Иван шишкин: жизнь и творческий путь

Последние годы

  • Николай Иванович, до конца своих дней живший в Авдотьино, не был похож на местных богачей, проводящих своё время в праздности. Он всегда заботился о просвещении и нуждах крестьян.
  • В 1812 году бывший узник проявлял милосердие к пленным солдатам наполеоновского войска, давая каждому приведшему к нему в дом француза, денежное вознаграждение. Также он никому не позволял творить в их отношении беззаконие.
  • В 1813 году Новикову с трудом удалось сохранить своё имение, заложенное за долги. Его выручили друзья, спасшие его семью от разорения.
  • К 1817 году здоровье просветителя совсем расстроилось, он уже почти не ходил. 31 июля 1818 года, после длительной болезни он умер, и был похоронен на местном церковном кладбище.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

Популярные темы сообщений

  • Дуб Дуб — большое прочное дерево, с пышной кроной и толстым стволом. Дуб считают, что это знак героизма, сияния, молнии. У многих национальностей это дерево с давних времен считалось знаком духа и славы, стабильностью и преданностью.
  • Вольтер Вольтер родился в Париже под именем Франсуа-Мари Аруэ в 1694 году. Известен как философ, поэт, сатирик, историк. Будущий философ родился в семье богатого чиновника, обучался в иезуитском колледже. Литература стала для него увлечением всей жизни.
  • Загрязнение атмосферы Загрязнение воздуха — это выброс в атмосферу любых веществ, например химических веществ или частиц, переносимых по воздуху, которые вредны как для здоровья человека, так и для животных, а также для здоровья более широкой окружающей среды.

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

И. И. Шишкин — На севере диком

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Полдень. В окрестностях Москвы


Вид на острове Валааме


Рубка Леса

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .


Рожь


Сосновый бор


Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя о. К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе

С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес ему звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

Биография Шишкина Ивана о главном

Творчество и талант русского живописца, художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832 г.р.) не оставили равнодушным ни одного человека, который был связан с его работами.

Местом рождения великого художника является один из провинциальных городов Вятской губернии Елабуг. Жители этого населенного пункта стоят у истоков зарождения фамилии Шишкиных.

Первая Казанская гимназия была временным местом пребывания будущего художника. Его тяга к рисованию взяла верх. Несмотря на запреты родителей для дальнейшего обучения из пятого класса он перевелся в Училище живописи и ваяния города Москвы (1852 год). Позже с отличием заканчивает Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Разносторонние интересы отца проявлялись в его активном участии в общественной работе города, создании водопровода, занятии купеческими делами, с одной стороны. С другой стороны, занимаясь умственной деятельностью, он выражал особый интерес к занятиям историей, занимался реставрацией.

Шишкин Иван Васильевич всю жизнь поддерживал сына в любом начинании. Семья отличалась высоким уровнем культуры. Поэтическое воображение И. И. Шишкина, его трудолюбие способствовали написанию известной картины “Иней” незадолго до завершения обучения Училища живописи.

Посещение Валаама в 1858 году принесло ему большое творческое удовлетворение. Кроме того, за некоторые картины, написанные на острове, он получил немалые деньги (“Вид на острове Валааме”), золотую медаль (“Кукко”).

Путешествие по странам Европы – Чехии, Германии, Голландии, не впечатлило душу тонкого наблюдателя, истинного ценителя русского пейзажа. Благодаря руководству, он увидел известные музеи разных государств, для сравнения побывал в заграничных художественных мастерских, но остался преданным родному краю.

По возвращении по родину Академия художеств подтвердила его право на участие в изображении “ландшафтной живописи”.  После поездки в Елабуг жизнь и творческая деятельность складывается под влиянием Артели художников в Санкт-Петербурге. Именно здесь начинают проявляться признаки нового стиля живописца.

Большое влияние на творчество имела семейная жизнь И. И. Шишкина, которая началась с его женитьбы на Васильевой Евгении Александровне, рождении дочери.

Начало 70-х годов было ознаменовано рядом начинаний, которые принесли ему славу: участие в показе Товарищества художественных передвижных выставок. Самолюбие художника было на высоте. Исследователь природы получил первую премию за создание работы “Сосновый бор”, участвуя в конкурсе Общества поощрения художеств. Позже она пополнила коллекцию Третьяковской галереи.

На несколько лет деятельность, которая была смыслом существования для Шишкина, была прекращена в связи с чередой трагических событий. Смерть жены и маленького сына привели к запою и длительной депрессии. Общественная жизнь, работа с кистью и бумагой (“Первый снег”, “Родник в сосновом лесу”), занятие фотографией помогают ему вернуться к прежнему ритму жизни.

В это время в компании популярной “менделеевской среды” он знакомится с будущей второй супругой по имени Ольга Антоновна Лагода.

В 1878 году всемирную известность получает картина “Рожь”, представленная на выставке в Париже. Она выходит на первое место. Смерть супруги не разрушает его годами накопленный успех, деятельность продолжается. Мастерство талантливого человека находит отражение в работах “Опушка”, “Папоротник”. Высокую оценку многие работы получили за границей.

В 1894 году Шишкин ведет профессорскую деятельность в Академии художеств, работая там в качестве руководителя. Однако из-за резкой критики его деятельность заканчивается отставкой. Картина “Корабельная роща” стала последним шедевром. Смерть И. И. Шишкина наступила в условиях работы в 1898 году. Похороны прошли в Петербурге.

Для детей, кратко

Интересные факты и даты из жизни

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Рожь. 1878. Холст, масло

Личная жизнь

Первой женой живописца стала Евгения Александровна Васильева (сестра художника Фёдора Васильева).

Евгения Васильева

Молодые люди поженились в 1868 г., и жили очень дружно. В доме Шишкиных с удовольствием и очень радушно принимали гостей. Иван Иванович стал нежным мужем и отцом. Евгения подарила супругу 3 детей. Но счастье было недолгим. В 1872 г. умер маленький сын пары – Владимир. Затем чахотка забрала Фёдора Васильева, с которым Шишкин очень дружил. Год спустя, тоже от болезни, умерла горячо любимая жена художника. В 1874 г. умер второй сын Шишкина – Константин. Осталась лишь дочь Лидия.

Только пейзажи родного города и живопись помогли художнику пережить это тяжёлое время. Евгению Шишкин запечатлел на картинах: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом. За чтением письма».

Второй раз Иван Иванович женился на своей ученице Ольге Антоновна Лагоде в 1880 г. У пары родилась дочь Ксения. Но год спустя Ольга заболела и скончалась. Больше Иван Шишкин не пытался построить личную жизнь и снова с головой ушёл в работу. Девочку забрала к себе на воспитание сестра Ольги Виктория.

Ольга Лагода

Академия и поездка за границу

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года после успешного его окончания он был принят в главную «кузницу» творческих талантов — Императорскую Академию художеств. Официальная парадность, античное искусство, исторический жанр были главными направлениями учебы в академии.

Пейзаж, который так любил Шишкин, считался в академии делом непрестижным и неприбыльным. Юному Ивану предлагали заняться историческим или жанровым рисунком. Но он упрямо продолжал писать природу. Он хотел научиться с абсолютной точностью передавать форму каждой травинки и листа дерева, изгиб каждой ветки. Преподаватели замечали, что у начинающего художника стал проявляться свой почерк и стиль.

Иван решил, что если по окончании курса он не будет награжден медалью, то возвратится в Елабугу, продолжит семейное дело и больше не будет заниматься живописью.

Шишкин старался держаться подальше от веселых студенческих компаний. Он полагал, что в жизни посвященной живописи, не должно было быть легкомысленных занятий. Однокашники называли Ивана медведем: он был неловок в обращении с женщинами, закрепощён, невнятен в разговорах, постоянно носил старые отцовские сапоги и мог долго питаться одним хлебом и патокой.

Начинающий художник работал очень быстро. За один день на пленэре он мог нарисовать столько, сколько остальные студенты не могли и за неделю. Шишкину многие стали завидовать, некоторые посматривали на него искоса. Преподаватели говорили, что всем надо подтягиваться до уровня Шишкина.

В 28 лет по окончании Академии его наградили большой золотой медалью, что дало возможность стажироваться в Европе. Молодой живописец отправился в Германию и Швейцарию. «Немецкий пейзаж почти до омерзения расчищен», — писал художник. В Мюнхене он ввязался в драку в пивной, услышав, как ругают русских, и согнул в дугу железный прут. Художник был арестован, но оправдан в местном суде.

Три года Шишкин прожил в Европе. Его картины и рисунки покупали немецкие музеи. За полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» в России ему присвоили звание академика. Одновременно с Василием Перовым Шишкин попросил у Академии разрешение вернуться из заграничной стажировки досрочно. Получив разрешение, он уже больше не уезжал от родных рек, полей и лесов.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.

Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина

С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Ранние годы

Будущий великий художник появился на свет в небольшом татарском городишке Елабуга, в 1832 году. Отцом мальчика был уважаемый в округе человек – Иван Васильевич Шишкин. Он не только происходил из знатного купеческого рода, но и отличался прогрессивными для того времени взглядами. Отец талантливого живописца мог похвастаться умелыми руками и не дюжей смекалкой. Благодаря ему в Елабуге был сконструирован и установлен деревянный водопровод, который и на сегодняшний день находится в рабочем состоянии. Иван Васильевич некоторое время занимал место главы городского поселения. Он же подарил своим землякам первую книгу истории родных мест.

Помимо Ивана, в семье было еще пятеро детей, воспитанием которых занималась мать художника – Дарья Романовна, тоже происходившая из древнего купеческого рода. Она вышла замуж рано, едва ей исполнилось 18, успев окончить несколько классов гимназии. Дарья была женщиной практичной с сильным характером, мечтавшей, чтобы сын обучался навыкам, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Она всячески мешала сыну сидеть над художественной литературой, ратуя за то, чтобы он научился грамматике, в которой маленький Ваня не блистал успехами.

Интересно! Мать будущего художника придумала ему обидное прозвище «арифметчик-грамматчик», желая тем самым показать, насколько бедны его знания в точных науках.
Мать Ивана Шишкина

На биографию Шишкина особым образом повлиял его отец. Он, как человек с техническим складом ума, стремился заинтересовать отпрыска механикой, естественными науками, историей. Заметив у сына склонность к искусству, он настаивал на том, чтобы мальчик изучил биографию известных художников. Как только мальчик немного подрос, отец принимает решение отдать его в Первую казанскую гимназию, которая по тем временам славилась возможностью получить одно из лучших образований в стране.

Отец Ивана Шишкина

Однако у Ивана Ивановича было собственное мнение о том, чем бы ему хотелось заниматься в жизни. Отучившись несколько лет в гимназии, молодой человек принимает решение уйти, заявив, что не желает становиться чиновником. Следующие четыре года будущий живописец проводит в родном доме, ведя дневник, который в дальнейшем многие искусствоведы назовут пророческим. Молодой Шишкин писал о том, что только умеренность во всем, честность, скромность и любовь к искусству, способны сделать человека настоящим художником. Именно таким и был Иван Иванович из Елабуги.

Родители Ивана без особой радости восприняли новость о том, что их отпрыск хочет посвятить себя искусству. Мать художника считала его занятие никому не нужным баловством, отец поддерживал супругу, но в глубине души радовался, что у сына появилось любимое дело. Стремясь лишний раз не сердить родителей, Иван упражнялся в художественном мастерстве в ночные часы, пока домочадцы спали.

Московские типографии

  • В 1779 году Николай Иванович переехал в древнюю столицу России, где взял в аренду на десять лет типографию, принадлежащую Московскому университету.
  • Энергично взявшись за дело, Новиков в течение первого года издал 54 книги (пьесы, переводы и различные познавательные статьи).
  • К 1782 году издатель увеличил выпуск до 80-ти книг в год, некоторые из которых были двухтомными. В 1783 году, после выхода указа императрицы, разрешающего работу частных типографий, Николай Иванович оборудовал ещё два печатных стана.
  • С 1783 по 1785 годы в новых типографиях издатель организовал выпуск четырёх журналов и газеты «Московские ведомости», которая выходила тиражом четыре тысячи экземпляров. Также выпускались несколько серий художественных и познавательных книг.
  • Императрица Екатерина II была обеспокоена растущей популярностью издательства Новикова. Все книги и периодика, выходящие с печатных станов просветителя, подвергались жёсткой цензуре.
  • 1786 год выдался для крестьян особенно неурожайным, в деревнях начинался голод и Новиков на личные средства и пожертвования своих друзей закупил зерно и организовал его раздачу, в более чем ста селениях.
  • В 1787 году Екатерина II запретила Московскому университету продлевать договор аренды типографии с Николаем Ивановичем, а также выпускать книги религиозного содержания вне стен церкви. Были произведены обыски в книжных лавках Москвы, после чего многие книги, изданные Новиковым, и попавшие под действие Указа, были отправлены на костёр.
  • Уставший и больной от постоянных преследований властей, просветитель уехал в Авдотьино. В его отсутствие издательская работа в Москве быстро пошло на спад, и в итоге типографии были проданы на торгах.

Творчество

Какое-то время Шишкин не возлагал особых надежд на свое увлечение и рисовал «для себя». Пока в Елабугу не приехали именитые художники для росписи церковного иконостаса. Узнав у столичных мастеров о том, что существует училище живописи, молодой человек «заболел» мечтой о поступлении в него.

Отца не особо обрадовала новость о том, что отпрыск уезжает в столицу, но он решил не препятствовать сыну и отпустил его.

Интересно! Отец Шишкина взял с сына обещание, что тот обязательно научится писать не хуже Карла Брюллова. Выходит, Иван не обман надежд родителя.

В 1852 году Шишкин поступает в столичное училище живописи и ваяния. Его учителем стал Мокрицкий – талантливый педагог, сумевший помочь юному дарованию найти себя. Шишкин был неравнодушен к пейзажам, именно в создании их он практиковался все 4 года обучения. Вскоре о таланте новой звезды училища заговорило все учебное заведение. И учителя, и сокурсники подтверждали, что молодой человек обладает необыкновенным даром, позволяющим ему с необычной реалистичностью изобразить поле или водоем. К концу обучения стало понятно, что в стенах училища появился настоящий талант.

За время обучения Шишкин сильно сблизился со своим учителем Аполлоном Мокрицким. Даже покинув училище, живописец поддерживал связь с наставником. Мокрицкий болел душой за ученика и неоднократно утверждал, что Ивана ждет великое будущее.

В 1857 году Иван Иванович поступает в Академию художеств в Северной столице.

Первое впечатление от Петербурга у Шишкина было не радужным, город показался мрачным и неприветливым. Иван с тоской вспоминал родную Елабугу.

В Академии живописец прилежно познавал азы живописи. Он моментально стал любимчиком местных преподавателей. Во время обучения в Академии работы художника неоднократно были награждены медалями и положительными отзывами.

Во время практики живописец часто отправлялся на Валаам, где писал уникальные виды этого сурового острова. Со страстью биолога он подмечал мельчайшие детали: мох, листья на деревьях, особенности коры. Казалось, так действует настоящий ученый, а не художник, но именно эта особенность позволяла Шишкину создавать шедевры.

«Местность Кукко». Шишкин

За картину «Вид на острове Валаам» он получил не только престижную Большую золотую медаль, но и был награжден правом поездки в Европу. В Европе русский живописец прожил 6 лет, в Россию он вернулся в 1865 году. Основную часть своей поездки он провел в Германии и Швейцарии, но также смог побывать в Чехии, Бельгии и Франции. В Дюссельдорфе молодой русской художник прославился виртуозными рисунками. Они даже были представлены на местной выставке. Его картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» сделала живописца академиком. Но Шишкин не смог сдержать тоску по родине и принял решения возвращаться в Россию.

Многие отмечают, что по характеру Шишкин был скромным и нелюдимым, но таким его видели только посторонние люди. Для близких он был веселым шутником и балагуром.

Вернувшись в Северную столицу, Иван стал колесить по России в поисках интересных мест, которые бы он мог запечатлеть на своих картинах. В Санкт-Петербурге живописец устраивал выставки, участвовал в жизни артели художников, близко общался с Архипом Куинджи, Крамским и Савицким.

В 70-х годах у Шишкина прибавилось работы, совместно со своими коллегами он образовал Товарищество передвижных выставок. Так художники стремились показать искусство тем людям, которые не могли приехать в столицу. В это же время Шишкин награжден званием профессора за работу «Лесная глушь». Крамской говорил, что Иван Иванович познал природу научным способом, это помогало показать людям природу гораздо более детально чем фотографии того времени.

Однако вторая половина 70-х годов выдалась для живописца непростой. Ему чудом удалось сохранить место в художественных кругах, которое он чуть не потерял из-за трагедии с супругой и последующих проблем с алкоголем. Многие близкие и родные отдалились от Ивана, однако он смог взять себя в руки. Видимо, на нем благотворно сказалась любовь к труду и искусству. После этого художник создал такие произведения, как «Рожь», «Сосновый бор» и «Первый снег». Постепенно Шишкин начинает оживать, его снова начинают интересовать жизнь и работа.

В конце XIX века в Товариществе передвижников возникают непреодолимые разногласия. При этом Иван старается учиться у молодых коллег, привнося что-то новое в свои работы. В 1894 году живописец получает место Высшем художественном училище при Академии художеств. Его деятельность преподавателя ученики вспоминали с благодарностью и восхищением. Сам же живописец из всех своих студентов наиболее выделял Валентина Серова.

Популярные темы сообщений

  • Индия

    Индия — страна храмов. Они варьируются в размерах от крошечных строений, расположенных посреди дорог, до массивных древних храмов, вырезанных из скал. Некоторые из храмов знамениты и украшены золотом, а другие — более скромные.

  • Ушастый ёж

    Ушастый еж является одним из редких животных, занесенных в Красную книгу. Обитает он в пустынях, южных степях Европы и Центральной Азии. Свое название еж получил благодаря уникальному размеру и форме ушной раковины.

  • Тутанхамон

    Тутанхамон один из самых интересных и некоторое время неизвестных фараонов Египта. Долгое время некоторые правители, которые заняли трон после его смерти, всеми способами старались стереть все записи о его существовании.

  • Творчество Гауфа

    Имя Вильгельма Гауфа относится к числу самых талантливых и любимых уже не одним поколением детских писателей-сказочников. Такие его герои, как маленький Мук и Карлик Нос известны и детям и взрослым

  • Боги древнего Египта

    Во все времена люди разных стран, переживая радостные или печальные события, пытались связать их с проявлением похвалы или наказания от кого-то свыше. Жители Египта, имели свои представления о воздаянии за слабости. Они либо чувствовали себя грешниками,

Интересные факты:

  • Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
  • Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
  • Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  • Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Итог жизни

Иван Шишкин был непревзойдённым мастером пейзажа и изображения леса. Его картины настолько скрупулезно выписаны и так реалистичны, что по ним можно изучать ботанику. Но при этом они пропитаны бесконечной любовью художника к природе, к родным просторам.

Шишкин также достиг высокого мастерства как гравёр, было издано несколько альбомов с его великолепными офортами.

Художник стал признанным классиком ещё при жизни. Его работы покупали музеи, императоры, коллекционеры.

Живописец постоянно совершенствовал свою технику, а также он воспринимал новые веяния в сфере искусства, но был верен своим принципам. Главными для художника всегда оставались достоверность и реалистичность. Его мастерский рисунок и доскональность изображаемого несколько перевешивали колористическую составляющую, хотя колорит на картинах Шишкина тоже гармоничен и разнообразен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: