Как армянка анна русь крестила

Семья и личная жизнь

Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Астрид, стала женой Ярослава в 1019 году.

Дети Ингигерды и Ярослава Мудрого

В некоторых источниках утверждается, что Ингигерда научила своих детей скандинавским языкам, и они знали саги. Всего в семье Ингигерды и Ярослава родилось девять детей:

Дочери

АнастасияЕлизаветаАнна

  • Изяслав Ярославич
  • Святослав Ярославич
  • Игорь Ярославич
  • Владимир Ярославич
  • Анна Ярославна
  • Анастасия Ярославна
  • Елизавета Ярославна
  • Всеволод Ярославич

Киевская Русь после Ярослава Мудрого Триумвират Ярославичей

Перед смертью в 1054 году, князь Ярослав дал своим детям наставление жить мирно, без ссор и распрей, а также поделил земли между ними, старшим назначив Изяслава. Вскоре два младших сына, Игорь и Вячеслав, умерли и фактическая власть сосредоточилась в руках Святослава, Изяслава и Всеволода (старший сын Владимир умер до кончины самого Ярослава).

Вплоть до 1073 года братья правили совместно, этот период был назван историками «Триумвират Ярославичей». К сожалению, детям Ярослава, как и двум поколениям правителей Киевской Руси до них, не удалось сохранить мир внутри государства и с 1073 года они вновь начали междоусобные войны.

Наталья Ярославова-Оболенская. 5 фото

3 июля

Штат Мэрилэнд со столицей в Аннаполисе был одним из 13 штатов, бывших колоний, подписавших Декларацию Независимости

Для США число 13 очень важное, основополагающее. Мэриленд — земля Марии

Столица Аннаполис названа в честь королевы Англии Анны Стюарт. В этом штате рядом имена Анна и Мария, как у Анны матери Богородицы. В конце июня в Аннаполисе произошла стрельба в редакции газеты. Стрелял человек, судившийся с этим изданием, написавшим о том, что он «преследовал женщину». Сложный вопрос. Свободная страна предполагает свободу слова. Но журналистам надо перепроверять информацию и журналистика должна быть объективной. Журналисты погибают — об этом надо помнить. Но они же и «уходят» в коммерческую разведку. А разведка журналистам запрещена.

Как крестили русскую правительницу

Желая стать примером для будущих славянских поколений и поспособствовать процветанию своей державы, княгиня в 957 году приняла христианство. Ольгу крестил сам византийский император Константин Багрянородный, после чего русская правительница получила имя Елена.

Предание повествует о том, что император Константин был невероятно поражен красотой и интеллектом Ольги. Он предложил ей заключить взаимовыгодный брачный союз, который мог значительно ускорить сближение двух могущественных государств. Княгиня, желающая хранить верность Игорю даже после его смерти, ответила отказом. При этом она поступила мудро и дипломатично, сделав акцент на том, что по христианским понятиям крестный отец не может жениться на собственной крестнице.

После крещения княгини Ольги в Константинополе, которое произошло с небывалой пышностью, русская правительница и ее многочисленная свита отправились обратно в Киев. Император Константин щедро одарил свою крестную дочь, преподнеся ей богатые дары в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.

ИНГИГЕРДА

  ИНГИГЕРДА — вторая жена великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга и королевы Эстрид, мать великих князей киевских Изяслава Ярославича, Святослава Ярославича и Всеволода Ярославича. В Русской Православной Церкви почитается как Анна Новгородская, память: 10 (23) февраля и 4 (17) октября (вместе с сыном благоверным князем Владимиром Ярославичем) поюлианскому календарю.

  Очевидно, принимала активное участие в государственных делах, особенно в связях Руси со странами Северной Европы, а также сыграла положительную роль в отношениях между Великим Княжеством Киевским и Полоцким княжеством. Основала в Киеве первый женский монастырь.

  Ингигерда, принцесса Швеции, должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II — в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией в соответствии с решением тинга в Уппсале в 1017 году. Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв. В соответствии с достигнутыми соглашениями осенью 1018 года Олаф II прибыл на границу для свидания с невестой и её отцом, но их там не оказалось. Отправленные в Швецию гонцы привезли неутешительное известие: ещё летом к Олафу Шётконунгу прибыли послы от новгородского «Конунга Ярицлейва», шведский король выдал свою дочь за будущего Киевского князя и правителя всея Киевской Руси Ярослава (Мудрого), сына Владимира Святославича, который княжил тогда в Новгороде. Олаф II женился на сводной сестре Ингигерды Астрид.

