Марина раскова — биография, новости, личная жизнь

Армейская служба М. Расковой

С 1938 г. Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате НКВД. Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в г. Москве.

Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.

В конце октября 1941 г, по приказу НКО СССР, в г. Энгельс, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».

Четвертого января 1943 года при перелете по маршруту Арзамас-Саратов отважная летчица попала в сложные метеоусловия на этом героическая биография Марины Михайловны Расковой закончилась. Похоронили ее у Кремлевской стены на Красной площади. Посмертно Марину Раскову наградили орденом Отечественной войны I степени, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили ее имя. За весь период ВОВ он совершил множество подвигов, в том числе 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тонн бомб.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Легендарный перелет

В сентябре 1938 экипаж, состоящий из трех женщин – Расковой (штурман), Осипенко (второй пилот) и Гризодубовой (командир), совершил беспосадочный перелет на самолете АНТ-37 по маршруту Москва – Дальний Восток. За 26 часов и 29 минут самолет под управлением отважных летчиц преодолел 6450 км.

Был установлен женский мировой рекорд дальности полета. За этот перелет, а также проявленные во время его выполнения героизм и мужество все члены экипажа были удостоены высшей награды – золотой звезды Героя Советского Союза. Три летчицы стали первыми женщинами, получившими это звание.

Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова

Самолет «Родина» взлетел 24 сентября с аэродрома в Щелкове. Он почти сразу оказался в толстом слое облаков. Штурману пришлось вести его по приборам. Большую часть времени полет проходил в условиях сильной облачности. Девушкам пришлось надеть кислородные маски.

Температура за бортом и в кабине опускалась до –35 градусов. Началось оледенение, лед с пропеллера приходилось сбивать, увеличивая обороты винта. Самолет бросало из стороны в сторону, болтанка почти не прекращалась. За Уралом связь начала обрываться. В какой-то момент радиоаппаратура осталась без питания, и остальную часть времени связи с землей не было. В таких условиях экипаж миновал Хабаровск, затем Комсомольск-на-Амуре.

После того как самолет вырвался из облачности, оказалось, что он находится над Охотским морем. После разворота к берегу командир направила машину к аэродрому Комсомольск по самому короткому пути, но шансов на успешный исход было мало из-за нехватки топлива, которого оставалось всего на полчаса.

Гризодубова была вынуждена посадить самолет в глухой тайге недалеко от реки Амгунь. На 30-м часу полета моторы перестали работать, и штурман Раскова по приказу командира покинула самолет, выпрыгнув с парашютом, поскольку при посадке на фюзеляж стеклянная кабина штурмана, расположенная впереди внизу, не оставила бы шансов спастись.

После приземления Марина оказалась в тайге, где вокруг не было ни одного человека на сотни километров. Она добиралась одна, имея при себе револьвер с ножом, а из съестного только две плитки шоколада.

Она шла 10 дней по таежному лесу, несмотря на голод и холод, пока ей не встретились люди. Ей было на тот момент всего 26 лет. После героического перелета в 1939 году М. Раскова написала автобиографическую книгу под названием «Записки штурмана».

улицы на карте Москвы

улица Генерала Рычагова

переулок Расковой

бульвар Маршала Рокоссовского

Рыбников переулок

площадь Разгуляй

1-й Рощинский проезд

улица Римского-Корсакова

бульвар Яна Райниса (дублёр)

улица Расплетина

площадь Ромена Роллана

Рюмин переулок

Романов переулок

улица Девятая Рота

улица Речников

улица Раевского

1-й Раушский переулок

2-й Раушский переулок

Руновский переулок

Рабфаковский переулок

Россошанский проезд

3-я Рощинская улица

Рузская улица

Рубежный проезд

Рублёво-Успенское шоссе

Петровско-Разумовская аллея

3-я Рыбинская улица

Малый Ржевский переулок

Большой Ржевский переулок

Рязанский переулок

Рязанский проезд

Большой Рогожский переулок

улица Рокотова

Ружейный переулок

Рабочая улица

Рижская площадь

Малый Рогожский переулок

улица Сергия Радонежского

Родниковая улица

Ратная улица

4-й Рощинский проезд

1-й Рижский переулок

улица Рогожский Посёлок

3-я улица Марьиной Рощи

3-й проезд Марьиной Рощи

11-й проезд Марьиной Рощи

Резервный проезд

улица Тюфелева Роща

Рязанский проспект (дублёр)

улица Ротерта

Ракетный бульвар

Расторгуевский переулок

Ряжская улица

5-я Радиальная улица

7-я Радиальная улица

8-я Радиальная улица

10-я Радиальная улица

11-я Радиальная улица

улица Россолимо

4-й проезд Марьиной Рощи

3-я Радиальная улица

Речной проезд

10-й проезд Марьиной Рощи

9-й проезд Марьиной Рощи

1-й проезд Марьиной Рощи

Рассветная аллея

Рыбинский переулок

Рубцовско-Дворцовая улица

Рублёвская улица

Рыбный переулок

улица Ращупкина

площадь Свободной России

проезд Дубовой Рощи

Рижский проезд

1-я Радиаторская улица

Рязанский проспект

Нижняя Радищевская улица

Родионовская улица

6-й Рощинский проезд

Радужная улица

проезд Русанова

улица Рождественка

Рубцовская набережная

13-й проезд Марьиной Рощи

Старый Петровско-Разумовский проезд

Раушская набережная

Ростовская набережная

Верхняя Радищевская улица

1-я Рыбинская улица

2-я Рыбинская улица

Рублёвское шоссе

улица Адмирала Руднева

1-я Радиальная улица

проезд Берёзовой Рощи

бульвар Яна Райниса

улица Каретный Ряд

8-й проезд Марьиной Рощи

Рябиновая улица

Рублёвское шоссе (дублёр)

улица Рогожский Вал

Реутовская улица

Ростокинская улица

улица Дубовой Рощи

улица Розанова

Рочдельская улица

площадь Рогожская Застава

7-й Ростовский переулок

улица Соловьиная Роща

6-й проезд Марьиной Рощи

улица Рословка

улица Расковой

улица Рудневка

4-й Ростовский переулок

Раздельная улица

Раменский бульвар

9-я Радиальная улица

2-й проезд Марьиной Рощи

2-я улица Марьиной Рощи

улица Рудневой

2-й Ростовский переулок

6-й Ростовский переулок

улица Ермакова Роща

улица Петра Романова

Рогачёвский переулок

Рахмановский переулок

2-я Радиаторская улица

Петровско-Разумовский проезд

Рождественский бульвар

6-я Радиальная улица

улица Ремизова

улица Радио

Русаковская набережная

улица Николая Рериха

Ростокинский проезд

улица Руставели

Рубцов переулок

улица Раменки

17-й проезд Марьиной Рощи

12-й проезд Марьиной Рощи

2-я Рощинская улица

5-й Рощинский проезд

улица Барышевская Роща

5-й проезд Марьиной Рощи

Русаковская улица

Россошанская улица

2-й Рощинский проезд

улица Охотный Ряд

улица Святослава Рихтера

3-я Радиаторская улица

4-я улица Марьиной Рощи

14-й проезд Марьиной Рощи

Рождественская улица

улица Эльдара Рязанова

улица Рогова

улица Маршала Рыбалко

Краткая биография Левтовой

Марина появилась на свет на Крайнем Севере, где работали медиками ее родители, и была единственной дочерью в семье. Родителей направили по распределению в Якутскую область, но вскоре после рождения дочери семья, по стечению обстоятельств, переехала в Ленинград.

В детстве, глядя на самоотверженный труд своих родителей, девочка мечтала стать медиком. Судьбу Марины решил случай. Однажды одноклассницу Левтовой пригласили сняться в кино, и она заодно показала фотографии Марины. Фотогеничную школьницу заметили и тоже пригласили на пробы, так Левтова начала сниматься в кино.

Учеба в школе и институте

О юношеских годах Марины известно следующее. Перед своими первыми съемками девочка-подросток, чтобы эффектнее выглядеть, остригла свои роскошные волосы. Но, поскольку режиссеру требовалась девочка с «хвостиком», Марину заставили привезти из дома обрезанные волосы и прикрепить этот шиньон к голове.

Марина, в отличие от многих коллег-актрис, поступила во ВГИК с первого раза, сразив приемную комиссию выразительным чтением басни Крылова. Первой работой артистки в кино стал фильм «Ключ без права передачи».

Динара Асанова очень ценила дарование Левтовой и сняла ее в нескольких своих фильмах.

После первых съемок девушка поняла, что ее призвание – не медицина, а кинематограф. Родители одобрили и поддержали ее выбор.

Съемки в кино

В начале творческой биографии актриса снялась в таких известных фильмах, как «Пацаны» и «ТАСС Уполномочен заявить». Судьбоносной для актрисы стала картина «Юность Петра»: во время съемок она познакомилась с человеком, который стал ее спутником на всю жизнь – с Юрием Морозом. После рождения дочки Марина часто снималась в кино вместе с ней. Так было, например, в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный».

Марина снялась более чем в сорока фильмах, среди них «Любочка», «Тайны мадам Вонг», «Лиловый шар», «Визит к Минотавру», «Каменская. Чужая маска».

Помимо съемок, Левтова активно занималась дубляжом и озвучкой. Ее голосом «говорят» многие актрисы мексиканских сериалов, показанных по первому каналу в 1990-е годы, например, Лионелла из «Дикой Розы», и Хелен Таскер из боевика «Правдивая ложь» (актриса Джейми Ли Кёртис).

Муж и дочка

Когда Левтова трагически погибла, сиротой осталась ее единственная дочка Дарья Мороз. Даше было тогда 16 лет. Марина очень любила свою семью, была хорошей матерью и женой. Вместе с супругом Юрием, режиссером и продюсером, они много занимались общественной и благотворительной деятельностью, а также организацией кинофестивалей. Все свободное время семья проводила вместе. Об этом свидетельствуют совместные фото счастливой семьи. Личную жизнь артистки можно назвать тихой и безоблачной.

Родные и близкие до сих пор переживают тяжелую утрату, скорбят об актрисе и ее верные поклонники. Марина осталась в сердцах зрителей благодаря эффектной внешности, творческой интерпретации экранных женских образов и оптимистичному, неунывающему характеру. А ее дочь Дарья Мороз всегда будет хранить в душе светлый образ матери.

Биография

Родилась 28 марта 1912 года в Москве.

Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Раскова

Все видео

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.

Во время войны 587 бап был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (Приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 г. и Директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 г.); 588 нбап был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (Приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 г.)

После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Интересные факты о дебютной съемке

Асановой понравилась Марина, и она утвердила ее на съемки в ленте «Ключ без права передачи». В одном из своих интервью Марина Викторовна вспомнила о забавном случае, который произошел тогда на съемках. Когда она, обычная школьница, узнала, что будет сниматься в кино, ей очень захотелось эффектно появиться на съемочной площадке и хоть как-нибудь себя украсить.

Поскольку вариантов в то время было немного, юная школьница решила поразить всех своей прической, и для этого без малейших сожалений девушка остригла свои длинные волосы. Динара Асанова была, мягко говоря, удивлена, когда увидела это, ведь на роль она утвердила девушку с длинным прямыми волосами, завязанными в хвост. Поскольку именно этого требовал экранный образ, режиссер отправила Марину домой за своим обрезанным хвостом, и во время съемок его всеми возможными способами крепили к голове юной актрисы.

Первая женщина-штурман

В 1930-е годы в СССР многие молодые люди грезили о летном деле. Марина Михайловна тоже заинтересовалась аэронавигацией, но никто даже не мог предположить, что девушка станет отважным военным летчиком. Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике. Дополнительно она изучила от корки до корки радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки.

Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков заметил рвение сотрудницы, стал помогать осваивать трудные термины. Раскова Марина без протекции своего учителя, только полагаясь на багаж знаний, безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.

Марина Михайловна Раскова

28 марта 1912 года родилась Марина Михайловна Раскова — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).

Раскова (до 1929 года — Малинина) Марина Михайловна — советская лётчица-штурман, капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.

Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Русская. Из семьи педагогов.

Окончила школу-девятилетку в Москве в 1928 году. Училась в Московской консерватории. С 1928 года работала практиканткой, затем химик-лаборант-аналитик в лаборатории анилинокрасочного завода “Анилтрест”. 

С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, одновременно в 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности “аэронавигация”. В 1933 году — штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С января 1934 года работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино. 

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С. Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль “Золотая Звезда” № 106.

С февраля 1937 года проходила службу в органах НКВД СССР: – штатный консультант, с февраля 1939 года — уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР. Имела специальное звание “старший лейтенант госбезопасности”. Член ВКП(б) с 1940 года. Жила в городе-герое Москве.

С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года — командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.

Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Прах захоронен в Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.

Майор (1942). Награждена двумя орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944, посмертно), знаком “Заслуженный работник НКВД” (1940).

Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя “Марина Раскова” носили два судна. Первый — бывший американский «Ironclad» погиб в 1944 году в Карском море. Второй — речной теплоход, построеный в Венгрии в 1964 году, ходил по Волге, списан в 1998 году.

Другие новости и статьи

« Патриотический маркер для Сети

О специальном военном образовании в эпоху перемен »

Вторая мировая войнаО патриотизме в России

метки: , СССР, Марина Раскова, герой, летчица, штурман

Темы Обозника:

COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедикаментымедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеохранапатриотизмпенсииподготовкапомощьправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбаспецоперациясталинстроительствоуправлениефинансыфлотэвакуация

Личная жизнь

Свою единственную любовь, Юрия Мороза, Марина встретила на съемках исторической ленты «Юность Петра». Молодые люди симпатизировали друг другу и даже тайно уехали в Берлин. Правда, дальше увлечения дело не дошло.

Вернувшись в Москву их пути разошлись. Однако через время пара встретилась. Именно тогда Юрий понял, что хочет завоевать Марину. Однако она не поверила в искренность чувств обаятельного парня. Да и замуж в столь юном возрасте не собиралась.

Вскоре, Юрий понял, как добиться расположения любимой. Узнав, что Марина едет с родителями на дачу, напросился в гости. Немного осмотревшись, занялся ремонтом бытовых предметов. Отец был приятно удивлен, увидев, что смазливый артист оказался хозяйственным человеком.

Свадьбу жених и невеста сыграли студенческую. Администрация же общежития «Ленкома» им выделила комнату. Когда у супругов родилась малышка, им разрешили занять и вторую. Позже Мороз вспоминал, что это были замечательные годы, полные надеж и мечтаний.

Марине и Юрию посчастливилось сняться вместе в нескольких картинах («В начале славных дел», «Пацаны», «Государственная граница», «Визит к Минотавру»). Но больше всего Мороз запомнился зрителям в музыкальной ленте С. Дружининой «Принцесса цирка», роль Тони.

По словам близких, Марина Викторовна была очень жизнерадостной, энергичной и неутомимой женщиной. Преданной супругой, верным другом и душой компании. Ей постоянно хотелось что-то создавать. Очень любила с дочкой кататься на роликах, была прекрасной наездницей, а также обожала водить автомобиль.

Служба в Красной армии

В 1932 году, после декретного отпуска, Марина устроилась лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Тут-то она и встретилась со своей главной страстью — самолетами. У Расковой перехватывало дух от размера «железных птиц», она желала овладеть ими и поскорее взмыть в бескрайнее небо.

Марина, возжелав покорить небо, поступила на заочное обучение в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. И в 1934 году стала штурманом, а в 1935-м на дополнительных курсах — еще и летчицей.

1930-е годы в СССР характеризовались расцветом авиации. Тогда все следили за достижениями Валерия Чкалова, Александра Анисимова, Михаила Громова. Их женским подобием стали Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Именно они в 1938-м на самолете АНТ-37 «Родина» установили мировой рекорд по дальности полета. «Дамский» экипаж за 26 часов преодолел 6 450 км между Москвой и Дальним Востоком без пересадок и дозаправок.

За мужество и героизм, проявленные при перелете, состав «Родины» удостоился званий Героев Советского Союза. Первой удостоили чести Валентину Гризодубову как командира АНТ-37. Раскова стала второй в истории СССР женщиной, которую наградили медалью «Золотая Звезда». На волне популярности она выпустила автобиографию «Записки штурмана» (1939).

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова у самолета «Родина»

На службу в Красную армию Марина поступила в том же 1938 году. Одновременно она была агентом НКВД. К началу Великой Отечественной войны дослужилась до старшего лейтенанта.

Когда гитлеровская Германия без объявления войны напала на СССР, на защиту отечества встали все. Марина Раскова воспользовалась личными каналами связи с Иосифом Сталиным, чтобы организовать женские авиаполки Як-1, где служила Белая Лилия Сталинграда — Лидия Литвяк, Пе-2 и По-2. Последняя боевая часть носила название «Ночные ведьмы», отсюда и прозвище самой летчицы-штурмана.

Некоторое время после начала Великой Отечественной войны Раскова занималась организационными вопросами. Например, вооружением Пе-2, который она сама возглавляла. К моменту образования авиаполк насчитывал 34 списанных Су-2. Диалог с народным комиссаром авиационной промышленности Алексеем Шахуриным позволил заменить их на 20 новейших Пе-2.

Овладеть машинами было непросто, но к Новому 1943 году авиаполк Пе-2 был готов вылететь под Сталинград.

В перелете в конце декабря 1942 года не приняли участие «Ночные ведьмы» в лице Губиной и Ломановой. Их самолеты оказались неисправными. Марина не бросила своих девушек в беде — проводила основную эскадрилью до Сталинграда и вернулась в Москву. Было 4 января 1943-го.

Гибель

Вследствие неблагоприятных погодных условий самолеты Пе-2 поднялись в воздух только к полудню, несмотря, что вылет планировался утром. По пути экипаж летательных аппаратов столкнулся с плохой видимостью. Марина Раскова приказала пробиваться сквозь облачность. Ломанова и Губина посадили самолет для дозаправки. Командир Пе-2 перестал выходить на связь.

Только несколько дней спустя удалось найти упавший бомбардировщик Марины Расковой. Самолет располагался поблизости села Михайловка в Саратовской области. Вместе с Расковой погиб штурман самолета Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев и радист Николай Ерофеев. Сейчас на месте падения бомбардировщика находится мемориал.

Марина Раскова была настоящим символом женской авиации в Советском Союзе, поэтому расследовать гибель летчицы начала Главная военная прокуратура. Согласно заключению экспертной комиссии, Расковой не хватило опыта для пилотирования самолета во время неблагоприятной погоды. Марина обладала всего 60 часами налета. Из них 30 часов приходились на летную школу, еще 30 часов – на полеты в полку.

Инструкция военно-воздушных сил гласит, что при плохой видимости самолет должен развернуться для возвращения на базу при достаточном количестве топлива. В ином случае необходимо переждать неблагоприятные погодные условия. Раскова совершила ошибку, направив самолет вниз для преодоления облачности. Экипажам других 2 самолетов повезло по причине большего опыта.

Невзирая на допущенную ошибку, ставшую причиной гибели экипажа, Раскову с почестями похоронили возле Кремлевской стены.

Хочу быть штурманом!

Музыка манила Марину, она даже училась в консерватории, однако пойти по этому пути ей было не суждено. В 1932 году Раскова стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

В ее обязанности, в частности, входило приносить на лекции навигационные приборы, и поначалу даже их названия приводили Марину в ужас. Девушка, однако, проявило упорство, освоив не только названия приборов, но и их применение.

1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Марина Раскова тоже «заболела» небом, решив стать штурманом. Подобных прецедентов не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.

В 1934 году Марина Раскова, на «отлично» сдав экзамены, получила специальность авиационного штурмана. Почти сразу после сдачи экзаменов ей была поручена задача по проведению масштабной аэрофотосъемки, необходимой для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса — Батуми. С заданием штурман Раскова справилась блестяще.

В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Гибель Марины Расковой

Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и еще два самолета 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в мин года.

По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.

Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.

Тело Марины Расковой было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.

В честь Марины Расковой названы посёлок в Саратовском районе Саратовской области, улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве (САО), Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст), 125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк.

К 100-летию со дня рождения М. Расковой Саратовский филиал Почты России инициировал выпуск художественного маркированного конверта и односторонней почтовой карточки, на которых изображён памятник Расковой, установленный в Лётном городке города Энгельса.

Марина Раскова

Личная жизнь Марины Расковой:

Муж — Сергей Иванович Расков, инженер, ее сослуживец по анилинокрасочному заводу. Поженились в апреле 1929 года.

В браке в 1931 году родилась дочь Татьяна.

Семейная жизнь не сложилась и с Сергеем Расковым она развелась в октябре 1935 года.

Марина Раскова и дочь Татьяна

Награды Марины Расковой:

— Медаль «Золотая Звезда» (№ 106); — два ордена Ленина; — орден Отечественной войны 1-й степени (приказ ВВС КА № 066/н от ); — Нагрудный знак «Заслуженный сотрудник НКВД» (1940); — медали.

Библиография Марины Расковой:

Записки штурмана

Это интересно: Биография и факты: Доктор Кащенко

Музыкальное детство

Марина Михайловна Раскова, урожденная Малинина – коренная москвичка. Она появилась на свет в семье Михаила Дмитриевича и Анны Спиридоновны Малининых 28 марта 1912 г.

С матерью Анной Спиридоновной и братом Романом (1913)

Отец девочки был певцом и преподавателем вокала, мама работала в школе учительницей французского языка. Марина с детства пела, играла на рояле. Ничто не предвещало ее авиационного будущего.

С отцом Михаилом Дмитриевичем и братом Романом (1917)

В 1919 году глава семейства трагически погиб под колесами мотоцикла. Семья оказалась в бедственном положении, часто в доме не было даже хлеба. Марину отдали в музыкальную школу при консерватории, где она получала паек и стипендию. Однако девочке больше нравились, не музыкальные занятия, а биология и химия.

Марина в 1922 г.

Предвестники беды

Парадоксальным оказалось то, что фильм «Фортуна», который определил судьбу Даши, стал последним фильмом для ее матери, Марины Викторовны, ведь они обе были задействованы во время съемок.


Сейчас многие верящие в рок люди говорят, что таким образом Марина перед смертью передала свою эстафету удачной карьеры дочери. Накануне страшных событий 27 февраля в Доме Кино состоялась премьера фильма «Фортуна». Кто-то из поклонников подарил Марине огромный букет, состоящий из желтых цветов. Как известно, в актерских кругах такой подарок является не очень хорошим знаком, поскольку сулит скорые потери и расставания. Как ни странно, но беда действительно не заставила себя долго ждать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: