Ранние годы
Отец Нагибина, Кирилл Александрович, являлся дворянином. В 1920 году его застрелили на реке Красивая Меча за участие в восстании белой гвардии в Курской губернии. На тот момент супруга дворянина ожидала появление на свет малыша. Она призналась, что после смерти супруга она приложила все усилия, чтобы избавиться от ещё не родившегося ребенка, но не удалось.
Позже мать Юрия, Ксения Алексеевна, стала женой друга покойного мужа Марка Левенталя. По профессии мужчина был адвокатом. На этом союзе настоял сам супруг Ксении ещё перед смертью. Тот попросил товарища присмотреть за женой и сыном, в случае, если с ним что-то случится. К тому же, Левенталь долгое время испытывал теплые чувства к Ксении.
Юрий Нагибин в молодости
Марк усыновил маленького Юру и дал тому своё отчество. Благодаря смене отчества, парень смог успешно окончить школу на «пятерки» и стать студентом, сначала первого Московского медицинского института, а позже –ВГИКа. Юрий Маркович был уже достаточно взрослым, когда узнал о родном отце.
Чуть позже Марка Левенталя арестовали и отправили в Кохму Ивановской области в 1927 году. Мать Юрия в третий раз связала себя узами брака, но и тут не сложилось. Её супругом оказался прозаик Яков Рогачёв, которого посадили в тюрьму в 1937 году. Хотя до заключения он старался всецело помогать пасынку и поддерживал его выбор связать жизнь с литературой.
В юном и молодом возрасте Юрий грезил о работе врача. Однако он не рассчитал свои силы. Сначала он поступил в медицинский институт, но первые сложности на пути освоения профессии дали ему понять, что он не подходит для этой профессии. Когда студентов отправили в морг для того, дабы показать, через какие этапы проходит тело человека после смерти, Нагибин решил, что не сможет свыкнуться с тем, что такое ему придётся видеть почти каждый день. Иными словами, для этой специальности он оказался слишком ранимым.
Нагибин начал писать еще в молодости
Затем Нагибин решился попробовать себя в амплуа сценариста. На тот момент он уже получил опыт в этой сфере, опубликовав свое дебютное произведение. Парень перевелся во ВГИК, однако его обучению помешала война. Юрия Марковича сослали на фронт в качестве инструктора политотдела. Он публиковал агитационные листовки, расшифровывал документы противника. В 1942 году Нагибина дважды контузило, с небольшим интервалом, после чего его отправили в отставку. После возвращения в Москву он стал работать военным корреспондентом печатного издания «Труд».
До конца войны Юрий проработал корреспондентом. Ему как нельзя кстати пришлись знания немецкого языка и врождённая сноровка. Даже в те нелегкие годы он не забрасывал писать прозу. О своих фронтовых впечатлениях и приключениях он повествовал в рассказах. Их автор писал в промежутке между кропотливой работой и ответственными заданиями. Писатель не очень любил вспоминать войну, однако те годы оставили глубокий отпечаток в его памяти и сердце. Две контузии также не прошли бесследно. В минуты сильного нервного напряжения у Юрия Марковича непроизвольно дрожала рука.
Это интересно: Из-за своей интереснейшей должности Юрию удалось побывать в «переломных» точках: под Ленинградом, в период освобождения Минска и Вильнюса. И в это же время он продолжал заниматься написанием прозы. Первый сборник его рассказов «Человек с фронта» был опубликован в 1943 году.
Юрий Нагибин биография, фото, личная жизнь
Писатель умел улавливать дух времени, в независимости от наличия или отсутствия цензуры со стороны государства. Юрий Нагибин, как рассказывает о нем биография, всегда писал свои литературные работы для людей «здесь и сейчас», не откладывая их издание до лучших времен.
Юрий Нагибин биография кратко
Москвич, писатель Нагибин Юрий Маркович появился на свет 3 апреля 1920 г. Биография его была интересной, своего родного отца он не знал. Кирилла Александровича Нагибина расстреляли до рождения сына за участие в восстании белой гвардии в Курской губернии. Незадолго до смерти отец будущего писателя попросил своего друга позаботиться о жене и не рожденном ребенке. Друга звали Марк Левенталь. Мать вышла замуж за него, адвокат Левенталь усыновил мальчика. Отчима также репрессировали – отправили отбывать ссылку в республику Коми. Мать связала свою жизнь с писателем Яковом Рыкачевым, который всячески поддерживал пасынка в увлечении литературой.
Юрий Нагибин, как информирует биография, был отличником в школе, которую окончил в 1938 г., кратко обучался в столичном медицинском институте. Не получив медобразование, перевелся во ВГИК, чтобы стать сценаристом. Началась война. Молодой человек отправился на фронт. Работал в отделе политического управления. Дважды получил контузию и был комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом на фронтах войны.
Писал сценарии к фильмам, рассказы и повести.
Был членом редакционной коллегии издательств: «Знамя», «Наш современник». Читал лекции по литературе в университетах. В конце жизни жил в Италии. Умер от повторного инфаркта в 1994 г.
Литературное творчество
Первые рассказы Нагибина увидели свет за год до Великой Отечественной войны: «Двойная ошибка», «Кнут».
Юрий Маркович Нагибин свои впечатления, полученные за краткую биографию военных лет, отразил в сборнике рассказов «Человек с фронта», О войне рассказывают «Две силы», «Большое сердце», «Зерно жизни», «Котят топят слепыми». О тяжести жизни на селе в послевоенные годы, о трудной доле женщин, оставшихся без мужей, написал сценарий к фильму «Бабье царство».
Повествовательная книга «Терпение» посвящена инвалидам, которые не захотели возвращаться в мир здоровых людей с фронтов, и обособленно поселились на острове.
Откровением для читателей Нагибина Юрия Марковича стал опубликованный после смерти писателя «Дневник» , повествующий о его биографии и личной жизни.
Личная жизнь
Женился Юрий Нагибин в своей биографии шесть раз. Личная жизнь часто становилась препятствием. Однажды его не пустили на Олимпиаду, за чрезмерное увлечение женщинами. Первая жена – Мария Асмус была из интеллигентной семьи преподавателей. Вторая – дочерью основателя автомобилестроения СССР, политика Ивана Лихачева. О Елене Черноусовой, третьей супруге писателя, ничего не известно. Следующая спутница жизни литератора, Ада Паратова, была артисткой. Супруга номер пять — известная поэтесса Белла Ахмадулина. Последняя, Алла Григорьевна, прожила с писателем 25 лет.
Интересные факты
Биография Юрия Нагибина сообщает, что литературу он подразделял на «халтуру» и истинное искусство. Первая позволяла зарабатывать на жизнь, но, по его же словам, разрушала личность писателя хуже алкоголя.
Хотя у писателя было много жен, детей не было.
Биография
Настоящий отец будущего прозаика Кирилл Александрович Нагибин погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына мать Ксения Алексеевна воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“». Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.
О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:
В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который поощрял первые литературные опыты Юрия.
В 1930-х годах семья проживала в «Доме Печатника», ранее также известном как доходный дом Константинова, по адресу Армянский пер., д. 9/ Архангельский пер., д. 1/ Сверчков пер., д.1 (дом выходил сразу на три переулка), в районе Чистых Прудов в Москве. Юра учился в школе № 311 в Лобковском переулке (позднее — улица Макаренко). Воспоминаниям о своем довоенном детстве, друзьях и однокашниках, среди которых был целый ряд ставших позднее известными людей, в том числе Герой Советского Союза Евгения Руднева, Юрий Нагибин посвятил целый ряд произведений, таких как «Чистые пруды», «Школьный альбом», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Особой строкой в творчестве и воспоминаниях писателя проходит образ его погибшего на войне лучшего друга Павлика, с которым он жил в одном доме и учился в одном классе. Имя друга получил и герой его фактически автобиографической повести с одноименным названием «Павлик».
В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.
В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году[источник не указан 1909 дней] был принят в Союз писателей.
В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.
Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.
В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов, входил в состав Художественного совета ВКСР.
В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель».
Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.
В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.
В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
В 1981 году перенёс второй инфаркт.
В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии.
Библиография
Вечные спутники. (1972-79) Цикл
- Огненный протопоп.
- Остров любви.
- Царскосельское утро.
- Заступница.
- Сон о Тютчеве.
- Злая квинта.
- Как был куплен лес.
- Смерть на вокзале.
- И кошка его бабушки по имени Крыса
Разное
- А льва жалко.
- Бабье царство. Киносценарий
- Безлюбый.
- Берендеев лес (1977) — по мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
- Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. Повесть
- Богояр.
- Большое сердце. (1944) Сборник рассказов
- Бунташный остров. (1994) Повесть
- Ваганов. (1946) Рассказ
- В апрельском лесу. Рассказ
- Веймар и его окрестности. Рассказ
- Война с черного хода.
- Встань и иди. (1987) Сборник. рассказов
- В те юные годы.
- Гардемарины, вперёд!(1987). Сценарий
- Гардемарины — III (1992). Сценарий
- Где-то возле консерватории. (1973)
- Гибель пилота. (1965) Рассказ
- Гимн дворняжке.
- Далеко от войны. (1964) Повесть
- Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубл. в 1995) Роман
- Две силы. (1944) Сб. рассказов
- Двойная ошибка. (1940) Рассказ
- Девочка и эхо. Киносценарий
- Дерсу Узала. Киносценарий
- Директор. Киносценарий
- Дневник. (опубл. в 1995) Книга
- Загадка Кальмана. Киносценарий
- Зерно жизни. (1948) Сб. рассказов
- Зимний дуб. (1953) Рассказ
- Как скажешь, Аурелио. (1966, опуб. в сборнике «На тихом озере», из-во «Советская Россия») Рассказ
- Квасник и Буженинова. (1986) Повесть
- Книга детства. (1968—1975)
- Кнут. (1941) Рассказ
- Комаров. (1953) Рассказ
- Красная палатка. Роман
- Красная палатка. Киносценарий
- Любовь вождей (1991) Сборник рассказов
- Машинистка живет на шестом этаже. (1971)
- Мещерская сторона. Рассказ
- Молодожён. (1964) Рассказ
- Молодожён. (1964) Киносценарий
- Москва… как много в этом звуке… (1987) Сборник статей
- Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
- Мягкая посадка. (1980) Повесть
- На Хортице. Рассказ
- Недоделанный
- Ночной гость. (1955) Рассказ
- Павлик. (1959) Повесть
- Переводчик. (1945) Рассказ
- Перед праздником. (1960) Сборник рассказов
- Переулки моего детства. (1971) Сборник рассказов
- Пик удачи. (1970) Повесть
- Писатель щедрый и радостный… Вступительная статья
- Погоня. (1962) Рассказ
- Последняя охота. (1957) Рассказ
- Председатель. (1964) Киносценарий
- Прекрасная лошадь.
- Путь на передний край. (1957) Повесть
- Разговор. Рассказ
- Ранней весной. (1957) Рассказ
- Рассказы синего лягушонка. (1991) Сб. рассказов
- Река Гераклита. (1984) Сборник рассказов
- Самый медленный поезд. Киносценарий
- Свет в окне. (1956) Рассказ
- Связист Васильев. Рассказ
- Сильнее всех иных велений. . Повесть
- Скалистый порог. (1955) Рассказ
- Слезай, приехали. Рассказ
- Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… (1989) Повесть
- Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968) — по мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
- Старая черепаха.
- Страницы жизни Трубникова. (1962) Повесть
- Телефонный разговор.
- Терпение — по мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
- Трубка. (1952) Рассказ
- Трое и одна и еще один.
- Тьма в конце туннеля. (1994) Автобиографическая повесть
- Ты будешь жить. (1972)
- Хазарский орнамент. (1956) Рассказ
- Чайковский. Киносценарий
- Человек с фронта. (1943) Сборник рассказов
- Четунов, сын Четунова. (1954) Рассказ
- Чистые пруды. (1962) Книга
- Чужое сердце. (1968) Повесть
- Школьный альбом.
- Итальянская тетрадь.(2011) серия эссе, рассказов
Критика
- Штут С. Рассказ в строю. (1952)
- Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
- Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
- Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
- Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
- Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
- Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
- Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
- Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
- Иванова Т. Практик литературы. (1988)
- Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
- Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
Кинематография
Начиная с 1955 года талантливый прозаик пробует свои силы на новом поприще – ему предлагают писать сценарии к кинофильмам. Живой литературный язык, яркие красочные описания и реалистичные колоритные персонажи находят теперь отображение не только на листе бумаги, но и на съемочной площадке. Фильмы, снятые по сценарию Нагибина, интересны и по-своему неповторимы. Их смотрят, ими наслаждаются до сих пор.
Вот некоторые из них:
- «Гость с Кубани» (1955 год);
- «Ночной гость», «Трудное счастье» (оба — 1958 год);
- «Братья Комаровы» (1961 год);
- «Председатель» (1964 год);
- «Бабье царство» (1967 год);
- «Директор», «Чайковский» (оба — 1969 год);
- «Дерсу Узала», «Ярослав Домбровский» (оба – 1975 год);
- «Поздняя встреча» (1978 год);
- «Детство Бемби», «Юность Бемби» (1985 и 1986 года);
- «Гардемарины, вперед»! (1987, 1991, 1992 года).
Нагибин как сценарист очень одарен и многогранен. Ему удалось создать множество любимых прекрасных героев, таких непохожих по характеру и мировоззрению, но слова и поступки его персонажей заставляют зрителя переживать весь спектр чувств и эмоций одновременно: плакать и смеяться, волноваться и радоваться. В своих кинолентах Юрий Нагибин талантливо изображает разные исторические эпохи и различные судьбы людей. Его сюжеты никогда не нагоняют скуку, а, наоборот, заставляют задуматься, представить себя на месте героев, попереживать и помечтать.
Творчество
Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя так: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».
Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»
Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру в своём опубликованном «Дневнике» сравнивал с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное».
Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.
Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. Но в то же время писатель осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».
Много ездил за рубеж (Финляндия — 1955, ГДР — 1956, Венгрия — 1958, Греция, Турция, Египет — 1962, Югославия, Венгрия, Болгария — 1964, Норвегия, Швеция, Австрия, Италия, Бельгия, Люксембург — 1965, Польша, Чехословакия, Япония, Бирма, Гонконг — 1966, Румыния — 1967, Франция, Сирия, Ливан — 1968, США, Нигерия, Дагомея — 1969, Венгрия, Франция, Конго, Габон — 1971, Польша, Чехословакия, Норвегия — 1972, Италия, Чехословакия, Япония, Польша — 1973, Сингапур, Австралия, Чехословакия, Польша, Болгария — 1974, ГДР — 1975, Австрия — 1976, Дания, Югославия, Индия — 1977, Франция, Испания, Норвегия — 1978, США, Италия — 1979, Венгрия — 1982, Венгрия — 1983, Венгрия, Австрия — 1984, Италия — 1985 и др)[источник не указан 911 дней].
Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.
Детство
Родился Юрий Нагибин в 1920 году, после страшной трагедии, произошедшей в его семье. Его отца – дворянина Кирилла Александровича Нагибина – расстреляли как сторонника белогвардейского движения. Перед арестом отец попросил своего друга – адвоката Марка Левенталя — позаботиться о своей беременной жене и будущем ребенке.
Левенталь оказался преданным товарищем. Он женился на Ксении Алексеевне и усыновил новорожденного мальчика, подарив ему свое отчество. Это дало возможность ребенку избавиться от ярлыка “сына предателя” и вести обычную жизнь в советском обществе.
К сожалению, 1927 году правительство сослало московского адвоката в Республику Коми. Об отчиме у мальчика остались приятные воспоминания. Став взрослым, он даже тайно ездил к нему в ссылку, стараясь помочь и поддержать.
Следующий отчим маленького Юрия – Яков Рыкачев, за которого мать вышла замуж спустя год после высылки второго мужа, — оказался писателем. Он раскрыл литературный талант своего пасынка и поощрял его в этом.
Мать будущего писателя была красивой неординарной женщиной. Она оказывала большое влияние на развитие своего сына и на становление его как личности. Это же признает и Юрий Нагибин, дневник которого открывает нам многие тайны о его происхождении, юности, личной жизни.
Студент ВГИКа и военный корреспондент
Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка — адвокат Марк Левенталь, друг ее мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна <…> была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».
В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Ее супругом стал писатель Яков Рыкачёв.
В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа.
Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.
Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени.
В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.
В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».
Путешествия
В связи со своими общественными назначениями и творческой деятельностью, а также в соответствии с личными желаниями знаменитый писатель много путешествовал. С 1955 года он побывал в таких странах, как Турция, Греция, Египет (1962 год), Италия, Австрия, Люксембург (1965 год), Япония, Гонконг (1966 год), США, Нигерия (1969 год), Венгрия, Франция (1971 год), Сингапур, Болгария, Австралия, (1974 год), Югославия, Индия (1977 год) и другие, посещая некоторые государства не один раз и совершая зарубежные поездки вплоть до 1985 года. Такие турне предоставляли писателю небывалую пищу для размышления и давали возможность отобразить свои наблюдения в последующих произведениях.