  В Новгород Ингигерда прибыла летом 1019 года. Исследователи предполагают, что её свита состояла из представителей европейской знати — с ней на Русь прибыли изгнанные из Англии дети короля Эдмунда Железнобокого Эдуард и Эдмунд.

  Судя по «Сагам об Олафе Святом» Снорри Стурлусона, по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые, согласно гипотезе А.М. Шёгрена, на западе получили с тех пор название Ингрии (земли Ингигерды, по финскому произношению — «Инкеринмаа»), а посадником (ярлом) Ладоги (Альдейгаборга) по просьбе Ингигерды был назначен ярл Вестергётланда Рёгнвальд Ульвссон, её родственник по материнской линии.

  В «Пряди об Эймунде» о приданом Ингигерды не упоминается, есть лишь упоминание о том, что ярл Ронгвальд владел Альдегиоборгом и остался владеть им и после заключения мирного договора между Ярославом и Брячиславом.

  В Новгороде Ингигерда перешла в восточный (православный) обряд под именем Ирина (созвучным с Ингигердой). Считается, что Ингигерда с детства знала славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя.

  Ингигерда была второй женой Ярослава, так как первую супругу русского князя в 1018 году захватил в плен польский король Болеслав и вместе с сёстрами Ярослава навсегда увёз в Польшу. Предположительно, именно первая жена родила Ярославу сына Илью, умершего в детстве.

  Вероятно, Ингигерда играла значительную роль в политике мужа и государственных делах. «Сага об Эймунде» сообщает нам, что Ярослав послал её возглавить войско, посланное им против Брячислава. Позже, оказавшись в плену, она выступила (хотя и по принуждению) миротворцем в споре между князьями Ярославом и Брячиславом, которые согласились с её решением. Ей же отводилась роль арбитра в дальнейших спорах между этими князьями.

  Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им.

  В 1045 году Ярослав и Ингигерда направились в Новгород из Киева на закладку Софийского собора.

  По одной из версий, умерла в Новгороде 10 февраля 1050 года (или 1049—1051). А по другой, овдовев в 1054 году, она постриглась в монахини под именем Анна и скончалась в Новгороде 10 февраля 1056 года, приняв перед смертью схиму. Постриг Ирины-Ингигерды был первым в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

В христианстве

Икона «Святитель Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князем Мстиславом и княгиней Анной Новгородскими и 12 клеймами обретения образа Святителя Николая». Первая треть XVIII века, Новгород.

Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им.

В 1045 году Ярослав и Ингигерда направились в Новгород из Киева на закладку Софийского собора.

По одной из версий, умерла в Новгороде 10 февраля 1050 года (или 1049—1051), а по другой:

Овдовев в 1054 году, она постриглась в монахини под именем Анна и скончалась в Новгороде 10 февраля 1056 года, приняв перед смертью схиму. Постриг Ирины-Ингигерды был первым в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Церковное почитание погребенной в новгородском Софийском соборе княгини Анны, жены князя Ярослава Мудрого, установлено в 1439 году Новгородским архиепископом Евфимием II. Она принимается за мать святого князя Владимира Ярославича. Днями её памяти стали 10 (23) февраля и 4 (17) октября. Анна — небесная покровительница Великого Новгорода.

При возвращении Церкви в 1991 году Софийского собора Новгорода мощи святой Анны вновь стали доступны для поклонения верующих.

Также существует предположение, что Ингигерда и Анна — два разных лица. Возможно, первая жена Ярослава (до 1019; вероятно, Анна) в 1018 была захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу или умерла около 1018 года и похоронена в новгородском Софийском соборе, а Ингигерда, мать князя Владимира Ярославича, была второй женой князя Ярослава и по этой версии похоронена в Софийском соборе Киева в одной мраморной гробнице со своим мужем, но останков Ярослава и Ингигерды там пока .

Биография и исторический портрет Ярослава Мудрого

В древней истории зачастую случается так, что мы не можем точно определить, когда родился тот или иной человек, или даже произошло какое-либо событие. Опираться можно только на летописные свидетельства очевидцев, которые зачастую писали исходя из собственного видения ситуации, а то и по прямой указке «заказчика». Тем не менее складывая несколько источников вместе, собирая крупицы истины меж «плевел» своего отношения, можно выяснить наиболее вероятную картину происходящего. Первые упоминания о княжиче можно отыскать в «Повести временных лет», которая датирует события 980 годом.

Важно

Нужно понимать, что Нестор описывает события, что произошли около сотни лет назад до его появления на свет, потому следует учитывать этот факт. Женитьба любвеобильного батюшки его Владимира на полоцкой принцессе Рогнеде, дочке князя Рогволода, датируется именно 980 годом. Далее летописец перечисляет всех детей, что появились от этого брака, и князь Ярослав Владимирович стоит на третьем месте по старшинству.

Происхождение князя Ярослава

Доподлинно неизвестно, в какой момент именно Владимир взял в жены Рогнеду, уничтожив ее отца и мать, до того, как отправился «за море» для того, чтобы собрать варяжскую армию и захватить Киев или уже по возвращении. Более вероятен второй вариант, потому наиболее подходящим годом рождения Ярослава многие считают 978-ой или 979-ый. В свитке за 1054 год, что повествует о смерти Ярослава можно отыскать сведения, что умер он на семьдесят шестом году. Путем простых математических расчетов можно выяснить, что указанные даты действительно являются наиболее вероятными.

Однако некоторые историки считают, что общепринятые варианты можно оспорить, ввиду их несостоятельности. По исследованиям, к примеру, Василия Татищева, изучающего Иоакимовскую летопись, которая до наших дней не сохранилась, а многими и вовсе считается подделкой и фальсификацией, в 1016 году началось княжение Ярослава Мудрого в возрасте 28 лет – это ошибка. Он считает, что к этому времени он должен был быть по крайней мере на десять лет старше. При этом он имел в распоряжении множество манускриптов, которые тоже не сохранились. Согласно Голицынской, Хрущевской и Раскольничьей летописи, возраст князя на момент восшествия его на престол, мог составлять 28, 34 или 23 года.

Если учесть тот факт, что новейшие исследования устанавливают дату брака Владимира с Рогнедой в 978 году, а сам Ярослав являлся третьим по старшинству сыном, то появиться на свет в том же году он никак не мог. То есть и смерть князя, скорее всего, датирована неверно, вернее возраст, в котором он отправился в мир иной. Многие ученые считают, что эта ошибка закралась не случайно, а с определенной целью. Нужно было представить Ярослава старше, чем Святополк, чтобы оправдать его права на киевский престол. Но ведь не даром даже брат Борис говорит, подойдя под стены Киева, что «не буди мнѣ възнѧти руки на брата старъшаго · аще и отецъ ми умре · то сь ми буди въ отца мъсто». То есть, он говорит, что не поднимет руки на старшего брата, ведь он после смерти отца займет его место.

Детство и личные качества

Как бы там ни было, Ярослав Владимирович Мудрый воспитывался наравне со всеми детьми Владимира. Вокруг него никогда особо не бегали мамки и няньки, но и старшие дружинники у него в друзьях не числись. Это был довольно самостоятельный, молчаливый ребенок, который всегда находил, чем себя занять. Он всегда крепко любил свою Родину и народ, за что тот отвечал взаимностью. Ведь совсем недаром этот человек получил именно такое прозвище от людей, которые Святополка, к примеру, прозвали Окаянным, хотя вина его ни в чем не доказана.

Некоторые историки читают, что Ярослав был вовсе не сыном Рогнеде, а ее пасынком, от византийской принцессы Анны. Такое мнение высказывал известный французский историк-медиевист, большой специалист по древней Руси и современной России, Жан-Пьер Арриньон. Именно этим фактом можно объяснить вмешательство князя во внутренние византийские дела в 1043 году, к которым он, как бы и не имел никакого отношения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Наталья Ярославова-Оболенская. 11 фото

30 июня в 21:34 ·

Большие фрески Анны Новгородской в Георгиевском соборе 1119 года Юрьева монастыря. Фрески считаются восстановленными. Возможно, при Анне (Орловой-Чесменской) и Фотии, когда появился придел Анны и Фотия. Речь идет об Анне Новгородской, под которой понимают 2-ю жену Ярослава Мудрого — Ингнгерд Шведскую. Если фрески написаны во времена Анны Орловой и Фотия, то они могли отражать уже находки Н.М.Карамзина в соборе св.Софии в Новгороде, где либо Ингигерд значилась как Анна, либо мать Ярослава Мудрого. Дни памяти Анны Новгородской 5 сентября и 4 октября. Смерть 10 (21) февраля со св.Харлампием. В том, что шведскую княгиню Ингигерд стали подчеркнуто представлять Анной Новгородской могло быть влияние «периода Анн» при Иоанне V и Петре I. Память о 1-й жене Ярослава Мудрого в крещении Ирине — улица Иринская (от экс церкви) в Киеве.

АННА ВИЗАНТИЙСКАЯ

  АННА ВИЗАНТИЙСКАЯ (13 марта 963—1011/1012) — византийская царевна из Македонской династии, жена киевского великого князя Владимира Святославича.

  После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.

  Анна, дочь византийского императора Романа II, появилась на свет 13 марта 963 года. Мать Анны происходила из семьи отнюдь не знатной, и звали ее Феофано. Лев Диакон, византийский священник и историк армянских кровей, описывал Феофано как «наиболее прекрасную, обольстительную и утонченную женщину своего времени, одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью». Дочь константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении, она наречена была в детстве Анастасией. Пленив обаянием и изяществом фигуры, равно как и белизной кожи, умом и грацией Романа, молодого наследника престола, она влюбила его в себя и завладела сердцем пылкого любовника. Ослепленный страстью к ее прелестям, тот напрочь забыл о своей законной супруге-малолетке Берте, внебрачной дочери короля Италии.

  Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

  После смерти Иоанна Цимисхия (976) повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. Её отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).

  Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он  по её убеждению принял святую христианскую веру.».

  Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

  Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»

  При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

  Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи.

  Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией — действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева.

В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.

Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походовПодробнее о внешней политике

Последние годы правления

На финальном этапе своей политической жизни князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису. В 1014 году сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира: Ярослав отказался выплачивать положенный от Новгорода налог в 2000 гривен, а Святополка Владимир приказал бросить в темницу по подозрению в подготовке переворота. Вместо со Святополком под арест была направлена его жена, дочь Болеслава I, и приехавший вместе с ней польский епископ — целью заключённого ранее династического брака было не столько подтверждение мира между Русью и Польшей, сколько перехват власти из рук стареющего Владимира. Это вполне соответствует характеристике Боласлава от немецкого хрониста и епископа Титмара Мерзебургского, подчёркивающегот «лисью изворотливость» польского князя«Хроника Титмара Мерзебургского.

Владимир собирался было пойти на Ярослава войной, однако уже был слишком стар и не смог отправиться из-за случившейся болезни. Тем временем от пограничных застав прибыли вести о приближающихся печенегах и князь приказал сыну Борису вместе с великокняжеской дружиной отправиться на перехват кочевников.

Смерть и последствия

Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года,  в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси — его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому.

Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.

Схема — вторая усобица на РусиМеждоусобица детей Владимира I

Брак с Ярославом Мудрым

Ингигерда прибыла в Новгород летом 1019 г. Отец дал ей в приданое город Альдейгаборг и прилегающие к нему земли, который до 1703 г. носил название Ладога. По просьбе принцессы посадником был назначен ее родственник с материнской стороны – Ронгивальд.

В Новгороде перед церемонией бракосочетания Ингигерда перешла в православную веру, приняв имя Ирины. Она стала второй женой Ярослава Мудрого. Незадолго до этих событий первая супруга князя, которую звали Анна, и его сестры были захвачены в плен польским королем Болеславом. Больше они домой не вернулись, он сделал их своими наложницами.

В браке Ирина родила Ярославу Мудрому 9 детей: 6 мальчиков и 3 девочек. Одна из дочерей была выдана замуж за короля Франции, стала первой коронованной королевой – соправительницей супруга.
В отсутствие мужа делами управляла княгиня Ирина

Роль в русском православии

Русская женская святость на Руси берет начало от равноапостольной княгини Ольги и преподобной Анны Новгородской, они заложили русское духовное и земное материнство, находясь под покровительством Пречистой Божьей Матери.

В основе христианства лежит любовь, через материнство человек приобщается к жизни. Святая благоверная княгиня Анна Новгородская стала матерью для жителей земли, она воспитала целое поколение будущих граждан Небесного Иерусалима.

Строительство Софийского собора проходило под покровительством равноапостольной Ольги, Анна новгородская благословляется церковь Софии-Премудрости Божьей в Новгороде.


Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Обе святые невидимыми нитями связали два великих города, Киев и Новгород. В Анне Новгородской соединилась святость княгини и преподобие или монашеский подвиг.

В основе княжеской семьи лежали законы:

  • строгое благочестие;
  • молитвенные правила;
  • чтение Священного писания;
  • регулярное хождение в церковь.

По законам православной церкви овдовевшая княгиня имела право выйти замуж вторично, но идеалом был монашеский постриг, когда вдова вручала себя Жениху Христу. Примером христианского единобрачия стала княгиня Анна.

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.

Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.

Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко

Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

В христианстве

Великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им.

В 1045 году Ярослав и Ингегерда направились в Новгород из Киева на закладку Софиийского собора.

По одной из версий умерла в Новгороде 10 февраля 1050 года (или 1049—1051), а по другой:

Овдовев в 1054 году, она постриглась в монахини под именем Анна скончалась в Новгороде 10 февраля 1056 года (или в 1050—1051), приняв перед смертью схиму с именем Анна. Постриг Ирины-Ингегерды был первым в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа .

Церковное почитание святой Анны и её сына Владимира было установлено в 1439 году Новгородским архиеписком святителем Евфимием. Днями её памяти стали 10 (23) февраля и 4 октября. Анна — небесная покровительница Великого Новгорода.

В 1991 году мощи святой Анны — были возвращены Церкви. С тех пор они пребывают в Софийском соборе Новгорода

Сыновья

Игорь Ярославич, женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламиндской.

Происхождение жены одного из сыновей — германской принцессы Оды, дочери Леопольда, — является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода — Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов .

  • Реферат по логопедии на тему дислалия

      

  • Военные походы тимура реферат

      

  • Реферат на тему следящий электропривод

      

  • Ремонт ведущих мостов реферат

      

  • Реферат на тему месторождения зон окисления

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.

Памятник Ярославу Мудрому

Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.

Восстановленный облик Ярослава Мудрого

Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

Биография

Ингигерда, принцесса Швеции, должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II — в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией в соответствии с решением тинга в Уппсале в 1017 году. Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв. В соответствии с достигнутыми соглашениями осенью 1018 года Олаф II прибыл на границу для свидания с невестой и её отцом, но их там не оказалось. Отправленные в Швецию гонцы привезли неутешительное известие: ещё летом к Олафу Шётконунгу прибыли послы от новгородского «Конунга Ярицлейва», шведский король выдал свою дочь за будущего Киевского князя и правителя Руси Ярослава (Мудрого), сына Владимира Святославича, который княжил тогда в Новгороде. Олаф II женился на сводной сестре Ингигерды Астрид.

В Новгород Ингигерда прибыла летом 1019 года.

Судя по «Сагам об Олафе Святом» Снорри Стурлусона, по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые, согласно гипотезе А. М. Шёгрена, на западе получили с тех пор название Ингрии (земли Ингигерды, по финскому произношению — «Инкеринмаа»), а посадником (ярлом) Ладоги (Альдейгаборга) по просьбе Ингигерды был назначен ярл Вестергётланда Рёгнвальд Ульвссон, её родственник по материнской линии.

В «Пряди об Эймунде» о приданом Ингигерды не упоминается, есть лишь упоминание о том, что ярл Ронгвальд владел Альдегиоборгом и остался владеть им и после заключения мирного договора между Ярославом и Брячиславом.

В Новгороде Ингигерда перешла в восточный (православный) обряд под именем Ирина (созвучным с Ингигердой).

Ингигерда была второй женой Ярослава, так как первую супругу русского князя в 1018 году захватил в плен польский король Болеслав и вместе с сёстрами Ярослава навсегда увёз в Польшу. Предположительно, именно первая жена родила Ярославу сына Илью, умершего в детстве.

↑ Итоги

Оставаясь незаметной в созданном ею государстве, княгиня Ингигерда осталась в памяти народа собственными делами и начинаниями: 

  • Положен конец гражданской войне. 
  • Наладились дипломатические связи Руси и европейских государств. 
  • Построены новые храмы и монастыри. 
  • С мужем ездила на закладку Софийского собора. 
  • Привезла из Швеции человека – полиглота, который переводил зарубежные книги на русский язык.
  • Ярослав, по предложению жены, ввёл монеты.
  • Участвовала в составлении свода законов «Русской правды».
  • Закрепила традиционные династические браки, развивая Русь в сторону европейских государств. 
  • Помогая советами, фактически управляя, Ингигерда сделала мужа, в глазах людей мудрецом, который до сих пор именуется Мудрым.

Святые мощи Анны Новгородской переданы новгородскому Софийскому собору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: