Аркадий райкин

Мифы и реальность об Аркадии Райкине

С начала 1950-х Театр миниатюр был в постоянных разъездах. Три месяца выступали в Ленинграде, два – в Москве, в остальные колесили по всему Советскому Союзу.

Личность Райкина начала обрастать мифами. На самом деле, за одно выступление Райкин получал всего 24 рубля. А львиная доля заработка уходила на театр, на большую семью. Квартира да автомобиль «Волга» – вот и все достояние. Дачу Райкин всю жизнь только снимал на лето. А остальное лишь мифы о том, что актеры живут богато, что Райкин собирается уехать в США, что переправляет бриллианты в Израиль и спонсирует мировое еврейство.

Однако к концу 60-х ленинградские власти крепко взялись за артиста: вымарывали из монологов слова, фразы. Но высшая точка накала — 1970 год. В ту весну пышно отмечалось 100-летие со дня рождения вождя Ленина. Райкин, как сатирик актуальный, тоже отозвался: поставил спектакль «Плюс-минус». Автор Леонид Лиходеев отыскал малоизвестные цитаты Ленина, которые обрели новый, почти контрреволюционный смысл. В ЦК Компартии был отправлен донос и театру запретили выступать в Москве и Ленинграде. Отправили на длительные гастроли. После этого у Аркадия Исааковича случился инфаркт.

Но к середине 1970-х давление со стороны цензоров на Райкина значительно уменьшилось. Со своим театром он гастролирует по миру, в частности, в Англии, где артисту заплатили баснословный гонорар. Правда валюта отошла государству. А Райкину достались восторженные отзывы в прессе.

Советское телевидение тоже не прошло мимо: в 1974 году снимается знаковый фильм «Люди и манекены». Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде.

В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста.

«Мир дому твоему» — последний спектакль Райкина. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.

Незадолго до смерти (уже было время начала перестройки), Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин.

Успех

Во время войны Райкин успешно давал концерты на фронте. В конце 1944 года он окончательно возвращается в город на Неве. Из коммуналки семья перебирается в роскошную квартиру на Греческом проспекте. Три комнаты занимает Райкин с женой и дочерью. Этажом ниже живут его мать с двумя сестрами и братом.

Аркадий Исаакович стал ведущим актером Театра эстрады, художественным руководителем. Собственно спектакли с его участием стали ключевыми и рейтинговыми для театра. Слишком большой штат работников театра тянуть в материальном плане на себе оказалось Райкину сложно.

И он добился, чтобы его отпустили в свободное плавание с частью актеров. В 1965 году Райкина приглашают на гастроли в Лондон для участия в открытии канала ВВС. Новоиспеченный канал хотел порадовать телезрителей довольно серьезной и известной фигурой из России.

Англичане обращались с просьбой о гастролях неоднократно и после предложения огромного гонорара просьбу услышали. Во время беседы с журналистами Аркадию Исааковичу задали вопрос, сколько он зарабатывает на родине за концерт.

Ожидая подвоха, он скромно ответил, что примерно, как и здесь. Весь заработок шел в казну союза и точных цифр Райкин не знал. Позже газеты пестрели заголовками, что Аркадий Исаакович самый высокооплачиваемый артист в мире.

Выступая с концертами в Одессе, Райкин замечает молодых талантливых людей:

  • Михаила Жванецкого,
  • Виктора Ильченко,
  • Романа Карцева,
  • Людмилу Гвоздикову.

Их он приглашает работать в свой театр. Номера с этими артистами станут настоящими хитами. Миниатюры Аркадия Исааковича отмечались необыкновенной остротой, но он был корректен и интеллигентен. Для советского зрителя каждое появление комика на экранах становилось настоящим праздником, он знаменовал целую эпоху.


В годы Великой Отечественной войны

В конце шестидесятых развернулось массовое празднование дня рождения Ленина, к этому времени у Райкина выходит серия сатирических миниатюр с неизвестными цитатами вождя пролетариата. По окончанию выступления его вызвали в ЦК и провели угрожающую беседу с призывами сменить профессию. После этого у артиста случился инфаркт. 2

В Москве и Ленинграде ему запретили выступать. Театр отправили на длительные гастроли, и в лишь в 1971 году артист вернулся в Ленинград. Приближалось его 60-летие, со стороны власти к сатирику накопилось много претензий, но свернуть его деятельность они не могли. Часто Райкин высмеивал мелких чиновников и бюрократический аппарат.

Но после опалы и выдворения артиста из столиц, наступила оттепель, были достигнуты договоренности с властями, Райкина не трогали. Награждали артиста самыми высокими титулами, о нем снимали фильмы и передачи, в том числе вручили Ленинскую премию и присвоили звание Героя социалистического труда.

Аркадий Райкин — биография

Аркадий Райкин воплотил в своем творчестве целую эпоху, стал настоящей легендой и того времени, и той страны. Миллионная зрительская аудитория хохотала и плакала, радовалась и приходила в полное уныние от его персонажей. Они были очень узнаваемы в реальной действительности, ведь все сюжеты, которые великий мастер обыгрывал на сцене, он брал из жизни. Он не боялся смеяться над человеческими пороками, будучи твердо уверенным, что с помощью юмора и сатиры их можно преодолеть.

Имя Аркадия Райкина знакомо не только на родине, но и далеко за ее пределами. Его юмористические монологи пользовались неизменной популярностью. Он стал создателем собственного театра, получившего звучное название «Сатирикон».

Детство и юность

Родился Аркадий Райкин 24 октября 1911 года в Риге, в еврейской семье. Отец Исаак Райкин работал в порту брокером, мама Лея Райкина (в девичестве Гуревич) была акушеркой, а потом домохозяйкой. Аркаша был старший, после него родились две сестренки Белла и Софья, и братишка Макс, который тоже стал артистом, и выступал на эстраде под именем Максима Максимова.

Родители поженились в 1910 году. Вся мамина родня жила в Риге, отец и его родственники были родом из города Полоцк под Витебском.

На фото Аркадий Райкин в юности

В 1916 году Райкины переехали в Рыбинск, где отцу дали новую работу. Аркадий пошел в этом городе в школу, и именно в эти годы пришло первое увлечение театром. Мальчик начал заниматься в драматическом кружке. В 9 лет он впервые оказался на любительской сцене. Однажды Аркадий с сестрами пошли в цирк шапито, и когда с работы вернулся их отец, то был просто в бешенстве от того, что детей так поздно нет дома, к тому же он считал этот цирк балаганом. Он бросился к шатру, насильно увел оттуда Аркадия и девочек, и долго кричал на сына, что еврей никогда не может быть клоуном. Если сыну так хочется в артисты, то уж лучше пусть занимается музыкой, как все интеллигентные евреи. Он вскоре купил Аркадию скрипку, и надеялся, что сын начнет посещать музыкальную школу. Но Аркадий нашел инструменту другое применение – он катался на ней по льду или таскал ее за собой на веревочке.

В это же время обнаружилось еще одно пристрастие Аркадия – рисование. На школьных уроках рисования его учитель был в восторге от техники исполнения и творческого замысла юного дарования. Райкин в те годы никак не мог определить, к чему больше лежит его душа – к живописи или актерскому ремеслу. Родители абсолютно не одобряли выбор сына, отец был вообще настроен категорически, однако Аркадий все же решился посвятить свою жизнь актерству.

Когда Райкин после школы стал студентом режиссерско-актерского факультета в Ленинградском институте сценических искусств, дома был грандиозный скандал. Аркадий собрался, и ушел из дома, и на протяжении долгих лет не общался с семьей. После получения диплома в 1935 году, он пополнил труппу Театра рабочей молодежи, который впоследствии получил название Ленком.

Театр

Творческая биография Аркадия Райкина началась еще в студенческие годы. Он участвовал в концертах для детей, ставил для них самые разные номера, в которых участвовали куклы, надувные поросята, и даже патефон. В 1939 году артист узнал, что такое известность. Она пришла к нему после победы на конкурсе артистов эстрадного жанра, который проводился впервые. Аркадий предстал перед зрителями с номерами «Мишка» и «Чаплин», которые зрители приняли восторженными аплодисментами.

Аркадий Райкин в театре

Вскоре Райкин перешел на службу в Ленинградский театр эстрады. Сразу в качестве конферансье он представлял публике собственные номера, а спустя годы занял кресло художественного руководителя этого театра.

Через много лет другой известный юморист Михаил Жванецкий присвоил Райкину звание великого игрока, который требовал от своей комaнды точной игры и подачи, а вот право забивать победный гол он оставлял за собой.

После победы Аркадий Райкин работал над созданием собственных программ – «Не проходите мимо», «На чашку чая», «Откровенно говоря». Его приглашают выступать на радио, и телевидение, записи с его монологами звучат на всех радиостанциях, и очень нравятся советским людям. Самым большим успехом пользуются номера, в котором он представляет образы один за другим, в считанные секунды перевоплощаясь в новый персонаж.

С каждым новым монологом или сценкой, армия поклонников артиста увеличивалась в разы. Постепенно отрывки из этих выступлений или даже полностью монолог мог процитировать почти любой житель большой страны. Из года в год растет актерское мастерство Райкина, и вот он уже не тот начинающий артист, а прославленный маэстро. Одним из самых любимых номеров зрители всегда называли «В греческом зале».

Смерть

Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет он сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены – мальчик не выживет. Через 10 лет болезнь вернулась, и снова доктора опускали руки. В тот момент повезло, что его тесть смог настоять на непопулярной операции – удалении гланд. Райкин выжил, но навсегда заработал ревмокардит.

Последние три года актер страдал болезнью Паркинсона, от которой у него сковывались движения, мимика и даже речь. Тем не менее, он при первой же возможности посещал родной театр и передавал дела сыну, которого очень любил.

Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Удивительно, но легендарному артисту до сих пор не установили памятника ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, если не считать монумента на Новодевичьем кладбище. Хотя столичные власти обещают исправить эту оплошность в 2016 году.

Видео

https://youtube.com/watch?v=GC94BEVlNr0

Источники

  • https://24smi.org/celebrity/2167-arkadij-rajkin.htmlhttp://www.allwomens.ru/13199-biografiya-arkadiya-raykina.htmlhttps://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-arkadiy-raykin.htmlhttp://www.biography-life.ru/art/808-arkadiy-raykin-biografiya-foto-filmy-lichnaya-zhizn-aktera.htmlhttps://kino-nowosti.ru/aktery-i-rezhissery/13513-biografiya-arkadiya-raykina-rossiyskie-aktery.html

Первая любовь

Аркадий Райкин и Руфь Иоффе в юности. / Фото: www.jpe.ru

Аркадий Райкин еще в школьные годы активно участвовал в самодеятельности и даже гастролировал в соседних школах. Во время выступления в 41 ленинградской школе он заметил среди зрителей миловидную девочку

Привлекла его внимание она своим красным беретом, сквозь который была продета прядь ее черных волос. Он запомнил школьницу

Примерно через полтора года он видел ее на Невском, она шла, как настоящая королева, высоко подняв голову. Заговорить на улице с незнакомой девушкой было верхом неприличия. Он даже не знал ее имени – Рома. Ее назвали так потому, что ждали рождения мальчика и уже придумали ему имя. А родилась девочка. Официальное ее имя было Руфь, но все домашние звали ее Ромой.

Руфь Иоффе. / Фото: www.kinohithd.com

Лишь через несколько лет они встретились в институтском буфете театрального института. Он сразу узнал ее. И пригласил в кино. А в кинотеатре внимательно посмотрел на нее и сразу предложил ей руку и сердце. Она обещала подумать. Через несколько дней она сказала ему «да». Отец и мачеха Ромы категорически воспротивились тому, чтобы племянница самого академика Иоффе стала супругой клоуна из Рыбинска. Но Аркадий Исаакович был уверен, что сможет переубедить родителей любимой. Он собрался и поехал под Лугу, где летом жила на даче семья Ромы.

Аркадий Райкин. / Фото: www.medikforum.ru

Юный Райкин всю дорогу про себя репетировал пламенную речь, которая позволит изменить мнение будущих родственников. Он собирался рассказать им о любви, перед которой отступают любые трудности. Но разговаривать с ним никто не стал. Ему просто предложили уйти, если он не хочет неприятностей. Роме разрешили лишь попрощаться с ним пять минут. Навсегда. Это была настоящая трагедия. Рома плакала.

Аркадий Райкин и Руфь Иоффе в постановке «Любовь и три апельсина». / Фото: www.pokazuha.ru

Но разве могли запреты оставить двух влюбленных? Как только Рома вернулась в город, их встречи возобновились, но уже с большой секретностью. Позже юному кавалеру Ромы разрешили бывать в доме, но относились к нему так, как будто в семье появился еще один ребенок.

Сын Константин Райкин и внучка Полина

Константин Райкин появился на свет в 1950 году, через 12 лет после сестры. За эти годы произошло столько событий, что жизнь стала совсем иной. Это наложило свой отпечаток на отношение родителей к позднему ребенку: и отец, и мама в нем не чаяли души.

Никто не сомневался, что Константин продолжит творческую династию. Так и получилось: он стал актером, режиссером, а после ухода отца возглавил созданный им театр «Сатирикон», которым руководит и сейчас.

В личной жизни Константина Райкина, как и у его сестры, немало крутых поворотов.

Екатерина и Константин Райкины.

Екатерина с маленьким Костей.

Екатерина и Константин Райкины.

Впервые женился Константин Аркадьевич довольно поздно: в 27 лет. Его избранницей стала выпускница Театральной школы Олега Табакова и студентка режиссерского факультета ГИТИСа Елена Курицына.

Любовь случилась, когда Елена была 18-летней студенткой-второкурсницей, а Константин — ее преподавателем. И отношения, и официальную их регистрацию пара старалась не афишировать.

Спустя 3 года Константин ушел, увлекшись другой женщиной. Развод дался тяжело, сопровождался многочисленными скандалами, о которых знала чуть не вся страна.

Второй супругой Константина Аркадьевича стала Алагез (Гуля) Салахова. Как некогда родители Константина, они впервые встретились еще почти детьми: Косте было 17, Алагез — 14. Но вспыхнувшие было чувства не получили развития. Когда они встретились вновь, у обоих уже были семьи, у Алагез подрастал сын. Подобно сестре, Костя и его избранница разрушили свои семьи, чтобы быть вместе.

Но гармонии не случилось. Прошло чуть больше 3 лет, и Константин вновь собрал чемодан, чтобы уйти к другой.

Третьей женой Константина Райкина стала Елена Бутенко. Она пришла в «Сатирикон» в 1985 году, когда им еще руководил Аркадий Исаакович. Косте потребовалось 8 месяцев, чтобы завоевать сердце понравившейся ему женщины. И на сей раз союз оказался прочным: они вместе до сих пор. Елена работает деканом актерского факультета театральной школы Константина Райкина.

Полина, внучка Аркадия Райкина

В 1988 году у Константина Райкина и Елены Бутенко родилась дочь Полина. Только после этого, кстати, пара узаконила свои отношения.

Когда девочке было 2 года, мама вернулась к работе в театре. Полине много времени приходилось проводить за кулисами, поджидая родителей с репитиций. В 6 лет девочка сама вышла на сцену, получив небольшую роль.

С 10 лет Полину привлекали для озвучивания анимационных фильмов. Первой работой стал фильм «Чуча», затем — трагикомедия «Лунный папа», другие картины. С 11 лет она занималась в балете «Тодес» Аллы Духовой. Еще учась в школе, девочка снялась в небольших ролях в кино.

Сразу после школы Полина Райкина поступила в театральное училище имени Щукина. Получив диплом, молодая актриса пришла работать в Театр имени Станиславского. Через 3 года, в 2011-м, Полина перешла в «Сатирикон», под руководство отца.

Сейчас Полина Константиновна выступает на сцене «Сатирикона», снимается в сериалах и полнометражных российских лентах, преподает актерское мастерство в Высшей школе сцнического искусства и Школе при Ансамбле танца Игоря Моисеева.

В 31 год у внучки Аркадия Райкина Полины нет мужа и детей, она увлеченно занимается работой. Возможно, что в будущем это изменится, но пока, по словам Полины, у нее нет времени на личную жизнь.

Творческий путь

Еще студентом Райкин начал выступать с концертными номерами для детей, для создания которых использовал куклу Миньку, патефон и надувных поросят. Брал частные уроки пантомимы и сценического движения у знаменитого куплетиста и эксцентрика Михаила Савоярова.

Аркадий Райкин на заре карьеры

После окончания техникума был распределен в труппу Театра рабочей молодежи (ТРАМ), который позже был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, а сейчас носит название «Балтийский дом». Его зрителям Райкин запомнился как недотепа Воробушкин, фанатичный комсомолец.

Спустя два года Райкин попал в больницу с тяжелым приступом ревмокардита, после чего практически полностью поседел. С 26 лет актер был вынужден красить волосы, о чем его поклонники даже и не догадывались. Впрочем, это была малая цена за жизнь, ведь когда его госпитализировали, врачи были убеждены, что через неделю тело пациента отправится в морг.

Аркадий Райкин в молодости

После выздоровления Аркадий ушел из ТРАМ, поступил на службу в ленинградский Новый театр а также начал сниматься в кино («Огненные годы», «Доктор Калюжный»), но его первые роли практически никто не заметил. А вот на сцене дела шли гораздо лучше – в 1939 году Райкин стал лауреатом Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады, показав номера «Чаплин» и «Мишка». Одним из членов жюри был легендарный Утесов, который предрек молодому артисту долгое и успешное творческое будущее.

«Доктор Калюжный»: Аркадий Райкин и Янина Жеймо

На волне успеха Аркадия позвали в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени Райкина), где за три года он прошел путь от конферансье и артиста массовки до художественного руководителя. Ему удалось сформировать уникальную творческую команду, с которой он выступал перед советскими бойцами во время Великой Отечественной войны. Аркадий Райкин. Миниатюра «Чарли Чаплин» Его родные в это время находились в осажденном немцами Ленинграде и были вывезены из города одними из последних. Уже вырвавшись из блокадного кольца, отец Аркадия умер – от большого количества съеденной за раз пищи у измученного голодом мужчины случился заворот кишок.

В конце 1944 года Райкин с семьей вернулся в освобожденный Ленинград. Жизнь стала постепенно налаживаться, все спектакли Театра миниатюр проходили при полных аншлагах, и все благодаря Аркадию Исааковичу, который сам придумывал постановки и принимал в них самое активное участие.

Аркадий Райкин на фронте

Со временем билеты на его спектакли стали своеобразной «валютой», за которую можно было приобрести любой дефицит. Зрители так и говорили: «Идем на Райкина», хотя в коллективе работали и другие выдающиеся артисты – Мария Миронова, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Павел Рудаков, а позже пришли Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Виктор Ильченко и многие другие. В 1951 году в театр пришел и младший брат Аркадия Максим, который заменил внезапно ушедшего актера, да так и остался в труппе на долгие годы.

На репетиции Театра миниатюр

Феномен Райкина заключался не только в уникальным даре сценического перевоплощения, за что его называли «человеком с тысячей лиц». Номера артиста отличались острой сатирической направленностью и не всегда устраивали высшее руководство. В конце 70-х отношения с партийными властями Ленинграда окончательно испортились – Райкина неоднократно вызывали в ЦК, где ясно давали понять, что он ходит по тонкой грани. Такие визиты нередко заканчивались для Аркадия Исааковича больничной палатой (не выдерживало больное сердце), но он и не думал сдаваться и изменять жизненным и творческим принципам. Аркадий Райкин – О зайце и попугае (1977) Чтобы спасти театр, он обратился за помощью к Леониду Брежневу, с которым познакомился еще во время войны. Генсек пошел навстречу и дал распоряжение подготовить необходимое помещение, чтобы организовать переезд коллектива в Москву. Под театр отдали здание бывшего кинотеатра «Таджикистан», в котором четыре года велась реконструкция. Все это время коллектив Райкина выступал на разных концертных площадках Москвы, много гастролировал по стране и за рубежом.

Аркадий Райкин основал «Сатирикон»

В июне 1987 года в обновленном здании театра состоялась премьера спектакля «Мир дому твоему» по сценарию Семена Альтова. Райкин был уже серьезно болен, и эта постановка стала его последним выходом на сцену. Осенью театр был переименован в «Сатирикон», а в декабре артиста не стало. После смерти Аркадия Исааковича театр возглавил его сын Константин, который руководит им и по сей день.

Увлечения

Слишком уж примерным семьянином обаятельный Райкин никогда не был. Увлечений у актера за всю его жизнь было немало. Руфь Марковна, как мудрая женщина, относилась к интрижкам мужа спокойно, зная, что Аркадий как легко загорается, так и быстро остывает.

Лишь однажды Райкин завел серьезный роман с ослепительно красивой актрисой Гарэн Жуковской и даже хотел уйти из семьи. Руфь Марковна, в то время уже носившая под сердцем второго ребенка, измену мужа очень переживала и много плакала. Однако в конечном итоге Райкин все же решил остаться в семье.

Родившийся вскорости сын Костя и вовсе примирил пару. В последующем Руфь Марковна никогда не напоминала Райкину о его романе.

Одно время и сама Рома дала повод актеру поволноваться. Дело в том, что перед войной за женой Райкина начала ухаживать сам Леонид Брежнев, правда, тогда еще не назначенный на пост генсека. Руфь Марковна некоторое время из вежливости принимала ухаживания Леонида Ильича, но все же всегда оставалась верной Райкину.

Жизнь Рома Иоффе и Аркадий Райкин прожили долгую и счастливую. Руфь Марковна пережила своего мужа на несколько лет и до самой своей смерти отзывалась о нем с большой теплотой и любовью.

Юмор

После войны Райкин создал театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользовались популярностью у публики. Особенный успех вызывали те театральные номера, где Райкин быстро менял облик и создавал серию разноплановых образов.

Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и созданные им образы покоряли сердца и завоевывали любовь зрителей. Публика запомнила молодого артиста и на следующих концертах встречала овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обрел славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр стал номер «В греческом зале».

Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой театра Аркадий Исаакович отправился гастролировать по Англии, где концерты получили теплые отзывы.

Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых артистов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».

Аркадий Райкин — «Дефицит»

Зрители нескольких поколений надолго запомнили шутки Райкина, которые легко уходили «в народ». Основой одной из них стал номер «Авас», который мэтр показывал вместе с Карцевым. Артисты наглядно демонстрировали публике веселого участника театра, рассказывающего про доцента без чувства юмора и студента Горидзе по имени Авас, и обывателя, у которого по стечению обстоятельств тоже отсутствовало то самое чувство.

Подхватывали зрители и отдельные фразы из монологов юмориста, перевоплощение для которого было сродни волшебству. Он блестяще схватывал характерность людей и создавал на ее основе персонажей, используя костюмы, мимику, акцент, дефекты речи и прочие тонкие детали, вызывающие у публики ликование и несомненное «верю». Особое произношение слов «дефицит» и «специфический» тоже пошло от Райкина.

Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Исааковича, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.

Миниатюры артиста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.

Аркадий Райкин и его жена Руфь Марковна / kulturologia.ru

Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву. Преемник Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре был переименован в Государственный театр миниатюр.

В то же время Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, он продолжает работать и сегодня.

В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а в 1987 году Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Исааковича Константин Райкин.

Сын Константин Райкин

Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976 г.) Константин Райкин с детства увлекался многим — он успешно учился в физико-математической школе, увлекался спортивной гимнастикой, не оставляя этих занятий даже после перелома носа, который он получил, упав с брусьев.

После школы Костя планировал поступать на биофак, даже не задумываясь о карьере актера. То, что произошло потом, стало неожиданностью для него самого. Константин уже был принят в Ленинградский университет, и вдруг ему пришло в голову: а почему бы не испытать судьбу? Родители в те дни были в Чехословакии, на гастролях.

Никому ничего не сказав, Костя поехал в Москву и буквально штурмом взял приемную комиссию Щукинского театрального училища: пел, танцевал, читал басни, и все это с таким бешеным темпераментом, что его просто не могли не принять.

После окончания училища его уже ждала Галина Волчек в театре «Современник». На его сцене Константин трудился 10 лет. Затем последовал театр «Сатирикон» — сначала Константин служил там актером, а после смерти отца, в 1987 году, стал художественным руководителем.

Снимался Райкин-младший и в кино — зрители помнят, например, его искрометного персонажа в фильме «Труффальдино из Бергамо».

Создать прочную семью у Константина Аркадьевича получилось только с третьего раза.

В браке с Еленой Бутенко у него родилась дочь Полина (1988 г.).

Юный мастер пантомимы


Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе. Фотография: photochronograph.ru


Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе и детьми — Константином и Екатериной. Фотография: photochronograph.ru


Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе. Фотография: photochronograph.ru

После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие.

Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом.

В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера.

Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились.

Творческая деятельность[ | ]

Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения А. И. Райкина. 2 рубля, серебро, 2011 год

Ленинградский театр эстрады и миниатюр, Театр «Сатирикон»

Поставленные программы:

  • 1940 — «На чашку чая»
  • 1941 — «Не проходите мимо» (автор В. С. Поляков, режиссёр А. Г. Арнольд)
  • 1942 — «Кроме шуток»
  • 1943 — «Время идёт вперёд»
  • 1945 — «Своими словами»
  • 1946 — «Приходите, побеседуем»
  • 1947 — «Откровенно говоря»
  • 1948 — «На разных языках»

Почтовый конверт России

  • 1949 — «Любовь и коварство»
  • 1950 — «Вокруг света в 80 дней»
  • 1952 — «Под крышами Парижа»
  • 1953 — «Смеяться, право, не грешно»
  • 1954 — «За чашкой чая»
  • 1955 — «Человек-невидимка»
  • 1956 — «Времена года»
  • 1957 — «Белые ночи»
  • 1958 — «На сон грядущий» (режиссёр Н. П. Акимов)
  • 1959 — «Любовь и три апельсина» (режиссёр А. П. Тутышкин)
  • 1960 — «От двух до пятидесяти»
  • 1962 — «Время смеется»
  • 1964 — «Волшебники живут среди нас» (автор А. А. Хазин, режиссёр А. П. Тутышкин)
  • 1967 — «Светофор»
  • 1969 — «Плюс-минус»
  • 1972 — «Избранное-72»
  • 1973 — «Избранное-73»
  • 1974 — «Избранное-74»
  • 1976 — «Зависит от нас» («Дерево жизни»)
  • 1979 — «Его величество театр»
  • 1983 — «Лица»
  • 1984 — «Мир дому твоему»

Актёр

  • 1932 — Первый взвод — солдат
  • 1939 — Огненные годы — Рубинчик
  • 1939 — Трактористы — пляшущий тракторист
  • 1939 — Доктор Калюжный — Эммануил (Моня) Шапиро, новоиспечённый врач
  • 1941 — Валерий Чкалов — американский журналист
  • 1942 — Концерт фронту (музыкальный фильм) — киномеханик, ведущий концерта
  • 1954 — Мы с вами где-то встречались — Геннадий Владимирович Максимов
  • 1956 — Концерт артистов ленинградской эстрады и театров (фильм-спектакль)
  • 1957 — Знакомые картинки (анимационный) — главная роль
  • 1958 — Человек многолик (словацк. Muz mnoha tvárí)
  • 1960 — На сон грядущий (фильм-спектакль) — главная роль
  • 1961 — Баня (анимационный) — актёр
  • 1964 — Когда песня не кончается (музыкальный фильм-ревю) — пантомима «Рыбалка»
  • 1964 — Голубой огонёк-1964 (фильм-спектакль) — интермедия «Из жизни многоженцев»
  • 1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)
  • 1965 — В первый час (телевизионное музыкальное ревю) — участник «Голубого огонька» (монологи «Из жизни многожёнцев» и «Кадры»)
  • 1966 — Сказки русского леса (музыкальный фильм) — Хлестаков Иван Александрович
  • 1967 — Аркадий Райкин. Адрес: Театр (фильм-концерт) — главная роль
  • 1967 — Аркадий Райкин (документальный)
  • 1967 — На два часа раньше (музыкальный фильм, пантомима «Рыбалка»)
  • 1967 — Пополам (венг. Fele-Fele), музыкальный фильм-ревю)
  • 1969 — Вчера, сегодня и всегда — художник Репкин / директор пуговичной фабрики Кругозоров / директор швейной фабрики Слоновников / пожарный Набатов
  • 1970 — Волшебная сила (киноальманах) (фильм 3 «Волшебная сила искусства») — артист (бывший ученик Елены Сергеевны)
  • 1974-1975 — Люди и манекены — Василий Васильевич / Ошлёпкин
  • 1981 — 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
  • 1987 — Мир дому твоему (фильм-спектакль) — ведущий / директор завода музыкальных инструментов / респондент психолога / отец-артист / работник убыточного комбината / профессор Вишневецкий, отец Пети / докладчик

Озвучивание

  • 1957 — Знакомые картинки (мультипликационный)
  • 1962 — Баня (мультипликационный) — читает текст
  • 1985 — Королевский бутерброд (мультипликационный) — читает стихотворение

Участие в фильмах

  • 1960 — Аркадий Райкин: Редкие записи (часть 1)
  • 1961 — Бип остаётся в Ленинграде (документальный)
  • 1967 — Аркадий Райкин (документальный)
  • 1967 — Аркадий Райкин: Редкие записи (часть 2)
  • 1974 — Народный артист Аркадий Райкин (документальный)
  • 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
  • 1975 — Аркадий Райкин (документальный)
  • 1979 — Огневой вы человек (документальный)
  • 1983 — Я возвращаю ваш портрет (документальный)
  • 1987 — Аркадий Райкин. Концерт в честь Артиста (последний выход на сцену)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: