Смерть
В ночь на 20 марта 2023-го в селе Диево-Городище под Ярославлем произошла трагедия. Основатель группы Cream Soda Дмитрий Свиргунов, его брат Роман Свиргунов и возлюбленная Валерия Дерман, в итоге выжившая, музыкант Аристарх Ухтомский и актер Георгий Киселев оказались подо льдом Волги.
В ходе выяснения обстоятельств случившегося стало известно, что Киселев изначально стоял на крепком льду и бросился на помощь тонувшим друзьям. К сожалению, спасти их не удалось, и Гоша, пытаясь выбраться, зацепился за кромку льда, однако сил вылезти на поверхность у него уже не было. Парень, мечтавший сниматься в кино и служить в театре, до приезда спасателей пробыл в ледяной воде полчаса и умер в карете скорой помощи, где врачи дважды смогли завести его сердце.
Друзья и коллеги организовали сбор средств на помощь семье и прощание с артистом, которое состоялось в Санкт-Петербурге в месте крещения Георгия — католическом храме Лурдской Божией Матери, после чего его тело кремировали.
Кино
Несмотря на успехи на льду, тяга к прекрасному у молодого человека в итоге перевесила, и, вернувшись в Россию, Георгий в 2017-м поступил в ВТУ имени М. С. Щепкина, оказавшись на впервые набранном курсе Владимира Бейлиса.
Несмотря на то что фильмография молодого актера не ломилась от множества работ, ему посчастливилось посотрудничать с титулованными российскими режиссерами.
В августе 2018-го на «Окне в Европу» Оксана Карас представила свое детище «У ангела ангина», где дебютант Гоша Киселев засветился в роли студента в театре. С этого фестиваля экранизация повести «Сестра печали» Вадима Шефнера увезла специальный приз жюри конкурса «Игровое кино. Осенние премьеры», а через месяц завоевала такую же награду на международном «Евразийском мосте».
В 2022-м экс-хоккеист отметился в сказке «Василиса и королева лайков» Павла Лунгина, съемки которой проходили в Карелии и в подмосковной Истре. В начале весны 2023-го народный артист России, лауреат Каннского кинофестиваля сообщил, что премьера его новой работы запланирована на конец года, и рассказал о ее замысле:
Карьера в России
С 2001 года актеру предлагали работу русские режиссеры. Он сыграл роли в сериалах «Убойная сила», «Спецназ по-русски» и втором фильме «Любовь в большом городе». В последнем проекте Жижикину достался глуповатый персонаж с говорящим именем Олег Труба. Артист говорит, что воплотить смешной образ его убедил режиссер Марюс Вайсберг. Коллегами Игоря Витальевича по съемочной площадке в этом проекте стали Павел Деревянко и Владимир Яглыч.
Игорь Жижикин и Павел Деревянко / @igorjijikine
Наиболее яркие роли достались Игорю Витальевичу в проектах «Вий», «Мажор», «Бригада. Наследник», в которой Жижикин сыграл с Екатериной Гусевой и Юрием Чурсиным.
На Первом канале состоялась премьера драматического многосерийного проекта «Мурка» (2017), где артисту досталась роль Тараса Коршуна. В сериале снялись звезды российского кинематографа Михаил Пореченков, Сергей Гармаш, Джаник Файзиев. Снимали проект в Москве, Севастополе и Евпатории.
В 2019 году в свет вышли ленты «Территория» и «Полярный». Съемки «Полярного» проходили в экстремальных условиях под Мурманском, а также в Москве, но артистам приходилось и в холод, и в жару ходить в одинаковых шубах. Зато исполнитель главной роли Пореченков 2 раза согласился раздеться в кадре.
В сериале «Черная лестница» (2020) много экшена — от драк и стрельбы до экстремальных сцен на крышах высотных зданий. В проекте была задействована целая команда каскадеров под руководством Владимира Карповича, хотя многие трюки исполнитель главной роли Алексей Ушаков выполнял самостоятельно.
