Опальные царицы. за что русские правители отправляли своих жен в монастырь?

Знатное семейство

Прасковья Григорьевна Юсупова родилась в дворянской семье. Она принадлежала к тому же знаменитому роду, который впоследствии даст княгиню Зинаиду Николаевну и ее сына Феликса, сыгравшего роковую роль на закате империи. Главы ее рода в ту пору активно занимались приумножением своих богатств.

Всего два поколения отделяло Прасковью от мусульманских предков: ее дед Абдулла, участник войн с Турцией и Польшей, поменял веру, перекрестившись в Дмитрия Сеюшевича. Таким образом он стремился ликвидировать последнюю преграду на пути к ближайшему окружению царя. И ему это удалось: его сын еще в младенчестве получил титул стольника и был одним из друзей детства Петра I.

Григорий Дмитриевич Юсупов

Близкие отношения с государем Григорий Дмитриевич сохранил до конца жизни — участвовал в военных кампаниях, дослужился до генерала-майора, получил пост главы Канцелярии тайных дел, а в досужее время привечал императора в своем имении. У Юсупова-старшего была большая семья — пятеро детей и жена Анна Никитична. По легенде, дочь полководца Прасковья малышкой сиживала на коленях самого царя, гостившего у своего сподвижника.

Как часто случается с младшими детьми, она была любимицей родителей, несмотря на свой упрямый характер. Возможно, к ней были менее требовательны, чем к старшим, что породило скрытое соперничество, которое в дальнейшем сыграло роковую роль.

В сериале «Елизавета» княжну Юсупову сыграла Ангелина Поплавская

В отличие от многих родов, возвысившихся при Петре, Юсуповых миновала опала после смерти монарха-реформатора. Глава семьи сохранил влияние при дворе, получив повышение сперва от Екатерины I, затем от Петра II. Прасковья же завела дружбу с цесаревной Елизаветой — не без мысли о потенциальном статусе такой подруги.

Интересно: О личной жизни девушки в тот период достоверно не известно, но, скорее всего, родители прочили ей такую же выгодную партию.

Однако в череде дворцовых интриг юной дочери Петра I предпочли ее двоюродную сестру Анну Иоанновну. Члены Верховного тайного совета надеялись, что, как и при Екатерине I и Петре II, реальная власть останется в их руках. Более того, перед коронацией они потребовали подписать «Кондиции» – официальный документ, ограничивавший полномочия новой императрицы.

Процесс над Прасковьей Юсуповой изобразил художник Николай Неврев

Затея обернулась катастрофой. Против «Кондиций» выступила другая группа дворян при поддержке гвардии. В числе них был и Юсупов-старший. Взойдя на трон, Анна отменила все договоренности, Тайный совет распустили, а почти всех его членов или казнили, или отправили в ссылку. А тех, кто поддержал право на самодержавие, щедро одарили. Григорию Дмитриевичу был пожалован титул генерал-аншефа — последний в его жизни. В сентябре того же года он умер в возрасте 53 лет.

Убийство Распутина

В 1916 году Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов, его шурин, совместно с депутатом государственной думы Владимиром Пуришкевичем организовали заговор против друга и приближенного российского императора Николая II — Григория Распутина. Феликс рассказывал впоследствии: каждый из трех мужчин самостоятельно пришел к мысли о том, что все беды России начала XX века связаны именно с именем «царского старца». Когда же они начали обсуждать, то пришли к заключению – Распутина необходимо остановить любой ценой. Но инициатором и воплотителем заговора считается именно Юсупов.

Заговорщики: Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

В предпоследний день 1916 года он пригласил Григория Распутина в свой дом и под предлогом показать место, где обычно пирует с гостями, заманил того в подвал. Предложив Григорию навсегда покинуть Санкт-Петербург и получив отказ, Феликс достал пистолет и выстрелил в Распутина. Показания в кабинете следователя трех заговорщиков будут значительно отличаться друг от друга и сильно расходиться с фактами, обнаруженными следствием. Однозначно можно говорить только о том, что в старика было произведено три выстрела, а позднее мертвое тело отвезли на автомобиле к Петровскому мосту и сбросили в реку.

Восковые фигуры в музее Юсуповых, воссоздающие сцену убийства Григория Распутина | LiveInternet

Семья императора была очень разгневана поступком Юсупова и его сообщников. Скорее всего, их бы ждал смертный приговор, но из-за участия в деле князя Дмитрия расследование затянулось. Тем временем Пуришкевича отправили на фронт, Романова — в Персию, а князя Феликса ожидал домашний арест в родовом имении в Курской губернии. Но смерть Распутина повлекла за собой февральскую, а затем и октябрьскую революции, и Юсупов уезжает заграницу, где в любом обществе предстает в первую очередь как «тот самый убийца». Кстати, мужчина позднее напишет книги-воспоминания «Конец Распутина» и «Мемуары» об этих трагических событиях.

Много ли у него было любовниц?

Почему-то принято считать, что у Ивана Грозного был чуть ли не гарем, в котором сотни наложниц ожидали его внимания. Однако, если попробовать поискать доказательства любвеобильности Грозного, то придется признать любопытный факт – их нет. Более того, поступок царя в отношении вдовы Мелентьевой говорит о том, что он не был склонен к длительным и серьезным отношениям вне брака.

Но разумеется, вряд ли государь ограничивал себя в разовых, случайных связях. Если бы он был строгим моралистом и верным мужем, то никогда бы не узнал о романе Анны Колтовской и князя Ромодановского. Ведь не захоти он интимной близости с «боярыней Ириной», любовников бы не раскрыли. Это свидетельствует о том, что царь был не прочь поразвлечься вне супружеского ложа.

Можно предположить, что длительных романов у него не было, а значит, и любовниц в привычном понимании этого слова — тоже. Но о количестве случайных связей остается только догадываться, вряд ли их было мало.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кто такой Виктор Контрерас

Это случилось в 1958 году. В один из весенних дней Виктор Мануэль Контрерас, 17-летний начинающий художник, изучавший искусство в Париже, был приглашен на обед в дом Юсуповых. Виктор зашел в гости и… остался там на пять лет.

Постаревший Феликс Феликсович и его жена Ирина взяли смуглолицего и улыбчивого юношу из экзотической страны под свое крыло. Несмотря на разницу в возрасте, юный художник особенно привязался к экстравагантному князю. Отвечая на нескромные вопросы журналистов, Виктор наотрез отверг сексуальную подоплеку их взаимоотношений: «Это была чисто платоническая дружба, хотя я был им очарован».

Не мучайтесь также, задавая себе вопрос, как юсуповские реликвии попали Контрерасу, тут все законно. После смерти четы Юсуповых так распорядилась их дочь Ирина.

В живописном городе Куэрнавака, где все дома укрыты сенью ветвей красной бугенвилии, беспечально проводит дни бывший обладатель невероятного шарма Виктор Контрерас. Сейчас ему за семьдесят, он вполне обеспеченный человек и состоявшийся художник. Его монументальные творения из бронзы украшают многие города Мексики и США, а также находятся в коллекциях у ценителей из доброго десятка стран.

Однажды Контрерас проговорился, что у него в доме хранится настоящее сокровище – собственноручное письмо князя, раскрывающее во всех деталях тайну убийства Распутина. Пока, правда, Виктор его продавать не намерен и даже никому не показывал, но кто знает…

А вот среди выставленных им на аукцион 270 лотов находился боярский костюм, в котором молодой Феликс блистал в 1912 году на балу в лондонском Альберт-Холле. Этот кафтан, пошитый из золотой парчи с красными цветами, но неведомо когда лишившийся бриллиантов и оторочки из соболей, был продан неизвестному покупателю за 62 тысячи евро.

А теперь – тадам! Вот он – Феликс Феликсович Юсупов в своем знаменитом кафтане и шапке.

Порочный красавец, одаренный талантом литератора и художника, князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон по сию пору занимает воображение многих и до сих пор остается одной из притягательных и загадочных фигур в русской истории.

Прекрасная дама с портретов

Она была образована, добра и очень хороша собой. Многие художники писали ее портреты. Наиболее известно ее изображение на картине кисти Валентина Серова.

Словно живая, смотрит лучистыми серыми глазами на зрителя необыкновенной красоты женщина, лицо которой обрамляют седеющие пряди, но они только усиливают очарование озаренного внутренним светом лица. Современники назвали ее «маркизой нашего времени».

Русской красавицей она предстает перед нами на картине К.Е. Маковского – дивный головной убор, жемчужное ожерелье, броский народный сарафан. Княгиня Юсупова обожала танцевать, а «исторические» балы были модной тенденцией на рубеже ХХ века.

Зинаида Николаевна в платье русского стиля танцевала на знаменитых придворных балах – блистала у великого князя Владимира Александровича и ошеломила всех на достопамятном маскараде в Зимнем дворце.

Граф Николай Петрович Шереметев

Род Шереметевых был не только одним из самых богатых в России, но и оставил свой след в ее истории. Борис Петрович Шереметев первым в России получил графский титул.

Его внук Николай Петрович (1751-1809), о котором и пойдет речь в этой статье, воспитывался вместе с принцем Павлом Петровичем. Николай Петрович Шереметев получил домашнее образование, и в 1768 году был пожалован в камер-юнкеры.

Краткая биография Николая Шереметьева повествует, что он продолжил свое образование уже за границей. Он отправился в длительное четырехлетние заграничное путешествие по Европе. Посетил Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Слушал лекции в Лейденском университете. Учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара.

После возвращения принялся за государственную службу. Занимал должность обер-камердинера, потом возглавил руководство Московским дворянским банком. Он не пошел по пути своих предков и не стал военным. Как он сам говорил: «Треск оружия причиняет мне сильную головную боль». Душа его тянулась к искусству. Узнав, что его отец — Петр Борисович Шереметев – построил в усадьбе Кусково новый театр и предлагает ему взять на себя руководство им, Николай Петрович с восторгом принимает это предложение и с головой погружается в работу.

Он начинает поиск талантливых детей в труппу театра. Благо, что выбор у него был большой. Двести тысяч крепостных душ принадлежали Шереметевым. Детей вместе с семьями переселяют в Кусково. Надо сказать, что актеры находились у него на привилегированном положении. Они были освобождены от всех других работ в усадьбе, кроме занятий музыкой, актерским мастерством, танцами, языками. Питались они так же, как и сам хозяин.

Николай не жалел средств на обучение крепостных артистов. Он отправлял их учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, и стихосложению. Лучшие зарубежные мастера были приглашены для работы с труппой. Здесь работали французские и итальянские балетмейстеры, итальянские певцы и немецкие музыканты. Сценическому мастерству крепостных обучали лучшие русские актеры.

Шереметева часто можно было видеть в оркестровой яме во время спектакля со своей виолончелью или на занятиях с актерами по актерскому мастерству. Много внимания уделял он и оформлению спектаклей. Над этим работали крепостные художники и ремесленники. Смена декораций осуществлялась очень быстро и была хорошо продумана.

Театр процветал. Историк Пыляев писал, что Кусково привлекало так много зрителей, что «тогдашний содержатель московского частного театра Медокс обратился с жалобой к главнокомандующему Москвы князю А.А. Прозоровскому на графа Шереметева, говоря, что граф отбивает у него зрителей». В 18 веке существовала присказка. Если столица опустела, то ищите москвичей в Кусково.

По мнению света, Николай Шереметев был импульсивным, но довольно мягким человеком. Его называли баловнем судьбы, глубоко испорченным счастьем. Отец давно потерял счет фавориткам своего сына, но смотрел на это сквозь пальцы: «Пусть погуляет, пока молод, пригож и богат». Однако, наверное, остался бы он в русской истории простым барином, если бы не любовь.

Монахиня Прокла

4 (15) мая 1735 года инокиню Проклу отправили на вечное поселение в Введенский девичий монастырь, расположенный на берегу реки Исети в Тобольской епархии (село Николаевское Тобольской провинции Сибирской губернии).

Какова была жизнь инокини Проклы в Сибири неизвестно. Однако в марте 1738 года из Тобольского Введенского монастыря поступило донесение. В нём говорилось: «… монахиня Прокла ныне в житии своём стала являться весьма бесчинна, а именно: в церковь Божию ни на какое слово Божие не ходит; монашеское одеяние с себя сбросила и не носит; монашеским именем Проклою не называется…»

Это донесение вызвало из Санкт-Петербурга строгий приказ держать княжну в монастыре в ножных железах, в которых водят каторжников, и «иметь под караулом неисходно».

Осенью 1742 года в монастыре случился пожар, который уничтожил обе деревянные постройки. Все монахини вместе с настоятельницей Тарсиллой были переведены в Теченское поселье Исетской провинции. Судя по всему, вместе с ними поехала и инокиня Прокла. Ей суждено было прожить ещё долгих двадцать лет и умереть в 1762 году в сибирском монастыре, где она и была погребена в монастырской ограде. Через два года монастырь упразднили, так что могила её не сохранилась.

Н. Неврев. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 г. ГТГ

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Картина Триумф победившей Родины принесла художнику премию

Анна Васильчикова

Иван Грозный продолжал вести разгульный образ жизни, создав во дворце Александровской Слободы настоящий гарем. Очень быстро этот гарем ему надоел, и царь начал искать чего-то другого. По одной из легенд Иван Васильевич приехал в гости к своему любимцу Петру Васильчикову, где познакомился с его дочерью Анной, которой на тот момент было 17 лет, и которая отличалась красотой. Царь потребовал, чтобы Анна на следующий день прибыла к нему во дворец, но получил отказ от ее отца. Тогда Иван Грозный заявил, что готов жениться на девушке.

Нет никаких фактов указывающих на то, что брак между Иваном Грозным и Анной Васильчиковой был официальным. Нет никаких сведений о том, что они венчались, но доподлинно известно что девушку царицей никто не называл. Большинство историков сходятся во мнении, что это была “наложница”, а не жена. Если отсутствие венчания можно объяснить тем, что церковь этого брака допустить не могла, то факт отсутствия свадьбы-пира является показательна в этой истории. Правда на этот счет два разных мнения. Большинство историков говорят о том, что свадьбы также как и венчания не было, а другая часть историков говорит о том, что свадьба была, но была малочисленной, на которой присутствовало всего несколько человек.

Новая жена Ивана Грозного пользовалась покровительством боярина Василия Умного-Колычева, который во многом и способствовал формированию этого союза. После того как Колычев, в должности председателя правительства, допустил ряд ошибок, Иван Грозный отстранил его от себя, и это неминуемо сказалось и на Анне. В результате девушка против своей воли была сослана в монастырь. Ее постригли насильственно в монахини под именем Дарья и отправили в Суздальский Покровский монастырь, где она очень скоро скончалась. Причины смерти неизвестны. Но очередной раз мы видим, что молодая здоровая девушка всего через несколько лет после знакомство с царем умирает.

Говоря о вкладах в монастыри нужно отметить следующий документ той эпохи. В этом документе указаны жены Ивана Грозного, а также величина вклада в монастырь по их душе:

  • Анастасия Захарьина-Юрьева -1000 рублей
  • Мария Черкасская — 1500 рублей
  • Марфа Собакина — 700 рублей
  • Анна Васильчикова — 850 рублей.

Рухнувший мир князей Юсуповых и Колоннада

Смотрите, какой сегодня яркий и веселый день! И как здесь красиво. От центрального портика с купольной ротондой – словно раскинутые для объятия руки – идут по обе стороны сквозные колоннады, наполненные светом и воздухом. Это сооружение усадьбы так и называют – Колоннада.

Колоннада – излюбленное место проведения свадебных фотосессий, снимки между колонн выходят всегда эффектными. А когда идешь по такой, чуть приподнимешь голову вверх – и все, ты уже в другом веке…

Крутые ступени лестничных маршей, не оставляя возможности для размышления, уверенно ведут ко входу в Верхний зал.

Но, преодолев их, видишь перед собой запертую массивную дверь. Однако такое бывает не всегда, иногда счастливцы попадают внутрь – там, с мая по октябрь, проходят концерты классической музыки. И тогда везунчики могут поведать о зале, украшенном колоннами, о высоком куполе с обилием лепных деталей и барельефами, о потрясающей росписи ярко-синим, белым, и жаром горящим золотым.

В противоположность Верхнему, Нижний зал отличается особой строгостью. Зато в нем постоянно проходят какие-нибудь выставки.

А теперь я приглашаю вас, друзья, внимательно посмотреть на барабан купола.

Видите, что там изображено? Да ведь это ангелы! Почти полнообъемные фигуры божественных посланцев… Но смотрите: они печальны и низко склонили головы. А можете сказать, что у них в руках? Да, это факелы, перевернутые огнем вниз…

Факел вообще – важный и многозначный символ. Много лет в Советском Союзе в качестве эмблемы знания и просвещения использовали изображение пылающего факела. Международной эмблемой прогресса служит рука с факелом, пламень которого развевается по ветру.

В искусстве античности пламенеющий огнем факел означал жизнь, а обращенный горящей стороной к земле символизировал смерть.

Замечательное сооружение Колоннада строилось Юсуповыми как фамильный некрополь.

Правда, она ни единого дня не использовалось по прямому назначению. Более того, здание даже не успели освятить. Видите, на куполе нет креста? Пока строили этот памятный храм-усыпальницу, пока его отделывали – пришел 1917 год и грянула революция…

Если церковь Михаила Архангела самая ранняя постройка усадьбы, то усыпальница – самая поздняя.

Музыка небесных сфер

Статный красавец Феликс Эльстон тем же вечером записал у себя в дневнике: «Кажется, ко мне неравнодушны…» Но и сам с первого мига был влюблен в новую знакомую.

Для двоих, отныне существовавших в ином измерении, уже звучала музыка небесных сфер, а отец княжны все никак не мог расстаться с честолюбивыми мечтами. Ему грезилась дочь, сидящая на европейском троне. Ведь был, по крайней мере, один августейший претендент! И тогда, вполне возможно, его Зинаида смогла бы сыграть бы свою роль в истории Европы. Но…

Князь Юсупов сдался, не перенеся рыданий Зайдэ – таково было домашнее имя его дочери – во время бурных семейных обсуждений.

Весной 1882 года союз сердец был заключен. Внешне это был очень счастливый брак. Но жизнь изобилует сложностями, и, порой, люди сами не осознают, с чем именно у них проблемы.

Анна Колтовская

Через несколько месяцев после смерти Марфы, Иван Грозный вновь решил жениться. Но этот раз выбор пал на Анну Колтовскую. Но была проблема — церковь разрешила только три брака, а этот брак до царя должен был стать четвертым. Теоретически проблема решалась просто, поскольку третий брак царя можно было признать недействительным, ведь физического подтверждения брака не было. Конечно, собор не стал искать факты подтверждения брака, или признания его недействительным, но 29 апреля 1572 года церковь всё же дает добро на четвертую свадьбу царя.

Официальной даты свадьбы между Иваном Грозным и Анной Колтовской нет. Известно только распространённая формулировка, что эта свадьба случилась после 29 апреля 1572 года, когда церковь позволила царю совершить 4-ый брак. Анна, по мнению большинства историков, сочетала в себе красоту Марии Черкасской и добродетели Анастасия Захарьиной-Юрьевой. Именно при этой жене Иван Грозный в 1572 году отменяет опричнину. Сразу после свадьбы Анна действительно стала вторым человеком в государстве, поскольку Иван Грозный всё свое время уделял жене. Всего за несколько месяцев Анна стала очень популярной среди народа, но ей страшно ненавидели бояре. В результате князь Воротынский устроил интригу, достойную Шекспира, и в результате которой четвертый брак Ивана Грозного распался. Интрига заключалась в следующем. У князя Воротынского был племянник Борис Ромодановский. Это был юноша 19-ти лет, внешне походивший на девушку. Дядя уговорил племянника одеть женское платье и проникнуть в покои Анны Колтовской под видом боярышни Ирины. Князь Воротынский объяснил это своему племяннику, что тем самым он сможет познакомиться с царицей и повысить свое влияние при дворе. На самом деле идея была в другом — “Ирину” в царских покоях должен был застать Иван Грозный. Так и произошло. В результате царь заподозрил жену в супружеской неверности, а Борис Ромодановский был убит царем ударом посоха по голове.

Сначала Анну отвезли Воскресенский монастырь в селе Горицы (нынешняя Вологодская область), а примерно через год по приказу царя неё постригли в монахини под именем Дарья. После этого ее произвели в схимонахини. Эти монахи одетые во всё черное, с изображением черепов на груди и на головном уборе. Они отказываются ото всех радостей жизни и проводят время в полном одиночестве до последнего своего дня. После этого сестра Дарья (Анна) была переведена в подземную келью, где жила в полном одиночестве.

Болезнь и смерть царицы Анастасии

Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами. Смерть ее окутана легендами и различными версиями.

По одной из версий царица Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее психическое состояние, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, когда Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой. «Государь сам тушил огонь, подвергаясь великой опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвнение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду», — пишет Карамзин.

Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, где она вскоре и умерла. Ей не было и 30 лет. Иван Грозный обвинял всех и вся в смерти Анастасии. Он пытками выбивал информацию про то, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев — бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.

В 2000-ом году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В ее волосах и одежде обнаружили яд. Было доказано, что содержание отравляющих веществ в остатках одежды и волос гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы, ядовитой косметики. Сохранность останков не позволила достоверно установить внешность царицы Анастасии.

Хоронили царицу всей Москвой. «Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, добрейшую Царицу», — отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милостыни, чтобы полностью отдаться печали. Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельству современников, он рыдал и еле держался на ногах. «Тринадцать лет он наслаждался полным счастьем семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, — пишет историк Карамзин, — но еще не знали, что Анастасия унесла с собой в могилу! Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели».

«Он стал злоблудлив», — говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины совпадает с датой смерти Захарьевой-Юрьевой. Она была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь. Но останки царицы были спасены от уничтожения, их перенесли в Архангельский собор Кремля. После смерти царицы Анастасии Иван Грозный вскоре женился. Православные каноны позволяют венчаться не более трех раз. Но жены Ивана Грозного жили не долго и он вступал в брак еще четыре раза тайно. При этом, по многочисленным свидетельствам тех времен, до конца жизни он вспоминал только свою первую жену. Но память о кроткой и мудрой Анастасии не приносила успокоения царю. Во время одного из припадков ярости он убил собственного сына Ивана — наиболее перспективного наследника престола.

В смутное время в 1612 году, когда после правления бездетного царя Федора прервалась ветвь Рюриковичей, бояре выбрали на царство последнего потомка царицы Анастасии. Первый царь из Дома Романовых — Михаил Федорович является ее внучатым племянником. Так отчество жены Ивана Грозного — Анастасии Романовны стало царской фамилией на 300 последующих лет.

В 2010-ом году глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова учредила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей Отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.

Княжна

Итак, княжна Прасковья Григорьевна Юсупова была младшей дочерью сподвижника Петра Великого, князя Григория Дмитриевича Юсупова, род которых шёл от ногайского правителя Юсуфа. Как известно, Юсуповы всегда играли не последнюю роль в делах государства.

В детстве император Петр целовал в макушку маленькую Прасковью за её ясный ум. При Петре она блистала на ассамблеях: молодая, богатая, знатная, гордая. Она дружила с цесаревной Елизаветой. Окружающие завидовали: княжну ждёт блестящее будущее. Однако всё закончилось, едва императрица Анна Иоанновна вступила на престол. Князь Григорий Юсупов лично участвовал в написании «Кондиций», который ограничивал самодержавие царицы, но скончался практически сразу после её восшествия на престол. И для батюшкиной любимицы начался сущий ад.

Вначале княжна Юсупова в сопровождении сержанта и солдат была доставлена в Тихвинский Введенский монастырь. Тихвинский архимандрит Феодосий, под началом которого находился монастырь, передал ссыльную игуменье Дорофее и наказал держать привезённую особу в строгости, никого к ней не допускать. Игуменья оставила Юсупову в своей тесной келье, отвела ей небольшой угол за занавеской, где поставила кровать, деревянный стол и стул.

Донос

Вполне понятно, что свалившиеся напасти сломали княжну Юсупову. Горе, тоска, одиночество делали своё дело. В какой-то момент Прасковья Григорьевна не выдержала и высказалась в присутствии стряпчего Шпилькина:

«Брат мой, князь Борис  — сущий супостат, от его посягательства сюда я и прислана. Государыня царевна Елизавета Петровна милостива и премилостива и благонравна, и матушка государыня императрица Екатерина Алексеевна была до меня милостива же, а нынешняя императрица до меня не милостива… Она вот в какой монастырь меня сослала, а я вины за собой никакой не знаю. A взял меня брат мой Борис да Остерман, и Остерман меня допрашивал. А я на допросе его не могла вскоре ответствовать, что была в беспамятстве… Ежели бы государыня царевна Елизавета Петровна была императрицей, и она бы в дальний монастырь меня не сослала. О, когда бы то видеть или слышать, что она бы была императрицей!»

В заключении Юсупова назвала монастырь «шинком», после чего у неё началась вражда с игуменьей, которая стала теснить ссыльную. Вполне понятно, что княжна не вытерпела и тайно отправила в Санкт-Петербург с жалобой Анну Юленеву. Игуменья Дорофея практически сразу узнала о тайной миссии и тут же отправила донос на княжну, ставший последней развязкой в этой трагичной истории. Было открыто новое дело.

Тот факел, что ярко горит для других

Наша прогулки по усадьбе Архангельское подходит к концу, мы возвращаемся к Большому дворцу.

Выходим из Святых ворот, проходим мимо гостевого домика, минуем чудесный ажурный мостик, и вот она – потрясающая работа мюнхенского скульптора К.Г. Барта, выполненная в 1905 году, – бронзовая скульптура обнаженного юноши.

Печально опустив голову, он сидит на постаменте в скорбном раздумье. Одна нога безвольно свесилась, другая поджата под сидящего. В правой руке лавровый венок, в левой – перевернутый факел, огонь которого вот-вот погаснет. Говорят, что эта скульптура, которая носит название «Скорбящий гений», создавалась как надгробие…

Ее увидела в 1908 году в заграничной поездке Зинаида Николаевна Юсупова и, не удержавшись, купила на аукционе. В том же году ранним утром 22 июня на Крестовском острове Петербурга раздались четыре выстрела. Причиной дуэли стала роковая Марина Гейден, а стрелялись ее муж – граф Мантейфель и возлюбленный. Сначала их разделяло тридцать шагов, затем расстояние сократили до пятнадцати…

Николай Юсупов оба выстрела произвел в воздух, тогда как ревнивый граф четвертым выстрелом не промахнулся. После случившегося очаровательная Марина проживет еще 66 лет, но так никогда и не увидит адресованного ей последнего письма любимого. Написанное в ночь перед дуэлью, оно останется в семейном архиве…

Верили или нет в древнее ногайское проклятие потомки Юсуповых – доподлинно неизвестно, но точно известно, что еще долго последующие поколения ограничивались одним ребенком в семье. Возможно, в наше время отлаженный механизм рока прекратил свою ужасную работу, ведь ногайская кровь в жилах семьи сильно разбавилась, да и потомки ее уже не носят фамилию Юсуповых?

Общественная деятельность

Нужно подчеркнуть, что Юсупов был патриотом и довольно щедрым человеком. Во время Первой мировой войны он за свой счет организовывал госпитали в Санкт-Петербурге. В первом из них, созданном в доме на Литейном проспекте, Феликс работал и сам, пока не получил разрешение отправиться на годичные офицерские курсы в Пажеский корпус. Забегая вперед, стоит добавить, что во время Второй мировой войны князь Юсупов займет весьма интересную позицию: он не захотел поддержать нацистов, занявших Францию, но при этом также категорично ответил отказом на предложение вернуться в Санкт-Петербург, сославшись на неприятие Советского Союза как государства.

Фото Феликса Юсупова | ПетроИнфо

После Октябрьской революции вместе с семьей мужчина уезжает из России навсегда. Сначала он обосновался на Мальте, а позднее перебрался в Лондон и уже оттуда в Париж. Продав все драгоценности, которые смогли вывезти с собой, Юсуповы купили дом в Булонском лесу на улице Пьер Герен, где Феликс жил до конца жизни. Интересно, что в их имении в России оставалось еще столько собственности, что разграбление дома продолжалось не менее недели. Но, даже значительно обеднев, Феликс продолжал помогать беженцам. Вместе с матерью он организовал специальный фонд, а также давал приют в своем доме.

Феликс Юсупов с бульдогом по имени Клоун | Живой Журнал

В 20-х годах Юсупов вместе с женой открывает дом моды «Irfé», который становится уникальным явлением для Франции. Дело в том, что моделями и даже швеями в «Irfé» выступали графини и княгини, за что модный дом Юсуповых называли самым аристократическим. Дизайнеры «Irfé» ориентировались на русский стиль, использовали роспись по шелку, а главным новшеством было введение совершенно небывалого явления – так называемого спортивного стиля в повседневной одежде. Взлет популярности был настолько стремительным, что его можно сравнить только со столь же моментальным падением. Наступила пора Великой депрессии, а Феликс не смог перестроиться и продолжал вести расточительный образ жизни, поэтому предприятие обанкротилось.

Фото Феликса Юсупова | Россия Романовых

Бюджет пополнить удалось за счет выпуска книги о Распутине, а также за счет небывалой дерзости – подачи иска на американскую кинокомпанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Дело в том, что на экраны в 1932 году выходит кинокартина «Распутин и императрица», в которой говорится, будто бы супруга Юсупова была любовницей Григория. Феликс, которого все убеждали в бесполезности его действий, подает в суд и умудряется доказать необоснованность и голословность сценария фильма. Компания «MGM» выплачивает ему 25 тысяч фунтов стерлингов, что по тем временам считается огромной суммой. Кроме того, этот прецедент послужил тому, что теперь в титрах кинофильмов пишут фразы вроде «по мотивам произведения» и «сходство с реальными лицами не является предумышленным».

Последний мужнин сюрприз для Зайдэ

В доме Юсуповых жила круглолицая старушка с добрым взглядом – мать отца. Сын Зинаиды Николаевны с юмором повествует о безобидных чудачествах милой бабушки, о шелковичных червях, которых та разводила со всей страстью по всему дому, о том, как гости давили этих гусениц, усаживаясь поудобнее в кресла.

Лукавый Феликс Юсупов! А ведь у него был куда более весомый повод для воспоминаний о бабушке Елене Сергеевне: компаньонкой престарелой дамы была молоденькая Зинаида Григорьева. С которой в 1910 году у Феликса-старшего начнется роман, что превратит князя в счастливого отца трех ее детишек. В эмиграции вторая семья старшего Феликса Феликсовича будет жить неподалеку от дома Юсуповых в Риме.

Взрослому сыну и законной жене об этом однажды станет известно. Что, конечно, пополнит чашу страданий Зинаиды Николаевны…

Однако в мемуарах Феликса об этом ни полслова. Многоодаренный человек, он в полной мере владел фамильным умением искусно обходить неудобные страницы семейной истории.

Для общественности эта тайна на свет всплыла совсем недавно.

А именно тогда, когда во Франции на торги в антикварном аукционе были выставлены вещи и произведения искусства, принадлежавшие Феликсу Юсупову и его жене Ирине. Среди прочего там была также переписка его отца Юсупова-Сумарокова-Эльстон с возлюбленной Зинаидой Григорьевой-Светиловой, включая письма престарелого князя к их детям.

Владельцем раритетов значился некто Виктор Контрерас, мексиканец по национальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: