Яркая, талантливая и … невезучая
Татьяна Лаврова всегда пользовалась у мужчин успехом, но к ним относилась очень требовательно. В жизни популярной актрисы было четверо мужчин.
Первым стал знаменитый актёр Евгений Урбанский. Он стал ее первой любовью и гражданским мужем. Она – студентка, он старше ее на 6 лет, разведен, имел дочь от первого брака. Оформлять свои отношения влюбленные не торопились: несколько лет встречались, потом поселились в театральном общежитии, переехали к ее бабушке «за ширму». Через 7 лет их гражданский брак распался.
С Евгением Урбанским
Вторым стал харизматичный Олег Даль. Они вместе играли в «Современнике». Прожили вместе полгода, муж пил. Расставание с ним совпало по времени с известием о гибели Урбанского. Лаврова тяжело пережила это время.
Олег Даль
Третий избранник – поэт Андрей Вознесенский. Около 8 лет продолжался их красивый и страстный роман: стихи, ей посвященные, усыпанные цветами номера в отелях. Но она – лишь любовница. Вознесенский предпочел остаться в семье.
С Андреем Вознесенским
Четвертым был известный футболист Владимир Михайлов из московского «Торпедо». Он стал ее официальным мужем. В этом браке в 1967 году родился сын Владимир. Супруг был очень ревнивым, устраивал публичные сцены, даже бил жену. Они очень быстро расстались. Татьяна Евгеньевна официально оформила развод и запретила мужу видеться с сыном. Владимир Алексеевич разыскал своего наследника лишь после смерти Лавровой.
С сыном Владимиром
У талантливой актрисы растут внучки: Евгения (1999 г.р.) и Аглая (2012 г.р.).
Занимательные факты
- Настоящая фамилия актрисы – Андриканис. Однако при поступлении в школу-студию МХАТ ее предупредили, что советская артистка должна иметь соответствующе русскую фамилию. Псевдоним Лаврова получила Татьяна Евгеньевна Андриканис по воле случая: она выбрала наугад, ткнув пальцем в список фамилий, предоставленный ей однокурсниками.
- Ходили слухи, что между Лавровой и Далем даже после развода существовала какая-то мистическая связь. По словам близких актрисы, за несколько дней до смерти Олега он приснился ей. Причем во сне у него была борода, хотя сам актер никогда ее не носил. Узнав о смерти бывшего мужа, Лаврова поехала к нему на похороны и с удивлением обнаружила у Даля бороду. Оказалось, он отращивал ее для роли. После этого Татьяна Евгеньевна свято верила, что артист пришел к ней попрощаться во сне.
- Еще один мистический случай связан с Андреем Вознесенским.
Незадолго до его смерти актриса внезапно позвонила ему, хотя долгое время до этого они не общались. Некоторые полагают, что она предчувствовала кончину бывшего возлюбленного, чьей музой была многие годы.
В 2020 г. исполняется 10 лет, как ушла из жизни Татьяна Лаврова. Биография ее гласит, что личная жизнь красавицы не была столь успешной, но все же она оставила о себе добрую память, и даже сегодня ее с восторгом вспоминают родные, друзья и поклонники.
Единственный сын актрисы и отношения с ним
Сын Татьяны Лавровой Владимир (впоследствии взявший фамилию матери) – это единственный мужчина в жизни актрисы, с которым она смогла поладить. Оставшись с ним одна после развода, артистка понемногу поднимала его на ноги, хотя копить деньги никогда не умела и все заработки спускала на подарки сыну, матери или друзьям.
Володя был трижды женат. У него есть две дочки – Женя и Аглая. К сожалению, младшую внучку актрисе не суждено было увидеть, поскольку она родилась через 5 лет после смерти Татьяны Евгеньевны.
Стоит отменить, что за несколько лет до смерти актрисы в прессе была статья, в которой ее сын обвинялся в нанесении матери повреждений, из-за которых она попала в больницу. На самом деле ситуация была несколько иной. Во время очередного приступа болезни актриса упала и сильно ударилась. На месте удара образовался синяк. Врачи «скорой», которые забирали Лаврову в больницу, неуважительно отозвались об актрисе, и Владимир вступился за мать. Из-за скандала врачи вызвали милицию и обвинили парня в хулиганстве, но позже, успокоившись, забрали заявление.
Кино
Впервые снялась в кино в 1971 году в эпизодических ролях. Первая более заметная роль случилась в 1972 году в картине «Всмотритесь в это лицо», где Татьяна сыграла учительницу. Всего сыграла более чем в ста фильмах и озвучила около десятка картин. В 1975 году актрисе досталась роль в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя», где она сыграла Энни – возлюбленную одного джентльмена.
В 1985 году зрители увидели комедийную мелодраму «Самая обаятельная и привлекательная» режиссера Геральда Бежанова. По сюжету фильма, героиня Васильевой с помощью научного метода помогает наладить личную жизнь своей давней школьной подруге. Вместе с Васильевой в картине снялись: Ирина Муравьева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов и др.
В 1993 году Татьяна снялась в главной роли драмы Александра Прошкина «Увидеть Париж и умереть». В основе сюжета лежит история матери-одиночки, которая делает все, чтобы ее сын принял участие в конкурсе и побывал в Париже, скрывая от всех свое происхождение и биографию отца своего сына. За эту работу Васильева получила несколько наград на кинофестивалях в номинации «лучшая женская роль».
В следующее десятилетие актриса много снималась, но ярких и заметных работ в ее фильмографии не представилось. В период с 2007-2008 года вышло несколько картин с участием Татьяны. Так, это были две комедии режиссера Евгения Бедарева «В ожидании чуда» и семейная комедия «Тариф новогодний». Оба фильмы были хорошо встречены зрителями, а последняя имела неплохие сборы в прокате.
Следующий громкий проект, в котором снялась Васильева – стал детективный триллер «Закрытая школа». Всего вышло четыре сезона об элитном интернате, где происходили таинственные и ужасные события. Васильева в сериале сыграла замдиректора и бабушку одного из главных героев. За эту роль актриса была названа исполнительницей лучшей женской роли в телесериале по итогам зрительского голосования на радио «Эхо Москвы».
Еще одной заметной работой стали съемки в семейной комедии «С новым годом, мамы», где Татьяна сыграла маму стриптизера Ивана в новелле «Виолончелист». Вместе с Васильевой в новелле снялись: Гарик Харламов, Станислав Садальский, Агния Дитковските и Виктор Васильев. Всего в фильме насчитывалось пять новелл. Фильм собрал в прокате более двенадцати миллионов долларов, при бюджете съемок в два миллиона.
Кроме съемок в полнометражных фильмах, актриса много играла в сериалах. Наиболее заметными стали роли в комедийных сериалах «Сваты 6» и в третьем сезоне «Ольги». Среди последних работ актрисы стали такие фильмы как: «Идеальная жертва», «Тайна кумира», «Сквозь пальцы», «Пелигрим». В 2020 году снялась в документальном фильме «Всенародный артист Армен Джигарханян» режиссера Ваги Варданяна.
Кроме работы на сцене театра и съемочной площадке, Татьяна Васильева ведет различные телевизионные передачи. С 2012 года работала на федеральном канале. Вела такие передачи как: «Между нами девочками», «Дело ваше…», «Модный приговор», «Бабий бунт». Частая гостья различных шоу и передач: «Пусть говорят», «Судьба человека с Борисом Корчевниковым», «Мой герой» и т.д.
Фильмы
Татьяна Лаврова впервые появилась на киноэкране в 1947 году, сыграв эпизод в мелодраме «Марите». Но дебютной для нее стала роль Вари Лебедевой в биографической художественной ленте режиссера Владимира Герасимова «Песня о Кольцове». Премьера фильма, оператором которого была мама актрисы, состоялась в 1959 году. В следующем году зрители увидели Татьяну Лаврову в еще одном фильме Герасимова «Испытательный срок» о буднях работников уголовного розыска. И снова артистка очутилась в звездной компании именитых коллег.
Татьяна Лаврова в фильме «Испытательный срок»
Но всесоюзная слава пришла к артистке в 1961 году вместе с драмой Михаила Ромма «Девять дней одного года». Главная роль в любовном треугольнике физиков-ядерщиков, которых сыграли Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов, сделала актрису знаменитой. На кинофестивале в Карловых Варах драма Ромма получила главную награду – «Хрустальный глобус», в Мельбурне и Сан-Франциско фильм отметили дипломами, а в СССР – Государственной премией имени братьев Васильевых.
Татьяна Лаврова в фильме «Девять дней одного года»
Культовую мелодраму с 23-летней Татьяной Лавровой в главной роли посмотрело 23 миллиона советских и зарубежных зрителей. Но спустя несколько лет актриса обронила в интервью: «Моя история с кино не очень состоялась». После громкого успеха режиссеры не засыпали Татьяну Лаврову предложениями: на экране она вновь появилась лишь через 4 года. Премьера оптимистической драмы Михаила Швейцера и Софии Милькиной «Время, вперед!», в которой Лавровой досталась роль второго плана, состоялась в 1966 году.
Татьяна Лаврова в фильме «Время, вперед!»
Снова почувствовать себя в зените славы артистка смогла в 1967 году, когда зрители увидели фантастическую ленту «Таинственная стена». Сюжетные моменты картины в романе 1972 года «Пикник на обочине» повторили братья Стругацкие. Актер Лев Круглый (эмигрировал во Францию) сыграл ученого, Лавровой досталась роль супруги. Яркая роль в проекте – старшего лейтенанта Карпухина – сыграна Андреем Мироновым.
Татьяна Лаврова в фильме «Таинственная стена»
Зрительским успехом пользовалась и политическая драма «Вся королевская рать» режиссера Наума Ардашникова, снятая по роману Роберта Пенна Уоррена на Белорусской киностудии в 1971 году. Трио Ге opгий Жженов, Михаил Козаков и Татьяна Лаврова произвело на зрителей неизгладимое впечатление. В 1970-х актриса снялась в 14 лентах, наиболее заметной из них стала мелодрама «Вылет задерживается». В середине 1970-х за главную роль в этой картине Татьяне Лавровой на Международном кинофестивале в Монте-Карло вручили приз «Серебряная нимфа».
Татьяна Лаврова в фильме «Вылет задерживается»
В 1975 году состоялась премьера 2-серийной фантастической ленты «Бегство мистера Мак-Кинли» по сценарию писателя Леонида Леонова. Режиссер картины Михаил Швейцер доверил Лавровой роль миссис Перкинс. Главных персонажей фильма сыграли Донатас Банионис, Жанна Болотова и Борис Бабочкин. В образе уличного певца Билла Сигера появился Владимир Высоцкий.
Юлия маньковская биография личная жизнь
Татьяна Лаврова в фильме «Дневной поезд»
Достойна внимания и психологическая драма «Дневной поезд» Инессы Селезневой, в которой Татьяна Лаврова снова очутилась в окружении звезд советского экрана. 3-серийная драма «Дни хирурга Мишкина», где блистали Олег Ефремов, Жанна Болотова и еще десяток знаменитостей, тоже не прошла незамеченной. В 1980-90-х Татьяна Лаврова снимается мало. Из заметных проектов – 4-серийный политический детектив «Последний довод королей» и драма «Голос» Ильи Авербаха.
Татьяна Лаврова в фильме «Иное»
В начале 2000-х Татьяна Лаврова порадовала поклонников появлением в трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино» и драме Валерия Фокина «Превращение». В последнем проекте она появилась в образе мамы главного героя Грегора, которого сыграл Евгений Миронов. В 2002 году Лавровой за роль второго плана в комедии «Кино про кино» вручили приз от Гильдии актеров России, а в 2003-м – «Нику». Последней киноработой Татьяны Лавровой стала роль в 12-серийном триллере «Иное», премьера которого состоялась летом 2007 года.
Молодость на «диком взлете»
Татьяна Лаврова была прирожденной актрисой. Она родилась в семье известных кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Пышковой. О кино и театре она мечтала с самого детства. Собственно, и Лавровой она стала, когда, будучи еще студенткой Школы-студии МХАТ, получила свою первую роль во МХАТе — Нины Заречной в чеховской «Чайке». МХАТ был первым официальным театром страны, поэтому молодой актрисе было сказано: «Русская актриса должна иметь русскую фамилию», и урожденная Андриканис выбрала себе благозвучный псевдоним.
Этот мхатовский дебют стал для Лавровой настоящим успехом. По рассказам, на поклон юную актрису вызывали 23 раза. Лаврова сразу стала первой ученицей на курсе, о ней заговорили как о новом таланте. Педагоги отмечали ее органичность и говорили, что на сцене она не играла, а проживала жизнь своих героинь.
В том же году Лаврова снялась в своем первом кинофильме — сыграла Варю в «Песне о Кольцове». Оператором на этой картине была ее мама — Галина Пышкова. Вместе с мамой Лаврова работала и на съемочной площадке своего второго фильма — «Испытательный срок».
Третья картина стала, пожалуй, главной в кинобиографии Лавровой — драма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Ее партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов. Неопытная Лаврова очень волновалась, работая с такими маститыми актерами. Тем более что собственные пробы на этот фильм казались ей провальными. Она даже спросила Михаила Ромма, почему же он ее выбрал? Тот ответил: «Потому что ты, как собака, все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно». Ромм смог вселить в Лаврову уверенность в себе, что помогло ей раскрыться и, как отмечали критики, сыграть на равных с Баталовым и Смоктуновским. После этой роли Лаврова буквально проснулась знаменитой — лента была с успехом показана не только в Советском Союзе (по опросу читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом 1962 года), она завоевала большое количество фестивальных призов — от главного приза на МКФ в Карловых Варах до фестиваля в Сан-Франциско. На Лаврову сразу же посыпались многочисленные предложения от самых разных режиссеров, но после работы с Роммом они все казались ей недостаточно серьезными.
Как позднее вспоминала Лаврова: «Моя творческая жизнь начиналась очень удачно. Вся моя молодость прошла на диком взлете. Но ту высоту я могу оценить только сейчас по прошествии многих лет. А тогда просто жила в славе, обожании. Меня любили, узнавали на улицах, подражали. Для меня это было естественно. Я ведь палец о палец не ударила, чтобы получить хотя бы одну из ролей, что сыграла тогда».
Фильмы
Когда Татьяна Абрамова работала гримершей, на нее обратил внимание ассистент режиссера исторической картины «Охота», которую снимал Виталий Соломин, и пригласил девушку на съемочную площадку на роль главной героини. Начинающая актриса получила незабываемый опыт работы со звездами Алисой Фрейндлих, Василием Лановым и Александром Лазаревым-младшим
Кинодебют артистки отметили кинокритики Монреальского и Рижского фестивалей. Фильм стал трамплином для творческой биографии Татьяны. Однако после окончания театрального института девушка еще долго не появлялась на большом экране.
В 2000 году Татьяна сыграла в комедийной криминальной ленте «Ростов-папа» героиню Сюзанну, через год предстала в образе наркоманки в детективном сериале «Марш Турецкого 2». В 2002 году произошел прорыв в кинематографической карьере Абрамовой – за год с участием актрисы вышло 5 фильмов. Артистка набиралась опыта в сериалах «Две судьбы», «Приключения мага», «Тайна Лебединого озера».
Через год к актрисе пришел успех: Татьяна Абрамова сыграла главную роль Нади Кудряшовой, подруги героини Ольги (Мария Порошина), в мелодраме «Всегда говори «всегда»». Популярность этого жизненного сюжета была такой большой, что сценаристы и режиссеры решили снимать продолжение, и не одно. В итоге поклонники получили возможность наблюдать за развитием полюбившегося сюжета на протяжении девяти сезонов.
Татьяна Абрамова и Мария Порошина / @mariaporoshina_
Рыжая хохотушка Надя в исполнении Абрамовой полюбилась многим телезрителям, но, как утверждает артистка, она настолько вжилась в образ, что порой это мешало работе над другими проектами. Съемки начала первого сезона совпали с рождением первого сына Абрамовой.
Этим фактом воспользовались режиссеры – новорожденный сыграл в фильме сразу двух младенцев и отлично справился с этой ролью. За 4 дня съемок мальчик получил гонорар в $ 400. Забавно, но именно трудовой договор Ивана помог Татьяне получить кредит на новую машину: в то время банки требовали отсутствия малолетних иждивенцев.
После работы в рейтинговом сериале Абрамова появилась в историко-биографическом фильме «Жена Сталина», где исполнила роль Анны Аллилуевой, сестры Надежды, а затем репертуар актрисы пополнился ироничным образом героини Люси в комедийном детективе «Иван Подушкин. Джентльмен сыска».
В комедии «Вся такая внезапная» партнерами Абрамовой по рабочей площадке стали Игорь Верник и Анна Семенович. Вскоре последовало участие актрисы в романтической истории «Любимый по найму» и мелодраме «Моя мама – Снегурочка».
В российско-китайском комедийном боевике «Последний секрет Мастера» Татьяна предстала в роли супруги деревенского парня Федора (Виктор Логинов), который увлекся восточными единоборствами и отправился в Тибет.
В 2013 году с участием артистки вышла криминальная драма «Умельцы». В 2014 году Абрамова снялась в новом для себя жанре – мистическом детективе «Алхимик. Эликсир Фауста».
Артистка не прекращает сотрудничество с композитором Владимиром Сайко и студией «Форум-Юнистудия», где работает над записью песен. Актриса нередко гастролирует с вокальными концертами. Особой зрительской симпатией пользуются песни «Гребешок», «Письмо», «Домино».
В 2016 году Татьяну пригласили на характерную роль героини «Рынды» в социальную драму «Рядом с нами». В 2018 году на экраны вышла комедийная мелодрама Александра Муратова «Все возрасты любви», где Татьяна Абрамова появилась в актерском ансамбле с Екатериной Гусевой, Евгенией Добровольской.
Затем фильмография артистки пополнилась картиной «Экспроприатор». В криминальном сериале Абрамова исполнила роль второго плана. Главного героя сыграл Артём Ткаченко.
Сейчас в новостях кинематографа имя актрисы сегодня упоминается редко: Татьяна занята концертной деятельностью. Вместе с супругом Юрием Беляевым она участвует в антрепризной постановке «Не торопитесь прощаться», а также играет в спектаклях «Ханума», «Чего хотят женщины и мужчины», «Не будите спящую собаку».
Однако знаменитость все равно не оставляет мир кино. В августе 2021 года Абрамова приняла участие в культурной акции «Северный десант», где вместе с коллегами познакомила жителей Иркутской области с новинками отечественного кинематографа.
Заманчивый мир кино
В кино артистка впервые снялась в девятилетнем возрасте. Она сыграла одноклассницу главной героини в кинокартине «Марите».
Но настоящий кинодебют состоялся через 12 лет в картине «Песнь о Кольцове», в которой она сыграла возлюбленную поэта — Варю Лебедеву. Хотя эта героиня и не сделала ее очень знаменитой, но зато показала многим кинорежиссерам, как отлично смотрится в кадре Татьяна Лаврова.
Фильмы с ее участием после удачного дебюта стали по несколько штук в год выходить на экраны.
Самым известным среди них стал кинофильм «Девять дней одного года» (1961 г.) о физиках-экспериментаторах. Роль Лели, в которую влюблены оба главных героя, считается лучшей среди киноработ актрисы. Сама Татьяна Евгеньевна рассказывала, что после «Девяти дней одного года» ей сложно было найти интересные для себя роли в кино, хотя предложений было очень много. Но все они казались мелкими на фоне кинокартины Михаила Ромма.
Среди наиболее любимых своих работ в кино называла Татьяна Лаврова фильмы «Вся королевская рать» (Сэди Берк), «Бегство мистера Мак-Кинли » (миссис Перкинс), «Долгая дорога к себе» (Таня), «Дневник убийцы» (Зинаида Гиппиус) и «Кино про кино» (за роль в нем актриса получила «Нику» и приз российского кинофестиваля «Созвездие»).
Столь краткий список любимых лент связан с тем, что и в кино, и на сцене, и в личной жизни актриса была очень требовательной как к себе, так и к другим. Всего же она снялась в 40 кинофильмах.
Причины смерти Татьяны Лавровой
Известная российская актриса Татьяна Лаврова, причины смерти которой известны, родилась в Москве в 1938-м году. Оба ее родителя были кинооператорами, которые снимали известные советские фильмы – «Небо Москвы» и «Гаврош».
В 12-летнем возрасте родители Тани развелись. Это оставило тяжелое впечатление на жизни девочки. Первое время она жила вместе с матерью, а в 17-летнем возрасте ушла из дома и начала жить самостоятельно.
Девушка уже тогда знала, что будет актрисой. Она отправила документы во все театральные ВУЗы столицы. Ответ ей пришел из МХАТ, студенткой которого Татьяна и стала. Здесь она сыграла роль Нины в пьесе «Чайка». Уже на 4-м курсе учебы она была одной из самых выдающихся студенток МХАТа.
Примечательно, что изначально у Татьяны была фамилия Андриканис. Однако в МХАТе ей объяснили, что «у русской актрисы должна быть русская фамилия». Поэтому девушке пришлось взять псевдоним. С этим тоже связана целая история. Татьяна попросила своих сокурсников написать на листе бумаги варианты псевдонима, а затем сама наугад ткнула в один из них. Так она выбрала псевдоним Лаврова.
Во время учебы во МХАТе стало понятно, что у Лавровой будет большое будущее в театре. Один из самых известных тогда актеров Грибов пригласил Татьяну сыграть с ним в «Белых ночах» по Достоевскому.
В кино Татьяна дебютировала в фильме «Песнь о Кольцове». Еще через пару лет сыграла в картине «Девять дней одного года», где играла с самим Иннокентием Смоктуновским. Однако этот фильм первое время был запрещен, а точнее – его сценарий. Но уже через несколько лет фильм увидел свет и стал большим хитом. Его наградили сразу на нескольких престижных кинофестивалях, а также госпремией РСФСР. Татьяна Лаврова сразу стала одной из известнейших актрис СССР. Ей сразу стали предлагать сниматься в различных фильмах и играть в постановках.
В начале 60-х годов Лаврова ушла из МХАТа и стала актрисой «Современника». Особенно запомнилась зрителям ее роль Гитель в пьесе «Двое на качелях». Почти такую же популярность принесла и роль Полины Андреевной в «Чайке».
В конце 80-х Лаврова уходит из «Современника» и возвращается в МХАТ. Там ей снова предлагают множество ролей в различных постановках. Кстати, актриса вновь играет в «Чайке», но уже другую роль – Аркадину. Через некоторое время Татьяна играет все меньше ролей. Причиной этому многие называли сложный характер актрисы. В последние годы жизни Лаврова играла еще меньше: «Мне уже пару лет не предлагают ролей, а некоторые спектакли, в которых я играла, сняли с показов. Но я не унываю, ведь и так отдала театру много сил и здоровья. Хотя в то же время есть еще столько ролей, которые я хотела бы сыграть».
Еще в юношестве актриса вышла замуж за Евгения Урбанского – известного актера, которого затем прозвали советским Марлоном Брандо. Интересно, что в момент знакомства с Татьяной он уже был женат. Артистка приходила на его спектакли в театр имени Станиславского. Актер был на 6 лет старше Лавровой. Сначала пара жила вместе в общежитии, а затем переехала в комнату бабушки Татьяны, еще позже – стали снимать квартиры. И все-таки в один момент Евгений изменил Лавровой, чего она простить ему не смогла. Через некоторое время Урбанский погиб на съемках фильма во время выполнения каскадерского трюка.
Вторым мужем Татьяны стал знаменитый Олег Даль. Но и с ним в браке актриса была недолго – всего полгода. О третьем браке Лаврова вспоминать не любила. Ее супругом был футболист Михайлов. Зато часто рассказывала о своем сыне Володе от этого брака, который стал скульптором.
Умерла Лаврова в 2007-м году после длительной болезни. Ее похоронили в Москве. У актрисы остался сын и две внучки.
На сцене МХАТа и «Современника»
Попав в столь прославленный театр, довольно быстро стала одной из ведущих его актрис Татьяна Лаврова. Биография актрисы в этот период полна тайн. К примеру, неизвестно, почему, проработав там всего 2 года, она перешла в «Современник», но, проработав там 17 лет, столь же неожиданно вернулась во МХАТ.
Однако это будет позже, а поначалу, после первой роли в новом театре в постановке «Двое на качелях» (Гитель Моска), стала примой Татьяна Лаврова. «Современник» позволил ей прославиться на всю Москву.
Кроме Гители Моски, актриса сыграла еще 6 героинь в разных постановках. Причем одна из них была «Чайка», но на этот раз Татьяне Евгеньевне досталась роль Полины Андреевны. Также она была Раневской в «Вишневом саду», Настей в спектакле «На дне», Лаврой в «Эшелоне» и многими другими героинями.
Известно две теории, почему на пике столь успешной театральной карьеры ушла из «Современника» Татьяна Лаврова. Актриса рассказывала своим друзьям, что в 1978 г., после гастролей в Германии, на протяжении которых она участвовала во всех спектаклях, совсем охрипла. Вернулась в Москву, но оказалось, что в таком состоянии она просто не может отыграть запланированные постановки. Поэтому часть ее спектаклей отменили, а в остальных ее заменили дублерши. Находясь на больничном, актриса была приглашена в качестве почетной гостьи на один немецкий кинофестиваль. Татьяна Евгеньевна согласилась, ведь была свободна в этот период. Однако руководство «Современника» не отпустило ее, сославшись на то, что раз из-за нее отменили спектакли, то она никуда не поедет. В сердцах написала заявление об уходе и подала его дирекции театра Татьяна Лаврова.
Актриса, уволившись, вернулась во МХАТ. Однако еще долгие годы надеялась, что ее близкая подруга, а по совместительству режиссер «Современника» — Галина Волчек, позовет ее назад. Но Галина Борисовна очень обиделась, что Лаврова не обсудила с нею свой уход, и две подруги навсегда рассорились.
Были и другие версии насчет случившегося. Так, злые языки утверждали, что художественный руководитель театра собирался «подвинуть» звездную актрису, отдав ее коронные роли молодой Марине Нееловой.
Вернувшись в родной театр, Лаврова столкнулась с большой конкуренцией среди ведущих актрис. Поэтому особо интересных ролей ей не предлагали. Однако даже те крохи (по сравнению с прошлым), которые ей перепадали, исполняла со всей страстностью Татьяна Лаврова. Актриса сыграла Аглаю в «Серебряной свадьбе», Любу в «Московском хоре», графиню Изабеллу в «Венецианском антикваре» и других. Даже утратив былую известность через годы, Татьяна Евгеньевна продолжала быть одной из лучших артисток. Ей удавалось непостижимым образом очаровывать зрителей свой мастерской игрой и заставлять смотреть на мир глазами своих героинь.
Татьяна Лаврова продолжала оставаться актрисой МХАТа вплоть до своей кончины и была для многих примером стойкости и преданности своему делу.
Учёба во ВГИКе
Учиться у Баталова для Татьяны было счастьем, несмотря на то, что он строгий преподаватель. Алексей Владимирович категорически запрещал девочкам курить, заставлял обучаться верховой езде и спать на фанере, чтобы была хорошая осанка.
Для своих студентов у него был разработан специальный актёрский кодекс: как надо держаться на людях и говорить, какие книги читать. Тогда нелегко было достать хорошую литературу. Однажды Тане дали на ночь запрещённую книгу «Так говорил Заратустра». До утра она перепечатала её на машинке, почти стерев все пальцы в кровь.
На одном курсе с ней, только на режиссёрском факультете, учились Фёдор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Иван Охлобыстин, Бахтияр Худойназаров. Эти годы Татьяна считает лучшими в своей жизни, все они были молоды и страстно любили жизнь. Большой и дружной компанией провожали в армию однокурсников на даче знаменитого советского режиссёра Сергея Бондарчука. Возможно, они были немного циничными, но всегда искренними.
Также вместе с Татьяной на курсе учился Михаил Мукасей – сын режиссёра Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея. Благодаря Мише Таня получила первую роль в кино. Светлана Дружинина готовилась к съёмкам своего знаменитого фильма «Гардемарины, вперёд!», но никак не могла найти актрису на роль Анастасии Ягужинской. Полгода проб и кастингов не принесли результата. И тогда сын ей сказал, что у них по институту ходит очень красивая студентка Таня Лютаева, на которую заглядываются все. Дружинина заинтересовалась и пришла посмотреть на Татьяну в дипломном спектакле. В итоге Лютаеву пригласили на пробы.
Запивала боль алкоголем
Последние месяцы жизни актриса снова много пила. Те, кто ходил к ней, и еще как-то пытался помочь, знали — алкоголь помогал ей глушить не только физическую боль, но и горечь прошлого.
В нем на самом деле было много негатива, который уже было не исправить. Но что еще хуже, не было и будущего. Врачи давали артистке несколько месяцев, может, полгода.
Поэтому Лаврова, махнув рукой на все, просто беспробудно пила. Как только получала пенсию, брела в ближайший магазин, покупала целый пакет спиртного, возвращалась в пустую квартиру и пила в полном одиночестве.
Пытался как-то исправить положение уже взрослый сын. Он не раз разыскивал ее пьяную по паркам и скверам, где она могла уснуть на скамейке. А продавцам всех окрестных магазинов запретил продавать матери спиртное. Да только она все равно умудрялась напиваться.
Умирала Лаврова мучительно в больнице, где после медосмотра у нее обнаружили пневмонию. По словам одной из ее подруг, перед смертью татьяна была похожа на узницу Освенцима – кожа да кости.
Скончалась Лаврова за три недели до своего 69-летия. Это случилось 16 мая 2007 года. Официальной причиной смерти актрисы назвали воспаление легких.
Но, как говорили ее друзья, артистка была насквозь больна из-за своих вредных пристрастий и нежелания заботиться о собственном здоровье. Было такое ощущение, что Татьяна Лаврова просто не хотела жить, но и наложить на себя руки не могла.
Вот и делала все для того, чтобы уйти поскорее. А ведь каких-то несколько десятилетий назад ею восхищалась вся большая многомиллионная страна…