Московский период
С 1889 года Врубель жил и творил в Москве (с небольшими перерывами). Подружился с крупным промышленником-меценатом Саввой Мамонтовым, который всячески поддерживал его. Последнее десятилетие XIX века в биографии Врубеля – самое счастливое время. Было много платежеспособных заказчиков, мастер создавал не только картины и панно, но также скульптуры, майолику, выполнял архитектурные проекты и чертежи для мебели, даже расписывал балалайки и придумывал рисунки для обоев.
У него верные друзья-единомышленники. В это же время он знакомится с будущей женой Надеждой Забелой, делает предложение, они венчаются. Для первой Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде С. Мамонтов заказал Врубелю два монументальных панно. Эти работы вызвали грандиозный скандал.
Художника окрестили декадентом, панно признали «нехудожественными», а все потому, что они не вписывались в главенствующую в то время художественную концепцию. Савва Мамонтов построил для этих работ особый павильон, и они привлекли множество народу. Как обычно бывает, скандал принес виновнику известность. Представленные на выставке работы художника в иных жанрах показали разные грани его творчества. О Врубеле заговорили как о мастере.
Фрагмент картины «Царевна Лебедь»
Когда же художник начал активно выставляться, публика не приняла его. Многие товарищи по цеху тоже. А вот за границей заметили и отметили. К художнику пришла европейская известность.
Испытания
В 1901 году у Врубелей родился сын Савва. Родился с дефектом – «заячьей губой», это вызвало серьезный душевный кризис у художника, усмотревшего в случившемся недобрый знак. Он сосредоточился на работе, и это были вариации Демона. Содержание семьи (Надежда Ивановна, полностью посвятив себя сыну, на время оставила сцену) требовали усилий, он работал едва ли не сутками. Напряжение спровоцировало сильнейшее психическое расстройство. Художник оказался в клинике.
Помешательство живописца привлекло к нему всеобщее внимание. В его творчестве стали находить истинную поэтичность. В 1902 году друзья организовали выставку его творений
Искусствоведы и публика стали иначе относиться к работам самобытного автора. Состояние Врубеля то ухудшалось, и тогда он бывал буйным, то стабилизировалось. Узнавал знакомых, мог разговаривать, но бесед об искусстве избегал. Прогнозы врачей были неутешительными: выздоровление невозможно, дальше будет только хуже
В 1902 году друзья организовали выставку его творений. Искусствоведы и публика стали иначе относиться к работам самобытного автора. Состояние Врубеля то ухудшалось, и тогда он бывал буйным, то стабилизировалось. Узнавал знакомых, мог разговаривать, но бесед об искусстве избегал. Прогнозы врачей были неутешительными: выздоровление невозможно, дальше будет только хуже.
Личная жизнь
Во время работы над реставрацией Кирилловской церкви Михаил Александрович влюбился в супругу своего покровителя Адриана Прахова. О романе речи не шло, но романтическая привязанность молодого человека к Эмилии Львовне, ставшей прообразом врубелевской «Богоматери с младенцем», вызывала неловкость. Ходили слухи, что художник заявил о своем желании жениться на Праховой, причем не самой избраннице, а ее мужу. Супруги были возмущены, а экзальтированный молодой человек изрезал себе грудь ножом:
Следующая влюбленность изменила личную жизнь Врубеля и переросла в свадьбу. С первой и единственной женой, Надеждой Ивановной Забелой, художника познакомил московский меценат Савва Мамонтов — артистка выступала в его Московской частной русской опере. Певица своими голосом и красотой вдохновила Михаила Александровича на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.
Михаил Врубель и Надежда Забела / @artstudiya_tumakovyh_palitra
Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, она без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве в 1896-м.
У 28-летней невесты не было заблуждений насчет 40-летнего жениха, она знала, что «Врубель пьет, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно». Так он и было: на собственное венчание художнику от вокзала пришлось идти пешком.
Некоторое время Михаил Александрович жил на средства жены, а потом, чтобы как-то заработать, создавал для нее театральные костюмы. В творчестве Забелы Врубель находил вдохновение, она стала его музой.
В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика — заячьей губой.
Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время, когда художник преподавал стилизацию студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» автор не сумел.
Картину Михаил Александрович писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда полотно уже попало на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую живописец взвалил на свои плечи, разрушила его и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Врубель погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.
Михаил Врубель и Эмилия Прахова / @CultPolosa, @schoolazart
Богемный образ жизни художника привел к заражению сифилисом. Согласно заключению врачей, это произошло еще в 1892 году и впоследствии привело к прогрессивному параличу. По мнению медиков, бледная спирохета поразила только спинной, а не головной мозг, но психическое состояние художника, и раньше вызывавшее вопросы, стало ухудшаться.
Михаил Александрович устраивал загулы, пил, легко срывался по любому поводу на семье, так что супруга с ребенком даже попыталась бежать от него к родственникам в Рязань.
Интересные факты:
- Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
- В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
- Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
- На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.
Личная жизнь
Первой любовью Михаила была Эмилия Львовна, которая являлась женой Прахова. Интересен факт, что именно ее лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь c Младенцем». И все же, увлечение к супруге своего покровителя ему удалось побороть.
После этого Врубель начал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что со временем привело к свадьбе влюбленных. Своими голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.
Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 г. у супругов родился мальчик Савва. Стоит отметить, что ребенок появился на свет с «заячьей губой». Рождение сына перекроило уклад жизни супругов. Ради него мать решила временно оставить сцену, вследствие чего содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля.
Михаил Врубель с женой
Вскоре мужчина впал в депрессию, все больше и больше работая в мастерской. Он около года трудился над картиной «Демон поверженный», которая не оставляла его в покое. Порою он сидел за мольбертом до 20 часов в сутки.
Облик демона мужчина изменял, даже когда картина оказалась на выставке «Мира искусства». К тому моменту его психологическое состояние еще больше ухудшилось. Он называл себя преступником за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.
Последние годы жизни
Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.
Интересные факты
- Фамилия Врубель происходит от польского слова wrobel – воробей, так что по-русски их фамилия звучала бы как Воробьевы.
- Отец по национальности – поляк; у матери по линии отца в предках числились монголо-татары, по линии матери – датчане.
- Будучи студентом университета, Михаил подрабатывал репетиторством. В частности, помогал в учебе своему сокурснику. С его семьей в юности не раз бывал за границей.
- То, что одним из главных персонажей картин Врубеля стал Демон, породило слух о продаже им своей души дьяволу. И, якобы, когда тот открыл мастеру свое лицо, художник ослеп и потерял рассудок.
Детство и юность
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец Александр Михайлович, строевой офицер, участник Крымской и Кавказской войн. Мать Анна Григорьевна, родственница декабриста Николая Басаргина, родила четверых детей и умерла от туберкулеза, когда Михаилу три года.
Суровый сибирский климат сказался и на здоровье детей. Врубель был болезненным мальчиком и начал ходить только в три года, его младшие брат и сестра умерли в детском возрасте.
Когда будущему художнику было семь лет, его отец женился вторично на петербурженке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря заботе этой добрейшей женщины Михаил окреп. Сестра мачехи, выпускница Петербургской консерватории, приобщила племянника к миру музыки.
Несмотря на доброе отношение Елизаветы Христиановны, Миша и его единственная оставшаяся в живых старшая сестра Анна относились к женщине отстраненно и с иронией и стремились поскорее начать самостоятельную жизнь.
В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья обосновалась в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника Микеланджело «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.
Картины Михаила Врубеля в Третьяковской галерее / @travel_agency_online
В детстве Михаил получил хорошее образование. Он учился в Пятой городской гимназии в Санкт-Петербурге, затем в Ришельевской гимназии в Одессе, увлекался естествознанием и искусством. Артистичность сына, его склонность к музыке и рисованию радовала Александра Михайловича, он даже оплачивал ему преподавателей для углубленных занятий живописью. Но это не вносило никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Его профессиональная деятельность была предопределена с самого его рождения, но Михаил и не возражал.
В 1874 году молодой человек поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Столица пленила деятельного юношу. Он жил на попечении у брата мачехи на Галерной улице, 47, а по соседству, в 53-м доме, за полвека до него останавливался Александр Сергеевич Пушкин.
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Он мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир студента. Под впечатлением от того, как Мусоргский разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Врубель зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем перенес на холст.
Молодой человек зарабатывал репетиторством и гувернерством и жил в богатых семьях, роскошь которых разительно отличалась от строгого уклада в семье его отца. Студент вместе со своими воспитанниками посещал оперу, отдыхал на дачах в Петергофе, путешествовал по Европе, тогда же выявилось его пристрастие к вину и богемной жизни.
Не видящий себя в дальнейшем адвокатом, Врубель посещал академические вечерние классы для художников-любителей. В январе 1880 года он окончил университет в звании действительного студента, так и не защитив заключительную конкурсную работу. Уже осенью Михаил стал вольнослушателем Академии художеств.
Решение сына, избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками испортились.
Врубель брал частные уроки в мастерской Павла Чистякова, а затем стал его учеником. У Павла Петровича в разное время учились Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов и другие. Работы, написанные студентом во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.
Истоки
Дворянский род Врубелей – польского происхождения. Отец художника Александр Михайлович – офицер, участник Кавказской кампании и Крымской войны, позднее военный юрист. Мать, Анна Григорьевна Басаргина, также дворянка, дочь вице-адмирала, астраханского губернатора.
Михаил, родившийся 5 марта 1856 года, уже в три года потерял мать. Через несколько лет отец женился вторично, и его избранница, пианистка Елизавета Христиановна Вессель, стала заботливой матерью для всех детей мужа. В Саратове, куда отца направили командовать гарнизоном, девятилетний Михаил увидел копию фрески Микеланджело «Страшный суд» и воспроизвел в подробностях.
Врубелю был присущ эйдетизм – особый вид зрительной памяти, при котором живописец может точно воспроизвести на холсте то, что увидел лишь один раз. Таких людей называют эйдетиками.
Родители удивились и порадовались склонности сына к творчеству. Позднее в Петербурге, а затем в Саратове, где жила семья, он ходил в рисовальные классы и брал уроки рисования у частных преподавателей. Однако о карьере художника для Михаила речь никогда не шла. Наследник юриста должен был стать юристом. Сын не противился и в 1874 году поступил на юрфак Санкт-Петербургского университета.
Михаил Врубель. Автопортреты
Северная столица на любого действует гипнотически, что же говорить о юноше, душа которого рвалась к прекрасному: музыке, поэзии, живописи. Посещение Эрмитажа, знакомства с творческими людьми Северной столицы, среди которых были выпускники Академии художеств Серов, Репин, окончательно убедили Михаила, что сопротивляться своему призванию бессмысленно.
Учеба на юрфаке не задалась. Юридические дисциплины Врубеля не привлекали, но он с удовольствием занимался философией, историей и языками. Не видя себя юристом, начал ходить на лекции совсем другого толка – к профессору Академии художеств Павлу Петровичу Чистякову.
Ученические работы Врубеля, написанные под руководством Чистякова, признали академическим эталоном, они до сих пор хранятся в фонде Академии. Университет Михаил все-таки окончил, но объявил отцу, что начинает обучение в Академии художеств. Отношения были надолго испорчены.
Начало истории
В начале весны 1856 года в городе Омске появился на свет ещё один талантливый человек. 5 марта мальчик, которого родители назвали Мишей, впервые увидел этот мир. Он был четвертым ребенком в семье отставного генерал-лейтенанта.
Военный юрист Александр Михайлович Врубель, который вновь стал отцом, был женат на Анне Григорьевне Басаргиной, которая и стала матерью будущего гениального живописца. Она была родственницей Николая Васильевича Басаргина, участвовавшего в восстании декабристов.
К сожалению, после рождения Михаила долго Анна Григорьевна не прожила. Спустя два года после её кончины, Александр Михайлович женился повторно. Избранницей его стала Елизавета Христиановна Вессель. Она занималась музыкой – играла на пианино, была отзывчивой и доброй женщиной.
Михаилу повезло, его мачеха отнеслась к детям Александра Михайловича от первого брака очень благодушно, окружила их заботой и участием. Именно благодаря Елизавете Христиановне молодой Михаил Врубель впитал в себя любовь к творчеству и разного рода искусствам.
Семья Врубелей, 1863 год
Болезнь и смерть
В 1902 году наступил первый кризис. Состояние Михаила Александровича было невероятно тяжелым. Он лежал в психиатрической клинике; к нему не пускали даже жену и сына. Позже его перевели в клинику при Московском университете, где состояние художника заметно улучшилось.
В 1903 году умер двухлетний сын Врубеля. Это стало точкой невозврата: о восстановлении не могло быть и речи. Через три года Михаил полностью ослеп, а в 1910 году скончался. Перед смертью он почти не приходил в сознание.
Михаил Врубель – гениальный художник, не понятый современниками
Его картины привлекают внимание зрителей своей глубиной и трагичностью, что говорит об их создателе как о человеке с тонкой душевной организацией. Он по праву считается одним из ярчайших русских творцов рубежа 19-20 веков
для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Кальвин Жан
Имя Жана Кальвина известно каждому из учебников, мало кто не знает лидера европейской Реформации, которая изменила всю Европу. Родился в 1509 году. Учился на юриста и теолога. В 1533 году власти Парижа выгнали его из города за поддержку протестантизма.
-
Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир. Он родился в 1711 года 8 ноября
-
Байрон Джордж
Лорд Байрон считается одним из величайших британских поэтов и является одним из самых известных представителей романтизма в литературе, а также блестящим использованием английского языка. Родившийся в 1788 году, лорд Байрон был одним из ведущих деятелей
-
Михалков Сергей
Прямой потомок известных русских дворянских родов, коренной москвич Сергей Владимирович Михалков появился на свет 28 февраля в 1913 году. Будущий великий писатель рано начал проявлять творческие способности, развитие которых всячески поддерживали
-
Керенский Александр Федорович
Александр Федорович Керенский известен своим участием в революционных событиях 1917 года. Родился в 1881 году, получал образование в гимназии и после ее окончания получал образование в университете по юридической специальности. В 1904 году стал работать
-
Пришвин
Писателя Михаила Михайловича Пришвина именовали «певцом русской природы». Детство прошло в доме его деда в Хрущево-Левшино Орловской области. В школе мальчик плохо учился. За неуважение к учителю, его отчислили.
Смерть
В апреле 1902 года художника положили в московскую клинику с симптомами острого психического расстройства. В марте 1903-го произошла ремиссия, и Врубеля выписали, правда, как оказалось, ненадолго. В мае того же года умер его сын, и уже в сентябре Михаил Александрович вновь попал в клинику. Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения, и тогда он рисовал, правда, — по требованию врачей — только с натуры, ничего фантастического.
Неизлечимая, с годами прогрессирующая болезнь стала в 1906 году причиной того, что Врубель потерял зрение. Последние четыре года он провел в кромешной темноте в петербургской больнице для душевнобольных.
Embed from Getty ImagesКартина Михаила Врубеля «Тамара и Демон»
Художник физически страдал оттого, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, стоя подолгу под открытой форточкой в морозные дни, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович умер 1 апреля 1910 года, причиной смерти стало воспаление легких. Вдохновенную речь на похоронах, проходивших на Новодевичьем кладбище, произнес Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну.
Кинокарьера[править]
Продюсер, сценарист, основатель кинокомпании «ВОДОРОД» (vodorodfilm.ru), учредитель школы кино «Индустрия» (industryfilm.school) совместно с Федором Бондарчуком и Александром Андрющенко, при поддержке Национальной Медиа Группы.
Михаил Врубель является членом совета сценарной рабочей группы Фонда Кино, а также учредителем издательства «Индивидуум Паблишинг».
Одним из первых успешных проектов в начале карьеры стала картина «Черная молния» компании «Базелевс» (режиссеры — Александр Войтинский и Дмитрий Киселев), где Михаил Врубель выступил в роли креативного продюсера. Общероссийская премьера фильма состоялась 31 декабря 2009 года. Фильм был номинирован на премию MTV Russia Movie Awards («Лучший трейлер») в 2009 году, а также на премию Золотой орёл («Лучшая музыка» — Юрий Потеенко) в 2011 году.
Следующим этапом стала новогодняя комедия «Елки», где Михаил Врубель выступил в роли сценариста. Премьера в России состоялась 16 декабря 2010 года. За первый уик-энд картина собрала 209 миллионов рублей (6,8 миллионов долларов), тем самым став лидером отечественного кинопроката. Всего фильм собрал 701 млн руб.
Последней продюсерской работой в компании «Базелевс» стала картина «Выкрутасы» (режиссёрский дебют Левана Габриадзе), где главные роли сыграли Константин Хабенский, Мила Йовович и Иван Ургант. Премьера фильма состоялась 17 февраля 2011 года. Сборы на 1 мая 2011 года составили 12,86 млн долларов.
В этом же году Михаил Врубель, совместно с режиссером Александром Андрющенко, основал кинокомпанию «Водород», где спродюсировал такие фильмы, как «Джунгли» и «Призрак» (совместно с «СТВ»).
Одним из самых кассовых фильмов последних лет стал фантастический блокбастер «Притяжение», совместно с компанией «Арт Пикчерз», где Михаил Врубель выступил продюсером и автором идеи. Это первый в современной истории российским фильм о вторжении инопланетян. Режиссером картины выступил Федор Бондарчук. Лента стала четвёртым (и единственным анонсированным в 2017 году) российским фильмом, переведённым в формат IMAX, — вслед за «Сталинградом», «Экипажем» и «Дуэлянтом». Премьера фильма в широком прокате в России состоялась ранее запланированной на 26 января 2017 года. Картина имела успех в прокате, заработав более 1 миллиарда рублей, окупила свой бюджет и получила положительные отзывы в прессе. За период проката в России фильм посмотрело более 4 миллионов зрителей. Кроме того, блокбастер выходит в широкий зарубежный прокат: фильм увидят зрители более чем 74 стран мира, в том числе США, Канады, стран Латинской Америки и Азии. Картина завоевала любовь и отклик среди зрителей, а также была положительно отмечена кинокритиками, как одна из самых успешных работ в своем жанре за последнее время.
Следующей спродюсированной работой стал комедийный фильм «Напарник» режиссера Александра Андрющенко, премьера которого состоялась 14 сентября 2017 года. Этот фильм стал первым в истории отечественного кинематографа, где была применена технология захвата движения, благодаря которой удалось создать компьютерную модель персонажа, состоящую из живого актёра Александра Петрова и голоса и мимики Сергея Гармаша.
Очередной ступенью в продюсерской карьере стал мелодраматический музыкальный фильм «Лед» режиссёра Олега Трофима. Главные роли в картине сыграли Аглая Тарасова и Александр Петров. Премьера в России состоялась 14 февраля 2018 года. Кассовые сборы в России (на 01.07.2018) составили около 1, 5 млрд руб.
А 12 марта 2019 года стартовали съёмки продолжения фильма, действие которого будет происходить на озере Байкал. В качестве режиссера был приглашен Жора Крыжовников.
Детство
Если человек видит мир не так как все, то этому предшествуют что-то в его биографии. Об этом художнике так сказать нельзя.
Михаил Врубель родился в Омске в 1856 году, 17 марта по новому стилю. Прадед художника – поляк, судья из Белостока Антон Врубель. Дед – кадровый военный, тоже Михаил, сын которого Александр, также связавший собственную жизнь с армией и успевший поучаствовать в Кавказской и Крымской войнах, женился на дочери астраханского губернатора Григория Басаргина, Анне.
Жена умерла от чахотки, подарив мужу четверых детей, двое младших из которых – Александр и Екатерина – умерли в детстве. Михаил и его старшая сестра Анна выжили. Детство Миши и Ани проходило там, где отец оказывался по долгу службы.
История их семьи такая же, как у тысяч детей из зажиточных семей. Источником инноваций в воспитании и развитии наследников был брат мачехи Николай Вессель, педагог, литератор и этнограф. Николай – один учредителей Петербургского педагогического общества. Он отстаивал теорию всестороннего развития способностей ребенка.
Для этого предлагалось на ранних этапах использовать развивающие игры. Потом в проекте системы образования, разработанной Весселем, следует 8 лет общего и 4 года среднего школьного образования для всех вместо классических гимназий. Впрочем, проект Весселя не приняли.
Нельзя также не упомянуть и влияние непосредственно мачехи, Елизаветы Вессель, которая немало сил и искренней заботы вложила в воспитание детей своего супруга. Не в последнюю очередь именно благодаря ей Михаил из болезненного ребенка вырос достаточно крепким юношей, увлекающимся искусством и музыкой. Вторая жена отца настояла на том, чтобы мальчик соблюдал режим дня и диету, уделял достаточное время подвижным и развивающим играм. А также, являясь превосходной пианисткой, не забывала устраивать для детей домашние представления, прививая любовь к прекрасному.
Впрочем, историк Нина Дмитриева запишет о Михаиле Врубеле, что он был одаренным, но «обещал стать разносторонне развитым дилетантом», а не «художником с навязчивыми идеями».
Грани творчества
Михаил Врубель был не только живописцем, хотя известен своими акварелями в жанре портретной живописи. Среди его работ также были скульптуры, витражи, которые заказывали для своих особняков москвичи, театральные костюмы, декорации и автопортреты. Он рисовал иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова и Александра Пушкина.
К началу XX века с его творчеством были знакомы все русские живописцы, признавая его значение для развития искусства. Его произведения оказали влияние на таких разных художников, как Кузьма Петров-Водкин и Михаил Ларионов. Уже никто не сомневался, что Михаил Врубель и его кристаллическая техника создали новую форму выражения идеи, более полно раскрывшуюся в творчестве символистов.
Биография Врубеля
Михаил Врубель появился на свет 5 (17) марта 1856 года в Омске. Он рос и воспитывался в семье военнослужащего Александра Михайловича и его жены Анны Григорьевны. Всего у супругов родилось четверо детей, двое из которых не дожили до совершеннолетия.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Врубеля случилась еще в 3-летнем возрасте, когда не стало его матери. Частые роды и неблагоприятный городской климат стали причиной смерти Анны Григорьевны от чахотки в 1859 г.
Спустя пару лет глава семейства повторно вступил в брак с пианисткой Елизаветой Вессель. Женщина была очень добрым и заботливым человеком, вследствие чего относилась к детям мужа, как к родным.
В детстве Михаил не отличался крепким здоровьем и начал ходить только в 3 года. Семья часто меняла места жительства, что было связано со службой отца. В данный период биографии мальчик научился читать и проявлял большой интерес к книжным иллюстрациям.
К 10 годам у Врубеля обнаружились творческие способности. Он увлекался рисованием, музыкой и театральным искусством. Однажды Михаил увидел репродукцию Микеланджело «Страшный суд», которая произвела на него огромное впечатление.
Позднее Врубель поступил в одну из петербургских гимназий. В это время его отец был слушателем Военно-юридической академии, а позднее занял должность гарнизонного судьи. Мужчина хотел, чтобы его сын также начал изучать право и стал юристом.
Однако Михаилу больше нравился театр и рисование, которому он обучался в Обществе поощрения художников. К тому моменту юноша уже написал немало картин маслом. В гимназии он получал высокие отметки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил ее с красным дипломом.
После этого Врубель продолжил получать образование на юридическом факультете Петербургского университета. Здесь он вел богемный образ жизни, занимаясь не столько учебой, сколько изучением музыки, живописи и других видов искусства. Однако тогда ни он, ни его родственники и подумать не могли, что он станет знаменитым художником.
В Петербурге Михаил Врубель познакомился с Модестом Мусоргским, который обогатил его духовный мир. Студент неплохо зарабатывал на жизнь репетиторством и гувернерством, что позволило ему посетить немало европейских стран.
Душевные демоны
Михаил Александрович изначально обладал плохой генетикой. Дед — Михаил Врубель страдал алкогольной зависимостью, по материнской линии имел маниакальное расстройство. На протяжении жизни у художника были признаки невменяемости, он совершал ненормальные поступки, мог впасть в оцепенение. Однако его действия в основном связывали с творческой натурой. К болезни привила разгульная жизнь, которую вел Врубель в юношеские годы. Он заразился сифилисом и не получил должного лечения, поначалу болезнь затаилась, но в зрелые годы дала о себе знать.
Толчком стал врожденный дефект сына и то, что Врубель временно был единственным кормильцем в семье. Он начал часами просиживать в мастерской, работая над образом демона. Вскоре эта картина обернулась для художника навязчивой идеей. Полотно закончено, но Михаилу становится все хуже: он погружен в себя, забывчив. Его помещают в психиатрическую лечебницу, врачи ставят диагноз прогрессивный паралич. Врубель страдает манией величия, нарушением речи. Периодически болезнь отступала, и художник возвращался в семью, но эти моменты были непродолжительными и он вновь возвращался в клинику. Вскоре недуг стал прогрессировать, и Михаил ослеп, потерял осязание. Умер живописец от воспаления легких, его сестра предположила, что он специально стоял под открытым окном.
Детство, ранние годы М.А. Врубеля
Врубелю Михаилу Александровичу довелось родиться в северной российской провинции – городе Омске. 17 марта 1856 года будущий художник появился на свет в семье военного офицера Александра Михайловича, участника войн на Кавказе и в Крыму. Мать Анна Басаргина была дочерью астраханского губернатора.
Родители художника
За год до Михаила она родила дочь Анну. После появилось ещё двое детей, которые рано умерли. Безвременно из-за чахотки ушла из жизни и сама мать семейства. Михаилу тогда было 3 года. Он был слаб здоровьем, поздно научился ходить. Отец по службе перемещался в Астрахань, Харьков, Саратов, с ним следовали и его дети.
В 1863 году у них появилась мачеха: отец женился на Елизавете Вессель. Это была образованная женщина, окончившая консерваторию. Она посвятила себя приёмным детям. Благодаря её заботам, специальным диетам, режиму Михаил физически окреп. Отец к этому времени стал подполковником и командовал саратовским военным гарнизоном.
Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева
К 10-и годам в Михаиле проявились способности к рисованию, музыке, интерес к театру. Видя его одарённость, отец нанял учителя для обучения сына живописи на дому. В это время состоялась первая встреча художника с подлинным искусством – фресками «Страшный суд» Микеланджело. Это была копия, но и она ошеломила мальчика. Он даже по памяти воспроизвёл её со всеми деталями.
жцфк