Биография дирижера владимира федосеева

Владимир Епифанцев в театре

В 1990 году Епифанцев со второй попытки поступил в Щукинское театральное училище, на курс Владимира Иванова.

Как вспоминала мама актера, театральное сообщество его не приняло, так как Владимир не боялся нарушать устоявшиеся каноны. Например, когда он играл в курсовой «Чайке», присутствовавший на премьере Владимир Этуш с негодованием кричал: «Опускайте занавес! Издевательство над классикой!» и порывался отчислить студента Епифанцева, которого от вылета спасло лишь вмешательство наставника.

Молодой Владимир ЕпифанцевОкончив «Щуку» в 1994 году, Владимир поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Петра Фоменко). В тот же период он создал театральный проект «Прок-театр», в рамках которого дал волю своему необычному видению классической драматургии, поставив множество очень необычных спектаклей: «Иисус плакал», «Сокращение строптивой», «Забастовка на текстильной фабрике», «Струя крови», «Ромео и Джульетта».

Вскоре он стал заметной фигурой в российском авангардном искусстве. Епифанцев- режиссер никогда не был скучен для зрителей, а Епифанцева-актера называли лучшим среди нового поколения. Творчество Епифанцева было невозможно отнести к какому-то определенному ответвлению культуры. В его постановках присутствовал радикальный, экспрессивный авангардный жанр в сочетании с жестким музыкальным и шумовым сопровождением. Его работы были пропитаны философией Антонена Арто и «театра жестокости», но вместе с тем критики находили в его работах целомудренность и трагичность.

Епифанцев в спектакле «Чайка» (театр Вахтангова)Отметим, что Епифанцев солировал в «Калигуле», «Макбете» и «Чайке», поставленных на сцене театра им. Вахтангова.

Владимир Спиваков: личная жизнь

Первой женой музыканта стала известная пианистка Виктория Постникова. Поженились они совсем юными, по большой любви, и вскоре родился сын, Александр, который в дальнейшем пошел по стопам отца и стал скрипачом.

Виктория была талантливой пианисткой и, как и муж, получала премии на конкурсах. В 1970 году в самом трудном музыкальном конкурсе имени Чайковского Владимир Спиваков становится лауреатом конкурса и получает серебряную медаль и вторую премию. Виктория также получает на этом конкурсе премию. Несмотря на музыкальные успехи супругов и жертвенную любовь мужа, Виктория решает уйти от него к композитору Геннадию Рождественскому.

Спиваков мужественно переносит этот удар, предательство. Он лично провожает жену и сажает в такси. После этого решение его посвятить всего себя музыке укрепляется.

Детство и юность

7 февраля 2000 года в городе Ефремове, расположенном в Тульской области России, у Дмитрия Губина и его жены Галины, до замужества носившей фамилию Красновидова, родилась дочь Алина. Девочка воспитывалась в семье не одна, а в компании старшего брата Антона, которого, к сожалению, не стало летом 2018-го.

Будущая участница 11-го сезона шоу «Голос» начала петь еще в детском саду. На одном из конкурсов в местном Доме культуры «Химик» к ее отцу подошли воспитатели и сказали, что его ребенок наделен хорошими вокальными данными и что этот талант нужно обязательно развивать. Затем девочку заметила руководитель ефремовских «Непосед» Светлана Панина и пригласила к себе на занятия.

Юная певица, параллельно учившаяся в музыкальной школе по классу фортепиано, с ранних лет успешно штурмовала различные смотры, в чем ей очень помогали родители. Директор ефремовской гимназии Галина Борщевцева, гордясь высокими результатами подопечной, отмечала, что никаких проблем с учебой у той никогда не наблюдалось. Иногда даже случалось так, что школьница вечером выступала в другом городе, ночью возвращалась домой, а утром уже была на уроках.

После школы девушка планировала стать студенткой Тульского колледжа искусств имени А. С. Даргомыжского, но после вступительного экзамена по вокалу члены комиссии буквально заставили абитуриентку поехать в Москву. И не прогадали — Губина поступила в музыкальное училище эстрадно-джазового искусства знаменитой Гнесинки и в итоге окончила его с красным дипломом.

Музыка для чувства, а не для понимания

– Владимир Иванович, вы много поездили по миру. Какие страны, города вам ближе всего? Наверное, Вена?

– Да, ведь Вена – это мировой центр культуры. Немцы говорят – Вена есть Вена. В ней – все лучшее. Там нет газа, нет нефти, но там есть культура. Выступать в золотом зале Musikverein – большая привилегия. Мы там выступаем постоянно. Это и счастье, и гордость за наше, русское искусство.

Я люблю Испанию, потому что там живет народ, близкий нам по душе. А японцев – за то, как тонко они чувствуют русскую музыку. Спроси японца: «Кто ваш национальный композитор?», он ответит: «Чайковский». Наш оркестр там очень любят!

– А в России у вас есть любимые места?

– Люблю очень ездить в Пермь, в Смоленск, в Читу. Вообще, духовность сейчас перекочевала в провинцию…

– Где, наоборот, не понимают и не чувствуют музыку? Кто самый толстокожий?

– Таких нет. Недавно были в Белгороде, на границе с Украиной – что там творилось в связи с нашим концертом! Те же киевляне, когда мы были в Киеве (в хорошие времена), так реагировали… Это сумасшествие, какой на нас был спрос! В Казахстане в окна лезли!

Дело даже не в том, чтобы понимать – музыку надо чувствовать. Ты можешь чувствовать одно, а другой – совершенно другое. Но у вас обоих это вызовет какие-то эмоции, воспоминания, слезы. Человек умирает и рождается с музыкой – она не кончается никогда. Без музыки нет ничего. Гоголь однажды сказал: «Что бы с нами было, если б музыка нас оставила?» Мы бы превратились в каких-нибудь животных.

– Вообще, у музыки есть национальность?

– Мне кажется, есть. Не может не быть. Но мы – русские музыканты — умеем перевоплощаться. Не подражаем, а привносим в чужую музыку свои – более глубокие чувства. Глинка пишет «Арагонскую хоту», а испанцы говорят – это не русский, это испанец написал! Свиридов пишет романсы на стихи Бернса, а шотландцы говорят – это не русский, это наш!

Видите, какое перевоплощение. Как русские, мы входим в любую национальность. А наоборот – нет ни одного примера. Чтобы немец или француз исполнил Чайковского как русский – такого не может быть. Да, они хорошо исполняют свою музыку, но, внедряясь в другую, играют себя. Это очень интересный момент. А мы можем!

Правда, в советское время, когда границы были закрыты, нас ругали за то, что Третью симфонию Шумана – Рейнскую, исполняли как волжскую. И мы действительно играли ее по-волжски… А сейчас получили «международный паспорт».

– Скажите, «наследство» первого дирижера БСО Николая Голованова – маленькая иконка — и сейчас с вами?

– Да. Одно время здесь был кабинет Николая Голованова, и оттуда Ольга Ивановна вела свои передачи. Однажды у нее в гостях была сестра Голованова, которая через нее передала мне эту деревянную иконку. Николай Семенович всегда клал ее в левый карман. Я преклоняюсь перед Головановым, как перед великим русским дирижером и композитором, – он писал духовную музыку, которая и сейчас звучит в церквях. И теперь перед каждым концертом кладу его иконку в левый карман. Молюсь, и она мне помогает.

Кстати:

Большой театр намерен провести реставрацию к 2026 году

Московская консерватория вошла в десятку лучших вузов мира

В Москве обсудили грядущее 250-летие Большого театра

Яков Кацнельсон: «Терпеть не могу конкуренцию»

Большой театр отменил показы балета «Герой нашего времени»

Ушел из жизни пианист Владимир Пушечников

Музыка

Алина с детства демонстрировала вокальные способности на различных музыкальных конкурсах, откуда редко приезжала с пустыми руками. В 2010-м она, вооружившись белорусской народной песней «Купалинка», не оставила никому шансов на международных «Звездах нового века», а на следующий год пробилась в полуфинал «Детской Новой волны».

Юная звезда ансамбля «Новое поколение» завоевала Гран-при всероссийского и международного конкурса «Юность» и победила на «Золотом голосе», получив возможность поучаствовать в шоу «Песни со звездами». В 2017-м талантливая девушка стала лауреатом второй степени юбилейного межрегионального фестиваля ретрошлягеров «Жить на земле и не петь невозможно», посвященного памяти заслуженного артиста России Владимира Макарова.

Алина Губина в шоу «Голос» / Фото: @alina__gubina

Осенью 2021-го Губина, которую из-за сильного и красивого голоса нередко называли дочерью Андрея Губина, устроилась в Тульский колледж искусств, куда когда-то хотела поступить. Но пробыла она там недолго — уже в феврале 2022-го исполнительница поделилась с подписчиками радостной новостью:

В 2022-м солистка трио «МАС», состоящего из сотрудников Академии ГПС МЧС, заявила о себе на молодежной патриотической «Весне 45-го года» и представила свои номера на Всероссийском конкурсе музыкального творчества пожарных и спасателей. Кроме того, в течение этого года она была единственной представительницей прекрасного пола в кавер-группе The Banger.

Детство и семья

Епифанцев Владимир появился на свет в сентябре 1971 года в Москве. Его отец – Епифанцев Георгий, актёр МХАТа, известный также по работам в кинолентах «Фома Гордеев» (1959), «Угрюм-река» (1969), «С любимыми не расставайтесь» (1979). Мать будущего актера, Татьяна Васильевна Епифанцева, также посвятила свою жизнь театру.

Владимир Епифанцев – продолжатель актерской династииКогда Владимир появился на свет, в семье уже подрастал сын Михаил, родившийся в 1968 году. Чуть позже, в 1974 году, у супругов родилась дочь Наталья.

Не удивительно, что выросший в творческой атмосфере Владимир решил продолжить дело отца. В 5 лет он впервые вышел на сцену МХАТа в актерском составе «Утиной охоты» и «Сталеваров».

В школе Владимир учился плохо, был отпетым двоечником и хулиганом. После девятого класса его перевели в школу рабочей молодежи. Работал он в мастерских МХАТа.

Личная жизнь

Первой женой артиста стала музыкант Светлана Безродная. Молодые люди были увлечены искусством, возлюбленная много сделала для создания оркестра своего мужа. Позднее пара рассталась.

Второй супругой маэстро стала Виктория Постникова, талантливая пианистка. Они были молоды, влюблены и безумно счастливы, и вскоре у пары родился сын, тоже впоследствии сделавший карьеру в музыке. Но со временем чувства охладели: супруги не выдержала испытания бытом, который разрушал их личную жизнь.

Владимир Спиваков и жена Сати Спивакова

Сегодня Владимир Спиваков счастливо женат. Его супруга — актриса и тележурналист Сати Спивакова (Саакянц), выпускница ГИТИСа. Она младше музыканта на 18 лет. Знакомство произошло на концерте, но ранее Спиваков уже бывал в доме родителей будущей супруги, где увидел фото Сати. Роман завершился свадьбой.

У пары трое родных детей — девочки Татьяна, Анна и Екатерина. После смерти сестры Владимира Теодоровича супруги взяли в свою семью ее дочь Александру. Старшая Катя живет сейчас в США, она сделала карьеру как музыкальный продюсер. Татьяна отучилась во французской театральной школе Cours Florent, а затем окончила Парижскую консерваторию драматического искусства. Младшая Анна стала джазовой певицей и работает во Франции под псевдонимом Anna Kova. Саша тоже обосновалась в Европе и занимается гостиничным бизнесом.

Дирижер

В возрасте 35 лет музыкант начинает задумываться над дирижерской профессией, которая все больше его увлекает. Владимир Теодорович считает, что в каждом музыканте должен сидеть дирижер. Настоящим дирижером трудно стать, это требует особой подготовки. Поэтому Спиваков берет уроки у И. Б. Гусмана, и в течение пяти лет занимается у него в Нижнем Новгороде и Москве.

Владимиру Спивакову своими советами помогали такие мэтры дирижерского искусства, как Бернстайн, Маазель. А дирижерскую палочку Леонардо Бернстайна Владимир Теодорович хранит как реликвию.

Постепенно организуется камерный оркестр Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы», состоящий из блестящих музыкантов, близких друзей мэтра. Об их успешных концертах наслышаны все люди, мало-мальски интересующиеся классической музыкой. Потом, к сожалению, оркестр распался, но сейчас опять звучат «Виртуозы» в новом составе.

На сегодняшний день Спиваков, помимо фонда, камерного оркестра, руководит Российским национальным оркестром, репертуар которого большей частью состоит из музыкальных произведений русских композиторов.

Спиваков — человек большой души, и понимает, что такое культура, искусство и воспитание детей. Поэтому совершенно понятно, почему он создал фонд, который соединяет детей и артистов из разных стран. Такое определение, как человек-мост, вполне ему подходит.

Вероника Дударова – биография

Вероника Борисовна Дударова родилась 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1916 года в Баку.

Ее отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), мать воспитывала трех дочерей.

Впоследствии отца репрессировали, сестры умерли, Вероника с мамой переехали в Москву.

Начальное музыкальное образование Вероника Дударова получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер.

В 1933-1937 годах она училась на фортепианном отделении Музыкального училища при Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова), класс Павла Серебрякова.

В 1947 году окончила дирижерский факультет Московской государственной консерватории, где училась у дирижера Николая Аносова, а также у Лео Гинзбурга. Дирижерскую деятельность начала в 1944 году в Центральном детском театре в Москве.

С 1945 года по 1946 год была дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории.

С 1947 года Дударова — дирижер, а в 1960-1989 годах — главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, МГАСО).

В 1991 году Вероника Дударова стала художественным руководителем и главным дирижером созданного ею Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой.

Дударову называли дирижером неограниченных репертуарных возможностей, отмечая ее чуткость в интерпретациях русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма.

Сама Вероника Дударова отдавала предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера были “Месса си минор” Иоганна Себастьяна Баха, Stabat Mater Джованни Перголези, “Реквием” Джузеппе Верди, “Реквием” Вольфганга Амадея Моцарта, “Иоанн Дамаскин” Сергея Танеева, “Курские песни” и “Патетическая оратория” Георгия Свиридова и др.

Дударова исполняла сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно было сотрудничество дирижера с композиторами Георгием Свиридовым, Арамом Хачатуряном, Тихоном Хренниковым, Андреем Эшпаем, Родионом Щедриным, Михаилом Таривердиевым, Альфредом Шнитке, Софьей Губайдулиной и др.

Вероника Дударова записала музыку к около 50 кинофильмам, среди которых “Сорок первый” (1956), “Идиот” (1959), “Нахаленок” (1961), “6 июля” (1968), “Журавушка” (1968).

Дударова вела преподавательскую деятельность, с 1959 года по 1960 год она заведовала кафедрой оркестрового дирижирования в Московском институте культуры, а также вела дирижерский класс в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке).

15 января 2009 года Вероника Дударова скончалась в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

Имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами.

Вероника Дударова была удостоена различных наград. В 1977 году она была удостоена звания народной артистки СССР. В 1996 году ей присвоено звание народной артистки Республики Северная Осетия-Алания. Дударова была лауреатом Государственной премии России (1980) и лауреатом Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия-Алания (2001). Награждена орденами Октябрьской Революции (1986), “Знак Почета” (1967), а также российскими орденами “За заслуги перед Отечеством” III (1996) и II степени (2006).

Именем Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999).

Вероника Дударова была несколько раз замужем. У нее остался сын Михаил Вайнштейн.

Вероника Дударова, 1997 год

В 2009 году после смерти Дударовой, которой было уже 92 года, ее коллектив слился с Российским национальным оркестром, созданным в 1990 году пианистом Михаилом Плетневым.

Я родился три раза

– Владимир Иванович, вы – блокадный ребенок. Помните то страшное время?

– Как сегодня, как наяву. Правда, детства я был лишен – сидел дома, никуда не выходил. Даже учился в своей квартире – мама у меня была общественницей и сдала одну из комнат под 2 класс, поскольку школы не отапливались, и дети не могли заниматься. Я сидел как затравленный зверек, потому что на улицу выйти было невозможно. Очень опасно, людей просто съедали.

Моя сестра – врач, не могла ходить по вызовам. Тот, кто отправлялся к больному, часто не возвращался. Да, страшное время! У меня до сих пор все это перед глазами… Каким образом мы выжили, трудно сказать. Бог помог…

Мы жили на окраине Ленинграда – в районе Охты, и у нас там был садик, где папа разводил цветы. В этом садике мы и построили бомбоубежище. Сначала боялись и сидели в «бомбе», но вскоре для нас разрывы снарядов уже ничего не значили. Стало безразлично. Если воет сирена, значит, надо завесить шторы, чтобы не было видно света – это единственное, что мы делали. Помню, как с мамой гасили фугасные бомбы, засыпая их песком…

Единственное, что у нас было – репродуктор; с утра до вечера звучала музыка Чайковского, Шостаковича… Мое первое впечатление от музыки сложилось именно тогда. Отец немного занимался на баяне – не профессионально, самодеятельно, но мечтал, чтобы я пошел по этому пути и стал музыкантом.

Слуха у него не было, таланта к музыке тоже. Но ему очень хотелось играть и передать баян сыну. И вот тут – получилось. Так через баян, через народный инструмент, я пришел к тому, к чему в итоге и пришел.

Я люблю говорить, что родился три раза. Первый раз меня родила мама. Вторым рождением считаю то, что выжил во время блокады. А третий случай произошел немного позже. Когда освободили Ладожское озеро, нашу семью со всем скарбом погрузили в машины, и мы стали под бомбежками переправляться по льду в направлении на Муром. И на первой же станции – Войбокало — нас всех погрузили в эшелон. Вещи мы поместили в товарный вагон, а сами пошли погулять – до отправления оставалось целых 3 часа.

Тут налетели немцы и стали бомбить эшелон. Меня взрывной волной куда-то закинуло, очнулся в жутком помещении – то ли в подвале, то ли в подъезде. Вокруг лежали умершие, контуженые люди, а я один – маленький, и ни мамы, ни папы, ни сестры… Опять мне помог Бог!

Я стал бегать, кричать и в конце концов нашел всех живыми и здоровыми. К вечеру, когда мы опять обрели друг друга, стали искать вещи. Видим костер, который уже не горит, а догорает, тлеет, и в нем вся наша мебель, весь скарб… А сверху на этой обуглившейся куче стоит папин баян – невредимый! Его-то мы и взяли с собой в Муром. Это был, по-моему, 43-й год…

– Расскажите о своих родителях.

– Папа работал на заводе – заведовал складами, а мама была домохозяйкой, но иногда ходила в церковь петь на клиросе. Мама верила в Бога, а папа был неверующим совершенно. И мне в этом смысле было трудно находить общий язык с обоими. Крестили меня уже в позднем возрасте – в Москве в Подворье Болгарской Православной Церкви на Таганке, и то по секрету от отца (это был, наверное, 65-й год).

Видите, как получается: папа у меня был советский, а мама – народная, и жили они очень хорошо. Папа был строгим, а мама, наоборот, очень доброй. И оба мечтали, чтобы сын занимался музыкой.

Заслуги и достижения Владимира

После завершения среднего образования молодой Владимир начал трудовую деятельность – начал работать слесарем. Неуемная энергия парня, стремление участвовать в жизни страны привели его на студенческую скамью Института патентоведения. Вскоре продолжил образование в экономическом факультете ВИТЛП. С 1990 года Филин курировал задачи государственного строительства. Тогда же успешно защитил кандидатскую диссертацию. Стал кандидатом социологических наук.

С 1995 года политический деятель яро защищает права русского народа. Как участник национально-патриотического движения, требует признать русский народ титульной нацией. Параллельно занимал пост координатора ПДС НПСР (Постоянно Действующего Совещания Национально-патриотических сил России).

Политический деятель также являлся руководителем Общероссийского Общественного Движения «За национализацию и деприватизацию стратегических ресурсов страны». Политик был идейным вдохновителем программы «Социальный пай», соавтором инициативы Народной Конституции.

Телевизионная карьера

Свое неординарное видение искусства Епифанцев принес и на телевидение. Так, он стал основателем и ведущим передачи «Дрема» в 1997 году. Изначально программа специализировалась на показе видеоклипов, однако вскоре в перерывах Владимир стал показывать небольшие авангардные постановки в духе своего театра.

Передача больше года транслировалась на телеканале ТВ-6, а затем ее закрыли, заподозрив в пропаганде насилия. После этого артист участвовал в съемках программ «Культиватор», а также «Музобоз», но был вынужден покинуть их из-за конфликта с руководством. Это произошло ввиду чрезмерно экстравагантных взглядов мужчины.

Затем в эфире НТВ Епифанцев вел цикл документальных проектов под названием «Как в кино». Его соведущим был Максим Дрозд. Каждый выпуск программы был посвящен людям, которые оказавшись в различных экстремальных ситуациях, не испугались сложностей и спасали жизни окружающих. Для наглядности режиссеры давали каждому эпизоду названия картин, иллюстрирующих происходящее. Некоторые из них:

  • «34-й скорый».
  • «Воздушная тюрьма».
  • «Пираты XX века».

Почести / Наследие

  • Заслуженный артист РСФСР (11 июля 1968 г.) — за заслуги в области советского музыкального искусства.
  • Народный артист РСФСР (26 октября 1973 г.) — за большие заслуги в области советского музыкального искусства.
  • Народный артист СССР (9 декабря 1980 г.) — за большие заслуги в развитии и популяризации советского музыкального искусства.
  • Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки (1970) — за концертные программы (1967–1969).
  • Государственная премия СССР (1989) — за концертные программы (1986–1988).
  • Премия Правительства РФ в области культуры (17 декабря 2010 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (30 мая 2018 г.) — за большой вклад в развитие национальной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 ноября 2005 г.) — за выдающийся вклад в развитие национальной культуры и музыкального искусства, многолетнюю творческую деятельность.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 ноября 2002 г.) — за выдающийся вклад в развитие русского музыкального искусства.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 июня 1996 г.) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства.
  • Орден Почета (16 августа 2013 г.) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • Пушкинская медаль (4 июня 1999 г.) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, за заслуги в области культуры, образования, литературы и искусства.
  • Медаль «В память 850-летия Москвы».
  • Орден «Заслуги» III степени (30 сентября 1999 г., Украина) — за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, значительные творческие достижения.
  • Командорский крест II степени ордена «За заслуги перед Австрийской Республикой» (1996 г., Австрия).
  • Благодарность Президента Российской Федерации (9 февраля 2013 г.) — за многолетнюю плодотворную работу в Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.
  • Орден Почетного креста I степени (Австрия, 2005 г.)
  • Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2000)
  • Орден Святого благоверного благоверного князя Даниила Московского I степени (2017 г.) — за его вклад в утверждение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня его рождения.
  • Орден Святого благоверного благоверного князя Даниила Московского II степени
  • Орден Преподобного Сергия Радонежского II степени (2007 г.)
  • Медаль Святого Праведного Филарета Милосердного I степени (2017 г.)
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997).
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (21 сентября 2017 г., Москва) — за выдающийся вклад в развитие русской культуры и музыкального искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
  • Национальная Российская Музыкальная Премия «Овация» (2008).
  • Специальный приз «Золотая маска» (2019) «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
  • Орден Золотого знака за заслуги перед Веной (магистрат Вены, 2002 г.)
  • Европейская премия Треббия за творчество (Прага, 2013)
  • Премия Союзного государства в области литературы и искусства (2015–2016) — за проект «Песни военных лет».
  • Обладатель звания «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016).
  • Межгосударственная премия «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2015 г.)
  • Премия «Легенда» (Ассоциация музыкальных театров России, 2017).
  • Золотая медаль Международного общества Густава Малера
  • Орден «За трудовую доблесть»
  • Знак «Житель блокадного Ленинграда».
  • Премия «Сын Отечества»
  • Орден Российской академии истории искусств и музыкального исполнительства
  • Памятный знак «Защитник Отечества» (Общероссийское общественное движение «Православная Русь»).
  • Знак ордена «За жертвенное служение» во имя святых благородных князей Московских Бориса и Глеба I степени (Общероссийское общественное движение «Православная Русь»).
  • Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» (за программы с произведениями П. Чайковского и Д. Шостаковича) (Япония).
  • II премия Международного конкурса звукозаписывающих компаний 20 лучших симфонических оркестров мира (Япония)
  • Золотая Звезда Почетного гражданина Вены и Венской земли
  • Академик Академии творчества
  • Действительный член (академик) Международной академии наук.
  • В его честь назван астероид 7741 Федосеев .

БСО

Очень плодотворной стала работа Федосеева с БСО. За годы служения искусству Федосеев Владимир добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.

При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать, это не может не передаваться и музыкантам. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство.

Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль. Работу дирижёра при этом можно считать сотворчеством над уже готовыми произведениями. Например, он очень хорошо чувствовал новые творения Свиридова.

Оркестром были впервые исполнены новые работы Хачатуряна, Шостаковича и др. В 90-е годы была сделана звукозапись всех симфоний Шостаковича.

В 1993 году оркестру было присуждено имя П.И. Чайковского, что стало лучшим признанием заслуг коллектива и его руководителя в распространении творчества композитора. Оркестр традиционно принимает участие в легендарном конкурсе им. Чайковского.

Владимир Иванович Федосеев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, помогает молодым исполнителям, например уже известным на сегодня Максиму Венгерову, Вадиму Репину, Михаилу Плетневу.

Оркестром организовываются «Общедоступные симфонические абонементы», чтобы каждый желающий мог посетить концерт. Оркестр также проводит множество благотворительных концертов. Дирижёр лично помогает своему оркестру, например приобретает за свой счет инструменты.

Музыка

Когда Валерий Гергиев учился на четвертом курсе он участвовал в международном конкурсе дирижеров, который проходил в Берлине. Как следствие, члены жюри признали его победителем.

Через несколько месяцев студент одержал очередную победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве.

После выпуска, Гергиев трудился ассистентом дирижера в Кировском театре, а спустя 1 год был уже главным руководителем оркестра.

Позже Валерий на протяжении 4-х лет возглавлял оркестр в Армении, а в 1988 г. стал основным дирижером Кировского театра. В тот период биографии он начал организовывать различные фестивали по произведениям известных композиторов.

В ходе постановок оперных шедевров Петра Чайковского, Сергея Прокофьева и Николая Римского-Корсакова, Гергиев сотрудничал с всемирно известными режиссерами и сценографами.

После распада СССР Валерий Георгиевич часто ездил выступать за границу.

В 1992 г. россиянин дебютировал в Метрополитен-опере в качестве дирижера оперы «Отелло». Через 3 года Валерия Абисаловича пригласили дирижировать в филармоническом оркестре в Роттердаме, с которым он сотрудничал вплоть до 2008 г.

В 2003 г. музыкант открыл «Фонд Валерия Гергиева», который занимался организацией различных творческих проектов.

Спустя 4 года маэстро доверили руководить Лондонским симфоническим оркестром. Музыкальные критики высоко отозвались о работе Гергиева. Они отмечали, что его творчество отличается экспрессией и неординарным прочтением материала.

На закрытии зимней Олимпиады-2010, проходившей в Ванкувере, Валерий Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 г. была организована крупная акция при содействии Гергиева и Джеймса Кэмерона – 3D-трансляция «Лебединого озера», которую можно было посмотреть в любой точке планеты.

В следующем году дирижер оказался в числе номинантов на премию «Грэмми». В 2014 г. он участвовал в концерте, приуроченном Майе Плисецкой.

Положением на сегодня, главным достижением Валерия Гергиева является работа в Мариинском театре, которым он руководит уже более 20 лет.

Интересен факт, что с труппами своего театра музыкант проводит около 250 дней в году. За это время ему удалось воспитать многих известных певцов и обновить репертуар.

Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Они учувствуют в совместных музыкальных мероприятиях, а также дают мастер-классы в разных городах России.

Оперные постановки

Руководил постановкой опер русских композиторов в «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и балет «Спящая красавица» Петра Чайковского), оперы «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1987), опер «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Алеко» Сергея Рахманинова и «Евгений Онегин» Петра Чайковского в парижском зале «Плейель» (1987, 1989, 1991), опер «Кармен» Жоржа Бизе, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Чудесный мандарин» Белы Бартока в Венской опере (1993, 1994, 1995), опер «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза (1992), «Лисичка-плутовка» Леоша Яначека (2003) на фестивале в Брегенце (Австрия), оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова совместно с режиссёром Гарри Купфером на юбилейном, 50-м фестивале в 1995 году, опер «Демон» Антона Рубинштейна (1997), «Любовь трёх королей» Итало Монтемецци (1998), «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова (1999).

Поставил оперы «Иван Сусанин» Михаила Глинки (1996), «Демон» Антона Рубинштейна (1999), «Аттила» Джузеппе Верди (1998, совместно с режиссёром Эрвином Пиплицем), «Пиковая дама» Петра Чайковского и балет «Золушка» Сергея Прокофьева (2000), «Отелло» Джузеппе Верди и «Хованщина» Модеста Мусоргского (2001), «Дон Кихот» Жюля Массне (2003), «Русалка» Антонина Дворжака (2010) в оперном театре Цюриха («Opernhaus»).

В 2012 году на Зальцбургском Троицком фестивале дирижировал оперой «Клеопатра» Жюля Массне. В 2016 году — в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Петра Чайковского, а также исполнил в Золотом зале венского Музикферайна «Историю доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке.

Был музыкальным руководителем оперы Петра Чайковского «Иоланта» в Большом театре, в постановке Сергея Женовача (премьера — 28 октября 2015 года).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: