Микеланджело буонарроти: биография, факты, видео

Личная жизнь

Микеланджело вел жизнь аскета, финансовые успехи его не волновали. Существовать он мог в полупустом помещении, ел он крайне мало. Ему чужды были какие-либо потребности или желания, связанные с материальным миром. Истинное удовольствие и радость вызывал в нем только мрамор, с которым он работал сутками напролет.

Микеланджело писал стихи. Многие из сонетов посвящены его музе, лучшей подруге и вдохновительнице Виттории Колонне – знаменитой итальянской поэтессе. Помимо стихов, ценность представляют его письма к ней, где можно многое узнать о мыслях и чувствах мастера.

Можно с уверенностью сказать, что он был счастлив потому, что нашел то дело, которое заставляло его забывать обо всем на свете, сосредотачиваясь только на работе. Удивительно, как увлеченные люди могут работать по несколько часов в день, выпадая из реального мира, воспринимая только то, что они делают.

Микеланджело боготворил мрамор, говоря о том, что внутри каждой глыбы уже есть скульптура; необходимо только достать его. Он не предавал большого значения своему таланту, отдавая себя целиком власти работы.

Искусство и архитектура

Последовали другие заказы, в том числе амбициозный проект гробницы папы Юлия II, но работа была прервана, когда Микеланджело попросили перейти от скульптуры к росписи, чтобы украсить потолок Сикстинской капеллы.

Проект разжег воображение художника, и первоначальный план написания 12 апостолов превратился в более 300 фигур. Позже эта работа была полностью удалена из-за грибка в штукатурке, а затем восстановлена. Буонарроти уволил всех помощников, которых считал неумелыми, и завершил роспись 65-метрового потолка сам, проводя бесконечные часы, лежа на спине и ревниво охраняя свое произведение до его завершения 31 октября 1512 г.

Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама», изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Римский художник Рафаэль, видимо, изменил свой стиль после того, как увидел эту работу.

Микеланджело, биография и творчество которого навсегда остались связанными со скульптурой и рисунком, из-за физических нагрузок во время росписи капеллы вынужден был обратить свое внимание на архитектуру. Мастер продолжил работу над гробницей Юлия II в течение следующих нескольких десятилетий

Он также проектировал капеллу Медичи и библиотеку Лауренцина, расположенную напротив базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, в которой должна была разместиться библиотека дома Медичи. Эти здания считаются поворотным моментом в истории архитектуры. Но венцом славы Микеланджело в этой области стала работа главным архитектором собора Святого Петра в 1546 году

Мастер продолжил работу над гробницей Юлия II в течение следующих нескольких десятилетий. Он также проектировал капеллу Медичи и библиотеку Лауренцина, расположенную напротив базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, в которой должна была разместиться библиотека дома Медичи. Эти здания считаются поворотным моментом в истории архитектуры. Но венцом славы Микеланджело в этой области стала работа главным архитектором собора Святого Петра в 1546 году.

Духовные искания и личная жизнь

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело.Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение «синьор» на «синьора» перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника о.

Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело

Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»

Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д’Олланда.

Страшный суд

Спустя 25 лет Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы изобразить Страшный Суд. Папа Климент VII захотел, чтобы именно Микеланджело изобразил Страшный суд для завершения цикла Старого и Нового заветов.

И вот скульптор опять откладывает мрамор на четыре года и занимается фреской. Правда, в этот раз он работал не так тщательно, уделяя еще время и на создание скульптур для гробницы Юлия II .

Работа над фреской длилась 4 года – с 1537 по 1541.

В центре – сидящий Христос, Богоматерь, вокруг которых пророки и апостолы.

под Христом – св. Варфоломей с содранной кожей.

У ног Христа – семь ангелов; на одной из сторон – семь смертных грехов; есть грешники и святые люди, воскресенье мертвых, дьявольские лица, человеческие страсти.

Все соединилось в этой работе. И сразу чувствуется некая скульптурность персонажей, если внимательно разглядывать телосложение.

Но фреска настолько гармонична, настолько каждый персонаж идеально вписал в общую картину что кажется, это произведение было создано за один день.

Интересно, что через 24 года после написания фрески, художнику Даниэле де Вольтерра пришлось «одеть» всех персонажей фрески, потому что Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве. Микеланджело переделывать фреску отказался (что неудивительно, учитывая то, как ему тяжело далась эта работа).

Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.

Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Работы Микеланджело относятся к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских работах, таких как рельефы «Мадонна на лестнице» и «Битва кентавров» (оба ок. 1490-1492), проявляются важнейшие черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматическая образность, уважение к человеческой красоте. Спасаясь от гражданских беспорядков при Савонароле, Микеланджело переехал из Флоренции в Венецию, а затем в Рим.

Мадонна на лестнице Битва кентавров Вакх

Во время пятилетнего пребывания в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры Вакх (1496-1497) и Пьета (1498-1501) в базилике Святого Петра. В 1500 году Микеланджело триумфально вернулся в этот город по приглашению жителей Флоренции.

Вскоре в его распоряжении оказалась глыба мрамора высотой четыре метра, от которой уже отказались два скульптора. Следующие три года он работал с полной самоотдачей, почти не выходя из своей студии. В 1504 году монументальная статуя обнаженного Давида была представлена публике.

В 1505 году авторитарный папа Юлий II приказал Микеланджело вернуться в Рим и заказал для себя гробницу. Скульптор целый год работал над огромной бронзовой статуей, которая должна была увенчать монумент, но почти сразу после завершения работы увидел, как его творение расплавилось на каноны.

После смерти Юлия II в 1513 году его наследники настояли на другом проекте погребальной скульптуры. Эта работа, включая многочисленные изменения, вызванные капризами его клиентов, заняла 40 лет жизни Микеланджело. В конце концов, он был вынужден отказаться от идеи воздвигнуть надгробие как часть внутреннего дизайна базилики Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные как Рабы, навсегда остались впечатляющими частями незавершенного ансамбля.

По словам современников, Микеланджело был замкнутым и эгоцентричным человеком, склонным к внезапным вспышкам буйства. В личной жизни он жил почти аскетично, ложился спать поздно и просыпался рано. Говорят, что он часто спал, даже не снимая обуви.

В 1547 году он был назначен главным архитектором реконструкции базилики Святого Петра и спроектировал огромный купол, который остается одним из величайших шедевров архитектуры.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. “Всех больше, писал Вазари, – любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину – свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты”.

Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино – итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки – итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: “Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве”.

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».

Противостояние двух титанов

Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.

Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.


Аристотель да Сангалло копия картона Микеланджело Битва при Кашине

Значение творчества

Творчество гениального художника оставило огромный отпечаток не только на искусстве эпохи Возрождения, но и на дальнейшую мировую культуру. Деятельность Микеланджело связана с двумя городами – Флоренцией и Римом.

В первую очередь по его дарованию его стоит считать скульптором, что прослеживается даже его живописи – в работах много сложных поз, пластичности движений, отчетливой рельефности и объемности.

Статуя «Давид»

Именно во Флоренции он создал образец высочайшего искусства – статую Давид, которая на многие века стала эталоном изображения тела человека.

Самые грандиозные замыслы Микеланджело реализовал в живописи, став новатором формы и цвета. Он расписал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Роспись представляла библейскую историю от сотворения мира до потопа и включала более 300 фигур.

Еще одна грандиозная работа художника, наполненная драматизмом, – фреска «Страшный суд» в той же Сикстинской капелле.

Невозможно не оценить и архитектурные работы великого мастера. Они поражают красотой и величием. Это купол Ватиканского собора и ансамбль площади Капитолия в Риме.

Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды

В 1495 году Микеланджело вновь приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получил от него ни одного заказа. Он вернулся ко дворцу Медичи и создает статуи для наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. Скульптор создает в этот период две скульптуры из мрамора – «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые сейчас утрачены. «Спящего Купидона» Лоренцо просил состарить, чтобы выдать его за старинную находку и продать дороже.

Спящий купидон

В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэль Риарио. Перед этим кардинал купил у Лоренцо «Купидона» из мрамора, но обнаружил, что это искусственно состаренная вещь. Но он был восхищен работой, поэтому никаких претензий не последовало, и он даже взял скульптора на работу.

В период нахождения в Риме (1496-1501) Микеланджело создает «Римскую Пьету» и «Бахус».

Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Здесь он создает работы на заказ:

  • Скульптуры для алтаря Пикколомини.
  • Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
  • «Двенадцать Апостолов» (1503).
  • Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
  • В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
  • Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
  • Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».

В 1505 году папа римский Юлий II заказал Микеланджело гробницу. После этого мастер отправился в Карраре, чтобы выбрать мрамор, и проведет там восемь месяцев.

Работа над гробницей проходит с перерывами в период с 1505 по 1545 год. Для нее Микеланджело создает такие скульптуры, как «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В 1506 году скульптор возвращается во Флоренцию. В ноябре этого года в Болонье происходит его примирение с Юлием II. Микеланджело получает заказ на изготовление бронзовой статуи Юлия II и в течение 1507 года он работает над ней. В дальнейшем эта скульптура была разрушена.

В мае 1508 года художник отправляется в Рим по просьбе Юлия II, где он будет расписывать потолок в Сикстинской капелле. Он пишет фрески до октября 1512 года.

Потолок в Сикстинской капелле

В 1513 году уходит из жизни Юлий II. Папой Львом X становится Джовани Медичи. Скульптор заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.

В 1514 году Микеланджело получил заказ на создание для капеллы папы Льва X, находящейся в Энегльсбурге, скульптуры «Христос с крестом».

В июле 1514 года художник отправляется во Флоренцию. Там он заключает третий договор на создание гробницы Юлия II и получает заказ на изготовление фасада церкви Медичи Сан Лоренцо.

В период с 1516 по 1519 год Микеланджело совершает поездки за мрамором в Пьетразанту и Каррару для создания фасада Церкви Сан Лоренцо.

Библиотека Лауренциана

С 1520 по 1534 год художник занят архитектурными и скульптурными работами в капелле Медичи во Флоренции и строительством библиотеки Лауренциана. После изгнания Медичи в 1527 году из Флоренции работы были остановлены, а Микеланджело стал участников народного движения. Падение Флоренции являлось для скульптора смертельной опасностью, но благодаря своему таланту и общественному признанию, а также желанию Климента VII завершить работы по устройству капеллы Медичи, ему удалось спастись.

В 1546 году Микеланджело получил наиболее важные в жизни заказы по архитектуре. Художник спроектировал для папы Павла III новое убранство Капитолия и закончил работу над Палаццо Фарнезе – третьим этажом фасада и карнизом.

Но самым важным делом Микеланджело стало его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Из-за этой работы он не мог вернуться в родной город Флоренцию. Художник пожелал, чтобы в указе было записано, что он служит на строительстве собора не за вознаграждение, а из любви к Богу.

Микеланджело: особенности творчества

В отличие от большой известности произведений художника, их визуальное влияние на позднейшее искусство относительно ограничено. Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Возможно, что определенный, почти космического масштаба тип выражения Буонарроти, накладывал ограничения. Примеров почти полного копирования всего несколько. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Но все же в определенных аспектах творчество в искусстве Микеланджело нашло продолжение. В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство. Кроме того, Джан Лоренцо Бернини и Питер Пауль Рубенс лучше всего показали, как использовать творчество Микеланджело Буонарроти грядущими поколениями скульпторов и художников.

Творчество и идеи Микеланджело вдохновляют и завораживают многих людей.

Микеланджело творчество кратко

Микеланджело в своем искусстве отразил все идеалы эпохи: от героического пафоса до кризисного состояния гуманистического миропонимания. Еще в ранних произведениях определились основные черты и идеи его творчества — пластическая мощь, драматизм образов, внутренняя напряжённость, монументальность и преклонение перед человеческой красотой.

Творчество Микеланджело Буонарроти можно разделить на 2 периода – римский и флорентийский:

Римский период

В Риме Микеланджело создал статую «Вакх», отдавая дань античности. В то время господствовала готическая схема в скульптурной области. Но художнику удалось внести в нее новые идеи – убедительность и яркость жизненную образов, гуманистическое глубокое содержание. Папа римский Юлий II в 1505 году поручает ему проект собственной гробницы. Он создал много набросков, и она была завершена аж в 1545 году. Специально для нее Буонаротти создал большое количество скульптур.

Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. В цикле живописи римского периода отдельного внимания заслуживает роспись Сикстинской Капеллы Микеланджело 1508 – 1512 годов

Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков, изображения Христа и его предков. Его фрески полны четкими и пластическими линиями, напряженной выразительностью, красочной гаммой, изысканными цветами. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.

В 1536 – 1541 года Буонаротти занимался созданием фрески «Страшный суд», изображающую трагическую силу образов. Идеи тщеты человеческих усилий, мучительной безнадежности в поисках истины нашли свое отражение во фресках Паолинской капеллы. Последние творения художника полны пластичности, внутреннего динамизма, напряженности масс. До конца жизни он занимался проектированием ансамбля Капитолия.

Флорентийский период

Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. В период 1516 – 1534 годов художник работает над проектом фасадной части церкви Сан-Лоренцо, архитектурным и скульптурным ансамблем усыпальницы Медичи. Все работы Микеланджело Буонарроти флорентийского периода полны глубокого пессимизма, тяжкого раздумья, бесцельного движения. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени.

В целом, творчество великого гения Микеланджело является блестящим и заключительным этапом в итальянском Возрождении. Он заложил основы для развития маньеризма и сложение главных принципов барокко.

Надеемся, что из этой Вы узнали, какие основные идеи Микеланджело Буонарроти.

Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Рождение и семья

Полное имя мастера — Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буанарроти Симони. Дата рождения — 6 марта 1475 года. Мальчик появился на свет в городке Капрезе (сегодня Капрезе-Микеланджело), население которого едва превышает 1,5 тысячи человек, в Тоскане. Согласно записям отца, ребенок родился утром в понедельник, в 4−5 часов ночи.

Его отец, Лодовико, был обедневшим флорентийским дворянином. На протяжении нескольких поколений члены семейства Буонарроти работали мелкими банкирами, но отцу Микеланджело не удалось сохранить банк, из-за чего он был вынужден регулярно устраиваться на госслужбу, например, на должность главы администрации. О матери практически не сохранилось сведений, сам Микеланджело в обширной переписке с семейством тоже не упоминал о ней. Известно, что она рано вышла замуж и умерла, когда мальчику было 6 лет из-за истощения, вызванного частыми родами. Помимо Микеланджело, второго сына, от первого брака осталось еще 4 сыновей. Через 4 года после кончины супруги отец женился второй раз.

Время «застоя» в творчестве Микеланджело

Каждое событие, которое происходит в государстве, влияет на жизнь человека и его успешность. То, что происходило с Италией, негативно отразилось на биографии Микеланджело. В творчестве наступает время «застоя». Он, как яркая и творческая личность, стремился к успешной, лучшей жизни. Но события в Италии неблагоприятно влияли на творческий процесс. Неумелое, неосознанное политическое правление Пьеро, который пришел к власти после смерти отца Лоренцо Медичи, приводит к началу военных действий. На Италию наступает французская армия, люди начинают бунтовать, Флоренция сдается, прекращает вести борьбу. Политическая и внутренняя обстановка только ухудшается. Микеланджело в этот период ничего гениального не создает. По этой причине он решает отправиться в Венецию и Рим. Там он изучает древние скульптуры, статуи, получает новые знания.

Жизнь и творчество великого скульптора

Вернувшись в дом отца после смерти Лоренцо Медичи, Микеланджело продолжил создавать скульптуры. В 1494 году сын Лоренцо, которому перешла власть над Флоренцией, пригласил Буонарроти вернуться во дворец.

Пьеро Медичи был не столь искусным политиком как его отец, поэтому во время его правления Флоренция переживала не лучшие годы, к тому же на Италию напала воинственная Франция. В стране начались беспорядки, разразилась революция и активизировались внутренние междоусобные конфликты.

Обстановка в стране не благоволит искусствам на данный момент, Микеланджело же хочет продолжать творить, поэтому уезжает вначале в Венецию, затем в Болонью и наконец перебирается в Рим. В Венеции мастер не нашел вдохновения, а приехав в Болонью, оказался за решеткой.

Микеланджело, «Битва кентавров», 1492 годМестонахождение: Дом Буонарроти, Флоренция, Италия

Микеланджело не уплатил обязательную пошлину и не прошел надлежащие иностранному гостю процедуры, поэтому его арестовали в первые дни по приезду. Заключение под стражей не прошло для скульптора напрасно, чудесным образом он обрел нового покровителя – болонского дворянина Альдовранди.

Новый покровитель порекомендовал Микеланджело в качестве мастера для работы над саркофагом святого Доминика, который находился в церкви святого Петронио

В столице Италии скульптор изучает древнеримское искусство, уделяя большое внимание античным статуям. Там же он создает свои шедевральные творения – статую Вакха и композицию «Пьета»

Микеланджело «Статуя Вакха (Бахуса) с Паном», 1496-1497 годыМестонахождение: Музей дель Барджелло, Флоренция, Италия

С композицией «Пьета» связана одна история незаконного проникновения в церковь ночью. Сначала немного о самой композиции. В ней дева Мария держит на руках распятого Христа. Вместе со статуей Вакха «Пьета» принесла скульптору широкую известность. Сделана композиция была настолько качественно и красиво, что люди считали её творением известного мастера, а не молодого скульптора.

После размещения «Пьеты» в церкви, Микеланджело услышал разговор паломников, осматривающих композицию, один из которых говорил: «Это работа Христофоро Солари». Эти слова вызвали у Буонарроти вспышку раздражения задетого самолюбия. Ночью он залез в церковь и высек на ленте, удерживающей плащ Марии, следующие слова: «Это сделал Микеланджело Буонарроти, Флоренция».

Микеланджело «Пьета», 1498-1499 годыМестонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия

Проведя год в разлуке с родиной, Микеланджело возвращается во Флоренцию. Дома Буонарроти трудится над статуями Иоанна Крестителя и Купидона. В 1501 году мастеру поступил заказ от богатой флорентийской сеньоры – облагородить большой кусок мрамора, лежащий на одной из площадей Флоренции.

Микеланджело на тот момент было 26 лет, пятиметровому куску мрамора, возможно, было столько же. Через три года из этого брошенного куска камня вышел Давид – самое известное и величественное творение Микеланджело Буонарроти.

После создания этой скульптуры автор познакомился с Леонардо да Винчи, который, несмотря на свою гениальность, всё же проигрывал молодому мастеру в деле создания статуй. Современник Микеланджело Вазари писал о «Давиде»:

Микеланджело «Давид», между 1501 и 1504 годамиМестонахождение: Академия изящных искусств, Флоренция, Италия

Будучи художником большого мастерства, Микеланджело был приглашен для росписи потолка Сикстинской капеллы. Буонарроти должен был создать художественную композицию на шестистах квадратных метрах.

Четыре года мастер трудился над этим потолком. Этим творением был впечатлен даже сам Рафаэль, не говоря уже о простых обывателях. Тем не менее, несмотря на всеобщие восторги, нашлись чрезмерно религиозные люди, которые стали ругать роспись Микеланджело из-за обилия в ней обнаженных людей.

Микеланджело. Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1508-1512 годыМестонахождение: Ватикан, Рим, Италия

Произведения

Эжен Делакруа. «Микеланджело в своей студии» (1850)

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета́» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Известные работы

  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия художеств.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
  • Сотворение Адама
  • Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
  • Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Капелла Медичи 1520—1534.
  • Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
  • Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
  • Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан./li>
  • Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  • Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
  • Распятие Святого Петра. 1546—1550, фреска. 625 × 662 см, Апостольский дворец Капелла Паолина, Ватикан
  • Обращение Апостола Павла. (1542-1550), фреска

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: