Биография рогнеды рогволодовны

Частые вопросы о жизни Рогнеды

Где захоронена легендарная княжна?

Точное место нельзя назвать с абсолютной уверенностью. Большинство историков придерживается точки зрения А.М. Сементовского-Курило, обнаружившего в 1886 году у деревни Черница (12 км от Заславля) богатое захоронение. Некоторые элементы богатого убранства позволили ему предположить, что именно там Рогнеда завершила свой земной путь.

Как сложилась судьба дочерей Рогнеды?

Удивительно, но жизненный путь дочерей повторил судьбу матери. Польский король Болеслав Храбрый сватался к Предславе, но получил отказ. В 1018 году Болеслав разбил войско князя Ярослава и вступил в Киев. На правах победителя он силой взял в жены Предславу и в качестве наложниц увел в Польшу ее сестер.

Период Ордынского ига

Во времена татаро-монгольского ига Русь находилась в международной изоляции, браки с европейскими принцессами были невозможны. Русские князья ради спасения своих земель, а порой и своей жизни, брали в жены родственниц ордынских ханов. Так, князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный, женившись на дочери хана Тулабуга, получил в приданое «36 градов».

Самым известным союзом с ордынцами стала женитьба в 1317 г. московского князя Юрия Даниловича на Кончаке, сестре хана Золотой Орды Узбека. Этот брак стал частью борьбы за ярлык на великое княжение между Тверью, которая владела ярлыком, и Москвой. Вскоре Юрий попытался захватить Тверь, но был разбит и бежал с остатками войска. Кончака попала в плен к тверскому князю и там умерла. Князь Юрий перед ханом обвинил Михаила Тверского в отравлении жены, князь Твери по приказу хана был убит, а долгожданный ярлык на великое княжение Владимирское хан передал Юрию. Этот эпизод стал первым в последующем возвышении Москвы и централизации вокруг нее русских земель.

Полоцкая красавица

Рогнеда родилась приблизительно в 960 году (более точными данными историки не располагают) в Полоцке. Её отцом был местный правитель Рогволод, о котором в “Повести временных лет” говорится так:

По мнению исследователей, “заморское” происхождение князя может быть связано с его иноземными, а конкретнее — варяжскими корнями. Рогнеду на самом деле могли звать скандинавским именем Рагнхильд. Впрочем, есть версия, что имя девушки могло иметь славянское происхождение и значить “изнеженная властью”.

С ранних лет княжна осознавала свою значимость. Кроме того, красоту её воспевали жители и гости Полоцка. Когда же настало время искать супруга для девушки, она знала — в мужья выберет самого достойного. К ней сватался Владимир Святославич, правивший в ту пору Новгородом, однако получил решительный отказ. “Не хочу розути робичича”, — заявила гордая княжна.

Здесь подразумевался обычай разувания супруга, а вот “робичичем” Владимира она называет неспроста. Это слово значило “сын рабыни”, то есть Рогнеда знала о происхождении князя и ставила под сомнение его высокородность. Женихом княжны в итоге был объявлен Ярополк Святославич, брат Владимира.

Антон Лосенко «Владимир и Рогнеда» / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

АННА ВИЗАНТИЙСКАЯ

  АННА ВИЗАНТИЙСКАЯ (13 марта 963—1011/1012) — византийская царевна из Македонской династии, жена киевского великого князя Владимира Святославича.

  После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.

  Анна, дочь византийского императора Романа II, появилась на свет 13 марта 963 года. Мать Анны происходила из семьи отнюдь не знатной, и звали ее Феофано. Лев Диакон, византийский священник и историк армянских кровей, описывал Феофано как «наиболее прекрасную, обольстительную и утонченную женщину своего времени, одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью». Дочь константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении, она наречена была в детстве Анастасией. Пленив обаянием и изяществом фигуры, равно как и белизной кожи, умом и грацией Романа, молодого наследника престола, она влюбила его в себя и завладела сердцем пылкого любовника. Ослепленный страстью к ее прелестям, тот напрочь забыл о своей законной супруге-малолетке Берте, внебрачной дочери короля Италии.

  Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

  После смерти Иоанна Цимисхия (976) повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. Её отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).

  Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он  по её убеждению принял святую христианскую веру.».

  Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

  Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»

  При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».

  Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи.

  Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Рогнеда Рогволодовна

Рогнеда Рогволодовна (ум. 1000) — дочь полоцкого князя Рогволода, жена
великого князя киевского Владимира
Святославича, мать князя
Изяслава Владимировича. По сообщению летописи, в конце 70-х годов 10
века Рогнеда Рогволодовна отвергла сватовство тогда еще новгородского князя
Владимира Святославича; захватив Полоцк (около 980 года) и убив отца и двух
братьев Рогнеды Рогволодовны, Владимир насильно сделал ее своей женой, дав ей
славянское имя Горислава. По преданию, после крещения Владимира и ликвидации его
гарема Рогнеда Рогволодовна отказалась воспользоваться его разрешением вторично
выйти замуж и постриглась в монахини под именем Анастасии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.

Рогнеда (ск. 1000), вел. княгиня, дочь Полоцкого кн. Рогволода, супруга
св. равноап. вел. кн. Владимира Святославича. Когда
Ярополк Киевский
посватался за Рогнеду и получил согласие, брат его Владимир также отправил
послов просить ее руки, но получил отказ в оскорбительной форме. Владимир
внезапно захватил Полоцк, истребил семью Рогнеды и насильно взял ее в жены.
По преданию, она жила в с. Предславине, около
Киева, и имела от Владимира
четырех сыновей и двух дочерей. Намереваясь отомстить за смерть отца, она
будто бы попыталась убить Владимира, после чего Владимир поселил ее со
старшим сыном Изяславом в Изяславле (ныне м. Предслав около Минска).
Согласно позднейшим преданиям, после Крещения Владимира Рогнеда приняла
монашество с именем Анастасия.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа
.

Рогнеда Рогволодовна (? —
1000) — дочь последнего племенного князя полочан
Рогволода (видимо варяга по происхождению), жена
Новгород., а затем вел. кн. Руси Владимира
Святославича. Сначала была сосватана за вел. кн.
киев. Ярополка Святославича и отказала Владимиру
из-за его низкого происхождения. Во время своего
похода (975) на Киев Владимир неожиданно напал на
Полоцк, убил Рогволода и а его сыновей, а Рогнеду
Рогволодовну взял в жены насильно. Убив
вероломно Ярополка и овладев Киевом, Владимир
привёз туда Рогнеду Рогволодовну, дал ей слав.
имя Горислава и поселил в с. Предславине под
Киевом. Однажды, во время посещения её здесь
Владимиром, Рогнеда Рогволодовна, желая
отомстить за убийство отца и братьев, а также за
свою поруганную честь и затворническую жизнь,
решила убить Владимира, но едва не погибла сама и
была спасена лишь заступничеством своего
малолетнего сына Изяслава. После этого Владимир
отправил (986/987) её с этим сыном во вновь
построенный (специально для последнего) город
Изяславль. По преданию, после крещения Владимира
и ликвидации его знаменитого гарема в Вышгороде
Рогнеда Рогволодовна отказалась
воспользоваться его разрешением вторично выйти
замуж (Владимир к тому времени официально имел
уже 6-ю жену) и постриглась в монахини под именем
Анастасии. Кроме Изяслава, Рогнеда Рогволодовна
родила от Владимира ещё трех сыновей: Вышеслава,
Ярослава (Мудрого) и Всеволода, а также двух
дочерей: Предславу и Прямиславу.

Использованы
материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В.
Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический
словарь. М., 2000.

Далее читайте:

Карамзин Н.М. История государства Российского
Глава IX. Великий князь Владимир,
названный в крещении Василием. Г. 980-1014.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей Глава 1. Князь Владимир Святой.

Соловьев С.М. История России с древнейших
времен Том 1 глава 6.

Ломоносов М.В. Древняя российская история:

Полоцкое княжество и
Полоцк — возникло в Х в.

Женитьба Владимира на византийской принцессе Анне

  Анна Византийская

(13 марта 963—1011/1012) — византийская царевна из Македонской династии, жена киевского великого князя Владимира Святославича.

  После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.

  Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.

  По другой версии, женитьба на Анне и предшествующее этому крещение стало результатом просьбы о помощи со стороны византийского императора Василия II, власти которого угрожал мятежный военачальник Варда Фока. Не имея достаточных сил для борьбы с Фокой, Василий отправил Владимиру просьбу о помощи и пообещал за неё не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6000 человек и мятеж был подавлен. Теперь Киевский князь мог жениться на Анне, но необходимо было выполнить ещё одно условие: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. Владимир выполнил условие ради престижного брака с сестрой правящего византийского императора.

  Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.

  При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви

». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною ».

  Анну в летописи именовали не княгиней, как обычно — но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.

  Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

в раздел

Крест Робичича

Своей крепкой рукой князь Владимир вытащил огромную страну, цепь в десятки поколений из преисподней идольского плена. Как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так князь Владимир свой народ — из рабства языческих кумиров и болота поганских капищ. С него началась великая Святая Русь, им утвердился оплот православия Европы, а впоследствии всего мира. Недаром именно он избран спасителем, предводителем и вожаком для всех, кто рождался и еще родится на нашей земле. Но почему же именно он?

Фигура князя Владимира, давно ставшая легендарной и былинной, первым делом являет собой символ и отражение того, что зовется «загадочной русской душой». В нем бурлил океан страстей, часто перехлестывавший обозримые берега. Самый драматичный характер всей отечественной литературы не сравнится с тем нравом, которым обладал в жизни князь Владимир. В его жилах текла кровь благородных Рюриковичей и славянки-простолюдинки. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мы не знаем точной даты его рождения: исходя из разных источников, историки определяют ее между 942 и 952 годами.

Малуша

Ольга «в гневе» на свою рабу, за то, что та сошлась с ее сыном, сослала ключницу подальше от глаз, в сельцо Будотино под Псковом. Однако вскоре княгиня вернула внука в Киев, где воспитывала при своем дворе. Можно только догадываться о сложных переживаниях ребенка, которого презрительно за спиной прозвали «робичич», что значит «сын рабыни». Но Владимира растила не только бабка-христианка. Одновременно к нему приставили «кормильца», как это было принято на Руси: им стал «уйко», то есть родной дядя по матери Добрыня, истовый язычник.

Известно, что Святослав не взял в расчет третьего младшего сына при разделе земель. Но когда к нему прибыло посольство из Новгорода и попросило: «Дай нам Владимира», — он сразу согласился. Так в конце 969 года Владимир, будучи еще ребенком, обрел собственный «стол» в Новгороде. В сопровождении дяди Добрыни он отправился на место княжения. Там он возмужал, обрел дружину и первую жену – чехиню Аллогию, которая принесла ему первенца — сына Вышеслава.

Всего Владимир имел пять жен до крещения и дважды вступал в брак, став христианином. Его супругой после «чехини» стала Рогнеда, полоцкая княжна, которую он насильно сделал своей женой, начав войну с ее отцом, князем Рогволодом. Рогнеда жестоко поплатилась за то, что посмела презрительно отвергнуть предложение «робичича». Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей.

Третьей женой князя стала вдова убитого им сводного брата Ярополка, бывшая монахиня-гречанка Наталия, которую он взял беременной, ослепленный ее красотой. Ее сына «двуотчича» Святополка (которого мы знаем как «Окаянного») он усыновил и воспитал наравне с собственными детьми. Еще одной женой Владимира стала «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. В поминальных записях Начальной летописи среди княжеских жен наряду с Рогнедой названа еще Мальфрид, судя по имени скандинавско-варяжского происхождения. От этих браков великий князь имел 13 сыновей и десять дочерей. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», — с осуждением писал о Владимире летописец.

Князь Владимир и жена его Апраксия Королевична

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться

Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.

Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Биография

Ингигерда, принцесса Швеции, должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II — в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией в соответствии с решением тинга в Уппсале в 1017 году. Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв. В соответствии с достигнутыми соглашениями осенью 1018 года Олаф II прибыл на границу для свидания с невестой и её отцом, но их там не оказалось. Отправленные в Швецию гонцы привезли неутешительное известие: ещё летом к Олафу Шётконунгу прибыли послы от новгородского «Конунга Ярицлейва», шведский король выдал свою дочь за будущего Киевского князя и правителя Руси Ярослава (Мудрого), сына Владимира Святославича, который княжил тогда в Новгороде. Олаф II женился на сводной сестре Ингигерды Астрид.

В Новгород Ингигерда прибыла летом 1019 года.

Судя по «Сагам об Олафе Святом» Снорри Стурлусона, по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые, согласно гипотезе А. М. Шёгрена, на западе получили с тех пор название Ингрии (земли Ингигерды, по финскому произношению — «Инкеринмаа»), а посадником (ярлом) Ладоги (Альдейгаборга) по просьбе Ингигерды был назначен ярл Вестергётланда Рёгнвальд Ульвссон, её родственник по материнской линии.