В 2021-м фильмография актера пополнилась комедийным боевиком «Мажор. Фильм», который сюжетно оказался практически не связан сериалом «Мажор» с Павлом Прилучным в главной роли. Из-за коронавируса фильм не был показан в кинотеатрах. Лента была выпущена 2 января в онлайн-кинотеатре «КиноПоиск HD» и установила рекорд по количеству просмотров в новогодние каникулы. За 10 дней после премьеры комедию посмотрело полмиллиона подписчиков сервиса.
Детство и юность
Игорь Витальевич Жижикин родился 8 октября 1965 года в Москве. Отец Виталий Сергеевич был заведующим почтового управления Министерства связи СССР. Являясь мастером спорта по волейболу, он тренировал команду Центрального телевидения. Мать Генриетта Михайловна была актрисой, но театральная карьера не сложилась, так что женщина работала в НИИ патентной информации.
Как и ровесники, школьник увлекался спортом, стал мастером спорта по плаванию. Еще подросток любил отдохнуть в компании друзей и послушать рок. Мечты сняться в кино и появиться «в телевизоре» у Жижикина не было ни в детстве, ни в юности. Кинематограф в ту пору казался Игорю сферой, в которую попадают небожители. Себя в числе таких счастливцев парень не видел.
Получив аттестат зрелости, Игорь по настоянию отца стал студентом столичного техникума связи, спланировав после окончания поступить в институт связи. Но вместо вуза Жижикин попал в армию. В 1982 году абитуриента призвали на срочную службу, ставшую первым звеном в цепочке событий, которые привели молодого человека в кинематограф.
Игорь Жижикин в молодости / @igorjijikine
Жижикин — старшина спортивной роты, — познакомился с циркачами. Сослуживцы ранее работали в московском цирке, а попав на срочную службу, продолжили развлекать армейскую публику выступлениями на праздничных концертах. Сначала Игорь помогал друзьям, но вскоре цирковое искусство так затянуло, что он вышел с артистами на сцену.
После демобилизации Жижикин отказался от прежних планов и вместо института связи поступил в академию физической культуры. Убивать время на стационаре начинающий артист не хотел. Переведясь на заочное отделение, он устроился в Московский государственный цирк. Поскольку Игорь был мастером спорта, ему не пришлось даже поступать в цирковое училище, молодой человек нашел себе подходящий номер — акробаты на велосипедах — и с ним объездил весь Советский Союз.
Вторая половина 1980-х для Игоря — гастрольная. В возрасте 22 лет он попал в лучший на тот момент номер — «Воздушный полет» под руководством Вадима Станкеева. С этим уникальным представлением, которому не было аналогов, артисты объехали практически весь мир. После получения травмы Жижикина перевели на «легкие работы» — он быстро продвигался по комсомольской линии и стал секретарем комитета комсомола всех цирков СССР.
В 1989-м Игорь получил диплом по специальности «режиссер спортивно-массовых мероприятий». В этом же году циркачи отправились в гастрольный тур по городам Америки. Продюсер гастролей забрал все деньги и сбежал, оставив труппу без средств в незнакомой стране, тогда «Союзгосцирк» оплатил им билеты на родину.
Понимая, что дома их ждет выживание и серые будни, половина труппы осталась в США. В числе оставшихся был и Жижикин, выбравший для проживания Лас-Вегас. Первый год актеру пришлось трудно: ночевал на скамейке в парке, подрабатывал дворником, газонокосильщиком, вышибалой. Питался в дешевых закусочных.
Обучение в МХАТе и работа в «Современнике»
Игорь Кваша в 1950 году был зачислен в Школу-студию МХАТ к А.М. Кареву. Его юношеские годы, по признанию самого актера, прошли в большом труде. По 10-12 часов длилась учеба. Казалось бы, времени на отдых не было, однако молодые люди умели и развлекаться, любую свободную минуту стараясь использовать по максимуму. Игорь увлекался спортом, прекрасно рисовал. Конным спортом он начал заниматься еще в институтские годы, получил 2-й разряд. Кроме того, Игорь Владимирович увлекался футболом, теннисом, хоккеем.
После знакомства с О. Ефремовым появилась идея театра «Современник», очень известного сегодня, и энтузиасты начали репетировать уже не только днями, но и ночами.
Только что созданный «Современник» оказался для своего времени настоящим прорывом. Прежде всего, в те годы театры не могли возникнуть без ведома ЦК КПСС и Совета Министров. Да и инициатива их создания исходила главным образом от высшего руководства. Кроме того, многие постановки «Современника» стали настоящим вызовом всему строю СССР, и поэтому не все пьесы выдерживали проверку жесткой цензурой того времени.
Передача «Жди меня»
Нашим соотечественникам Кваша запомнился также как ведущий передачи «Жди меня». Игорь Кваша всегда пропускал через себя чужую боль. Он спасал людей и в реальной жизни, а не только в передаче «Жди меня». Однажды во время отдыха на море разбушевался шторм, во время которого он вытащил из воды тонущего мальчика. Игорь Кваша с полной самоотдачей вел свою передачу. Однажды во время съемок он настолько растрогался, что ему пришлось уйти за кулисы, где он проплакал несколько минут. Игорь Кваша потом попросил режиссеров убрать этот эпизод, однако зрители, увидев отвернувшегося и запнувшегося ведущего, все равно уловили муку, которую он испытал в тот момент. Игорь Владимирович относился к чужому горю с искренностью и неподдельным переживанием, пропуская через себя невероятное количество драм и трагедий посторонних ему людей. Мы можем лишь удивляться тому, сколько мужества, сил, любви и терпения нужно иметь для того, чтобы подобрать нужные слова, которые могут успокоить обретших друг друга рыдающих близких.
Сам Игорь Кваша признается, что попал на эту передачу совсем случайно. Однако кажется, что в этом есть какое-то провидение, благодаря которому именно такой душевный, открытый человек стал ее ведущим.
«Современник» как судьба
После получения аттестата Игорь Кваша поступил в Школу-студию МХАТ. Актер рассказывал: «Когда пошел поступать, у меня даже не было костюма, пришлось просить у соседа. И я еще прилично выглядел, а некоторые поступавшие приходили в шинелях». На одном курсе с ним учились Галина Волчек, будущий режиссер Петр Фоменко, актриса Ирина Скобцева и другие будущие знаменитости. Причем курс был самым неуемным и хулиганским во всем училище.
Действительно, много десятков лет подряд театры создавались только по распоряжению сверху, никакие инициативы снизу не то что не приветствовались, а просто не имели права на существование. По ночам Игорь Кваша и его друзья актеры тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали. Первым спектаклем, который поставили театральные бунтари, стала вышедшая в 1956 году постановка по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», которая позже легла в основу фильма «Летят журавли». Премьера прошла тайно, ночью. Зрителями первого спектакля будущего «Современника» стали студенты МГУ и МАИ. Несмотря на позднее начало, набился полный зал. Играть закончили к четырем утра. Но и после этого зрители не разошлись. Получилось что-то вроде стихийного митинга. «Нам говорили: «Вы не должны расходиться, потерять друг друга! Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало!» – вспоминал Игорь Кваша.
Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, потом – на сцене самого МХАТа. Лишь в 1961 году «Современник» получил свое собственное здание.
Всю свою жизнь Игорь Кваша гордился тем, что был причастен к созданию театра «Современник». Здесь он прослужил более 55 лет и сыграл великое множество ярких ролей. Среди последних такие, как Фальстаф в «Виндзорских насмешницах», папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад», Гаев в «Вишневом саде», Лестер в спектакле «Играем Шиллера!», Степан Верховенский в «Бесах», Чебутыкин в «Трех сестрах» и другие.
Игорь Кваша выступил и качестве театрального режиссера. Совместно с Олегом Ефремовым он поставил «Сирано де Бержерака», а затем самостоятельно – спектакли «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Кот домашний средней пушистости» и другие.
Когда труппе театра «Современник» предложили заменить Квашу и Гафта другими актерами, Галина Волчек, тогда уже ставшая руководителем театра, собрала коллектив и прямо сказала: «Понимаю, как вы мечтали об этой поездке. Двух наших товарищей не пускают. Давайте вместе решим, что будем делать». И коллектив в полном составе отказался от поездки. Игорь Кваша вспоминал: «Это был чудовищный скандал! Ведь за срыв гастролей советская власть должна была выплатить огромную неустойку».
Работа в театре
Игорь Владимирович всегда считал, что его призвание именно театр, поэтому получив диплом, он сразу отправился в МХАТ, где проработал в течение двух лет. В этот же период произошло судьбоносное знакомство с Олегом Ефремовым, который мечтал создать собственный театр. Этой же идеей загорелся и молодой Кваша с группой единомышленников.
В 1956 году состоялась первая постановка молодых актёров, это был спектакль под названием «Вечно живые». Игра настолько впечатлила зрителей, что они долго не отпускали артистов со сцены, публика разошлась только наутро. После невероятного успеха они решили назвать свой коллектив «Студия молодых актёров».
Через какое-то время начинающим актёрам выделили собственное помещение. А потом было придумано новое название театра – «Современник», в честь литературного журнала, который был основан поэтом А. С. Пушкиным.
В «Современнике» Игорь Владимирович играл до конца жизни. Артист сотни раз выходил на сцену, им было сыграно сотни ролей в театре, но самыми запоминающимися стали:
- «Крутой маршрут»;
- «Виндзорские насмешницы»;
- «Свой остров»;
- «Старшая сестра»;
- «Вишнёвый сад.
Спектакли, которые ставились в театре, частенько не допускались к показу, их просто заворачивала цензура. Но, несмотря на это, он процветает до сих пор. Попробовал свои силы Игорь Владимирович и в качестве режиссёра, в его копилке несколько спектаклей. Дебютным проектом стала постановка «Сирано де Бержерак», затем он представил зрителю «Дни Турбиных» и «Кота домашней пушистости».
Годы забвения и возвращение в кино
В 60-х – 70-х годах картины, где бы снимался Кваша, практически не появлялись на экранах. Связано это с существовавшим в то время негласным «черным списком». Неугодным актер стал, в первую очередь, из-за своего круга общения. Василий Аксенов, Владимир Войнович, Виктор Некрасов были не в чести у существующей власти. Также Кваша был в числе тех, кто подписывал протестные письма, в частности он выступал против ввода советских танков в Чехословакию.
Однако вскоре ситуация переменилась. С 1970 года Игорь Кваша вел цикл поэтических передач на радио, где он читал стихи знаменитых российских поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского и многих других. Также им была осуществлена запись радиороманов «Белая гвардия» М. А. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.
Игорь Кваша и Мария Шукшина — ведущие программы Жди меняНачались активные съемки в кино. В период с 1970 по 2012 год Игорь Кваша снялся в 66 фильмах, в числе которых, ставшие классикой, «Человек с бульвара Капуцинов» и «Тот самый Мюнхгаузен». Но в первую очередь Игорь Кваша остался актером театра. В родном «Современнике» он исполнил порядка пятидесяти ролей. Кваша запомнился зрителям и как ведущий телевизионной передачи «Жди меня».
В 2007 году Кваша издал собственную книгу мемуаров «Точка возврата», где поделился с читателями воспоминаниями о детстве, театральных и киноработах, а также позволил немного заглянуть за кулисы.
Счастливый брак
Все думали, что союз Игоря и Татьяны Путиевской долго не продержится. А вот сами влюбленные искренне считали, будто нашли свою судьбу. Так оно в итоге и вышло. Вместе пара прожила фантастических 56 лет!
Супруга поддерживала Квашу во всех начинаниях. Лишь одно Татьяна утаила от мужа: истинную судьбу его отца. Женщина разузнала, что родители Игоря Владимировича, на поиски которого актер положил всю жизнь, был расстрелян в 1942 году. Сообщать такое мужу Путиевская не рискнула: у Кваши к тому времени уже было больное сердце, и подобной новости мужчина мог попросту не выдержать.
Веселый трудяга, никогда не теряющий самообладания: таким актер навсегда остался в мыслях поклонников. С момента прощания с Квашей прошло уже почти 8 лет, а об артисте помнят до сих пор. Причем помнят только хорошее!
События биографии
- 1955-1957 гг. Поступает и оканчивает Школу-студию МХАТ, где встречается с будущими знаменитостями: О. Ефремовым, О. Табаковым С. Немоляевой, В. Гафтом.
- Выезжает с труппой молодых артистов на целину, с постановкой «В добрый час» — это была дипломная работа выпуска. Здесь бывшие студенты понимают неустроенность и сложность жизни вдали от Москвы.
- 1956 г. Ставят во МХАТе спектакль «Вечно живые», получающий огромный успех у зрителей, истосковавшихся по актуальным темам того времени. Через год спектакль с гениальными, но юными артистами запрещают, это становится толчком для создания нового театра.
- 1957 г. И. Кваша и О. Ефремов решают создать театр молодых талантов, привлекая выпускников театральных студий, позднее его назовут Современник. Спектакли молодых актеров отражают реальную жизнь страны того периода.
- Бывшие студенты создают остросюжетные постановки, вызывающие интерес публики, заставляющие размышлять, что нередко попадает под запрет. Цензура была жесткой, несмотря на период, названный «Оттепелью».
- Ставят постановку «Матросская тишина», где старый еврей (Е. Евстигнеев), рассказывает умирающему сыну (И. Кваша) о том, как вели на расстрел женщин, детей и стариков. Гениальная игра молодых талантов показывала, что у них есть право на самостоятельность. Но спектакль попадает под запрет, его успевают посмотреть единицы.
- В Современнике Игорь впервые пробует свои силы как режиссер. Его постановки увенчались огромным успехом. Спектакли проходили с аншлагом.
- 1961 г. Первая серьезная работа в кинематографе-главная роль в фильме «Сержант Фетисов». Главных ролей у актера не так много, а вот роли второго плана ему удавались, за что получил прозвище «Гений второго плана».
- Гениально сыгранные роли остаются в памяти навсегда. Работает без дублеров так, как увлекается различными видами спорта, верховой ездой.
- Многие фильмы оказываются под запретом из-за дружеских отношений артиста с диссидентами, к которым относили людей не согласных с идеологией партии. Но позднее фильмы увидели свет и популярность артиста возросла.
- В 1968 г. стал Заслуженным артистом РСФСР, а в 1978 г. получил почетное звание Народный артист РСФСР.
- 1970-1990 гг. Активно работает на радио, где читает, популярные, произведения классиков, а также романы современных писателей. Нужно было иметь смелость, чтобы читать такой роман как «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
- 27 ноября 1995 г. получил Орден Дружбы.
- 2008 г. Не оставляет работу в телепередачах первого канала: ведет популярный телепроект «Невероятные истории», участвует в жюри всеми любимой программы КВН.
- 1998-2012 гг. Неутомимый ведущий телепередачи «Ищу тебя», затем «Жди меня». В этом качестве Игорь Владимирович стал народным любимцев, о нем заговорила вся страна. Главным условием для ведущих этой передачи было не поддаваться эмоциям. Но оба не единожды стирали слезу с глаз, заставляя плакать зрителей.
- 30 марта 2006 г. получил орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени).
- 2007 г. Написал книгу «Точка возврата», где рассказывает о детстве и юности, тонкостях театрального мастерства, взаимоотношениях, встречах и расставаниях. Читая, это произведение, понимаешь, как талантливо подбирали, а главное, играли актеры роли, как предусматривали каждую мелочь.
- Игорь Владимирович скончался 30 августа 2012 г. на восьмидесятом году жизни. Первые признаки болезни появились задолго до смерти, но артист скрывал это от жены-врача рентгенолога. Мужественно перенося боли и слабость, он не отказывался от работы ни в театре, ни на телевидении. Проведенная операция не спасла всенародно любимого ведущего. Прощание проходило в театре, где Кваша отработал 56 лет с момента его создания и до последних дней жизни. Похоронен замечательный артист на Троекуровском кладбище.
Игорь Владимирович Кваша
Детство и юность
Будущий актёр и известный радиоведущий появился на свет 4 февраля в 1933 году в образованной семье, которая проживала в самом центре Москвы. Отец Владимир Ильич Кваша работал в одной из городских больниц, занимал должность врача-дефектолога. Мать Дора Захаровна Кваша трудилась по специальности, она была ученым-химиком. Папа умер, когда маленькому Игорю едва исполнилось 9 лет, он погиб на фронте, защищая Ленинград (дата смерти 30.12.1942 ода).
Уже гораздо позднее Кваша узнал отчего умер его отец. Оказывается, Владимир Ильич попал в плен и был расстрелян немцами. Артист в последние годы жизни очень интересовался своей родословной, узнавал, кто были его предки, какие национальности и гены намешаны в его крови.
Сам артист вспоминал, что в молодости любил похулиганить, даже несколько раз принимал участие в дворовых драках. Учился Игорь Владимирович Кваша хорошо, но быстро забросил учёбу, когда попал в театральный кружок. Сцена целиком поглотила молодого человека, он мог сутки напролёт репетировать доверенную ему роль.
В 1941 году семья была эвакуирована в Сибирь, именно там будущий артист первый раз вышел на сцену перед большим количеством людей. Он получил роль в постановке «Морозко». Добровольцы, таким образом, развлекали раненых бойцов, маленьких деток и их родителей. Спектакль проходил с большим аншлагом.
Игорь, как и любой другой ребёнок войны, мечтал попасть на фронт и бить врага. А однажды даже совершил побег с товарищами. Правда, их удалось вовремя поймать и вернуть домой. В детстве он не отличался прилежным поведением, периодически срывал уроки, хулиганил во дворе. Матери частенько приходилось краснеть за непослушного сына.
Уследить Дора Захаровна за ним не могла, так как в послевоенное время, когда они вернулись в столицу, ей пришлось много работать. Игорь практически рос на разрушенных улочках Москвы. Мать, помня увлечение сына театром, часто водила его на спектакли. Это помогло, будущий актёр оставил дружбу с сомнительной компанией и записался в студию, которая состояла при Доме пионеров. В ней занимались многие звёзды советского кинематографа:
- Борис Рыцарев;
- Ролан Быков;
- Лев Круглый;
- Виктор Соколов.
С этого момент молодой человек уже точно знал, чем хочет заниматься в будущем. Окончив школу, Игорь успешно поступил в знаменитую Школу-студию МХАТ. На его курсе учились не менее прославленные артисты кино:
- Галина Волчек;
- Леонид Броневой;
- Анатолий Кузнецов.
Он попал в мастерскую Александра Михайловича Карева. Параллельно Кваша занимался на ипподроме, он брал уроки верховой езды. Эти умения ему очень пригодились позднее, все трюки, которые требовались по роли, он исполнял самостоятельно.
Детство и юность
Собственный день рождения для Игоря Борисовича — повод для грусти. 18 декабря с разницей в несколько лет умерли его родители. Сам актер попал в аварию, после которой с трудом восстановился. Но до того как все это произошло, Скляр жил обычной жизнью. Как и большинство детей, играл в футбол, теннис, занимался боксом и легкой атлетикой. В музыкальной школе учился по классу скрипки и фортепиано и видел себя популярным певцом.
Отец и мать, инженеры по профессии, настаивали, чтобы сын получил техническое образование. Однако в возрасте 14 лет Игорь приехал из родного Курска в Москву к родственникам и попал на глаза помощнику режиссера фильма «Юнга Северного флота». Сыграв эпизодическую роль, он влюбился в кинематограф и мечтал только о театральном вузе.
Столичные институты молодого человека отвергли, и Скляр поступил ко Льву Додину в ЛГИТМиК. По окончании учебы весь курс отправили в Томск, где открывался новый театр. Отыграв сезон, актер пошел в армию. После службы бывший преподаватель пригласил Игоря в Малый драматический театр.
Игорь Скляр в молодости / @pro_zvezdu
Из МДТ артист ушел в 2000-м, когда перестал ощущать прежнее доверительное и дружеское отношение актеров труппы друг к другу. Oн появлялся в антрепризных спектаклях, а в 2006 году был принят в театр «Балтийский дом».
О национальности звезды экрана точной информации нет. Игорь Борисович рассказывал о предках из Украины и Беларуси. А СМИ писали, что фамилия Скляр свойственна как представителям этих национальностей, так и евреям.
Чужая фамилия
Со второй женой Игоря Владимировича свела близкая подруга — еще одна «современница», впоследствии главный режиссер и худрук театра Галина Волчек. Она относилась к коллеге как к брату и часто пыталась подыскать ему «невесту». Однажды Волчек попросила Игоря навестить ее на съемках в Коктебеле — туда же должна была приехать на отдых подруга Волчек Татьяна Путиевская. Роль свахи, как и все прочие, отлично удалась Галине Борисовне.
Статья по теме
Галина Волчек: «Вечные темы всегда будут важны для зрителя»
Игорю понравилась симпатичная студентка мединститута, да и Татьяна была очарована молодым актером. «Он был очень обаятельный, а главное — умный, этим и покорил меня, — вспоминала Татьяна. — Я сразу и не поняла, что он еще хорош собой, не разглядела его ярко-голубых глаз…»
Возвращаясь на поезде домой, на каждой станции девушка получала трогательную телеграмму от влюбленного Игоря. В Москве он встретил ее на вокзале и, недолго думая, прямо в метро сделал предложение. Татьяна согласилась и не прогадала — супруги прожили вместе 55 лет и воспитали сына Владимира, который по примеру матери стал медиком.
А вот страсть к курению, к которому Кваша пристрастился еще в детстве, семья побороть не смогла. Сначала Татьяна не захотела брать фамилию супруга, сославшись на то, что пациенты не поймут, кто это — Кваша: это мужчина или женщина. Но позже, поняв, что иначе с вредной привычкой Игоря Владимировича не справиться, пообещала: «Бросишь курить — возьму твою фамилию». Не помогло и это.
Актер говорил, что у него было четыре большие любви: «Современник», Татьяна, кино и «Жди меня». Но работать становилось все труднее из-за болезни легких. Съемки и спектакли приходилось отменять, а самому Кваше — ложиться в больницу. В последние годы жизни, когда артист уже был тяжело болен, Татьяна неизменно находилась рядом — не спала ночами, когда мужа душили приступы кашля, подносила ему таблетки и ингаляторы.
В последний раз Игоря Владимировича госпитализировали летом 2012 года. 30 августа стало известно о смерти 79-летнего артиста. После этого Путиевская сильно сдала: она не представляла себе жизни без любимого мужа. Пережила Татьяна Квашу всего на пару лет — ее не стало в 2015-м.
«Я ждал отца, надеялся»
Зрители верили Игорю Владимировичу и хотели видеть передачу «Жди меня» (первоначально — «Ищу тебя») именно с ним — неравнодушным, тонко чувствующим проблемы людей, потерявших родных и близких, заинтересованным в этом поиске. Во время съемок Кваша пытался скрывать слезы, просил операторов не показывать его в эти моменты крупным планом, но мокрые глаза все равно прорывались на экран. Быть вне историй, которые рассказывали участники передачи, актер не мог. Он все принимал близко к сердцу, нервы часто не выдерживали, в какой-то момент Кваша даже признался Галине Волчек, что, скорее всего, оставит телевидение…
Одной из причин такого поведения была личная боль, которую актер носил в себе всю жизнь. Точнее, с 9 лет. Он с сестрой и мамой был в эвакуации в Сибири. А его отец в это время пропал без вести на фронте.
Доктор химических наук, завкафедрой МХТИ им. Менделеева Владимир Ильич не воспользовался положенной ему бронью. Несколько раз он ходил в военкомат. И все-таки добился, чтобы его отправили на фронт.
Попрощавшись с отцом, Игорь и сам мечтал защищать Родину. Однажды с друзьями он сбежал из дома, чтобы найти солдат и уйти воевать. К счастью, пацанов быстро нашли и вернули в семьи. Кваша страшно переживал. Ему казалось, что, попав на передовую, он сможет узнать, что случилось с отцом.
«До сих пор не знаю, как и когда он погиб, — откровенничал потом актер. — Всю войну и много лет после Победы мы с мамой надеялись, что папа вернется. Я ждал его, надеялся… По документам, он погиб в 1943-м под Сталинградом. Но могилы нет. Только на здании института, где отец работал, висит табличка с именами погибших в Великую Отечественную. Иногда я бываю там… »
Ведя передачу «Жди меня», Игорь Владимирович надеялся, что кто-то из тех, кто воевал с отцом, откликнется. Но не дождался.
Биография
Игорь Владимирович был бессменным ведущим программы «Жди меня», искренне сопереживая участникам программы. На спектакли с участием Кваши ходили тысячи зрителей. Артиста любили, ему верили.
Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в семье врача-дефектолога и ученого-химика. Отец погиб под Ленинградом, когда Игорю было 9 лет. Детство будущего артиста пришлось на тяжелое военное время.
Игорь Кваша
Школа, в которую ходил Кваша, находилась на Арбате. Тогда девочки и мальчики еще учились отдельно. Повзрослев, Игорь Владимирович часто вспоминал, как хулиганил с мальчишками, дрался, взрывал патроны. До 7 класса будущий актер учился хорошо, но затем забросил уроки. Единственным увлечением стала театральная студия, в которой мальчик занимался.
В 1941 году их эвакуировали в Сибирь. Там Игорь впервые почувствовал вкус сцены, когда сыграл главную роль в сказке «Морозко». Спектакль шел с аншлагом, его показывали раненым бойцам в госпитале. В эвакуации Игорь с приятелями мечтал помогать бойцам. Однажды подростки сбежали с уроков, чтобы поехать на фронт: к счастью, беглецов остановили. В школьные годы прилежанием мальчик не отличался, был заводилой и постоянно срывал уроки.
Мать Игоря Кваши много работала, времени, чтобы следить за сыном, у женщины не оставалось. Поэтому будущий актер рос на улице. После войны мать с сыном вернулись в Москву, переулки Арбата стали вторым домом для Игоря. Это сегодня Арбат – спокойный престижный район, а в послевоенные годы район был бандитским. Чтобы как-то отвлечь сына от улицы, мать водила мальчика на спектакли. Дора Захаровна знала об увлечении Игоря. Хулиганские повадки ушли сами собой, когда Кваша записался в студию при Доме пионеров.
Игорь Кваша в молодости
Игорь больше не сомневался в выборе будущей профессии. В 1950-ом стал студентом Школы-студии МХАТ мастерской А. М. Карева. Учеба занимала 12 часов в день, но студенты умудрялись находить время на отдых. Помимо театра, Кваша умудрялся посещать ипподром, где брал уроки верховой езды, что пригодилось в дальнейшем: большинство трюков в кино артист исполнял сам. Вместе с Игорем учились Галина Волчек, Людмила Иванова, Ирина Скобцева, Леонид Броневой, Анатолий Кузнецов. Через пять лет Игорь Кваша стал дипломированным актером.