Детей вымолили у бога
Георгий Тараторкин познакомился с будущей женой Екатериной Марковой в 1964 году, в доме у друзей. По словам их дочки Анны, Георгий Георгиевич тогда был так взволнован и ошарашен присутствием Кати, что, случайно присев на обжигающую батарею, так и просидел на ней больше получаса, боясь пошелохнуться.
Между свадьбой пары и появлением на свет первенца Филиппа прошло аж десять лет. Врачи отговаривали Екатерину рожать, не давали никаких гарантий, что все пройдет благополучно. Сына актриса буквально вымолила у Бога, а спустя еще восемь лет подарила мужу дочку.
— А кому дети даются легко? — разводил руками Тараторкин. — Да, были проблемы с рождением сына. С дочкой было уже легче.
Актер скончался в результате продолжительной безуспешной борьбы с тяжелой формой онкологического заболевания. Причиной смерти Георгия Тараторкина стал рак. В конце января 2021 года актер был экстренно госпитализирован в одну из московских больниц. Однако врачи так и не смогли спасти известного артиста. Его сердце остановилось 4 января 2021 года. Долгое время поклонники актера даже не знали, от чего умер Георгий Тараторкин. Это связано с тем, что сам актер и члены его семьи тщательно скрывали все подробности протекания неизлечимого заболевания.
Биография
Анна Тараторкина родилась 8 октября 1982 года в семье актёра Георгия Тараторкина и актрисы и писательницы Екатерины Марковой.В семье уже воспитывался старший сын Филипп. При том что оба родителя были заняты творчеством, дети никогда не чувствовали одиночества. Свободное время дружная семья проводила вместе.Отец не настаивал на актерской карьере детей, поэтому сын выбрал специальность историка, а позднее стал еще и православным батюшкой. Анна же, напротив, рвалась в театр и на экран. Во ВГИК после школы девушка не решилась подавать документы, так как там работал отец, но во всех театральных вузах Москвы на вступительных экзаменах Тараторкина получила положительные оценки. Сделав выбор в пользу Щепкинского училища, Анна Тараторкина стала студенткой мастерской профессора Виктора Ивановича Коршунова, который к тому времени почти полвека занимался педагогической работой.
В 2004 году окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (мастер В. И. Коршунов) и была принята в труппу РАМТа.
Впервые на съемочной площадке Анна появилась еще в 1991 году – маленькая Тараторкина сыграла небольшую роль в фильме Василия Панина «Исчадье ада». Главную роль в криминальной драме исполнил ее отец; также девочке удалось поработать с известными актерами: Кириллом Лавровым, Владимиром Самойловым и Анной Самохиной.В 2004 году Анна окончила Щукинское училище, стала работать в Российском академическом молодежном театре и параллельно пробивать дорогу в кино через эпизодические роли в сериалах. Свою первую важную роль актриса исполнила в 2007 году, в фильме на военно-авиационную тематику «07-й меняет курс». Зрители оценили убедительную игру Анны, однако фильм получил достаточно низкие оценки. Три года и семь эпизодических ролей спустя Анна сыграла роль, после которой ее стали узнавать на улицах. Речь идет в российско-белорусском фильме «Смертельная схватка», который поведал зрителям о военных действиях в Западной Белоруссии в октябре 1944 года. Тараторкина перевоплотилась в старшего лейтенанта Ольгу Ершову, опытного стрелка, способного вычислить и опередить немецкого снайпера. Все последующие роли Тараторкиной – как главные (Тамара в фильме «Земля людей», учительница Ольга Князева в «Спасти мужа», Татьяна в «Частном детективе Татьяна Иванова», жена Павлова, Лена в фильме «Осколки хрустальной туфельки» и др.), так и второстепенные (Света в фильме «Мама выходит замуж», сестра Люды в сериале «Легальный допинг», Маша в мини-сериале «Бойцовский срыв») – определили Анну как сильную, разноплановую актрису
Внимание массового зрителя привлекла работа актрисы в комедийном сериале «Сватьи», в котором Анна мастерски сыграла успешного финансового директора Ингу, члена большой и дружной семьи, проживающей в тесной трехкомнатной квартире
Личная жизнь
В 2007 году во время работы в многосерийном фильме «Служба доверия» Анна Тараторкина познакомилась с молодым артистом Александром Ратниковым, который впоследствии стал ее мужем. Молодые люди вскоре после съемок сыграли свадьбу, которая прошла тихо, в окружении близких людей.В 2010 году у Анны и Александра родился первенец, которого по бабушкиной инициативе назвали Никитой. Личная жизнь актрисы связана с семьей и воспитанием ребенка.
- Муж: Александр Ратников — актёр.
- Сын: Никита (род. 27 декабря 2010)
Актерская карьера
До 1974 г. Георгий исполнил немало интересных и разноплановых ролей в театре, который посещал с раннего детства. Он воплотил образы Императора Николая I в спектакле «Глоток свободы», литератора Алексея Пешкова (в дальнейшем Максима Горького) в пьесе «Хозяин». Своим талантом, великолепной актерской игрой и передачей образа он неоднократно доказывал, что не ошибся с профессией.
В 1968 г. Тараторкин серьезно заболел, был госпитализирован с подозрением на гангрену. Пока артист лежал в больничной палате и ждал окончательного диагноза, туда наведались помощники Льва Кулиджанова. Он как раз находился в поисках актера, который бы сыграл центральный образ в картине «Преступление и наказание». Бледный и измученный болезнью Георгий настолько покорил режиссера, что мгновенно был утвержден на роль.
Тараторкин с удивительной точностью передал страдания и душевные терзания Раскольникова. После премьеры фильма актер прославился на всю страну.
Театр
Дебютным образом Георгия в московском театре снова стал Раскольников. Игра артиста в «Петербургских сновидениях» была положительно оценена зрителями и критиками за правдоподобность и целостность образа. О Тараторкине сказали, что он глубоко понимает творчество Достоевского. В «Петербургских сновидениях» актер выступал более 10 лет, не переставал вызывать восторг у публики.
Помимо Раскольникова, он воплощал образы других знаменитых героев классических произведений. Георгий не переставал благодарить судьбу за предоставленные случаи исполнить такие многогранные и тяжелые образы.
Нередко зрители приходили в театр только ради игры Тараторкина, у него не было ни одного отрицательного отзыва от критиков. Знаковым стал инцидент, когда после окончания постановки «Не будите мадам» ему стоя аплодировал весь зал.
Кино
Ролей в кино у Георгия меньше, чем в театре, однако все они стали яркими и культовыми. В большинстве проектов у персонажей Тараторкина были схожие черты характеры. Актер замечательно передавал муки совести, страдания человека с тонкой душевной организацией из-за плохих поступков и оплошностей.
В актерской карьере артиста был интересный случай. Его дебютной ролью в кино был персонаж революционера Игнатия Гриневицкого в «Софье Перовской», который организовывал покушение на Императора Александра II. В 2003 г. в картине «Любовь императора» Тараторкину довелось воплотить образ правителя, которого намереваются убить.
В 2010 г. Тараторкин снова вернулся к амплуа советского классического писателя Максима Горького в картине «Плен страсти», в 2011 г. активно участвовал в процессе съемок детективного сериала «С чего начинается Родина». В 2015 г. зрители увидели актера на подмостках театра Моссовета в новом спектакле «Римская комедия». Георгий создал образ поэта Диона, готового идти против системы. Персонаж поразил поклонников актера многогранностью своей натуры и философскими подтекстами.
Также он поучаствовал в съемочном процессе картин «Запрет» и «Таинственная страсть». В это время Тараторкин в компании с Евгенией Симоновой и Чулпан Хаматовой работал над спектаклем «Сильвия» Питера Штейна. Самыми успешными проектами на позднем этапе творчества артиста стали картины «Дюба-дюба» и «Умирать легко».
Осенью 2016 г. Георгия включили в состав секретариата Союза театральных деятелей России. Некоторое время спустя на экраны вышел сериал «Таинственная страсть», где артист воплотил образ Георгия Репина.
Фильмография
В 1992 г. Георгий Тараторкин, уже успевший получить звание Народного артиста РСФСР, зарекомендовал себя в качестве режиссера-постановщика картины «Та, которой не стало». Несколько лет спустя успешный артист набрал студентов, из которых намеревался сделать актеров, в 2002 г. им была отведена театральная мастерская. В том же году Георгия выдвинули на пост первого секретаря Союза театральных деятелей России.
Озвучивание мультфильмов
В 70-х и 80-х гг. Георгий нередко появлялся на радиопередачах и сцене с зачитываниями произведений поэтов «Серебряного века». Часто звучали стихотворения уважаемого им Александра Блока. Ораторские способности Тараторкина нередко применяли в озвучивании персонажей мультфильмов. Среди его работ можно выделить «Щелкунчика и мышиного короля» и «Чуридило».
Награды и звания
За образ Раскольникова юношу по достоинству оценили в правительстве – он стал лауреатом Государственной премии РСФСР. За годы карьеры Георгия удостоили звания народного артиста РСФСР, сделали лауреатом Государственной премии им. братьев Васильевых, членом Союза кинематографистов РФ. Артист получил орден «За заслуги перед Отечеством», «Знак Почета» и орден Петербургского фонда «Классик-Центр» «Созидатель Петербурга».
Театр
Став старшеклассником, и выбирая профессию, Георгий всерьёз готовил себя к педагогическому поприщу. На актёрскую профессию он вначале смотрел, как на недостижимое для себя счастье. Но в итоге те сильные эмоции, которые он испытывал как театральный зритель, повлияли на его окончательный выбор.
Он решил не спешить с поступлением в высшее учебное заведение. Получив аттестат зрелости, он сразу устроился на работу в обожаемый ТЮЗ
Но не актёром, а осветителем.
Художественный руководитель этого театра Зиновий Корогодский заметил, с каким восторженным вниманием худой молодой человек высокого роста, работающий осветителем, наблюдает за игрой актёров на сцене. Пообщавшись с ним, опытный Корогодский сразу же сумел увидеть в этом юноше серьёзные актёрские задатки
Он морально поддержал его, помог преодолеть робость и нерешительность, посоветовал не страшиться вступительных испытаний.
Тараторкин, получив такую поддержку, решился подать документы на поступление в студию при ТЮЗе и с первой же попытки был зачислен туда студентом, выдержав конкурс в сотню абитуриентов на место.
Однако учиться там ему было очень трудно. Времена были строгие. Студентов, накопивших много не сданных вовремя зачётов и экзаменов, безжалостно отчисляли. Тараторкина спасало его трудолюбие, которое уже тогда оценили и сокурсники и преподаватели.
Он стал одним из лучших студентов студии ТЮЗа. И окружающим, и прежде всего самому себе, он сумел уже в студенческие годы доказать, что профессию выбрал правильно.
В середине 60-ых годов его дебют на сцене ТЮЗа, роль старшеклассника Виталия Ромадина в спектакле «Тебе посвящается», очень высоко оценили театроведы и наставники, единодушно подчеркнув наличие в нём яркой творческой индивидуальности и своеобразного «почерка» манеры игры.
Обучение в студии ТЮЗа Тараторкин завершил в 1966 году и сразу же был зачислен в труппу этого театра.
Тараторкин служил в ТЮЗе до 1974 года. Ему почти сразу же стали доверять серьёзные роли, о которых иные актёры мечтают всю жизнь, Гамлета, Бориса Годунова, лейтенанта Шмидта.
Никто не мог сказать, что такую быструю и раннюю актёрскую карьеру он сделал незаслуженно. Потому что зрительская публика регулярно благодарила артиста за его игру бурными овациями.
В 1974 году молодого популярного ленинградского актёра пригласили на работу в столичный театр имени Моссовета. И сразу же он получил на его сцене серьёзную роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского по мотивам классического произведения Достоевского. Критики писали тогда, что Тараторкин лучше всех своих коллег сумел понять замысел великого писателя и воплотить на сцене образ этого персонажа, занимающего особое место в русской литературе.
Вскоре после постановки спектакля «Преступление и наказание» в театре с большим успехом прошла другая постановка по Достоевскому – «Бесы». В ней Тараторкин сыграл Ставрогина.
В последний день 1976 года Георгий Тараторкин получил великолепный новогодний подарок – звание заслуженного артиста РСФСР. В апреле 1984 года – звание Народного артиста РСФСР.
В 1996 году Георгий Тараторкин помимо актёрской работы, стал заниматься и преподаванием во ВГИКе. В этом же году его избрали первым секретарём союза театральных деятелей РФ.
Георгий Тараторкин в театре
Сын Георгия Тараторкина – Филипп
Филипп – старший ребенок Георгия Георгиевича. Мальчик в семье актера появился в 1974 году, когда его отец уже был известным. Но, в отличие от сестры, он не пошел по стопам родителей, а выбрал совершенно иную судьбу.
Филипп окончил РГГУ по специальности историк-архивовед. Именно науке он и посвятил свою жизнь.
В процессе своей деятельности Тараторкин младший:
- Получил звание кандидата исторических наук;
- Звание доцента кафедры истории России;
- Стал директором архива РГГУ в котором хранятся книги, черновики, диссертации и рукописи других научных деятелей, ныне здравствующих и покойных.
В детстве историк много болел, врачи предвещали родителям скорую смерть ребенка. Но, благодаря их стараниям, он не только остался жить, но и вырос здоровым человеком.
В 2020 году Тараторкин младший издал книгу «Василий Блаженный». Она посвящена жизни Святого и жизни русского народа в 16 веке.
В возрасте 72 лет умер актер театра и кино Георгий Тараторкин
«Самой большой неожиданностью для меня по-прежнему является то, что я занимаюсь актерской профессией, — говорил Тараторкин в одном из своих интервью, данных накануне 65-летнего юбилея. — В детстве мечтал стать учителем». После школы он пошел работать в ленинградский ТЮЗ просто ради заработка. Причем шел устраиваться учеником художника, но пришлось занять место осветителя. «И если бы не встреча с главным режиссером театра Зиновием Корогодским, моя судьба, скорее всего, сложилась бы иначе», — говорил артист. Собственно, легкой жизни ему судьба не обещала: его семья рано осталась без кормильца, и о матери с сестрой пришлось заботиться именно ему. В ленинградском ТЮЗе он на долгие годы и остался, став для Корогодского не только учеником, но и артистом-талисманом.
В знаменитом питерском ТЮЗе он сыграл свои первые главные роли — в «Гамлете» и «Борисе Годунове».
В 1974 году перешел в столичный Театр имени Моссовета, артистом которого оставался до последнего времени, — и здесь сыграл во всех тех спектаклях, которые составили в 70–80-х славу и историю театра: Каренина в «Живом трупе», Ивана в «Братья Карамазовых», Орехова в «Максиме в конце тысячелетия», Жюльена Палюша в «Не будите мадам». Здесь он, уже в более возрастном амплуа, снова стал актером-талисманом — на этот раз для одного из ведущих российских комедиографов Юрия Еремина.
В кино талант Тараторкина раскрылся, возможно, не так сильно, как в театральных работах. Сниматься он начал в середине 60-х — вскоре после окончания студии при ленинградском ТЮЗе, появился в ролях второго плана в «революционных» картинах — «Софья Перовская», «Гроза над Белой».
В 1969-м молодому актеру досталась и главная роль — в поставленной Львом Кулиджановым экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание» он сыграл Родиона Раскольникова,
и созданный актером образ, по отзывам, был лучшим киновоплощением этого литературного героя; создатели фильма (и Тараторкин в том числе) получили за этот фильм Государственную премию. Сам актер потом сыграл этого персонажа в Театре имени Моссовета — в спектакле Юрия Завадского «Петербургские сновидения». В фильмографии Георгия Тараторкина более 60 ролей, но сравнимой с ролью Раскольникова, пожалуй, не было — а сам этот персонаж стал прочно ассоциироваться именно с артистом. Который, в свою очередь, признавался, что ждет каждой возможной встречи с мятущимся убийцей из «Преступления и наказания». «В отличие от процентщицы Алены Ивановны встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы», — пошутил он в одном из интервью.
Он играл в «Чисто английском убийстве», «Маленьких трагедиях», сериале «Богач, бедняк», «Лунной радуге», «Дюба-дюба»; в российском кино ему тоже доставались роли второго плана — в сериалах «Не родись красивой» или в недавней нашумевшей «Таинственной страсти».
Еще одна грань таланта Тараторкин раскрылась довольно поздно — в 1996-м он стал педагогом, набрал курс во ВГИКе.
К своим первым выпускникам до последних дней относился как к родным детям, признаваясь, что именно из-за этой ответственности не готов набирать новых. Его учениками стали Владимир Вдовиченков, Нелли Уварова, Александр Волков и другие актеры, за судьбами которых Георгий Георгиевич пристально следил и при каждой возможности старался помочь.
Тараторкин всегда обладал сокровищем, за которое любой ветеран сцены даст дорогую цену — сыновнюю любовь и признание молодых коллег.
С 1997 года и до самой кончины он оставался бессменным президентом премии и фестиваля «Золотая маска»,
ежегодно собирающего воедино всю театральную Россию и представляющую жителям Москвы, регионов и зарубежья все лучшее, что производит на своих сценах наша страна, до сих пор остающаяся одной из первых театральных держав мира. «Золотая маска» знала разные времена, но в любых трудных ситуациях Тараторкин, прошедший школу заботы о младших еще в юности, вставал на ее защиту. И использовал весь свой авторитет для помощи коллегам.
Когда уходят актеры старой школы, принято говорить «ушла эпоха» — эта формула всегда работает, она всегда справедлива.
Однако в случае с Тараторкиным она не совсем точна — другого такого актера на российских экране и сцене просто не было. В разгар советской эпохи он показал, что даже в условиях развитого соцреализма артист может быть красивым, умным и тонким одновременно, строить роль на полутонах и неизменно влюблять в себя новых и новых зрителей, в памяти которых Тараторкин останется навсегда.
Творческая и общественная жизнь
Учеба закончилась в 1966 году. Георгия Георгиевича сразу пригласили войти в состав труппы Ленинградского ТЮЗа, чему он был очень рад. Режиссеры любили работать с ним. Молодой артист отличался не только выразительной внешностью. Он умел основательно и вдумчиво работать над каждой ролью, добиваясь совершенства в каждом жесте, слове, эмоции. Неслучайно ему доверяли такие роли, о которых другие актеры могли только мечтать.
Он мог перевоплотиться в императора Николая II и героя-революционера Петра Шмидта, сыграть царя Бориса в трагедии «Борис Годунов» и бухгалтера Подхалюзина в комедии «Свои люди – сочтемся». Ему довелось играть Гамлета, но главной ролью, давшей старт его актерской карьере, стал образ Родиона Раскольникова в фильме по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Картина вышла на экраны в 1969 году.
Интересный факт! За эту роль в кино Георгий Тараторкин был награжден «Знак Почета» и Государственной премией РСФСР им. братьев Васильевых (1971 г.)
«Преступление и наказание»
70-е годы стали для актера наиболее плодотворными в плане кинематографических работ. Именно в этот период на экраны вышли «Меченый атом», «Чисто английское убийство», «Дела сердечные», и, конечно, многосерийный телефильм «Открытая книга», где он сыграл Дмитрия Львова. В 1976 году ему присваивают звание Заслуженный артист РСФСР.
Кроме театра и кино, Тараторкин начал давать участвовать в концертах и вечерах мастеров художественного слова. Жанр был очень популярен на рубеже 70-80 годов. Георгий Георгиевич читал стихи поэтов «Серебряного века». Как отмечали критики, мало кому из артистов удавалось так же выразительно донести красоту звучащего слова.
90-е годы внесли коррективы в жизнь уже Народного артиста РСФСР (звание получено в 1984 году). Фильмов было немного, да и их качество в отличие от советских кинематографических шедевров было ниже среднего. Тараторкин прекращает сниматься в 1992 году и возвращается на съемочные площадки только в 1999. Весь этот период он полностью посвящает театру и сохранению культурного наследия великого русского искусства.
В 1996 году он набирает собственный актерский курс во ВГИКе. В этом же году его приглашают на должность первого секретаря Союза театральных деятелей России. Через год в Москве появляется новый театр «Балаганчик». Мастер решил соединить жанры театра и цирка, и порадовать москвичей и гостей столицы милым спектаклем «Каштанка» по одноименному произведению А.П. Чехова.
В 1998 году Тараторкина награждают Орденом Почета, но зрелый актер и педагог только взялся за свое настоящее дело. С 1996 года он возглавил национальный театральный проект «Золотая маска». Это Российская национальная театральная премия и фестиваль, которые до сих пор являются главным показателем профессионализма, мастерства и творческого потенциала театральных деятелей России.
Интересный факт! В 2015 году разразился скандал, который «расколол театральный мир страны на две части». Экспертную комиссию «Золотой маски» обвинили в продвижении спектакля «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. Руководству пришлось переделывать Положение о премии, которое вступило в силу в 2016 году. Значение «Золотой маски» перед Президентом РФ отстаивали Георгий Тараторкин, Игорь Костолевский и Константин Райкин.
Тогда решалась судьба главной театральной премии России
Георгий Георгиевич оставался президентом «Золотой маски» вплоть до своей смерти. В конце января 2017 года он был госпитализирован в одну из московских больниц. Он пробыл там недолго. 4 февраля актер умер. Причиной смерти стало онкологическое заболевание, с которым актер боролся последние годы жизни. «Золотую маску» с 2017 года возглавляет Игорь Костолевский.
Театр
Став старшеклассником, и выбирая профессию, Георгий всерьёз готовил себя к педагогическому поприщу. На актёрскую профессию он вначале смотрел, как на недостижимое для себя счастье. Но в итоге те сильные эмоции, которые он испытывал как театральный зритель, повлияли на его окончательный выбор. Он решил не спешить с поступлением в высшее учебное заведение. Получив аттестат зрелости, он сразу устроился на работу в обожаемый ТЮЗ
Но не актёром, а осветителем
Художественный руководитель этого театра Зиновий Корогодский заметил, с каким восторженным вниманием худой молодой человек высокого роста, работающий осветителем, наблюдает за игрой актёров на сцене. Пообщавшись с ним, опытный Корогодский сразу же сумел увидеть в этом юноше серьёзные актёрские задатки
Он морально поддержал его, помог преодолеть робость и нерешительность, посоветовал не страшиться вступительных испытаний. Тараторкин, получив такую поддержку, решился подать документы на поступление в студию при ТЮЗе и с первой же попытки был зачислен туда студентом, выдержав конкурс в сотню абитуриентов на место. Однако учиться там ему было очень трудно. Времена были строгие. Студентов, накопивших много не сданных вовремя зачётов и экзаменов, безжалостно отчисляли. Тараторкина спасало его трудолюбие, которое уже тогда оценили и сокурсники и преподаватели. Он стал одним из лучших студентов студии ТЮЗа. И окружающим, и прежде всего самому себе, он сумел уже в студенческие годы доказать, что профессию выбрал правильно. В середине 60-ых годов его дебют на сцене ТЮЗа, роль старшеклассника Виталия Ромадина в спектакле «Тебе посвящается», очень высоко оценили театроведы и наставники, единодушно подчеркнув наличие в нём яркой творческой индивидуальности и своеобразного «почерка» манеры игры. Обучение в студии ТЮЗа Тараторкин завершил в 1966 году и сразу же был зачислен в труппу этого театра. Тараторкин служил в ТЮЗе до 1974 года. Ему почти сразу же стали доверять серьёзные роли, о которых иные актёры мечтают всю жизнь, Гамлета, Бориса Годунова, лейтенанта Шмидта. Никто не мог сказать, что такую быструю и раннюю актёрскую карьеру он сделал незаслуженно. Потому что зрительская публика регулярно благодарила артиста за его игру бурными овациями. В 1974 году молодого популярного ленинградского актёра пригласили на работу в столичный театр имени Моссовета. И сразу же он получил на его сцене серьёзную роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского по мотивам классического произведения Достоевского. Критики писали тогда, что Тараторкин лучше всех своих коллег сумел понять замысел великого писателя и воплотить на сцене образ этого персонажа, занимающего особое место в русской литературе. Вскоре после постановки спектакля «Преступление и наказание» в театре с большим успехом прошла другая постановка по Достоевскому – «Бесы». В ней Тараторкин сыграл Ставрогина. В последний день 1976 года Георгий Тараторкин получил великолепный новогодний подарок – звание заслуженного артиста РСФСР. В апреле 1984 года – звание Народного артиста РСФСР. В 1996 году Георгий Тараторкин помимо актёрской работы, стал заниматься и преподаванием во ВГИКе. В этом же году его избрали первым секретарём союза театральных деятелей РФ.
Другие жанры
Нельзя не отметить его творчество в качестве чтеца. В период с 1970-х по 1980-е годы это была популярная тема, и Георгий Георгиевич очень часто читал со сцены и на радио стихи поэтов так называемого серебряного века. Особенно ему нравились стихи Александра Блока. Его актерский талант помогал передавать и чувства стихотворных строчек, и красоту слога. Другой жанр — озвучка мультфильмов, в частности «Щелкунчик и мышиный король», а также «Чудрило». «Та, которой не стало» — проба пера на режиссерском поприще. Ну и конечно же, он щедро передавал свой накопленный опыт и мастерство молодой смене.
Театр
Театральная биография Георгия Тараторкина, начавшись в 1960-ых, длилась до конца жизни. В Театре юного зрителя Георгий Георгиевич служил с 1966-го по 1974 год. Вскоре после его поступления в этот театр художественный руководитель уже доверял молодому артисту ведущие роли в спектаклях, которые ставил. Гамлет, Борис Годунов, Пётр Шмидт, Подхалюзин – о таких ролях многие артисты могли лишь мечтать.
Георгий Тараторкин на сцене
Но все эти образы Тараторкин воплотил блестяще. Его глубокое погружение в характер героя, тонкое понимание всех движений его души и высочайшее актёрское мастерство уже тогда поражали ленинградских театралов и критиков. Зрители стоя аплодировали актёру после окончания спектакля «Не будите мадам» режиссёра Юрия Ерёмина.
Георгий Тараторкин в молодости
В 1974 году творческая жизнь Георгия Тараторкина делает новый виток. Начинается московский период его биографии. Артист принят в труппу Театра имени Моссовета. Первой его ролью, исполненной на сцене легендарного театра, становится роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского. Тогда критики единогласно признали Георгия Тараторкина артистом, который лучше всех понимает суть произведений великого классика. Позже актёр сыграл Ставрогина в постановке по роману Достоевского «Бесы».
Георгий Тараторкин в театре
В 1996 году Георгий Георгиевич Тараторкин не только актёр, но и преподаватель во ВГИКе. Попасть на курс к мастеру – мечта многих студентов театрального вуза. На тот момент артист уже носит звание Народного и возглавляет Союз театральных деятелей России. Немного позже его избирают Президентом ассоциации «Золотая маска». В последние годы поклонники таланта Георгия Тараторкина могли видеть его игру в постановке Петра Штейна «Сильвия». В этом антрепризном спектакле артист выходил на сцену с Евгенией Симоновой и Чулпан Хаматовой.
Актер Георгий Тараторкин
В декабре 2015 года в театре Моссовета великий артист появился в новом спектакле «Римская комедия». Созданный им образ поэта Диона, который противостоит власти, поражает зрителей глубиной и философским смыслом. Сам Георгий Тараторкин утверждает, что безмерно счастлив играть на сцене, которая помнит Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, с которыми ему выпало счастье играть и общаться.
Смерть актера
Причиной смерти Георгия Георгиевича Тараторкина стал рак. Только после его скоропостижной смерти стало известно, что актер долгое время боролся со своим недугом, не разглашая его подробностей. Церемония прощания с актером прошла 6 января 2017 года в театре Моссовета, которому он отдал много лет жизни.
Коллеги Тараторкина не могли поверить в то, что его больше нет. На церемонии прощания особенно эмоциональным был друг актера Анатолий Адоскин: «Я до сих пор не верю, что все это происходит на самом деле. Это невосполнимая утрата для всех нас. Я всегда искренне удивлялся, зачем помимо театра Юра (прим. так называли актера близкие люди) занимался общественной работой. Как ему хватало сил на все это? Мне кажется, что причина смерти Георгия Тараторкина заключается в том, что он очень усердно работал, и крайне мало времени уделял собственному здоровью. Он всегда старался сделать этот мир лучше, и выкладывался на полную».
Коллега актера по сериалу «Не родись красивой» Ольга Остроумова также присутствовала на панихиде. В своем интервью она не преминула сказать, что Георгий Георгиевич был настоящим рыцарем отечественного кино. «Я не подозревала, что он болел. Как-то он обмолвился, что иногда ездит по санаториям, чтобы подлечить свой позвоночник. По всей видимости, онкология была связана с костями. Всю жизнь он жил как настоящий мужчина, скрывая все свои проблемы и невзгоды. Такого предположить я уж точно не могла».
Похоронили актера на Троекуровском кладбище, рядом с могилой Любови Полищук. Официальная причина смерти Георгия Тараторкина, указанная в его биографии – рак.
Семейное счастье
Личная жизнь Георгия Тараторкина может служить примером верности и полного взаимопонимания с близкими людьми. Со своей женой он познакомился во время работы над фильмом «Преступление и наказание». Екатерина Георгиевна Маркова была дочерью известного советского писателя, автора книг «Соль земли», «Строговы», «Сибирь» Георгия Маркова. Ее мама Агния Кузнецова тоже была писательницей. В середине 50-х годов Георгий Мокеич перевозит жену и дочь из Иркутска в Москву.
Екатерина решает посвятить свою жизнь творчеству и после школы поступает в студию при театре Станиславского. Она идет практически тем же путем, что и ее будущий муж. Но их встреча разворачивает ее жизнь на 180 градусов. Она в Москве, он в Ленинграде. Георгий часто приезжает в столицу по делам и, конечно, к любимой жене. Однажды ему надоедает жить на два города, и он окончательно переезжает в Москву.
В доме всегда царили любовь и взаимопонимание
У пары появляются дети. Первенец Филипп родился в 1974 году. Когда он вырос, то решил посвятить свою жизнь истории России, средневековья и нового времени. Он закончил Российский гуманитарный университет по специальности историк-архивист. В 1999 году защитил диссертацию. Сейчас работает деканом факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института РГГУ. Он автор более 50 трудов по истории, а также двух внуков Георгия Георгиевича и Екатерины Георгиевны – Федора и Михаила.
Интересный факт! Постепенно, изучая историю России, Филипп Георгиевич увлекся религией. В 2016 вышла его книга «Василий Блаженный». Появились слухи, что сын актера был рукоположен и получил сан, но РПЦ не подтвердила эту информацию.
Дочь Анна родилась в 1982 году. Она пошла по стопам родителей и стала актрисой. Екатерина Георгиевна к моменту ее рождения уже практически закончила актерскую деятельность, отучилась в Литературном институте и стала больше внимания уделять писательству. Она является автором нескольких сценариев, по которым были поставлены фильмы.
Семья всегда играла важнейшую роль в жизни Георгия Тараторкина. Это был его тыл, его поддержка, и он отдавал всего себя своим самым близким и родным людям
Анна же решила стать актрисой, причем без папиной помощи. Она подала документы в Щепкинское училище с стала студенткой курса Виктора Ивановича Коршунова. После окончания приняла предложение от РАМТ, где играет до сих пор, а также начала сниматься в кино. С отцом она появилась на экране в сериале «Служба доверия» (2007 г.). На съемках этого фильма она познакомилась с будущим мужем актером Александром Ратниковым. Вскоре после премьеры они поженились, а в 2010 году на свет появился внук. Его по просьбе бабушки назвали Никитой.