Илзе Лиепа сейчас
Последние годы жизнь Илзе Лиепы насыщена педагогической деятельностью. Уже открыт ряд филиалов балетной школы в Москве, ближайшем Подмосковье и Санкт-Петербурге. Начиная с 2021 года Лиепа регулярно выезжает в глубинку, где проводит отбор талантливых танцовщиц для своего учебного заведения. Пройдя обучение в студии, девочки легко поступают в профессиональные балетные училища. Сейчас в школе, помимо классической хореографии, преподаются основы модерна.
Маленькие танцовщицы, ученицы школы Илзе Лиепы, регулярно участвуют в открытых отчетных концертах и детских балетных спектаклях. Весной 2021 года силами учениц были поставлены спектакли «Приключения Чиполлино» и «Дюймовочка», к Новому 2018 году состоялись премьеры «Щелкунчика» и постановки «Здравствуй, Андерсен!». Анонсы концертов и прослушиваний, фото юных учениц регулярно попадают на официальную страничку школы в «Инстаграме».
Илзе Лиепа
В феврале 2021 года состоялся отбор талантливых детей в филиал школы-студии Илзе Лиепы в Санкт-Петербурге. На просмотр прибыла организатор проекта.
В конце февраля девочки от 9 до 14 лет будут танцевать на Первом кадетском бале Москвы, подготовка к которому началась еще с осени.
Лиепа Илзе Марисовна
Народная артистка РФ (2002). Илзе Лиепа родилась 22 ноября 1963 года в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известного танцовщика Мариса Лиепы. В 1981 году после окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) её долго не брали в труппу Большого театра. Попасть туда она смогла только ценой ухода из театра своего отца – Мариса Лиепы. В начале своей карьеры исполняла хаpaктерные танцы в операх: «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата». С огромной благодарностью вспоминает Илзе Анатолия Романовича Симачёва, готовившего с ней партию Мерседес в «Дон Кихоте» принесшую ей успешный балетный дебют, состоявшийся в Кишинёве во время гастролей Большого театра. 4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского состоялся ее первый творческий вечер, в котором Илзе танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М.Вебера (в дуэте с Андрисом Лиепой). В течении следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А.Чижова). С тех пор пpaктически ежегодные «бенефисы» Илзе Лиепа на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского или Театра оперетты уже стали некой традицией для балетной жизни Москвы. На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж.Бизе–Р.Щедрина в постановке Альберто Алонсо, став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.
В настоящее время много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром: «Лебедь», «Видение розы», «Шехерезада», «Мадам Бовари», в номерах, поставленных К.Голейзовским и Л.Якобсоном. Специально для нее сочинены хореографические миниатюры балетмейстера Д.Брянцева, Г.Алексидзе, Т.Сердюковой.
Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Она снималась в художественных фильмах «Блистающий мир» 1984 г., «Детство Бэмби» 1985 г., «Лермонтов» 1985 г., «Михайло Ломоносов» 1986 г., «Империя под ударом» 1999 г., «Самозванцы» 2001 г. и «Люби меня» 2005 г.
В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. С 1994 года — художественный руководитель ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент — члeн правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.
За время работы в Большом театре Илзе исполнила следующие партии в балетах: «Дон Кихот» — Мерседес, болеро и цыганский танец; «Раймонда» — мазурка и испанский танец; «Калина красная» — Мать; «Анюта» — Цыганка (балетмейстер В.Васильев, первая исполнительница, 1986 г.); «Ромео и Джульетта» — леди Капулетти (балетмейстер Л.Лавровский); «Корсар» — Зюльма; «Фантазия на тему Казановы» — Царица бала; «Шехерезада» — Зобеида (балетмейстер М.Фокин, возобновление А.Лиепы и И.Фокиной на сцене Мариинского, а затем Большого театра, первое исполнение в России, 1993 г.); «Белоснежка» — Королева-мать (балетмейстер Г.Майоров, первое исполнение, 1996 г.); «Пиковая дама» — Графиня (первое исполнение в мировой премьере балета Ролана Пети, 2001 г.).
Последние годы активно сотрудничает с драматическим театром, сыграв: — в 1998 году Марию Стюарт в пьесе Л.Разумовской «Ваша сестра и пленница» (режиссер Владимир Иванов, Петербургское агентство «Театральный дом»). За эту роль Илзе удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот»; — в 2000 году Императрицу Екатерину в спектакле «Сон Императрицы» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр «Модерн»), театральная премия «Чайка»; — в 2002 году Маркизу де Люрсе в спектакле «Рамки приличий» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр имени Вл.Маяковского); — в 2003 году агента Пола в спектакле «День рождения Синей Бороды» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр имени Вл.Маяковского); — в 2005 году Йенни Линдт и Снежную королеву в спектакле «Ан-дер-сен» (автор пьесы Ксения Драгунская, режиссер Ольга Субботина, Конфедерация театральных союзов).
Смерть
Когда в Рижском оперном театре освободилось место балетмейстера, Лиепа подал заявление на замещение вакансии, но ему отказали. Более того, «сверху» пришел приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.
В тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года в возрасте 52 лет Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Причиной смерти, по заключению врачей, стал инфаркт.
Известно, что легендарный артист балета умер в машине скорой помощи. Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.
Евгения Шульц рассказывала: у гражданского мужа сильно подкосилось здоровье не только из-за работы. Его старшие дети практически перестали с ним общаться. Оба не только не пригласили отца на свои свадьбы, но и не поставили его в известность о таких важных событиях в жизни. Марис сильно переживал из-за предательства детей и просил дочь Марию «не быть такой жестокой»
Даже после кончины Лиепы суета вокруг его имени не успокоилась. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:
Никаких перекусов!
— На ваш профессиональный взгляд, как лучше поддерживать себя в форме: пару раз в неделю нагружаться по полной или же давать нагрузку по чуть-чуть, но каждый день?
— Тут советовать что-нибудь трудно. Если это будет два-три раза в неделю, но при этом вы проработаете каждую группу мышц, то для женщины, живущей в ритме большого города, или молодой матери, у которой много других забот, этого будет достаточно.
Статья по теме
Илзе Лиепа: «Моя судьба в Большом театре начиналась не так радужно»
Очень приветствую занятия балетным экзерсисом — там есть упражнения, которые вполне могут делать и те, кто не занимался балетом профессионально
Отрадно, что женщины стали обращать внимание на культуру тела. Именно на воспитание тела, а не просто выматывание себя физической нагрузкой
И я вижу, как благодаря этому меняется их внутренний облик.
Ведь балет — это система тренировок, которая оттачивалась веками. В балете рука движется по определённой траектории, и к ней присоединяется движение головы, а если всё это ещё и сопровождается музыкой… Это приводит в состояние гармонии. И молодые девочки, мои ученицы, которые это прочувствовали, получают от занятий огромное удовольствие, а вместе с ними и я испытываю радость.
Так же и взрослая женщина, сделавшая утром балетный станок, на работу уйдёт совсем в другом настроении. И нужно-то для этого всего минут 15–20! Ну и сила воли, конечно!
Фото: www.globallookpress.com
— «Диета» — подозреваю, что это слово сопровождает вас всю жизнь. Вы в еде гурман или можете спокойно ограничивать себя?
— Да, вы правы. Я всегда была вынуждена думать о весе, о физической форме. Потому что, как любая нормальная женщина, люблю и сладкое, и булочки. И на гречневой каше сидела, и разгрузочные дни устраивала. Поэтому слово «диета» для меня много значит.
Статья по теме
Чай, увлажняющий крем и никакой диеты — секрет молодости голивудских звезд
У меня несколько лет назад даже вышла книга «Метод Лиепа» — в ней ответы на множество «женских» вопросов: что есть, как есть, чем заниматься. Мы же сейчас все очень много всего знаем — и про раздельное питание, и про всевозможные системы контроля за весом
Но я хочу обратить внимание на самую, на мой взгляд, главную проблему — перекусы. У нас, русских женщин, это, как правило, чай или кофе с печеньем или конфетами
Так вот это самое вредное для фигуры, что только может быть! В маленьком прянике, если вы съедаете его каждый день, кроется большая опасность. Поэтому найдите в себе силы заменить эти сладкие перекусы на простую воду или чай без сахара — и сразу заметите эффект.
— Но это же уныло — пить пустой чай!
— Уныло, согласна. Если уж очень хочется чем-то скрасить себе этот перекус, возьмите крекер и мёд
А шоколад уберите подальше в ящик! И обращайте внимание на то, что вы едите, когда и в каком количестве. Без дисциплины питания никаких положительных эффектов не дождёшься
Фото: www.globallookpress.com
Карьера и достижения
Сразу после окончания балетной школы Илзе Лиепа выступала в Большом театре в качестве солистки. Балерина танцевала в операх «Кармен», «Хованщина», «Травиата», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Ифигения в Авлиде», «Иван Сусанин», «Дон Кихот» и т.д. В репертуаре балерины есть и широко известные композиции, такие как «Умирающий лебедь» Сен-Санса и «Гибель розы» Г. Малера, так и балеты, поставленные специально для Илзе.
Лиепа — не только талантливая танцовщица, она великолепная и неординарная театральная актриса. Ее дебют в этом качестве состоялся еще в конце 90-х годов. Среди театральных работ можно выделить ее роли в спектаклях «Ваша сестра и пленница…», «Чайная церемония», «Сон императрицы», «Рамки приличий».
Кинематографическая биография Илзе Лиепы началась еще в середине 80-х годов. По словам актрисы, это время было для нее очень трудным, в этот период родители балерины были в состоянии развода, а работа в кино помогала ей справляться с депрессией. Игру Илзе можно увидеть в картинах «Блистающий мир» (снятой по мотивам произведений А. Грина), «Лермонтов», «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Михайло Ломоносов», «Самозванцы» и «Империя под ударом».
Илзе Марисовна часто появляется в различных телешоу. В 2011 году она была приглашена в качестве члена жюри на конкурс Евровидение для молодых танцоров. В том же году Лиепа вместе с Владимиром Познером была ведущей телешоу «Болеро» и работала на радио «Орфей» в своей авторской программе «Балет FM». В 2021 году Илзе стала ведущей балетного конкурса молодых исполнителей «Большой балет» на канале «Россия Культура».
В настоящее время Илзе Лиепа является хозяйкой балетной студии, при этом организация довольно большая, у школы есть несколько филиалов в Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Первым супругом балерины стал скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Их брак был недолгим и распался из-за стремления реализоваться в творчестве отдельно друг от друга. После развода пара сохранила дружеские отношения, чего нельзя сказать о втором муже знаменитости — Владиславе Паулюсе.
Роман танцовщицы и бизнесмена начался на съемках рекламы минеральной воды, куда Илзе пригласили в качестве исполнительницы главной роли. Они поженились в 1999 году и прожили вместе 14 лет, после чего последовало скандальное расставание. В интервью знаменитость назвала союз «роковой ошибкой» и обвинила бывшего избранника в меркантильности.
Илзе Лиепа с дочерью / @ilze_liepa_official
Единственной отрадой для артистки стало рождение дочери Надежды, появившейся в 2010 году. На тот момент Лиепе было уже 46 лет, но она не пожалела, что не стала матерью в молодости, ведь смогла осознанно и ответственно подойти к воспитанию. Сейчас знаменитость регулярно делится фото наследницы с подписчиками инстаграм-аккаунта(соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Надя учится в Московской академии хореографии. В вопросах воспитания Илзе старается придерживаться примера отца и не давить авторитетом на дочь. В особых случаях, признается балерина, она привлекает для серьезных бесед с девочкой своего брата.
Детство и юность
Будущая знаменитость выросла в семье, где жили и дышали творчеством. Ее отец Марис Лиепа — прославленный танцовщик, мама Маргарита Жигунова — актриса кино и Театра имени Александра Сергеевича Пушкина. Их история любви началась на съемочной площадке картины «Илзе», в честь героев которой они решили назвать своих детей — старшего Андриса и младшую Илзе.
Ранние годы биографии Лиепы прошли за кулисами Большого театра, артистом которого был отец. А в возрасте 5 лет она и сама начала выходить на сцену, играла в спектакле «Мадам Баттерфляй». Илзе надолго запомнила, как бабушка приводила ее в гримерную, где ей завивали кудри и надевали матросский костюмчик. В постановке маленькой исполнительнице досталась роль сына главной героини, ведь поднять на руки девочку было проще, чем мальчика.
Илзе Лиепа в молодости / кадр из фильма «Блистающий мир»
Еще тогда, будучи ребенком, знаменитость знала, что ее судьба предопределена и она свяжет жизнь с балетом, как и брат и отец. Она окончила Московское хореографическое училище, но путь на сцену Большого театра оказался тернистым. Чтобы дать дочери возможность выступать, Марис Эдуардович был вынужден написать заявление об уходе — в противном случае места для нее не нашлось бы.
В этот период семья артистки переживала тяжелые времена. Родители расстались после 22 лет брака. Мама была настолько обижена на отца, что запретила детям с ним общаться. Приходилось встречаться тайком, но, даже несмотря на ссору родителей, папа до конца своих дней оставался для Илзе примером, наставником и кумиром. Его не стало в 1989 году.
Интересные факты
За время своего существования балетный жанр собрал немало интересных фактов:
- Родиной этого вида искусства считается Италия. Именно оттуда оно попало во Францию, а затем получило распространение во многих европейских странах.
- Название жанра происходит от итальянского слова «ballo», что в переводе означает «танец».
- Вначале балет не требовал от исполнителей значительной физической подготовки. Но затем итальянская балерина Мария Тальони начала танцевать на кончиках пальцев. Именно это и стало новым вектором в развитии искусства.
- В течение нескольких веков русский балет был так популярен, что европейские исполнители нередко брали себе псевдонимы на русский манер.
- В среднем прима-балерина использует 300 пар балетных туфель в год. Это значит, что их расход составляет больше 1 пары в день.
- Профессиональные занятия этим видом искусства создают серьезные нагрузки на организм. Потому балетные танцоры в среднем болеют в несколько раз чаще, чем обычные люди.
- Вначале участие в балетных постановках принимали исключительно мужчины.
- Вместо тухлых помидоров в балете используется завернутый в газету веник, который бросают на сцену.
- В течение одного выступления танцор поднимает партнершу примерно 200 раз. Это значит, что суммарный вес, который ему приходится поднимать, составляет 10 тонн.
- В Туркменистане балет с 2001 года находится под запретом.
- Балетные пачки делают вручную. На одно изделие уходит 13-15 метров тюля. При этом его пошив занимает несколько суток.
- Первые балетные пачки были придуманы примерно 180 лет назад. С того момента они почти не поменялись.
- Люди искусства весьма суеверны. К примеру, балерины заходят в гримерку исключительно с левой ноги.
- Наиболее популярным балетным спектаклем в мире считается «Лебединое озеро».
Путь танцора
В паре с Майей Плисецкой, известной по соло «Умирающий лебедь» в балете «Лебединое озеро», сбылась первая мечта Мариса. Он исполнил партию принца Зигфрида. Триумф омрачило лишь растяжение связок на генеральной репетиции. Лиепа терпел боль, плохо сдерживаемую компрессионными бинтами, но мужественно вышел на сцену и не подвел партнершу. После окончания фестиваля артист безотлагательно поехал лечиться в Сочи.
Отдых Мариса заканчивался, когда в курортном городе появились афиши о гастролях труппы театра имени Константина Станиславского и Немировича-Данченко. Театр славился своими постановками не хуже Большого. Лиепа решил остаться в Сочи за свой счет и дождаться труппу, чтобы встретиться с балетмейстером Владимиром Бурмейстером.
Звезда балета, партнер Майи Плисецкой жил на окраине города в съемной квартире и колол дрова, чтобы расплатиться с хозяином. Встреча с Бурмейстером окупила труд. Лиепу приняли в театр и назначили оклад две тысячи рублей. Он получил главные партии во всех спектаклях, признание публики и стал зарабатывать в три раза больше, чем в родной Латвии.
Билеты на балет с участием Мариса разлетались за минуту. После выступлений артиста заваливали цветами. Толпы поклонников желали получить автограф. Вновь Лиепа заслужил уважение примы. На Всемирном фестивале молодежи Галина Уланова вручила танцовщику золотую медаль и выразила личную симпатию его таланту.
Первые серьезные гастроли
Лиепа посвятил четыре года театру Станиславского и Немировича-Данченко. В его репертуаре теперь был не только принц Зигфрид, но и Спартак, Синдбад в балете «Шахерезада», Лионель в постановке «Жанна Д’Арк». В 1960 году Марис отправился в Польшу на первые гастроли в качестве солиста театра. На этот раз его партнершей была прима советского балета Ольга Лепешинская.
Несмотря на всесоюзный и мировой успех, Лиепа помнил о своей второй мечте, и ей тоже суждено было сбыться. Когда артист вернулся из Польши, с ним связался балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский. Главная сцена страны не могла упустить жемчужину балета в лице талантливого латвийца.
Вновь Лиепу ждали гастроли, теперь как солиста Большого театра. Он блистал в лондонском Ковент-Гардене, исполнив Ромео в балете «Ромео и Джульетта». Специально для Мариса Лавровский поставил балет из одного акта «Ночной город». Кроме сцены артист был востребован как педагог. Лиепу пригласили преподавать в Московское хореографическое училище.
Конец карьеры
Переход в Большой театр стал достойным продолжением карьеры Мариса Лиепы. Даже смена главного балетмейстера не повлияла на его статус премьера. Марис попробовал силы в качестве хореографа. Так на сцену Большого театра вернулась постановка «Видение Розы» русско-американского артиста балета Михаила Фокина.
Новый балетмейстер Юрий Григорович утвердил Лиепу на главную партию Ферхада в балете «Легенда о любви». В знаменитой постановке «Спартак» он переставил латвийца с партии гладиатора на партию его соперника Красса. Смена амплуа принесла всей труппе Ленинскую премию. Марис продолжал ездить на гастроли по всему миру и танцевать в паре со знаменитыми балеринами.
В Англии Лиепу прозвали Лоуренсом Оливье от балета, а знаменитый французский артист Серж Лифарь лично вручил премию Вацлава Нижинского за партию Альберта в балете «Жизель».
Марис все же был не полностью доволен обстановкой в Большом театре. В 1978 году газета «Правда» опубликовала заметку, в которой Лиепа раскритиковал хореографию в новых балетах. Юрий Григорович молниеносно отреагировал на замечания премьера. Балетмейстер освободил Мариса от неприятной хореографии, лишив партий в новых постановках «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Ангара» и столь любимом латвийцем «Лебедином озере».
Моя история борьбы с лишним весом
Я была ученицей первого курса хореографического училища (мне 15 лет). Во время обеда мы с подругами успевали добежать до булочной, где покупали очень сладкий горячий напиток, называемый «кофе» и смутно его напоминающий, еще теплые булочки с корицей и граммов двести мармелада. В какой-то момент я поняла, что столь любимый рацион, который еще в прошлом году оставался без последствий в виде лишних килограммов, в этом году становится катастрофой!
К тому же нам объявили взвешивание! С этого момента начались мучения под названием «похудеть любыми путями».
После школы мы отправлялись в Сандуновские бани — вымучивали себя в парной. Потом надо было еще удержаться и не выпить ни капли жидкости. Тогда же мы стали злоупотреблять мочегонными средствами, хотя и знали, как это вредно для здоровья. Именно тогда я испробовала недельное голодание — пила только воду и иногда съедала ложку меда. Разумеется, я исхудала, у меня кружилась голова и подкашивались ноги. А ведь нагрузки в хореографическом училище невероятные — это четыре, шесть, а может быть, и больше часов тяжелого физического труда.
И что же? Я, конечно, благополучно преодолевала испытание взвешиванием. При росте 173 см старалась, чтобы стрелка весов не переходила за 50 кг, а лучше на одно или два деления меньше. Но потом я опять поправлялась.
Нас приучали не есть после шести часов! О, это прекрасный способ не поправляться. Но, увы, это очень трудно и не для меня — я очень хочу есть именно вечером!
К тому же, когда у меня появилась семья, для меня очень ценными и дорогими стали моменты, когда мы с мужем приглашаем наших друзей, и как же здесь обойтись без застолья! Результат: опять все те же лишние килограммы, уныние и потеря радости общения с семьей, друзьями.
Лучшие партии
Всего за свою жизнь Илзе Лиепа станцевала около 30 партий разного уровня, от небольших выходов до главных ролей. Несомненными ее удачами являются:
- Партия Кармен в «Кармен-сюите» Р. Щедрина (1991 год). Она стала первой балериной, после М. Плисецкой, которая осмелилась взяться за эту сложную и великолепную роль. Илзе много общалась с Майей Михайловной и получила «благословение» на это исполнение и, конечно, много советов, которые и помогли ей отлично справиться со сложной задачей.
- Роль графини в постановке Ролана Пети «Пиковая дама» в Большом театре. Эту партию мечтают станцевать многие балерины в возрасте. Пети долго выбирал подходящую актрису, пока не остановился на Лиепе. Они с Цискаридце стали великолепным дуэтом. Премьера состоялась в 2001 году, и Илзе выходила на сцену в этом спектакле более 10 лет. Даже после рождения дочки она через 2,5 месяца уже танцевала эту партию. Спектакль завершил свое существование с уходом Цискаридзе со сцены.
- Для бенефиса Илзе балетмейстер Патрик де Бан поставил спектакль «Клеопатра». Идею предложил брат Илзе Андрис, он же стал продюсером постановки. Премьера состоялась в 2012 году. В спектакле Илзе играет две роли: Иды Рубинштейн и Клеопатры. Это современная хореография, которая позволяет балерине сыграть яркую драматическую роль в танце.
Также публика очень любит такие концертные номера в исполнении Илзе, как «Лебедь» Сен-Санса, «Мадам Бовари», «Видение розы» Г. Малера, «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова.
Как пришел в балет
Уроки хореографии казались Марису скучными, но авторитет отца в семье был неоспорим. Так юный Лиепа против своего желания стал учеником Рижского хореографического училища. В разучивании па у станка и растяжках не было той подвижности, которую он любил в футболе.
Однажды Марис просто не пошел на балетный урок. Его совесть пробудили слова матери о том, что настоящий мужчина не бросает дело на полпути. Прогульщик вернулся к станку, и вскоре его терпение было вознаграждено.
Марис не выделялся особой пластикой или прыжками, зато ему удавалось передать характер танца. Преподаватель Валентин Блинов увидел за невероятной артистичностью великое будущее своего ученика. При этом Марис понимал, что далек от совершенства. Он тренировал выносливость, выполняя сначала по пятьдесят подъемов на пальцы ног за один подход. Постепенно количество подъемов увеличилось до сотни.
Большой театр, спектакль со знаменитой советской балериной Галиной Улановой вдохновили юного танцовщика. Марис решил, что обязательно будет танцевать на сцене главного театра Москвы.
Хорошо зарекомендовав себя на смотре, через три года Марис получил шанс осуществить мечту. Артист балета и педагог Николай Тарасов пригласил семнадцатилетнего латвийца на обучение в Московское хореографическое училище.