Комсомольская правда» и журнал «Знамя» опубликовали первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвардия» о реальных событиях, произошедших во время войны. Подпольная антифашистская организация действовала в 1942–1943 гг. в оккупированном немцами городе Краснодоне.
«Молодая гвардия»
В неё входило около ста молодых людей и девушек — от бойцов Красной армии до школьников. Но почти все участники были расстреляны. Повесть прочитал руководитель актёрско-режиссерской мастерской ВГИКа Сергей Герасимов и решил поставить на этом материале дипломный спектакль, привлекая к съёмкам студентов курса.
Инну Макарову вначале пригласили на роль Валерии Борц, но Александр Фадеев настоял, чтобы актриса сыграла героическую Любу Шевцову. Эта роль станет одной из самых ярких образов, созданных Инной Макаровой в кино. Съёмки фильма проходили на месте событий — в городе Краснодоне.
Сергей Герасимов собрал весь актёрский состав и пригласил родителей погибших молодогвардейцев. После знакомства все разошлись по домам тех семейств, чьих детей им надо было играть. Родственники погибших молодых ребят рассказали то, чего не было ни у Александра Фадеева, ни в газетах, но не хватало для создания образа комсомольцев.
За работу над фильмом режиссёр Сергей Герасимов и молодые актёры получили Сталинскую премию I степени. Впервые такую важную награду вручали студентам-дебютантам.
Следующей ролью в кино стала Катя Петрашень в фильме «Высота» (1957). Для актёров и режиссёра Александром Зархи съёмки картины стали настоящим испытанием. Большая часть натуральных эпизодов снималась на строительстве доменной печи металлургического завода в Днепродзержинске.
«Высота»
Съёмочной группе приходилось рисковать и забираться на высоту более 40 метров, а исполнители главных ролей Инна Макарова и Николай Рыбников отказывались от дублёров.
«Высота»
Работу на заводе удалось изобразить на экранах как экстремальную среду, связанную с риском и романтикой, где проявляются лучшие человеческие качества и зарождаются сильные чувства героев.
Удивительно точный выбор актёров, их мастерство показано в картине «Девчата» (1961) режиссёра Ю. С. Челюкина. Роль Нади Ерохиной досталась Инне Макаровой, точно передавшей характер тихой и незаметной героини, не испытывавшей чувств к жениху Ксан Ксанычу. В финале Надя расстаётся с ним, осознав, что без любви счастья не будет.
«Девчата»
Но эпизод расставания с женихом из фильма вырезали, посчитав, что сцена слишком серьёзна для комедии. Картина «Девчата», получила награды и всенародную любовь зрителей. Но на премьеру Инна Макарова не пришла, так как была не согласна с удалением значимого эпизода, показывающим характер её героини.
«Девчата»
Актрисе предлагают новые роли. Она снялась в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Вас вызывает Таймыр», «Мёртвые души». Каждая картина — это интересные образы, характеры, судьбы. В них всё — Великая Отечественная война, послевоенное восстановление страны, неустроенность быта, искренность дружбы, и, конечно, любовь!
«Женитьба Бальзаминова»
Фильм «Женщины» (1966) стал дебютом режиссёра Павла Любимова по одноимённому рассказу писателя Ирины Велембовской.
«Женщины»
Городские эпизоды картины снимались в живописных местах Ярославля, а сцены из сельской жизни — в деревне Итларь под Ростовом Великим. В фильме показываются по-разному складывающиеся судьбы трёх простых женщин — работниц мебельной фабрики, приехавших из деревни покорять город.
«Женщины»
На одну из главных ролей Любимов пригласил Инну Макарову, сыгравшую Дусю Кузину. Фильм имел большой успех, став лидером советского кинопроката в 1966 г.
В 80-е Инну Макарову уже реже приглашали на главные роли в кино. Но актриса снималась в картинах дочери Натальи Бондарчук — «Пошехонская старина», «Живая радуга», «Детство Бемби» и «Юность Бемби».
Инна Макарова с внуком Иваном в фильме «Детство Бемби»
Детство и начало славы
Родилась будущая звезда кино в Санкт-Петербурге. В семье было трое детей: старшая Тамара, а также младшие брат и сестра.
Отец был военным врачом. Служил в Царском селе среди гренадеров. Круг общения мужчины был представлен аристократией.
Тамара с раннего детства отличалась любовью к творчеству. Она играла в домашних спектаклях и ходила в балетную школу. Девушка планировала посвятить себя танцам. Для этого она поступила в студию хореографии при Мариинском театре, но биография знаменитости сложилась иначе.
Интересно: Биография братьев Ананьевых: где банкиры сейчас
В 1917-м, когда будущей актрисе было 10 лет, ее отец пропал без вести. Девочка все равно находила силы на учебу и продолжала посещать студию балета.
Тамара Макарова в молодости
Благодаря танцам она выработала должный стан. Это хорошо видно на фото Тамары Макаровой в молодости.
Спустя 5 лет, будучи подростком, Тома сама создала театральную труппу, собрав соседских детей. Ребята играли спектакли прямо на улице — для местных жителей. Позже об их объединении узнал отдел народного образования. Труппу зарегистрировали официально, и юные артисты стали получать небольшой доход в виде хлебного пайка.
Окончив среднюю школу, Тома поступила в Мастфор (актерскую мастерскую, основанную Н. М. Фореггером). Это было в 1924-м. Там же она познакомилась со своим будущим мужем — Сергеем Герасимовым.
В мир кино дeвyшка попала случайно. Дебютом стала роль машинистки в фильме «Чужой пиджак», который вышел в 1927-м. На съемочную площадку ее привел один из ассистентов режиссера Григория Козинцева.
Супруг Тамары Макаровой — Сергeй Герасимов
Здесь она вновь встретила Сергея Герасимова. Он тоже играл в фильме. По его совету дeвyшка поступила в Техникум сценических искусств на отделение кино. Окончила его в 1930 году.
Дальнейшая карьера Тамары Макаровой будет связана с мужем. У них множество общих кинокартин:
- «Люблю ли тебя?»;
- «Семеро смелых»;
- «Комсомольск»;
- «Учитель»;
- «Маскарад»;
- «Непобедимые»;
- «Большая земля».
В роли Хозяйки медной горы
Успех и известность обоим актерам принес фильм «Семеро смелых». Однако самой знаменитой картиной Тамары стала лента «Хозяйка медной горы».
Начало творческого пути
В 1927 г. в кинотеатрах страны состоялся премьерный показ комедии «Чужой пиджак», которая положила начало кинематографической биографии Тамары Макаровой. На съемки картины студентка театральной студии попала случайно. Режиссер по работе с актерами, увидев на улице грациозную девушку, предложил ей прийти на кинопробы.
Тамара успешно прошла кастинг и была назначена на роль машинистки Дудиной
Советские режиссеры оценили игру молодой актрисы. Ей начали поступать новые предложения. Художественные руководители доверяли Макаровой роли соблазнительниц, шпионок или роковых красавиц. Многие сравнивали ее с Гретой Гарбо – артистка была невероятно обаятельна и талантлива.
В 1930 г. Тамара Федоровна окончила Техникум сценических искусств, продолжила сниматься в кино, но пока в эпизодических ролях. Признание к актрисе пришло после выхода картины С. Герасимова «Люблю ли тебя?».
Блестяще исполненная роль врача Жени Охрименко в приключенческой ленте «Семеро смелых» закрепила за Макаровой звание лучшей советской актрисы. Съемки проходили на севере. После выхода фильма артисты, задействованные в картине, проснулись знаменитыми. На Всемирной Парижской выставке фильм был отмечен почетным дипломом.
Союз Тамары Макаровой и Сергея Герасимова
Настоящий прорыв в карьере актрисы произошел благодаря ее мужу — известному советскому кинорежиссеру и преподавателю Сергею Герасимову.
Знакомство с ним произошло еще во время учебы, но поначалу парень ей не понравился, тем более на то время у ее уже был кавалер. Однако на Герасимова красотка Тамара Макарова произвела ошеломляющее впечатление, и он приложил все усилия, чтобы покорить ее гордое сердце.
Бытует легенда, что на одном из свиданий актриса подговорила своих знакомых хулиганов испытать ухажера на смелость. Сергей Аполлинариевич достойно прошел проверку, и в 1928 г. влюбленные поженились.
Этот союз оказал огромное влияние на советское кино, ведь, по признанию самого Герасимова, именно супруга поддержала его стремление переквалифицироваться из артиста в режиссера. В свою очередь муж Тамары Макаровой настоял, чтобы она развивала свой талант и поступила в Техникум сценических искусств.
В первые годы совместной жизни супруги практически не снимали кино вместе, каждый сосредоточился на своей карьере. Вот только настоящего успеха они смогли добиться лишь тогда, когда стали работать вместе.
Дебютной совместной работой для влюбленных стала немая кинолента «Люблю ли тебя?» В ней Герасимов впервые снял свою жену в главной роли. Однако эта лента не стала особым событием в мире советского кино и даже не сохранилась в архивах. Зато следующая совместная работа супругов прославила их на весь СССР.
Кинофильм «Учитель» и первая Сталинская премия
После двух успешных проектов Герасимов и Макарова стали своеобразным брендом. Теперь зазывать зрителей в кинотеатры на фильмы с участием Тамары Макаровой не было необходимости – одно ее имя было лучшей рекламой.
Следующей совместной работой супругов стала картина «Учитель». В ней актриса сыграла уральскую селянку Аграфену Шумилину, влюбленную в приехавшего в их деревню молодого учителя. Эта роль настолько хорошо удалась Тамаре Федоровне Макаровой, что она, наравне с мужем, была награждена Сталинской премией.
Последней совместной работой супругов в предвоенном кино стала картина «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова. Несмотря на то что она не была отмечена премиями, эта кинолента стала поворотной в судьбе актрисы.
Ранее фильмография Тамары Макаровой состояла из кинокартин, посвященных событиям современности. Поэтому никто, кроме Герасимова, не верил, что актриса способна правдоподобно сыграть аристократку XIX в. Тем более что ранее Тамара Федоровна великолепно создавала на экране образы колхозниц и комсомолок.
Однако в «Маскараде» перед зрителями предстала совершенно иная Макарова – мало кто мог узнать в этой истинной леди с безупречной осанкой и светскими манерами комсомолку Соловьеву или крестьянку Шумилину.
Знакомые звездной четы говорят, что чудесное преображение Тамары Макаровой произошло благодаря влиянию ее супруга. Кстати, после «Маскарада» на протяжении всей своей жизни актриса поддерживала имидж леди, который сформировался у нее при работе над этим проектом.
Другие фильмы с участием Тамары Макаровой
С окончанием войны стал угасать и «кинороман» Герасимова и его супруги. Дело в том, что Макарова старела и уже не годилась на роли молодых героинь, о которых снимал картины ее супруг.
И хотя она отлично сыграла в «Каменном цветке» Александра Птушко, а за «Клятву» Михаила Чиаурели была вновь награждена Сталинской премией, в культовой киноленте Герасимова «Молодая гвардия» актрисе досталась лишь второстепенная роль матери Олега Кошевого.
Несмотря на то что супруг стал брать на главные роли других, более молодых актрис, Тамара Федоровна не отчаивалась. В картине «Три встречи» она отлично сыграла Олимпиаду Самосееву, благодаря чему супруг пригласил ее на главную роль в новой ленте «Сельский врач». После этой работы почти десятилетие Макарова и Герасимов не работали вместе на съемочной площадке.
В эти годы актриса практически не появляется на киноэкране, сосредоточившись на преподавании. А в это время ее муж снимает «Тихий Дон» с Элиной Быстрицкой в главной роли. Самое печальное, что идея экранизировать фундаментальный роман Михаила Шолохова возникла у Герасимова еще в конце тридцатых годов. В то время он планировал пригласить жену на роль роковой казачки Аксиньи. Однако война воспрепятствовала тогда осуществлению этого замысла, а в шестидесятых Макарова, несмотря на отличную форму, уже по возрасту не подходила для роли возлюбленной Григория Мелехова.
В 1962 г. Сергей Герасимов снимает довольно спорную на то время кинокартину «Люди и звери». Его жена не только сыграла в этом проекте, но и стала автором либретто к нему.
После этой картины, за исключением ленты «У озера» с Василием Шукшиным и Натальей Белохвостиковой, а также «Красного и черного» с Сергеем Еременко-младшим, во всех остальных кинофильмах Сергея Герасимова снималась Тамара Макарова.
Последней совместной работой Герасимова и Макаровой стала лента 1984 г. — «Лев Толстой», в которой они сыграли супругов Льва Николаевича и Софью Андреевну. Вскоре после этого Сергей Герасимов был госпитализирован и умер от проблем с сердцем.
Личная жизнь Инны Макаровой
Личная жизнь Инны Макаровой была такой же насыщенной и полной разных неожиданностей, как и ее работа. Еще в детстве за ней вовсю ухаживали соседские мальчишки, в институте каждый день ее приглашали на свидание, а на пике славы – она мешками получала письма с признаниями в любви.
Но, несмотря на такое внимание со стороны противоположного пола, Инна Макарова была верна своим супругам, интрижки на стороне актриса не заводила, это было выше ее достоинства. Даже когда она узнала о романе своего первого супруга – четыре года боролась за свою любовь, но в итоге отпускает мужа к любовнице
В следующий раз великая актриса откроет свое сердце для новых чувств только спустя много лет.
Параллельные пути и совместные фильмы
Первой совместной работой Герасимова и Макаровой на съемочной площадке стала картина 1927 года «Чужой пиджак». Тамара сыграла машинистку, Сергей — агента. Через некоторое время Герасимов пригласил молодую актрису в ресторан, а спустя месяц пара поженилась.
«Самым романтическим впечатлением нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни», — вспоминала актриса.
Но поначалу семейная пара на съемочной площадке больше не встречалась. Герасимов из мастерской Фореггера ушел в режиссуру, Макарова поступила в Ленинградский техникум сценических искусств. Снималась в картинах «Счастливый Кент», «Толедо», «Дезертир».
Фильмы
Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней актрисе случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли она сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф.
На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Профессия повлияла и на их личную жизнь. Через год актеры поженились.
В том же 1927 году Тамара Федоровна вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через три года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Макарова снялась в эпизоде драмы «Счастливый Кент». Затем последовал еще ряд ролей, особой узнаваемости Тамаре Федоровне не принесших.
Всесоюзная слава обрушилась на Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Для того чтобы снять картину об отважных полярниках, съемочная бригада отправилась в экспедицию в Заполярье, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.
В интервью актриса призналась, что роли тех времен нравились ей тем, что героини передавали эпоху реального времени, из-за чего она чувствовала себя знакомой всем рядовым гражданам.
В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышла оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались его жене. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду — Сталинскую премию.
Тамара Макарова в молодости / кадр из фильма «Маскарад»
Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих картинах. Жена режиссера сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Великой Отечественной войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.
В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, персонаж Тамары Федоровны — деревенская труженица, заменившая у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой — лучшая из работ в фильмографии Макаровой периода 40–50-х годов.
Первой послевоенной работой Тамары Федоровны стала киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрели 23 миллиона человек.
Сказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.
В 1946-м актрисе вручили Сталинскую премию I степени за работу в художественном фильме «Клятва». В конце 1940-х Тамара Федоровна снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1950 году Тамара Макарова получила звание народной артистки СССР.
Актриса в этот период карьеры снималась гораздо меньше, чем в молодости, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза.
В 1970–1980-х Тамара Федоровна появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Их учениками стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко — младший, Алла Ларионова.
Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где Льва Николаевича Толстого сыграл Сергей Герасимов, а его супругу Софью Андреевну — Тамара Федоровна. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».
Фильмография
- 1927 — Чужой пиджак — машинистка Дудкина
- 1929 — Новый Вавилон — танцовщица канкана
- 1930 — Счастливый Кент — девушка с Клондайка
- 1931 — Полдень — комсомолка
- 1932 — Толедо — Елена
- 1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Грета
- 1933 — Конвейер смерти — Анна
- 1934 — Люблю ли тебя? — Наталья
- 1934 — Секрет фирмы — секретарь Лервинга
- 1936 — Семеро смелых — Женя Охрименко
- 1938 — Комсомольск — Наташа
- 1938 — Великое зарево — Светлана
- 1939 — Учитель — Аграфена
- 1941 — Маскарад — Нина
- 1942 — Непобедимые — Настя Ковалёва, инженер Ижорского завода
- 1944 — Большая земля — Анна Свиридова
- 1946 — Каменный цветок — Хозяйка Медной горы
- 1946 — Клятва — Ксения
- 1948 — Молодая гвардия — Елена Кошевая
- 1948 — Первоклассница — учительница Анна Ивановна
- 1948 — Повесть о настоящем человеке — Клавдия Михайловна
- 1948 — Три встречи — Олимпиада Самосеева
- 1951 — Сельский врач — доктор Татьяна Казакова
- 1956 — Дорога правды — Елена Дмитриевна Соболева
- 1958 — Память сердца — Екатерина Ивановна
- 1961 — Будни и праздники — камео
- 1962 — Люди и звери — Анна Андреевна
- 1967 — Журналист — Панина
- 1972 — Любить человека — архитектор Петрушкова
- 1974 — Дочки-матери — Елена Алексеевна Васильева, педагог-хореограф
- 1980 — Юность Петра — Наталья Кирилловна
- 1980 — В начале славных дел — Наталья Кирилловна
- 1984 — Лев Толстой — Софья Андреевна
Участие в фильмах
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
- 1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
- 1983 — Тамара Макарова (документальный)
Архивные кадры
- 2003 — Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
- 2006 — Тамара Макарова (документальный, из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры»)
- 2007 — Тамара Макарова. Первая леди советского кинематографа (документальный, реж. Татьяна Архипцова)
- 2007 — Тамара Макарова. Моление о царице Тамаре (документальный, реж. Пётр Солдатенков)
- 2007 — Тамара Макарова. Свет звезды (документальный, реж. Аким Салбиев)
- 2010 — Как уходили кумиры. Герасимов Сергей и Макарова Тамара (документальный, реж. Виктор Григоренко)
Новая жизнь
После развода Инна Макарова 12 лет не могла довериться ни одному мужчине. За ней ухаживали завидные кавалеры: чиновники, актеры, певцы, режиссеры. Особенно настойчиво звал замуж молодой человек, который был на целых 10 лет младше актрисы, но она отказала: «Я не умею ни о ком заботиться, я привыкла, чтобы меня опекали!» Конечно, болезненный развод оставил шрам в душе Инны. У них с Бондарчуком была общая дочь, и видеться с бывшим мужем периодически приходилось. По воспоминаниям Инны Владимировны, он мучился чувством вины и каждый раз приходил, глядя на нее словно побитая собака. Нередко намекал, что любит только Инну и готов в любой момент вернуться, если она примет его обратно. Хотя в другой семье у него уже подрастали другие дети… «Что ты, Боже упаси!» -только махала рукой Макарова. А у самой сердце кровью обливалось от боли, ведь она продолжала его любить.
Перед съемками «Девчат» Инна Макарова попала в больницу. Она находилась на грани жизни и смерти: у нее были обнаружены камни в почках, причем ситуация требовала решительных действий. Но кто возьмется? В те годы такие операции делали единицы. Жизнь актрисе спас хирург Михаил Перельман — специалист мирового уровня. А затем влюбился в свою знаменитую пациентку.
«Сближались мы постепенно. А как-то его тряхнуло в легкой автоаварии, и он оказался у меня дома. Сказал: «Не понимаю, почему к тебе приехал». Потом подумал и добавил: «Я насовсем». И остался», — вспоминает Инна Владимировна.
Михаил был несвободен, воспитывал двоих детей, но его супруга оказалась мудрой женщиной и вставать на пути не стала. Перельман смог стать не только супругом, но и главным советчиком Инны Макаровой. Он проявлял заботу и о своей прошлой семье, и об актрисе, и о ее дочери Наташе, и даже пытался лечить Сергея Бондарчука. Михаил первым заподозрил у режиссера рак желудка и уговаривал его пройти обследование, но тот демонстративно отказался. Сергея Бондарчука не стало в 1994 году, и на его похороны Инна Владимировна не пришла.
О своем собственном смертельном заболевании Перельман молчал до последнего, боясь обеспокоить супругу. Инна Владимировна долгое время ничего не подозревала. Только когда в 2013 году Михаила не стало, она поняла, как много он для нее значил.
Актриса начала много болеть, перестала сниматься. Однако в последние годы вернулась к работе — в основном небольшим ролям в сериалах и документальном кино. До недавнего времени Инна Владимировна заботилась о себе сама, отвергая малейшую помощь дочери и внуков. Но сегодня близкие всерьез обеспокоены здоровьем 93-летней актрисы. В частности, тем, что из-за возрастных изменений она страдает провалами в памяти, потеряла связь с реальностью и беседует с умершими, в том числе с Сергеем Бондарчуком, которого называет главной любовью своей жизни.
Единственная дочь актрисы – Наталья Бондарчук – пошла по стопам родителей. Стала известной благодаря роли в фильме «Солярис». Однако самую яркую роль в своей актерской биографии, пожалуй, дочь Инны Макаровой сыграла в киноленте Александра Митты «Звезда пленительного счастья». Также у актрисы есть внуки – Иван и Мария Бурляевы. Первый – известный композитор. Мария – начинающая актриса. Иван Бурляев сыграл несколько ролей в кино и написал более тридцати мелодий к кинофильмам.
Яркие роли в кино
Известность к Тамаре пришла после выхода на экраны пятого по счету фильма Сергея Герасимова «Семеро смелых». В ленте рассказывалось о жизнедеятельности советских полярников. Тогда компьютеров не было, павильонов с искусственным снегом тоже, а потому съемочной бригаде пришлось выехать и работать непосредственно на северной натуре. Картина и сейчас поражает самоотверженностью артистов и создателей фильма. Успех был ошеломительный.
Кадр из кинофильма «Семеро Смелых», 1930 год
В конце тридцатых Макарова закрепилась в статусе талантливой и перспективной актрисы, особенно с появлением герасимовских фильмов «Комсомольск» и «Учитель». Сценарии к ним написал сам постановщик. За Аграфену в «Учителе» Макарова впервые удостоилась Сталинской премии.
Кадр из кинофильма «Комсомольск», 1938 год
Кадр из кинофильма «Учитель», 1939 год
С тех пор супруга стала музой великого режиссера, на которую он мог положиться в любой ситуации. Именно она исполнила роль Нины в экранизации лермонтовского «Маскарада». Примечательно, что работа над драмой завершилась в ночь перед нападением гитлеровской Германии на СССР.
Кадр из кинофильма «Маскарад», 1941 год
Во время военных действий советские кинематографисты не прекращали съемок на благо Родины, по своему способствовали приближению общей победы. В 1942-м Сергeй Аполлинарьевич в союзе с другим постановщиком – Михаилом Калатозовым, снял ленту под названием «Непобедимые», где Тамара Макарова предстала в образе инженера.
Кадр из кинофильма «Непобедимые», 1941 год
Через год семья была вынуждена уехать в эвакуацию. Незадолго до окончания Великой Отечественной Герасимов представил свой новый фильм под названием «Большая земля». В нем говорилось о подвиге советского народа, сражающегося с фашистами в тылу врага. Тамара Макарова исполнила роль женщины, заменившей на заводе мужа-фронтовика. По мнению многих кинокритиков роль Анны Свиридовой удалась, и стала одной из наиболее значительных работ в карьере актрисы.
Кадр из кинофильма «Большая земля», 1944 год
После войны наиболее значимым достижением Макаровой признана сказка «Каменный цветок». Тамара Федоровна настолько сжилась с образом Хозяйки Медной горы, что длительный период времени ее иначе и не называли. К слову, фильм занял лидирующие позиции в отечественном кинопрокате-46 и даже завоевал приз от жюри Каннского фестиваля. Изысканность советской артистки отметили все западные кинокритики.
Кадр из кинофильма «Каменный цветок», 1946 год
В том же году актриса получила еще одну Сталинскую премию за вдохновенную работу в ленте Михаила Чиаурели «Клятва», посвященной деятельности вождя народов.
Кадр из кинофильма «Клятва», 1946 год
В знаменитой экранизации фадеевской «Молодой гвардии» (режиссер С. Герасимов) Макарова изобразила мать молодогвардейца Олега Кошевого. Кадр из кинофильма «Молодая гвардия», 1948 год
В 1949-м актрисе присвоено звание народной артистки. В пятидесятых Макарова редко играла в кино, сосредоточившись на педагогической деятельности. Учениками профессора ВГИКа стали многие будущие звезды нашего кино. Среди них – Людмила Гурченко, Сергeй Бондарчук, Алла Ларионова – перечислять можно долго. Финальная работа творческого и супружеского тандема датирована 1984 годом. Она была посвящена семейной драме Льва Толстого. Классика мировой литературы сыграл сам режиссер, а его супругу, Софью Андреевну – Тамара Федоровна. Картина завоевала гран-при на фестивале в Карловых Варах. В том же году Герасимова не стало. Более его вдова не снималась, несмотря на множество предложений.
Кадр из кинофильма «Лев Толстой», 1984 год