Общественная позиция
Свое мнение о цензуре в современном искусстве Райкин высказал в 2016 году на съезде Союза театральных деятелей России. Режиссер и актер призвал не подменять принципами отдельной «группы оскорбленных граждан» общественное мнение. Идею Константина Аркадьевича поддержали Сергей Безруков, Олег Табаков, Владимир Познер и другие деятели культуры. Благодаря своей позиции артист был признан «Человеком года» Ассоциацией театральных критиков.
В феврале 2021 года Константин Райкин вышел на сцену, дал поэтический моноспектакль «Над балаганом небо…» в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича
При этом артист во время спектакля резко отозвался о России, чем привлек внимание прессы. Константин Райкин назвал страну «некрофильским государством»
Руководитель «Сатирикона» объяснил свои слова тем, что российское общество начинает любить поэтов только после их смерти. По мнению артиста, такой подход уже сгубил ряд талантливых личностей. В доказательство своих слов Райкин назвал Льва Гумилева, Сергея Есенина, Марину Цветаеву, Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака.
Константин Райкин в фильме «Неудача Пуаро»
Константин Райкин уже не впервые критикует российскую культуру на собственных концертах и в интервью, и ряд заявлений артиста успел вызвать скандалы среди коллег Райкина. Так, артист раскритиковал «цеховую солидарность» работников театра, которая не позволяет нелестно отзываться о коллегах и противоречит свободе слова.
В ноябре 2021 года внимание журналистов привлек новый концерт Константина Райкина, прошедший в Одессе. Группа националистов с криками ворвалась в Одесский академический украинский музыкально-драматический театр имени В
Василько, где проходило выступление артиста, и сорвала концерт.
Это событие ворвавшиеся записали на видео. Трансляцию акции и последующего срыва моноспектакля Райкина выложил на собственной странице в Facebook экс-руководитель одесского отделения экстремистской организации «Правый сектор» (запрещена в РФ) Сергей Стерненко. На этом видео также видно, что, после того как националисты ворвались в зал, Константин Райкин ушел со сцены, но зрители начали стараться вернуть артиста.
После того как Райкин прервал выступление, два десятка националистов остались в зале, где озвучили собственные причины сорвать мероприятие, а также начали спорить с возмущенными зрителями. Как заявили организаторы срыва спектакля, их возмутили высказывания артиста о Крыме и его «одобрение аннексии». По мнению сорвавших концерт, это достаточная причина, чтобы не дать артисту выступать на любой украинской сцене. Тем не менее ранее на той же неделе артист спокойно выступил с моноспектаклями в Киеве и Харькове.
Театральное училище
Поступить в Щукинское училище тогда было нелегко, конкурс был огромным. Костя решил придумать оригинальное выступление, и на первом туре он сразил экзаменаторов наповал. Райкин изображал животных, пел, танцевал и выразительно читал стихи.
После такого успеха он с легкостью прошел еще два тура и сдал все необходимые экзамены. Родители были безумно рады этому, ведь они всегда хотели, чтобы их сын стал артистом.
Конечно, Костю обвиняли в том, что он воспользовался своей громкой фамилией. Но уже вскоре Райкин доказал обратное. Тогда его педагогом был Владимир Этуш, который через много лет рассказывал о Константине как о работоспособном и талантливом студенте, отличавшимся своей дисциплинированностью.
Райкин не пропустил ни одной репетиции, ни разу не опоздал, он быстро всему учился и везде успевал.
Костя помогал создавать костюмы, наносить грим, сам устанавливал декорации, много времени работал с ролями. В это время он показал себя не только как талантливый актер и прилежный студент, но и как хороший организатор, умеющий руководить трудовым процессом.
Все это было ему по душе, он жил театром, ведь Райкин знал его изнутри с самого детства. В 1971 году он получил диплом училища и сразу же стал работать на сцене «Современника».
Юмор
После войны Райкин создает театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользуются популярностью у публики. Особенный успех вызывают те театральные номера актёра, где Райкин быстро меняет облик и создает серию разноплановых образов.
Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и образы, созданные им для выступления, становятся амплуа, покоряют сердца и завоевывают любовь зрителей. Все больше телезрителей и зрителей в залах запоминают и при новой встрече встречают молодого артиста овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обретает славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр становится номер «В греческом зале».
Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой созданного им театра Аркадий Исаакович отправляется гастролировать по Англии, где концерты труппы также получают теплые отзывы.
Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых комиков Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе артисты создают ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».
Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Райкина, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.
Миниатюры юмориста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова монологов и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.
https://youtube.com/watch?v=GafQMCaquSY
Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву, где преемником Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре стал Государственный театр миниатюр.
Ряд источников указывает, что Аркадий Исаакович «перевез» в Москву собственный театр и переименовал сам театр в Государственный театр миниатюр. Но, стоит отметить, что после того, как руководитель ленинградского театра с собственной труппой переехал в столицу, Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, тем более, театр продолжает работать и сегодня.
https://youtube.com/watch?v=kWQPfxOAuug
В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а через пять лет Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое театр носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Райкина – Константин Райкин.
Личная жизнь Константина Райкина
Отношения между преподавателем актерского отделения и восемнадцатилетней студенткой начались, когда Лена училась на втором курсе. Они сыграли тихую свадьбу, стараясь, чтобы о ней узнало как можно меньше людей, и поселились в роскошной квартире родителей Константина, переехавших в Ленинград.
Елена Курицына
Заводить детей они не спешили – Елена еще училась, и ей было не до этого.
Их брак продержался лишь три года и был разрушен самим Константином, не отличавшимся супружеской верностью.
Молодой жене Константина Райкина приходилось терпеть поздние возвращения мужа домой, а потом долго выяснять отношения – Райкин пользовался вниманием у девушек и крутил романы налево и направо, а один из них поставил точку в их супружеской жизни
Развод с Еленой был тяжелым, сопровождался многочисленными скандалами, отравлявшими личную жизнь Константина Райкина.
На фото: Алагез Салахова
Новая любовь артиста оказалась не такой уж и новой – в Алагез Салахову, которую Константин случайно встретил после долгой разлуки, он был влюблен в далеком детстве.
Она художница, дочь вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, руководитель собственного продюсерского центра. Алагез и Константин были знакомы давно – бабушка Салаховой и родители Константина жили по соседству, но познакомились они не в Москве, а в Прибалтике, где дети отдыхали вместе с родителями – тогда Алагез было четырнадцать, а Константину семнадцать лет.
Тогда между ними вспыхнули сильные чувства – Салахова говорит, что Костя ей понравился сразу. Следующая встреча Алагез и Райкина произошла, когда оба были несвободны, у Салаховой подрастал сын, но это их не остановило, и через какое-то время в личной жизни Константина Райкина появилась новая семья, просуществовавшая немногим более чем первая, и снова инициатором развода стал он сам.
У Райкина и до этого случались небольшие романы и увлечения, но его жена каждый раз прощала, иногда уходила от него, но потом всегда возвращалась.
Салахова тяжело переживала этот развод, долго надеялась, что он к ней вернется. Она больше не вышла замуж, а о Райкине у Алагез остались только самые теплые воспоминания.
На фото: Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»
Сын Салаховой до сих пор состоит в дружеских отношениях с Константином Аркадьевичем, и когда приходит в «Сатирикон» всегда с ним встречается.
Ушел тогда Константин к Татьяне Веденеевой, с которой у него вспыхнул очередной роман. Они прожили вместе совсем недолго, но в прежнюю семью Райкин уже не вернулся.
И только третья жена Константина Райкина смогла окружить его такой заботой и создать такой семейный уют, расставаться с которым ему уже не хотелось.
Константин Райкин с женой и дочкой
Елена Бутенко пришла в «Сатирикон» в 1985 году, когда Константин еще не был его руководителем. После восьми месяцев ухаживаний Елена переехала к Райкину. Через три года в биографии Константина Аркадьевича произошло сразу два важных события – он возглавил театр и стал отцом своего единственного ребенка — дочки Полины, которую родила ему любящая супруга.
Только после рождения ребенка Константин и Елена расписались, и она стала его законной супругой. Сначачла они работали в одном театре, а позже Елена занялась эстрадно-концертной деятельностью, записала несколько дисков.
На фото: Полина Райкина
Несколько лет она преподавала в Школе-студии МХАТ, выпустила несколько дипломных спектаклей. Шесть лет назад она стала деканом актерского факультета театральной школы своего мужа.
Константин Райкин с дочерью
Дочь Константина Райкина Полина выросла в атмосфере творчества, и все ее детство прошло за кулисами театра. В одиннадцать лет она начала заниматься в знаменитой балетной труппе «Тодес», после школы поступила в театральный вуз им Щукина, а окончив его, стала актрисой Театра им. Станиславского.
Проработав там три года, Полина перешла в «Сатирикон». Константин Аркадьевич гордится своей дочкой, называет ее талантливой актрисой и прекрасным человеком.
Полина не только играет на сцене, она еще и преподает актерское мастерство в ВШИ, а также в Школе при ансамбле танца Игоря Моисеева.
Биография Константина Райкина
Константин Аркадьевич появился на свет в Ленинграде 8 июля 1950 года в актерской семье. Мать с отцом играли на сцене, поэтому мальчик нередко жил с бабушкой в Москве или с нянечкой-татаркой. Костя поступил на обучение в школу физико-математического профиля, которая сотрудничала с Ленинградским госуниверситетом.
Несмотря на то, что занятия приходилось часто пропускать из-за гастролей родителей, мальчик учился очень хорошо. В свободное время он занимался спортом, нередко получал травмы и переломы. Однажды Костя упал с брусьев и сломал нос.
К. Райкин родился в актерской семье
В юности Константин увлекся биологией, в особенности зоологией. Он даже хотел поступать на биологический факультет ЛГУ, но эти планы так и не были реализованы.
Учась в школе, Константин не думал об актерской карьере. Как и планировал, он подал документы в Ленинградский государственный университет. Но одновременно поехал в Москву и решил поступить в Щукинское театральное училище. Он отлично прошел собеседование и был принят на первый курс. Причем родители не знали об этом, поскольку в то время находились в гастрольном туре по Чехословакии.
Во время обучения юноша показал себя как прилежный студент. Он увлекался актерской игрой, любил подбирать костюмы и делать грим, проявил себя как талантливый организатор. В 1971 г. получил диплом училища и перешел в театр «Современник». Здесь он сыграл очень много ролей в разных спектаклях – «Двенадцатая ночь», «Валентин и Валентина», «Балалайкин и Ко».
В 1981 г. перешел в театр отца Аркадия Райкина. Ранее он назывался театром эстрадных миниатюр, ныне – «Сатирикон». Здесь Константин тоже сыграл много запоминающихся ролей. Благодаря этому еще при жизни отца в 1985 г. получил звание заслуженного артиста РСФСР. Спустя три года занял позицию художественного руководителя «Сатирикона».
На этой должности он работал более 30 лет – с 1988 до 2022 г. За эти годы сумел создать новый театр, имеющий свою армию поклонников как в России, так и за рубежом. Среди выдающихся постановок можно выделить «Контрабас», «Ромео и Джульетта», «Маугли», «Квартет» и многие другие.
Одновременно с театром Константин Аркадьевич сочетал и работу в кино. Так, в 1971 г. он сыграл в телеспектакле «Малыш и Карлсон». В 1976 г. исполнил главную роль в картине «Труффальдино из Бергама», а в 1990 г. принял участие в экранизации пьесы «Тень», написанной Евгением Шварцем. За выдающиеся достижения в 1992 г. стал народным артистом России.
Мать и отец Константина Райкина
Отцом Константина был популярный советский актер Аркадий Исаакович Райкин (1911-1987 гг.), запомнившийся зрителям по талантливым выступлениям на эстраде.
Мать Константина Руфь Райкина-Иоффе была актрисой
Семья периодически гастролировала по разным городам СССР, поэтому Костя часто не видел родителей.
Отец Кости – народный артист СССР Аркадий Райкин
Где живет Константин Райкин
Константин живет в Москве. Здесь он работает в театре «Сатирикон», занимается преподавательской деятельностью. Периодически гастролирует по разным городам России, выезжает и в другие страны.
События биографии
- 1967 – Решив испытать себя, после окончания школы поступил в «Щуку». Поразив преподавателей бешеными харизмой и напором, он не только прекрасно декларировал, но и лихо отплясывал, и интересно изображал животных.
- 1969 – Дебютировал в небольшой роли старшеклассника-лоботряса в семейной комедии «Завтра, 3-го апреля».
- 1971 – Поскольку его сравнивали со знаменитым отцом, то после окончания училища решил не идти к нему работать. Устроился в театр «Современник», куда пригласила Галина Волчек. За 10 лет сыграл 38 ролей. При этом 15 были главными, например, в спектаклях «Монумент», «12-я ночь», «Фантазии Фарятьева», «Валентин и Валентина», «Этюды по Гамлету», «Балалайкин и К». В этом же году сыграл артиста цирка и Пелле в телеспектаклях «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Вступил в российский Союз театральных деятелей.
- 1972 – Сыграл кока Булкина в ленте «Командир счастливой «Щуки».
- 1972-2017 – Озвучил 8 проектов, среди которых «Олимпийский характер», «Чуча», «Гадкий утенок».
- 1973 – Дебютировал в главной кинороли Бенедикта в комедии «Много шума из ничего».
- 1974-1989 – Снялся в «Своем среди чужих, чужом среди своих», «Ольге Сергеевне», «Острове погибших кораблей», «Руанской деве по прозвищу Пышка», «Комедии о Лисистрате». Участвовал в телеспектаклях, в которых сыграл Уолтера Гея в «Домби и сыне», Тони Лумкинса в «Ночи ошибок», Гурского в «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой», сэра Эндрю в «12-й ночи», главного героя в «Действующих лицах и…». Снялся в главной роли слуги 2-х господ в «Труффальдино из Бергамо» (1976).
- 1981 – Добившись своим трудом известности, устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина.
- 1982 – Устав от частых «терок» с руководством города, Райкин-старший добился разрешения переехать в Москву, где его детище переименовали в Государственный театр миниатюр. Вместе с труппой переехал и Константин. Был занят в спектаклях «Лица», «Что наша жизнь?».
- Презентовал авторскую сольную программу «Давай, артист!», в которой сам предстал во многих ипостасях: певца, актера, чтеца, танцора и собеседника.
- Гастролируя с этой программой по сотням площадок страны в годы перестройки, получил всесоюзную популярность. 1-м в СССР дерзнул исполнять в доцензурной (авторской) редакции стихи еврейского поэта Осипа Мандельштама.
- 1986 – Был режиссером театральных работ, среди которых «Что наша жизнь», «Шантеклер», «Королева красоты», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Страна любви», «Смешные деньги», «Тополя и ветер», «Доходное место», «Квартет», «Кьоджинские перепалки», «Сиротливый Запад», «Синее чудовище», «Лондон Шоу», «Деньги», «Лекарь поневоле», «Кухня».
- 1987 – Отцовское детище переименовали в «Сатирикон». Сыграл с папой спектакли «Мир дому твоему» и «Его Величество Театр». В 1-м также был режиссером (совместно с отцом) и хореографом.
- 1988-2011 – После смерти отца стал худруком «Сатирикона». Играл Соланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Мэкки-Ножа в «3-грошовой опере», Сирано в «Сирано де Бержерак» (совместно с Театром А. Чехова), Жака в «Жаке и его господине», Тодеро в «Синьоре Тодеро хозяине», Гамлета, Короля Лира, Ричарда III в одноименных постановках и другие роли.
- 1989-2010 – Был режиссером телеспектаклей «Прищучил» по Б. Каффи, «Такие свободные бабочки» по Л. Геригу, «Доходное место» по А. Островскому.
- 1990 – Играл Джорджа в постановке «Там же, тогда же…» Театра А. Чехова. Инициировал переход «Сатирикона» от миниатюры к драматургическому репертуару.
- 1991-2012 – Снялся 11 в кинокартинах и телеспектаклях, самым значительным было участие в «Тени, или Может быть, все обойдется», «Неудаче Пуаро», «Косметике врага», «Синьоре Тодеро хозяине», «Не все коту масленица».
- 1992 – Получил звание Народного артиста РФ.
- 2001 – Стал преподавать во МХАТе.
- 2012 – После 3-х выпусков студентов в Школе-студии МХАТа, создал свою Театральную школу.
- 2013 – Осуществил 1-й набор на актерский факультет своей школы.
- 2014 – 1-й набор на факультет менеджмента.
- 2016 – В Театральной школе К. Райкина состоялся выпуск слушателей интенсивного курса актерского мастерства, приехавших из США. На съезде «Союза театральных деятелей» инициировал бурное обсуждение темы цензуры творчества.
- 2019 – На 15-м фестивале студенческих спектаклей Гран-при вручили Театральной школе К. Райкина.
- 2020 – Поставил спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру. В интервал 1-й волны пандемии онлайн-спектакль «Сатирикона» «Дорогая Елена Сергеевна» собрал 12 000 зрителей.
- 2022 – В апреле появилась информация об увольнении Константина Райкина с должности худрука.
Константин Райкин
Его корежит от слова «успешный»
Константин Райкин. Фото: КП/Плешакова Анастасия За прошедшие десятилетия Константин Райкин достиг многого – за его плечами десятки ролей на сцене и в кино, однако он продолжает ежиться, когда его называют «успешным». Он терпеть не может этого слова. Потому что у него, как у всякого другого человека, случаются и провалы тоже.
Он хорошо помнит, как страдал от этих слов – «сын Райкина». Поэтому предоставил собственной дочери, Полине
, право самой выбирать профессию и никак не вмешивался в ее выбор. Девушка решила тоже стать актрисой. Она играет в театре, снимается в кино и озвучивает мультфильмы.
больше по теме
Полина Райкина
А что до расхожей фразы насчет гениев и их детей… Можно привести сколько угодно примеров талантливых детей талантливых родителей. И Константин Райкин – один из них.
Мы поздравляем любимого артиста с днем рождения и желаем здоровья и новых творческих задач, решение которых доставляет ему такое удовольствие!
Часто задаваемые вопросы
Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали.
Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери. В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал.
Константин Райкин — сын известного отца
Детство
Костя родился через пять лет после окончания Второй мировой войны. Это произошло 8 июля 1950г. в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинградом. Мальчик редко видел отца, тот постоянно был в разъездах, зарабатывал на жизнь в театре. Несмотря на это, их семья была очень крепкой и дружной. Они все вместе переезжали из одного города в другой.
В молодости
Когда Райкины бывали в Москве, то часто оставляли маленького Костю бабушке
Также воспитанием мальчика занималась нянечка, которая в силу своего невежества часто обращала внимание людей на фамилию Кости и гордо сообщала всем, что отец мальчика – Аркадий Райкин. Константин этого стеснялся, чувствовал себя неловко, он никогда не хотел пользоваться именем отца
Райкин с малых лет любил искусство, всегда отличался особым артистизмом. Ему нравились точные науки, поэтому он пошел учиться в ленинградскую школу с физико-математическим уклоном, где был прилежным учеником. На досуге он любил ходить в городской зоопарк, ухаживал за животными, выполнял грязную работу.
После окончания школы он даже хотел поступить на биологический факультет. Но внутри себя Костя чувствовал стремление к творчеству, его привлекал театр. Ему всегда хотелось выйти из тени известного отца и доказать остальным, что он не просто сын знаменитого актера.
Смерть
На протяжении всей жизни Райкин испытывал проблемы со здоровьем. В 13-летнем возрасте он сильно простудился, заработав серьезную ангину.
Болезнь так быстро прогрессировала, что доктора уже не надеялись, что подросток выживет. Тем не менее, юноше удалось выкарабкаться.
Спустя 10 лет болезнь вернулась, вследствие чего Аркадию пришлось удалить гланды. И хотя операция прошла успешно, он на всю жизнь заработал ревмокардит.
Последние 3 года артиста преследовала болезнь Паркинсона, от которой у него даже отнимало речь.
Аркадий Исаакович Райкин умер 17 декабря (по другой информации 20 декабря) 1987 г. вследствие обострения ревмокардита.
Студенческие годы
Константин вовсе не собирался быть актёром. Юноша готовился к поступлению на биофак. Но во время вступительных экзаменов в Ленинградский государственный университет Константин Райкин неожиданно для всех, и для самого себя, решил испытать судьбу. Он уехал в Москву и подал документы в Щукинское театральное училище. На вступительных экзаменах он буквально ошеломил преподавателей: с блеском читал стихи, представлял разных животных, виртуозно танцевал. В результате Константина допустили сразу до третьего тура творческого экзамена. Также легко юноша сдал экзамены по общеобразовательным предметам и стал студентом прославленного театрального ВУЗа. Примечательно, что родители ничего не знали о поступке сына, так как в это время были на гастролях в Чехословакии. Когда же Аркадий Исаакович узнал о выборе Кости, то не удивился и признался, что ожидал от своего сына подобного шага.
Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»
Константин Райкин попал на курс талантливого актёра и прекрасного наставника Юрия Катина-Ярцева. Вначале учёбы Константину пришлось нелегко. Все воспринимали его как «сына Райкина». Константин Райкин приложил немало усилий, чтобы доказать свой талант. Преподаватели ценили и уважали студента Константина Райкина за его работоспособность и дисциплину. Юноша поражал всех не только своими актёрскими способностями, сразу он проявил себя как великолепный организатор и руководитель. Константин одновременно учил роли, делал костюмы, помогал гримировать и создавать декорации. Поскольку молодой Райкин знал все детали театральной жизни ещё с детства, всё, что он делал во время учёбы и работы, получалось органично и профессионально.
Константин Райкин в сериале «Неудача Пуаро»