Детство и юность
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде в 1944 году, вскоре после снятия блокады, которую чудом пережили ее родители. Позже они рассказывали, что, когда объявили о победе советских войск, девочка радостно захлопала в ладоши, хотя была еще совсем маленькой.
Ранний период биографии будущей звезды сцены прошел в коммунальной квартире. Ее семья была далека от искусства: отец работал инженером, а мама — техником. Родители умерли рано, еще когда Наталья была юной девушкой, но застали ее поступление в театральный вуз.
То, что Тенякова тянется к актерскому искусству, стало понятно в детстве. Еще в первом классе на детском утреннике она появилась не в костюме снежинки, как ее одноклассницы, а в ярком образе Кота в сапогах. Школьницу манил театр, но признаться в этом она не решалась даже себе.
Будущая актриса росла скромной и застенчивой и больше всего на свете любила читать. Она научилась этому, стоя в очередях, где занятые работой родители порой оставляли ее на полдня, написав на руке порядковый номер. От скуки Наташа разглядывала вывески ближайших магазинов, запоминая буквы, а вскоре уже брала с собой книги.
Наталья Тенякова в молодости /
Родители рассчитывали, что их начитанная и спокойная дочь посвятит себя педагогике, и она не стала с ними спорить. Но однажды в школу пришла новая учительница, Юлия Александровна, которая организовала театральный кружок и пригласила профессионального актера, поставившего для учеников спектакль. Наталья получила роль горничной. Позже она вспоминала, что, наливая чай, забыла придержать крышечку, и та с брызгами упала в чашку. Зрители рассмеялись, но юная актриса так расстроилась, что разрыдалась.
После этого она решила, что актерская карьера точно не для нее, но сомнения помогла развеять все та же учительница, разглядевшая в подопечной талант. Тенякова подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Курс набирал Борис Зон, который увидел в «толстой девочке с косицами», как себя описывала Наталья, будущую красавицу.
Мама артистки быстро смирилась с ее выбором, а от отца они еще год скрывали учебу дочери в театральном, и он был уверен, что Наталья — студентка педагогического. Когда правда вскрылась, глава семейства поговорил с Зоном, и тот убедил его, что у девушки есть талант.
Мастера Тенякова всегда вспоминала с благоговением. Борис Вульфович относился к студентам с любовью, давал свободу во всем и стремился сохранить их индивидуальность, но при этом облагородить ее. Благодаря ему Наталья не потеряла свой уникальный голос с легкой хрипотцой, хотя педагог по речи советовал исправить его. Зон ответил на это категорическим отказом.
По мнению знаменитости, попади она к другому наставнику, ее сломали бы, но он умел видеть красоту во всем. Именно Борис Зон предсказал Алисе Фрейндлих, что в будущем она сумеет перерасти амплуа травести и превратится в великую и прекрасную актрису.
Любимые женщины артиста Сергея Юрского
Сергей Юрский – это не только великолепный актер, но и великий режиссер. Сыграл во множестве театральных постановок, принял участие в большом числе кинофильмов и из-под его руки вышли в свет выдающиеся фильмы. Особенно поражает его профессиональная деятельность, иногда возникают мысли, что артист может все.
Также Сергей показал себя с лучшей стороны в роли писателя и актера озвучивания. Юрский – это актер с необъятным списком талантов и необычной судьбой.
Почитателей творчества знаменитостей всегда интересуют подробности их жизни. Но больше всего интерес фанатов привлекает именно личная жизнь звезд. Сергей Юрский не исключение, поэтому следует чуть подробнее расписать его любовные победы и поражения.
Первой любовью актера и режиссера стала актриса Зинаида Шарко. Брак актеров продлился целых семь лет, был счастливым и являлся поводом для зависти. По какой-то причине они так и не расписались, поэтому правильнее будет говорить, что пара сожительствовала.
Они были сплоченными не только в стенах собственного дома, но и на сцене. Пара выступала вместе на сцене театра, принимала участие в разнообразных мероприятиях. Примечательно то, что после расставания женщина так и не вышла повторно замуж, и приняла решение жить в одиночестве для семьи.
Родилась Зинаида в Ростове-на-Дону. Начала интересоваться актерской карьерой еще в раннем детстве. Она всегда была патриотом своей страны, мечтала быть защитой Родины. И кроме того росла очень умной и целеустремленной особой.
Нередко актриса утверждала, что ее радостью и опорой в жизненном пути являются дети и внуки, которые поддерживают и любят ее. Также она боевая женщина и не готова сдаваться, в чем помогает ей целеустремленность и оптимистичный характер. Деньги для нее никогда не были главной жизненной ценностью. Она часто говорила о том, что даже не знает каков размер ее гонораров, ведь самым главным в жизни актрисы являются дети, внуки и почитатели творчества.
Удивительно то, что артистка не смогла нажить за всю жизнь ни одного врага. В ней близкие люди и фанаты видят исключительно доброго и светлого человека. Актриса никогда не позволяла себе грубить людям, обвинять кого-то без повода. При этом она великолепная актриса, которая переживает каждую роль и всей душой погружается в образ. Благодаря этому ей удается передавать весь драматизм моментов и держит зрителей в напряжении.
Зинаида дожила до 87 лет, но стоит заметить, что она совершенно внутренне не изменилась. Оставалась такой же доброй, светлой, добропорядочной и яркой личностью. Способна была с лучшей стороны показать все свои достоинства и скрыть немногочисленные недостатки. Поэтому невозможно ее не любить.
Второй женой Юрского стала актриса Наталья Тенякова. Она была вместе с актером до последнего его дня. Родилась она в 1944 году в Ленинграде. Даже в раннем возрасте показывала родным и близким свои актерские данные. Возможно именно это подтолкнуло ее стать профессиональной актрисой. Она с первого же дня работы начала в быстром темпе продвигаться по карьерной лестнице. Побеждала неоднократно в конкурсах и получала премии.
Сама Наталья Тенякова с особой нежностью рассказывала о Сергее. Она говорила, что актера с первого же взгляда полюбила, ведь он поразил ее не красотой, а харизмой и своей индивидуальностью. Известно, что оба актера на момент знакомства находились в браке с другими людьми. Однако этот факт не сумел молодых людей остановить.
Актриса также не раз рассказывала о том, как Сергей удивил ее в момент первой встречи. Мужчина принес с собой на работу бутерброд, сделанный собственноручно. Этим самым бутербродом он угостил Наталью. В тот момент она поняла, что с таким мужчиной она будет как за каменной стеной и не пропадет. Любовь пары подарила им великолепную девочку – Дарью, которая в последующем также стала довольно успешной актрисой.
Самое интересное, что актеры играли в одной кинокартине. А играли они мужа и жену в советском фильме «Любовь и голуби». Благодаря актерскому мастерству и возможно чувствам они отыграли роли с высоким профессионализмом. Но стоит отметить, что Наталья и Сергей имели разные черты характера, но это лишь объединяло их.
Женщина утверждала, что их брак настолько крепок благодаря ее уживчивости и тому, что Юрский невероятно интересная личность и открытый во всех смыслах человек.
Она сумела в браке научиться готовке, во многом благодаря поддержке мужа. Также стала терпеливой и понимающей женой. Супруги всегда утверждали, что поддерживать отношения помогает исключительно любви. Именно благодаря этому они прожили вместе более 40 лет. Она часто отзывалась положительно о муже и шутила о своих недостатках. Всегда называла мужа поддержкой и опорой, а также считала его своим учителем.
Карьера в кинематографе
Хотя Наталья Максимовна считает себя театральной актрисой и зачастую отвергает предложенные ей роли в фильмах, знаменитой женщину сделало кино. Дебют артистки на большом экране состоялся даже раньше, чем на сцене театра им. Ленинского комсомола – в 1966 г. Стартовала Тенякова с главной роли, что редкость в актерской профессии. Наша героиня перевоплотилась в Лиду в фильме «Старшая сестра».
Через год девушке предложили еще одну главную роль – актрисы императорского театра Варвары Асенковой в фильме «Зеленая карета». В 1968 году женщина была занята сразу в двух проектах – «Гроза над Белой» (Ветрова) и «Наши знакомые» (Тоня Старосельская).
В 1970-х актриса категорически отказывалась сниматься в кино, отдавая все силы театру. Но звездный час артистки был еще впереди. В 1984 году Владимир Меньшов стал снимать «Любовь и голуби». Для стариков дяди Мити и бабы Шуры режиссер подыскивал пожилых актеров. Но скоро понял, что этих персонажей должны сыграть вовсе не старые люди. На роль дяди Мити взяли Сергея Юрского. И тут вмешался Господин Случай.
«Как-то раз на репетицию к мужу пришла жена. И я спросил Наталью: «Может, попробуетесь в роли бабы Шуры?» Женщина категорически: «Нет-нет!» Но я ее просто купил: сказал, что съемки будут в Карелии, места там замечательные, природа и все такое, 10-летнюю дочку пообещал взять… И актриса согласилась», – так говорил Меньшов.
Наталья Тенякова в роли бабы Шуры
Так неожиданно в середине 80-х Наталья Юрская (уже под этой фамилией) вновь стала знаменитой на всю страну. Это обстоятельство примирило актрису с кинематографом. После фильма «Любовь и голуби» женщина снялась в таких интересных проектах:
- телесериале «Следствие ведут знатоки. Пожар» (заведующая базой Евдокия Стольникова);
- «Чернов» (жена главного героя Таня);
- «Чехов и Ко» (Даша);
- «Отцы и дети» (мать Базарова);
- «Француз» (Мария Обрезкова).
Актриса активно работает на озвучке и дубляже. Юрская подарила свой голос главной героине в британской мелодраме «Леди Каролина Лэм», Ханне Шигуле в «Татарской княжне», миссис Фэрфакс в «Джейн Эйр».
Совместная работа Сергей Юрского с женой Натальей Теняковой
Наталья Тенякова и Сергей Юрский оставались не только мужем и женой, но и соратниками в профессии. Тенякова принимала участие в постановках супруга. К примеру, роль Лавии в спектакле «Стулья» принесла ей престижную премию «Золотая маска» в 1995 году. Кроме того, она участвовала в постановках «Провокация» Вацетиса, «Полеты с ангелом. Шагал» по пьесе Сагалова.
Но самой запоминающейся для широкого зрителя стала совместная работа супругов в советском фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби». На экране Юрский с женой изобразили супругов. Интересно, что персонажи картины были намного старше реального возраста актеров, но Юрский и Тенякова справились с этой непростой задачей блестяще. При этом им нужно было наносить довольно сложный грим, который занимал несколько часов ежедневно. Поэтому Юрский мог ходить в образе «дяди Мити» в перерыве между съемками. Однажды именитого актера даже не пустили в кафе, приняв за любителя выпить.
События биографии
- 1961 – Поступила в Ленинградский театральный вуз. Профессор Б.В. Зон был прекрасным педагогом, умеющим пестовать юные таланты. Училась вместе с Л. Мозговым, В. Костецким, С. Надпорожским. На студенческой сцене ей довелось сыграть много очень разных ролей, что помогло отшлифовать профессиональные умения.
- 1965-1966 – Успешно окончив институт, Наталья была принята в труппу театра имени Ленкома. Дебютными были роли Полли в «3-грошовой опере» Б. Брехта и Оль-Оль в «Днях нашей жизни» Л. Андреевой. В этот же период на телеэкранах показали фильмы-спектакли с ее участием: «Братья Рико», «Корабли в Лиссе», «Большая кошачья сказка», «Сон в летнюю ночь», «Смуглая леди сонетов», «1-я любовь», после которых актриса дебютировала в главной роли Лиды в драме «Старшая сестра».
- 1967-1979 – Снялась в главной роли Варвары Асенковой в историко-биографической драме «Зеленая карета» и перешла в БДТ. Почувствовала, что ей больше нравится выходить на подмостки, чем на киноплощадку. Быстро превратившись в ведущую актрису престижной сцены, играла Аглаю в «Илиоте», Клею в «Лисе и винограде», Лизелотту в «2-х театрах», Настю в «Счастливых днях несчастного человека», Галю в «Выпьем за Колумба!», Марию Антоновну в «Ревизоре», Арманду Бежар в «Мольере», Веру в «3-х мешках сорной пшеницы», Александру в «Фантазиях Фарятьева», Юлию Суслову в «Дачниках», Машу в «Жестоких играх».
- 1968-1979 – Снялась в главных ролях командира разведки Саши Вихровой и Антонины Старосельской в фильмах «Гроза над Белой» и «Наши знакомые». Также выходила на сцену перед телекамерой в 26 спектаклях, среди которых «Принц Наполеон», «Взрывы на уроках», «Смерть Вазир-Мухтара», «Господа Головлевы», «Срочно требуются седые волосы», «Где тонко, там и рвется», «Фиеста», «4-ро под одной крышей», «Женитьба Белугина», «Конец начала», «Красавец-мужчина», «Бабье царство», «Жена», «Полковник Шабер», «Ограбление в полночь», «Ловушка», «Бал», «Нежность».
- 1972-2009 – Озвучила роли Каролины Лэм в одноименном фильме, синьоры Помпини в «Игре в 4 руки», жены Василия Петровича в «Банкете», Анны Ахматовой в «Татарской княжне».
- 1978-2017 – Снялась в документальных фильмах, посвященных Театру Чехова, Игорю Озерову, Софье Пилявской, Эммануилу Виторгану и Алле Балтер, Георгию Натансону, Ие Саввиной, Андрею Мягкову, Сергею Юрскому.
- 1979-1987 – Из-за того, что супруга причислили к диссидентам, на работу его решился принять только негосударственный Театр им. Моссовета, куда и устроилась Наталья после переезда к мужу в Москву. Поскольку обменять жилье не удалось, театр помог получить квартиру на улице Большой Дорогомиловской. Играла в спектаклях «Братья Карамазовы», «Тема с вариациями», «Версия», «Если буду жив», «Гедда Габлер», «Печка на колесе», «Вдовий пароход», «Орнифль, или Сквозной ветерок».
- 1989-2009 – Работала в МХТ им. Чехова. Выходила на сцену в «Московском хоре» (Катя), «Кабале святош» (Мадлена), «Вишневый сад» (Раневская), «Красивая жизнь» (графиня Эрминия), «Трагики и комедианты» (Ирина), «После репетиции» (Ракель), «Женитьба» (Фекла Ивановна), «Новый американец» (Тася), «Рождественские грезы» (Татьяна), «Нули» (Анча), «Ретро» (Диана Барабанова), «Лес» (Гурмыжская), «Дыхание жизни» (Фрэнсис Бил).
- 1980-2019 – Снималась в фильмах-спектаклях, самыми значительными были роли в «Дядюшкином сне», «Ласочке», «Рождественских грезах», «Этой пиковой даме», «Стульях».. Запомнилась зрителям и ее участие во вторых и даже эпизодических ролях в кинокартинах «Следствие ведут Знатоки», «Любовь и голуби», «Чернов», «Чехов и К», «Француз».
- 1994 и 2000 – Играла в спектаклях «Школы современной пьесы» «Стулья» и «Провокация».
- 1998 – Награждена Орденом Дружбы.
- 2003 – Участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Фредерик, или Бульвар преступлений».
- 2005 – Награждена Премией им. Станиславского за перевоплощение в образ Гурмыжской в постановке МХТ им. Чехова «Лес».
- 2007 – Перевоплощалась в образ Марьи Москалевой в постановке «Дядюшкин сон» Театра «Модерн».
- 2016 – Награждена Орденом Почета.
- 2020 – Была задействована в спектаклях МХТ «Лес» и «Офелия боится воды».
- 2022 – Продолжает работать в театре, так она играет дочь Сталина Светлану Аллилуеву в спектакле Д. Чащина «Говорит Москва» по пьесе Ю. Поспеловой.
Актриса Наталья Тенякова
Фильмы
Впервые на экране Наталья Тенякова появилась в 1966 году в мелодраме «Старшая сестра», где вместе с Татьяной Дорониной изобразила двух сирот, стремящихся реализовать мечту играть в театре. Сразу после этого в биографической драме «Зеленая карета» она рассказала историю жизни петербургской актрисы Варвары Асенковой. Уже в молодости Наталья поняла, что она прежде всего театральная актриса, поэтому на съемки в кино позднее соглашалась неохотно.
Артистка отказывалась от большого количества предлагаемых сценариев и редко появлялась на телевизионном экране. С ее участием в конце 60-х вышли две полнометражные картины. Это военный фильм «Гроза над Белой» о победе красноармейцев под предводительством Михаила Фрунзе в Уфе над «белыми». Вторым фильмом стала киноповесть «Наши знакомые», где Наталья Тенякова появилась в актерском ансамбле вместе с Кириллом Лавровым.
Наталья Тенякова и Сергей Юрский в фильме «Любовь и голуби»
Гораздо чаще артистку можно было увидеть в театральных постановках пьес, которые, по сути, являлись теми же спектаклями, только сыгранными перед камерой. Из наиболее знаменитых телеспектаклей можно назвать арабскую сказку «Али-Баба и сорок разбойников» и драму «Смерть Вазир-Мухтара».
Самую большую популярность Наталье Теняковой как киноактрисе принесла роль бабы Шуры в искрометной лирической комедии «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова. Интересно, что на момент съемок актрисе было только 40 лет, но с помощью грима и долгих репетиций Наталье Теняковой удалось прибавить себе возраст и реалистично изобразить старушку. Манеру речи для этого персонажа Наталья позаимствовала у деревенской жительницы, рядом с домом которой снимала дачу.
В середине 80-х еще одна работа пополнила фильмографию исполнительницы. Наталья сыграла в детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», появившись в образе заведующей складом в серии «Пожар». Как и в прежних выпусках фильма, здесь в главных ролях блистали Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей.
В новом тысячелетии актриса не изменила собственным привычкам и появлялась на телеэкранах только в фильмах-спектаклях, зато в главных ролях. Единственным самостоятельным фильмом, а не съемками театральной постановки стал мелодраматический мини-сериал «Отцы и дети», экранизация знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева.
В вечной драме актриса исполнила роль матери Базарова. Режиссер Авдотья Смирнова позвала в свой фильм не только Тенякову, но и Сергея Юрского. Главных героев сыграли Александр Устюгов и Александр Ратников.
После 2010 года Наталья Тенякова перестала появляться на экранах, но не оставила театр и регулярно выступает на сцене родного МХТ имени Чехова. В 2011 году актриса подарила голос героине Джуди Денч — миссис Фэрфакс, озвучив ее в российской адаптации драмы «Джейн Эйр».
В январе 2015 года актриса попала в больницу, скорая увезла Наталью Тенякову в клинику с репетиции нового спектакля «Юбилей ювелира». Ее госпитализировали, критический момент прошел, и угроза здоровью и самочувствию исчезла. Тем не менее Наталья Тенякова осталась в больнице для всестороннего обследования.
10 апреля 2021 года Наталья Тенякова стала гостьей программы «Наедине со всеми», где рассказала телезрителям о личных и тайных фрагментах собственной биографии. Актриса рассказала о детстве, об отношении родителей к актерскому искусству, о втором муже, который стал любовью всей жизни.
Наталья Тенякова в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи»
Наталья Максимовна продолжает играть в театре и участвовать в культурных событиях. В сентябре 2021 года Тенякова поучаствовала в творческом вечере, посвященном 90-летию со дня рождения Олега Ефремова.
После многолетнего перерыва в кинематографической биографии актрисы Тенякова появилась в драме «Француз» о советском быте 50-х годов глазами французского стажера-фотографа. В этом проекте Наталья Тенякова сыграла роль второго плана. Вместе с ней на экране сыграли Антон Риваль, Евгения Образцова, Евгений Ткачук, Александр Балуев, Михаил Ефремов. Премьера киноленты состоялась в октябре 2019 года. А в начале 2021 года фильм вошел в программу «Perspectives» 49-го Роттердамского международного кинофестиваля.
Личная жизнь Натальи Земцовой
Первым мужем актрисы стал Виктор Рыбинцев, с которым она познакомилась на съемках картины «Пропавшие без вести». Причем первая их встреча едва не переросла в ссору: он, директор съемочной группы, сделал Земцовой замечание. Позже их общение перешло на другой уровень: молодой человек пригласил Наталью провести с ним отпуск на Гоа, где и сделал предложение.
Наталья Земцова и Виктор Рыбинцев
Семейная жизнь оказалась короткой – в начале 2014 года пара развелась. А уже в августе того же года актриса родила мальчика, которого назвала Иваном. О папе ребенка она не распространялась, и лишь в 2021 году выяснилось, что его отец – Сергей Кристовский, бас-гитарист коллектива Uma2rman.
Наталья Земцова с сыном Иваном
Познакомились они в Минске: Наталья снималась в «Восьмидесятых», а Uma2rman были на гастролях. Отношения складывались непросто: у Сергея на момент знакомства была семья, четверо детей. Но без Земцовой он уже не представлял жизни, даже присутствовал на родах их сына Ивана. По словам актрисы, мужчина очень поддержал ее в тот момент.
Муж Натальи Земцовой – Сергей Кристовский
Но и после рождения ребенка Сергей долго не мог решиться уйти из семьи, но в конце концов сделал Наталье предложение. В 2021 году пара расписалась в Москве. Гостей молодожены позвали на пикник, а поскольку в июне было прохладно, вся компания переместилась в гараж, где и отпраздновали свадьбу.
Свадьба Земцовой и Кристовского
Позже они устроили красивую церемонию в Испании, а в ресторане, где снова собрались гости, в честь свадьбы разрешили танцевать всем до часу ночи. Кристовский (к слову, избранник старше Земцовой на 16 лет) выстроил загородный дом для новой семьи, Наталья занималась дизайном интерьера. По ее словам, после окончания театрального вуза, она год училась в МАРХИ, чтобы получить профессию дизайнера, но бросила учебу из-за съемок. В своем Instagram актриса периодически выкладывает фотографии с сыном и мужем, а на YouTube она ведет собственный тревел-блог.
«Чернов»
Кинолента «Чернов» была выпущена в свет в 1990 году. В этом фильме Теняковой была предложена роль Тани, супруги Чернова.
Данная кинокартина поведает зрителю о жизни известного архитектора Москвы – Александра Петровича Чернова. Помимо реальной жизни мужчины, фильм будет показывать и мысли архитектора. Главной мечтой этого человека станет поездка в солнечную страну Испанию. Поездка в это место будет недешевым удовольствием, поэтому главному персонажу придётся пойти на предательство. В результате своей деятельности талантливый строитель будет находиться в нескольких шагах от смерти.
https://youtube.com/watch?v=OW2YxYGwmew
Театральная карьера
После окончания института в 1966-м молодая актриса вошла в состав труппы театра им. Ленинского комсомола (Ленинград). Дебют состоялся в спектакле «Трехгрошовая опера», где она сыграла Полли Пичем.
В 1967году Наталья Максимовна перешла в Большой Драматический театр (Ленинград). Вскоре актриса вместе с Иннокентием Смоктуновским стала ведущей артисткой этого храма искусства. Другие копировали манеру речи нашей героини, умение двигаться. Дебютировала Тенякова на прославленной сцене в роли Клеи, жены Ксанфа, в спектакле «Эзоп».
Целых 12 лет актриса отдала любимому БДТ. Театралы Ленинграда запомнили звезду по ролям:
- Насти в «Счастливых днях несчастливого человека»;
- Марии Антоновны в «Ревизоре»;
- Арманды Бежар в «Мольере»;
- Лизелотты в «Двух театрах»;
- Маши в «Жестоких играх» и других интересных работах.
В 1977 г. Тенякова вышла замуж. Став Юрской, женщина переехала в Москву и поступила в труппу МХТ им. Чехова. Дебют на этой сцене (Раневская в «Вишневом саде») прошел ожидаемо великолепно. Актриса стала одной из прим театра. С 1979 г. и по сей день женщина работает в МХТ.
Вот только некоторые работы из длинного послужного списка:
- Мадлена в «Кабале святош»;
- Эрминия в «Красивой жизни»;
- Секлетея в «Блаженном сотрове»;
- Фекла в «Женитьбе»;
- Тася в «Новом американце»;
- Гурмыжская в «Лесу».
Наталья Тенякова на театральной сцене
С середины 1960-х актриса принимает участие в телеспектаклях. Зритель может увидеть знаменитость в:
- «Большой кошачьей сказке» (Алиса);
- «Первой любви» (Зина);
- «Смерти Вазир-Мухтара» (Леночка);
- «Троиле и Крессиде» (Крессида);
- «Полковнике Шабере» (графиня Ферро);
- «Лебединой песне» (Коробочка);
- «Этой пиковой даме» (Анна Федоровна).
Другие работы в театре
В 1979 году Наталья Тенякова ушла в Театр Моссовета, где вскоре заняла одну из ведущих позиций. За девятилетнюю карьеру на этих подмостках она сыграла яркие роли в постановках «Братья Карамазовы», «Вдовий пароход», «Если буду жив», «Орнифль», «Версия». Наталья Максимовна особо отмечает спектакль «Вдовий пароход», по ее словам именно там собрался по-настоящему звездный ансамбль, с которым было легко работать.
В 1988 году Олег Ефремов пригласил Тенякову в МХТ имени Чехова, и актриса приняла его предложение. Там у нее был совершенно другой диапазон ролей, Наталья была задействована в спектаклях «Трагики и комедианты», «После репетиции», «Женитьба», «Ретро», «Новый американец», «Красивая жизнь».
Наталья Тенякова, фото которой в разных амплуа висят в нескольких театрах Москвы и Санкт-Петербурга, неоднократно сотрудничала с различными культурными учреждениями двух столиц. Речь идет о «Школе современной пьемы», театре имени Вахтангова, театрах «Модерн» и «Ермоловой». Очень часто Наталья Максимовна играет в паре со своим мужем – актером Сергеем Юрским.
Детство и юность
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде. Мама — латышка по национальности, родом из Латгалии. Семья была далека от искусства. Практически до последних классов школы девушка планировала по настоянию родителей связать жизнь с педагогикой. Будущая звезда сцены не считала себя красавицей, к тому же была слишком стеснительной.
Наталья Тенякова в молодости (кадр из фильма «Старшая сестра»)
Однако после участия в нескольких любительских постановках Наташа окончательно решила стать актрисой и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Кстати, о том, что дочь учится актерскому мастерству у Бориса Зона, знала только мать. От отца эта информация скрывалась, и он до конца 1-го курса был уверен, что дочь учится в педагогическом институте.
В театральном вузе вместе с Натальей Теняковой учились многие знаменитые впоследствии артисты, в том числе Виктор Костецкий и Леонид Мозговой. Актриса до сих пор с благодарностью вспоминает своего мастера. По словам исполнительницы, педагог умел увидеть в «гадком утенке» будущую звезду сцены и кино. Именно Борис Зон предсказал Алисе Фрейндлих, что в будущем она сумеет перерасти амплуа травести и превратится в великую актрису.
Личная жизнь
Первым мужем Натальи Теняковой стал сокурсник Лев Додин, впоследствии знаменитый театральный режиссер, народный артист России. Так как брак долго не просуществовал, детьми супруги обзавестись не успели.
Личную жизнь актрисы изменила встреча с Сергеем Юрским, который к тому времени уже был кумиром миллионов советских зрительниц. Знакомство с легендой отечественного кино состоялось на съемках телевизионного спектакля «Большая кошачья сказка». Между актерами вспыхивают чувства, но, так как оба были несвободны, серьезных отношений не получилось. Роман завязался только через несколько лет, когда Юрский развелся с актрисой Зинаидой Шарко, а Тенякова ушла от Додина.
Свадьбу сыграли 25 апреля 1970 года, и с тех пор пара была неразлучна. Наталья поддержала супруга в те годы, когда на него начались гонения в Ленинграде. Артиста объявили диссидентом, не давали работать. Жена Сергея Юрского, ранее носившая девичью фамилию, сменила ее на фамилию мужа и последовала вместе с ним в Москву.
В семье родилась дочь Дарья, также ставшая актрисой. Девушка окончила Школу-студию МХАТ. Когда Даша решила поступать в театральный вуз, Тенякова позвонила Олегу Табакову с просьбой: если не увидит в дочери таланта, пусть не берет.
Дипломный спектакль Дарья Юрская играла вместе с мамой. Позднее коллеги упрекнули Наталью, что та от волнения за дочь вела себя на сцене непрофессионально, повторяя беззвучно текст Даши.
Наталья и Сергей Юрские — счастливые бабушка с дедушкой. У их дочери двое детей — сыновья Георгий и Алишер. Фото счастливого семейства нередко украшали печатные СМИ.
В интервью актриса призналась, что считает себя человеком с сильным характером, поэтому никогда не успокаивала мужа в трудных ситуациях, а, напротив, настраивала его на дальнейшую борьбу. Порой актрисе самой приходилось проявлять силу воли, выходя на сцену. Однажды дочь Даша попала в серьезное ДТП, с места которого ее увезли в институт Склифосовского. Тенякова в этот вечер играла спектакль, который не отменила, хотя ей это стоило титанических усилий.
Одна из знаменательных страниц в истории семьи Юрских — их совместное выступление на одной сцене в спектакле «После репетиции», который неизменно пользовался популярностью на протяжении нескольких сезонов.
Наталья Тенякова и Сергей Юрский с дочерью Дарьей Юрской 8 февраля 2021 года пресс-центр театра Моссовета сообщил, что народный артист России Сергей Юрский скончался на 84-м году жизни. В декабре СМИ писали об экстренной госпитализации актера и его тяжелом состоянии, однако позже администрация театра уточнила, что Сергей Юрьевич был на профилактическом лечении. Причиной смерти Юрского является сердечная недостаточность.
В июле того же года состоялся юбилей актрисы – 75 лет. Коллектив родного театра поздравил Наталью Максимовну с днем рожденья, а официальное празднование состоялось только через полгода из-за недавней трагедии в семье.
После самоизоляции 2021 года Наталья Максимовна переехала на дачу. Компанию ей составил старший внук, который дистанционно учится в вузе.
Наталья Тенякова: биография
Наталья Тенякова – советская и российская актриса, хорошо зарекомендовавшая себя на сцене ряда театров страны. Наталья Тенякова известна не только театралам. Телезрители знают актрису благодаря роли бабы Шуры в комедии «Любовь и голуби».
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде и практически до последних классов школы планировала, по настоянию родителей, связать жизнь с педагогикой. Но после участия в нескольких любительских постановках окончательно решила стать актрисой и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Кстати, о том, что дочь учится актерскому мастерству у Бориса Зона, знала только мать. От отца эта информация скрывалась, и он до конца первого курса был уверен, что дочь учится в педагогическом институте.
Актриса Наталья Тенякова
В театральном вузе вместе с Натальей Теняковой училось много знаменитых впоследствии артистов, в том числе Виктор Костецкий и Леонид Мозговой.
После окончания института Наталья попала в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола и год играла на этой сцене в спектаклях «Дни нашей жизни» и «Трехгрошовая опера». В 1967 году актриса перешла в Ленинградский Большой драматический театр и очень быстро стала ведущей артисткой труппы, наравне с Иннокентием Смоктуновским. Тенякова отдала БДТ 12 лет творческой жизни и стала именем нарицательным в стенах этого театра.
Затем на ее горизонте были столичные Театр имени Моссовета, МХТ имени Чехова, Школа современной пьесы, Театр имени Вахтангова. За роль Гурмыжской в спектакле «Лес» по пьесе Островского Наталья Тенякова была удостоена премии Станиславского.
Наталья Тенякова
В последние годы актриса вместе с Сергеем Юрским и Людмилой Дребневой играет на сцене Театра Ермоловой, в спектакле «Полеты с ангелом. Шагал», в котором у нее сразу несколько ярких ролей.
Тенякова всегда была исключительно репертуарной актрисой и категорически отказывалась от антрепризных предложений, считая их заведомо коммерческими.