В «Пряди об Эймунде» о приданом Ингигерды не упоминается, есть лишь упоминание о том, что ярл Ронгвальд владел Альдегиоборгом и остался владеть им и после заключения мирного договора между Ярославом и Брячиславом.

В Новгороде Ингигерда перешла в восточный (православный) обряд под именем Ирина (созвучным с Ингигердой).

Ингигерда была второй женой Ярослава, так как первую супругу русского князя в 1018 году захватил в плен польский король Болеслав и вместе с сёстрами Ярослава навсегда увёз в Польшу. Предположительно, именно первая жена родила Ярославу сына Илью, умершего в детстве.

Конец неправедного брака

Сразу после свадьбы Владимир отправил Рогнеду в терем на реке Лыбедь – куда-то под Киев. Через девять месяцев у княгини родился сын – маленький Изяслав. Нет, Владимир не забыл свою жену – кроме первенца она подарит ему ещё несколько сыновей и дочерей. Только Рогнеда не простит того, что сделал её муж…

Владимир в тереме Рогнеды. Рисовальщик – Медведев, гравер –Бренд’Амур, XIX век. 85×23 см.

Однажды Владимир приехал в её терем, и, когда он уснул, Рогнеда пытается заколоть его. Но Владимир просыпается и успевает перехватить руку жены.

Князь решает казнить вероломную супругу, и вдруг в горницу входит малыш – семилетний Изяслав, держащий в ручонках меч. Видя, как ребёнок защищает мать, и не имея сил убить Рогнеду на глазах сына (хотя некоторые летописи говорят, что эта картина просто рассмешила князя, который пришёл в хорошее расположение духа), Владимир прощает жену и собирает бояр, чтобы посоветоваться с ними, что дальше делать с супругой.

Покушение Рогнеды на Владимира. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Боярский совет рекомендует отправить Рогнеду с сыном в Полоцкую землю, что и делает Владимир, основывая город Изяславль. Так появится гордая полоцкая ветвь Рюриковичей, считавшими себя потомками Рогволда, а не Владимира.
Приняв христианство, князь Владимир отпускает на волю всех рабов и наложниц. Приходит он и к Рогнеде, сообщая, что отныне у него имеется только одна жена – византийская царевна Анна, ставшая супругой Владимира сразу после крещения. А потому Рогнеда может или считать себя свободной женщиной, или выйти замуж за другого.

Рогнеда же отвергает предложенных женихов из числа бояр и постригается в монахини под именем Анастасия, вернувшись в Изяславль. Летописи сообщают, что княгиня ответила мужу: «Царицей была, а рабыней быть не хочу».
Исследователи считают, что Рогнеда прожила недолго после своего пострига – наверное, менее года. А вот князь Владимир жил и правил после её гибели ещё около 15 лет, превратив Русь в совершенно иную страну и став абсолютно другим человеком.

Да, историки до сих пор спорят, какие из описанных в летописях событий правдивы, а какие являются плодом фантазий авторов текстов. Но вот что известно точно: был Владимир. Была Рогнеда. Был их страшный и непонятный в наши дни брак.

И, наверное, был у Владимира ещё один повод замаливать свои грехи. А история получила ветвь полоцких Рюриковичей – Рогволдовичей, которые считаются основателями белорусской государственности.
Но стоило ли это разбитой жизни девушки из Полоцка?..

Кому и кобыла невеста

Разумеется, таких детей берегли пуще глаза. О том, чтобы отдать багрянородную принцессу замуж за какого-то варвара, и речи не шло.

Во всяком случае, так распорядился дед нашей героини, император Константин VII Багрянородный: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу».

Исключения бывали, но крайне редко. Более-менее за людей из всех европейцев в Византии считали семью императора франков и дом болгарских царей. С ними ещё можно было породниться. Правителей этих государств называли в дипломатической переписке «светлый архонт», что было существенно выше, чем просто «архонт» — нечто вроде «племенной вождь».

Но и с ними браки заключали не всегда. К той же Анне сватался основатель французской династии Капетингов Гуго Капет — ему хотелось женить своего сына на византийской принцессе. И получил отказ. Багрянородных в Европы не даём.


Торжество права. Как Русь стала самым передовым государством Европы Подробнее

В Киеве

В этом же году произошла схватка за киевский престол. Владимир обманом выманил родного брата Ярополка на переговоры и дал команду убить его. Так ставшая сиротой полоцкая княжна оказалась на берегу Днепра и получила новое имя Горислава. Женщина стала второй из шести официальных жен Владимира.

Жена князя Владимира Рогнеда не встревала в вопросы политики, не пыталась влиять на решения своего супруга. Главным занятием стало рождение и воспитание потомков князя. Княжна была хорошей матерью. Дети любили ее.

Захват Рогнеды в плен
Хорошее воспитание дало возможность некоторым из сыновей полочанки войти в историю. Ярослав известен под именем «Мудрый», Изяслав стал родоначальником старшей ветви Рюриковичей.

В сердце Рогнеды никогда не утихала боль, причиненная Владимиром. В 987 году, в одну из ночей княгиня решила отомстить за смерть родных и разрушенный Полоцк. Рогнеда подошла к Владимиру и занесла над спавшим супругом кинжал. Судьбе было угодно оставить князя в живых. Он внезапно проснулся и сумел перехватить разящую руку.

За содеянное был только один вариант наказания – смерть. Владимир решил сам привести приговор в исполнение. Он приказал жене красиво одеться и ожидать его прихода. Вскоре на пороге появился князь с обнаженным мечом. До развязки оставались мгновения, когда перед отцом встал 12-летний сын Изяславль.

В руках мальчишка держал готовый к бою маленький, но настоящий меч. Владимир не смог лишить Рогнеду жизни в присутствии общего сына и покинул дом. На следующий день князь собрал бояр и поведал о случившемся. Мудрые люди посоветовали не убивать княжну, а отправить в родные земли.

Владимир проявил благородство и согласился с их мнением. Местом проживания гордой полочанки стало названное в честь смелого сына поселение Изяславль на берегу реки Свислочь. В настоящее время город называется Заславлем. Расположен в 12 км северо-западнее Минска.

Сын Рогнеды защищает ее от мужа Владимира

Рогнеда так никогда и не побывала в Полоцке, городе, где прошли ее лучшие годы. Возрождать город матери довелось Изяславлю.

Происхождение девушки

Как известно, папа Рогнеды был очень влиятельным князем Древней Руси. Он управлял большим городом Полоцком, который вошел в истории как город в форме “рога”. Такое своеобразное место пожалуй вдохновило Рогволода придумать имя для своей новорожденной дочери. Имя девушки означало то, что она имела происхождение на “земле рога”.

Владимир и Рогнеда

Историки описывают всю важность Полоцких земель, которые находились между Новгородским и Княжествам Киева, которые были под властью Владимира и Ярополка. Естественно, Полоцкие земли были жизненно необходимыми для каждого княжества, ведь они были своеобразным «торговым путем”, с помощью которой производились все экономические отношения с другими землями

Ярость Владимира

Взбешённый отказом избранницы Владимир отправился с войском к Полоцку. Огромная дружина, состоявшая из новгородцев, чуди, кривичей и варягов, оказалась под стенами города. Рогволод выступил против Владимира, но потерпел поражение, а в 978 году Полоцк пал под натиском княжеского войска. Однако Владимир не желал успокоиться. По наставлению своего дяди он унизил весь род Рогнеды. Над невестой брата он надругался на глазах её родных, после чего Рогволод, его супруга и сыновья были убиты.

В дальнейшем необузданный князь направил дружину на Киев. Ярополк был убит, а его несчастная невеста стала второй женой Владимира. Рогнеду поселили на Лыбеди в небольшом селении. Периодически Владимир приезжал к ней, причём в один из таких визитов произошёл случай, описанный летописцами.

Однажды ночью Рогнеда решила заколоть спящего князя. На протяжении многих лет она ненавидела этого человека, а теперь выпал шанс поквитаться с ним. Но, к её большом сожалению, Владимир проснулся и сумел отвести удар.

Как думаете, что могло ожидать женщину после такого поступка? Конечно, смертная казнь, причём князь решил лично покарать супругу. Чтобы расправа над преступницей не казалась обыкновенным убийством, он приказал Рогнеде облачиться в ритуальный (свадебный) наряд. Когда Владимир уже занёс меч для удара, в комнату вдруг вбежал его сын Изяслав, который закрыл собой мать. Не зная, как поступить, князь спросил совета у бояр. “Повесть временных лет” цитирует их слова:

Алиса Скачкова «Похищение Рогнеды, князем Владимиром»

Изяслав защищает свою мать / Обложка книги «Женщины дома Рюриковичей»

Алиса Скачкова «Похищение Рогнеды, князем Владимиром»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: