Альфред гарриевич шнитке: биография, творчество

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке – советский и российский композитор, педагог и музыковед, творчество которого оставило большой след в искусстве. Его творения активно пропагандируют современные исполнители.

Альфред Гарриевич гастролировал по Европе, будучи в числе немногих советских авторов, чьи произведения оказывались одинаково востребованными на родине и за рубежом.

Талант, уникальный стиль, яркая индивидуальность делали сочинения Шнитке неповторимыми.

Детство и юность

Альфред Шнитке родился в городе Энгельсе 24 ноября 1934 года. Его родители были поволжскими немцами и имели еврейские корни. Родным городом отца мальчика был Франкфурт-на-Майне. Мать родилась в деревне Каменке. Родственники отца жили в столице, и это оказалось спасением, когда началась Вторая мировая война.

https://youtube.com/watch?v=YB68O3zR2YY

В семье Шнитке воспитывались трое детей: у Альфреда были младший брат и сестра. Вместе они пережидали военное время в Москве у бабушки. Благодаря родителям дети знали немецкий язык, и он был для них родным. Русский оказался вторичным.

В Австрии с 1946 года юноша получал музыкальное образование, а когда спустя 2 года семья вернулась в Советский Союз, продолжал занятия уже в Москве.

Родители устроились работать в газету, а Альфред стал изучать музыку.

Альфред Шнитке в детстве

В 1958 году он получил диплом Московской консерватории по классу композиции, а позднее завершил обучение в аспирантуре. С 1961 года Шнитке стал преподавать чтение партитур и инструментовку в родной Московской консерватории, хотя учеников у него было немного.

В этот же период музыкант вступил в Союз композиторов. Чтобы заработать на жизнь, Альфред стал сочинять музыку для кинематографа. Педагогическую деятельность он не оставлял вплоть до 1972 года. Объем произведений, созданных для фильмов, непреклонно рос каждый год.

Музыка

Главным лейтмотивом всех произведений Альфреда Шнитке являются человек и его сущность. Переживания, испытываемые героем, личностные поиски, страсти и эмоции становятся заглавной темой композиций автора. В его музыке невероятным образом образуется симбиоз трагического и комического.

Композитор Альфред Шнитке

Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике.

Премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Создавая произведения, Шнитке вдохновлялся исполнительской манерой Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Анатолия Кремера.

Альфред Шнитке в театре

Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана.

Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ.

Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.

Мультикультурный автор также был отмечен Государственной австрийской премией, врученной в 1991 году, и Императорской премией Японии, которую ему преподнесли годом позже. Шнитке работал по заказу Амстердамской и Гамбургской опер, был членом Шведской королевской музыкальной академии.

Личная жизнь

Биография знаменитого композитора не была бы полной без упоминания о личной жизни. Шнитке был женат дважды. Первым браком маэстро сочетался с Галиной Кольцовой. Союз просуществовал непродолжительный период и закончился разводом.

Альфред Шнитке и его жена Ирина

Второй женой музыканта стала его студентка Ирина Катаева. В семье родился сын, которого назвали Андреем. Шнитке жил с избранницей в атмосфере любви и заботы и был неразлучен с ней до последних дней.

Смерть

1985 год оказался для Альфреда Шнитке роковым. Композитор перенес сразу несколько инсультов. Здоровье пошатнулось, и слабость постоянно одолевала мужчину. Несмотря на это, он не опускал руки и продолжал работать. В 1990-м семья переехала в Гамбург, где Шнитке стал преподавателем в Гамбургской высшей школе музыки.

Могила Альфреда Шнитке

Очередной инсульт, настигший музыканта, стал причиной его смерти. 3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался. Он нашел последний приют на Новодевичьем кладбище в Москве.

На память поклонникам остались интервью, в которых композитор делится историями из биографии и интересными фактами о себе, его фото и бессмертная музыка.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица) Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Альфред Гарриевич со второй супругой Ириной Федоровной

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Частые вопросы

Поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке всегда волновал вопрос, существует ли мифическая связь между созданием 9-ой симфонии и заболеванием композитора. Однозначно сложно ответить, но те, кто верит в потусторонние силы, находят много подтверждающих доказательств их влияния.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отображать глубокую сущность человеческой натуры, преломляя ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Часто почитатели произведений Шнитке не могли понять, кто композитор по национальности и какую страну он считал своей Родиной. В своих интервью Альфред Гарриевич не раз упоминал, что не может отнести себя к конкретной национальности, хотя в паспорте указано «еврей». Также он не определился с Родиной – долго жил в России, потом в Германии, но если бы не болезнь, вернулся в Москву.

Альфред Шнитке — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Альфред Гарриевич Шнитке. Родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе — умер 3 августа 1998 года в Гамбурге (ФРГ). Советский и немецкий композитор, педагог, музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986) и Государственной премии РФ (1995).

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе в Республике немцев Поволжья (ныне Саратовская область России) в еврейско-немецкой семье.

https://youtube.com/watch?v=GM_fcKvmTXc

Отец — Гарри Викторович Шнитке (1914-1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году.

В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, а в 1930 году — в Покровск (так назывался Энгельс до 1931 года), где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях.

Мать — Мария Иосифовна Фогель (1910-1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка. Она работала учительницей немецкого языка.

Младший брат — Виктор Гарриевич Шнитке (1937-1994), немецкий советский поэт, прозаик и переводчик.

Младшая сестра — Ирина Гарриевна.

Дедушка по отцовской линии — Виктор Миронович Шнитке (1889-1956), инженер.

Бабушка по отцовской линии — Теа Абрамовна Кац (1889-1970), филолог-германист.

Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, 1959 г.р.), американский славист.

В 1943 году отца Альфреда Шнитке призвали на фронт, а он с младшим братом Виктором были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии.

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

В 1946 году его отец был командирован в Вену — корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. Там Альфред начал обучаться музыке.

Альфред Шнитке в детстве

В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции — Р. Аллоярова.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

С 1962 года сочинял музыку к фильмам. Особенно много в 1970-е годы.

Участвуя в создании кинофильмов, Шнитке углубил психологическую емкость целого, создав музыкой дополнительный эмоционально-смысловой план.

В 1985 году в крайне сжатый срок Шнитке написал 2 крупных и значительнейших своих сочинения — хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта X века Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт a cappella полон лучезарного горнего света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

В 1989-1990 годах Берлинская научная коллегия предоставляла Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

Медики создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. В таком состоянии Шнитке написал свое последнее произведение — Девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому.

Альфред Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года в 8 часов утра. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Его имя присвоено Московскому институту музыки.

Альфред Шнитке — Я, немецкий композитор из России

Личная жизнь Альфреда Шнитке:

Дважды был женат.

https://youtube.com/watch?v=9uB0neuRbsg

В браке 23 февраля 1965 года родился сын Андрей, композитор и рок-музыкант.

Альфред Шнитке и жена Ирина

Альфред Шнитке и сын Андрей

Фильмография Альфреда Шнитке:

1988 — Я немецкий композитор из России (документальный)1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)

Работы Альфреда Шнитке в кино как композитора:

2012 — Анна Каренина. Интервью на фоне спектакля (фильм-спектакль)

Оперы Альфреда Шнитке:

1962 — Одиннадцатая заповедь (Счасливчик) 1991 — Жизнь с идиотом 1993 — Джезуальдо

  • Охрана материнства и детства в ссср кратко

      

  • Статистические оценки параметров распределения кратко

      

  • Борьба за власть в окружении сталина кратко

      

  • Общие сведения об этической культуре кратко

      

  • Политическая стратификация по сорокину кратко

Альфред Шнитке: «Музыка — это подслушанные крики времени»

Альфред Шнитке

“Музыка – это подслушанные крики времени” – такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.

Шнитке — крупнейший советский композитор так называемого “второго поколения”

Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. В своем непрестанном слышании трагической сущности бытия композитор стал продолжателем мироощущения, шедшего и от Достоевского, и от Малера

Масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука – всё это крайне характерно для творчества Альфреда Шнитке. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, на Волге. Его отец – Гарри Шнитке – был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать – Мария Фогель – была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.

В 1958 году Альфред окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

Как вспоминает супруга композитора, известная пианистка Ирина Катаева-Шнитке:

“Мы познакомились с Альфредом в самом начале 60-х. Я приехала из Ленинграда, где окончила десятилетку при консерватории.

Музыка познакомила и соединила нас: мне нужно было продолжать образование, и моим репетитором стал аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке. Тогда он был женат, и я ходила заниматься к нему домой, в квартиру неподалеку от Ленинского проспекта.

В один прекрасный день он сказал, что заниматься со мной больше не может, потому что относится ко мне не просто как к ученице. Но я вообще не хотела выходить замуж.

Альфред Шнитке обиделся и исчез, но через полгода мы увиделись вновь. Я уже училась в Гнесинском институте и позвонила ему – нужен был учебник по истории музыки. Он попросил меня приехать к нему, а домой я вернулась уже вечером. Тогда-то мы и поняли, что должны быть вместе. Свадьбу мы сыграли в феврале 1961 года…”

Первым произведением, которое открыло «зрелого Шнитке» и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт.

Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию «положительных персонажей» образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию «отрицательных» — отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Альфреда Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки.

Среди произведений композитора: оперы – “Одиннадцатая заповедь” и “Жизнь с идиотом”, балет “Лабиринты”, оратория “Нагасаки”, прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича, кантата “История доктора Иоганна Фауста” и др.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене).

Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

Полистилистику как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности Шнитке использовал во множестве других своих сочинений — Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, «Посвящении Паганини» и др.

Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «ретро», «новой простоты», внезапно наступивший в европейской музыке в 70-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет — произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

На всесоюзном конкурсе балета в 1972 году была представлена премьера «Лабиринтов» – первого балета Шнитке, идея постановки которого, а также хореография и либретто принадлежали театральному режиссеру Владимиру Васильеву.

Полистилистика

В 70-х Альфред Гарриевич вводит в музыкальную терминологию понятие «полистилистика». Следуя воссозданному принципу, композитор начал активно применять его, используя несочетаемые направления в своем творчестве – Вагнера и Глинку, Баха и нововенскую школу.

В интервью музыкант рассказывает, что написанный в 1972-ом Фортепианный квинтет, посвященный утрате матери, в 1975 году достигает размеров полноценного «Реквиема». Через пару лет Альфред Гарриевич начинает цикл Concerto Grosso.

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

70-80-е годы стали для Шнитке периодом погружения к музыкальным истокам, духовной и народной песне. Результатом становится создание «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на бесподобные тексты Франциска Ассизского и «Миннезанг» для 52-х хористов, базирующийся на поэзии германских рыцарей средневековья.

Рождение Второй симфонии повлекли неизгладимые впечатления, связанные с визитом Шнитке в монастырь Сан-Флориан в Австрии, где покоятся останки А. Брукнера. Тронутый красотой католической «невидимой мессы», композитор положил ее в основу характера и формы новой симфонии, звучащей на фоне хора.

Третья симфония была реализацией его взгляда на немецкую музыку, тогда как Четвертая стала ярким олицетворением великого замысла, соединившего различные религии. Альфред Гарриевич грандиозно показал вечный принцип «Единого Бога», сочетав в произведении манеру православного, протестантского, католического и синагогального пения.

В 1983-м рождается кантата по произведению бессмертного Гете «История доктора Иоганна Фауста». Идея создания музыки не давала покоя композитору на протяжении нескольких лет.

Он решил отказаться от написания оперы, так как полагал, что музыка будет противоречить первоисточнику. Фундаментом для создания кантаты стали заключающие главы «Народной книги», написанной И. Шписом. Опера на творение Гете была готова лишь спустя 11 лет, и кантата вошла в ее 3-й акт.

А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

  • Три хора по православным молитвам (1984).
  • Концерт на стихи Г. Нарекаци для смешанного хора (1985).
  • «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы А. Шнитке создал:

  • Concerti Grossi №5 и №6,
  • 2 фортепианные сонаты,
  • 4 симфонии, в том числе и 9-ю,
  • оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо».

Киномузыка: какая она? Альфред Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.

Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный.

Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами. В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».

Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества. Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым).

Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел. И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания

Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание

О. Ю. Языков, «Портрет Художника. Памяти Шнитке», 1999 г. Источник

Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох.

Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность.

И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…

Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин). Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе).

Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.

https://youtube.com/watch?v=PH3ic9cQY2I

Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах.

Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне. «Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности.

Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.

Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа.

А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке. Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?

Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?

Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: