Вера таривердиева

Смерть

Композитора не стало 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893-го. Официальной причиной смерти Петра Ильича медики назвали холеру. В то время Санкт-Петербург оказался во власти эпидемии из-за плохого качества воды. Вечером 20 октября вместе с братом Модестом Чайковским и друзьями мастер посетил ресторан Ф. О. Лейнера на Невском проспекте. По свидетельству некоторых очевидцев, музыкант выпил стакан сырой воды, что и оказалось причиной заражения.

В рамках этого факта существовали и расхождения — приводились мнения о том, что вечером композитор пил белое вино, а некипяченую воду употребил дома, ночью. Также упоминалось, что еще до 20 октября музыкант уже был болен, но не мог распознать болезнь. Уже к утру 21-го у Петра Ильича появились признаки недомогания, которые он оставил без внимания (симптомы совпадали с теми, что уже случались у него в связи с катаром желудка).

Вечером того же дня состояние ухудшилось, прибывшие медики констатировали у больного холеру. В течение следующих дней врачи пытались облегчить страдания композитора, советовали принять горячую ванну с целью выведения токсинов, что ужаснуло Чайковского — ведь именно в ванне умерла его мать, так же заболевшая холерой. Однако медицинские манипуляции не увенчались успехом — время было упущено, и спасти мастера не представлялось возможным.

Нашлось место и альтернативным версиям. В основном они связывались с идеей «скрытого» самоубийства композитора — причины же для такого ухода из жизни (с помощью стакана зараженной воды или яда) назывались разные. Среди наиболее популярных — страх Петра Ильича перед преследованием за гомосексуализм (слух якобы распространили родственницы Николая Римского-Корсакова в отместку за нежелание Чайковского жениться на одной из них).

Существовала и версия об угрозах композитору от русской императорской семьи якобы за связь с одним из ее представителей. Также бытует мнение, что ориентация Петра Ильича стала камнем преткновения для выпускников училища правоведения, потребовавших от музыканта добровольного ухода из жизни. Однако эти домыслы опроверг биограф Чайковского Александр Познанский.

За несколько месяцев до смерти Петр Ильич, находясь на гастролях в Одессе, позировал художнику Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Живописец вел работу в перерывах между репетициями и концертами — композитор представлял публике Шестую симфонию, драматизм которой многие позднее объяснили предчувствием скорого ухода. В 1984-м портрет выкупил Павел Михайлович Третьяков.

Детство и юность

Мэтр родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название Тифлис. Семья будущего артиста имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева Сато.

Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.

Микаэл был единственным ребёнком в семье. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.

В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.

Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.

В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.

Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.

В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал его любимым учеником.

Смерть

В конце мая 1990 года в Лондоне Таривердиеву сделали операцию на сердце. Ему заменили разрушенный сердечный клапан на искусственный из того же сплава, из которого была сделана обшивка «Шаттла». Композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет.

Но смерть пришла к Микаэлу Леоновичу гораздо раньше, летом 1996 года. Он отдыхал с женой в сочинском санатории «Актёр». 25 июля, ранним утром, композитора не стало, официальной причиной смерти музыканта был назван острый сердечный приступ. В этот день он с женой должен был возвращаться в Москву. Похоронили Микаэла Таривердиева на Армянском кладбище в столице.

К 90-летнему юбилею Таривердиева в 2021 году Первый канал показал документальный фильм «Игра с судьбой», который был снят еще в 2016-м. В нем подробно рассказано о тех испытаниях, которые выпали на жизнь композитора, в том числе и об автомобильной аварии. Впервые зрители увидели загородный дом легендарного музыканта, а еще тот самый номер в санатории, где он скончался. К слову, после смерти мэтра туда больше никто не заселялся.

В производстве документальной картины, съемки которой продолжались несколько лет, приняла участие вдова народного артиста, а также Иосиф Кобзон, Сергей Урсуляк и другие его знакомые и друзья.

Память

После смерти Вивальди его имя было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Антонио для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века. Началась новая волна популярности композитора. Его произведения нашли отклик в сердцах современников нового столетия.

Антонио Вивальди — «Времена года»

Существует несколько изображений Антонио, одно из которых представлено на экспозиции в болонском Международном музее музыки. Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора). В первой половине XVIII столетия была создана карикатура на Вивальди мастером Пьером Леоне Гецци. Картина получила название «Рыжий священник».

Имя композитора использовалось в астрономии (в его честь назван кратер на Меркурии), в компьютерных технологиях при создании браузера. Инициалы музыканта присвоены институту в итальянской Сиене. В кинематографе образ Вивальди использовался уже в XXI веке. О композиторе были созданы биографические драмы французскими и итальянскими кинематографистами. А в России появился анимационный фильм «Сказки старого пианино. Антонио Вивальди».

Детство и юность

Чета Артемьевых находилась в Новосибирске из-за командировки Николая Васильевича, химика-технолога. 30 ноября 1937 года Нина Алексеевна родила в этом городе сына, которого назвали Эдуардом. Спустя 2 месяца после появления на свет малыш тяжело заболел, и местный врач сказал, что мальчик не выживет.

Отец прервал командировку и вернулся в родную Москву, где сына смогли вылечить. Необычным фактом стало то, что Эдуард запомнил эту поездку и потом в деталях рассказывал о ней родителям.

Эдуард Артемьев в молодости / @mr.olegivanov

Работа отца была тесно связана со сменой места жительства, и все детство мальчик переезжал из города в город вместе с семьей. В 1953 году подросток перебрался в Москву к своему родственнику — профессору консерватории. Почти 3 года Эдуард обучался в хоровом училище, где и начал писать свои первые произведения.

В 1960-м юноша окончил консерваторию и познакомился с создателем синтезатора, который предложил ему исследовать новый инструмент в лаборатории НИИ. Так молодой человек познакомился с электронной музыкой. С этого момента началась его творческая биография.

Вокальные и инструментальные произведения Таривердиева

Таривердиев написал больше сотни песен и романсов, среди них — «Я спросил у ясеня», «По улице моей который год», «На Тихорецкую состав отправится», «Мне нравится», «Гренада». В последние годы композитор писал в основном инструментальные произведения. За все годы он создал четыре балета, пять опер, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Таривердиев стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки.

В 1986 году Микаэл Таривердиев посетил Чернобыль, увидел опустевшие дома в Припяти. «Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны», — вспоминал он. Сначала композитор исполнил симфонию в студии звукозаписи и лишь потом перенес на бумагу.

В 1994 году во время отдыха в Ялте Таривердиев записал последнее сочинение — Фортепианное трио. Через два года композитора не стало. В его личном архиве остались записи неоформленных произведений.

В 1998 году была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

***

Творчество композитора

Таривердиев за всю свою жизнь поработал с немалым количеством талантливых людей и написал музыку к многочисленным фильмам, знакомым каждому советскому человеку. Но особого внимания заслуживают следующие его работы:

  • «Семнадцать мгновений весны».
  • «Судьба президента».
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен».
  • «Мой младший брат».
  • «Разбудите Мухина!».
  • «До свидания, мальчики!».
  • «Ирония судьбы, или с легким паром!».
  • «Ученик лекаря».

Среди театральных работ Таривердиева особого внимания заслуживает «Допрос», «На берегу», «Восхождение на Фудзияму», «Прощай оружие». Есть и много других постановок, которые регулярно включались в репертуар Современника или театра на Таганке.
Таривердиев на сцене

Творчество композитора узнаваемо с первых нот, несмотря на большое разнообразие направлений работы, и многочисленных экспериментов гения. Познакомиться с талантом композитора можно, прослушивая созданную им музыку к многочисленным спектаклям, симфонии, операм, концертам для скрипки и оркестра, органа. Чувственная натура гения проявляется в том, что он через творчество выражает сочувствие и переживает боль. Например, после катастрофы на Чернобыле, он написал симфонию «Чернобыль».

Список песен Микаэла Таривердиева по версии сайта «Красная книга российской эстрады»

А вы могли бы… (В. Маяковский)
А ты полюбишь (Р. Рождественский)
Баллада Анджелы (В. Коростылёв)
Баллада Анжеллы (В. Коростылёв)
Барбара (Ж. Превер)
Благодарю (А. Вознесенский)
Болота (М. Светлов)
Бывает так (Б. Гайкович)
В разведке (М. Светлов)
Верочка (Л. Ашкенази)
Вечерело (Л. Мартынов)
Вечно живые (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Вода (Л. Мартынов)
Вот так улетают птицы (Г. Поженян)
Выйди замуж за старика (М. Светлов)
Взрослые люди (Б. Ахмадуллина)
Вот опять окно (М. Цветаева)
Вот так улетают птицы (Г. Поженян)
Глаза любви (Е. Евтушенко)
Города, города (Р. Рождественский)
Гренада (М. Светлов)
Грустная песенка (М. Светлов)
Далёкие красногвардейцы (М. Светлов)
Два озера твои глаза (В. Коростылёв)
Добро и зло (В. Коростылёв)
Дуэт Анджелы и Дерамо (В. Коростылёв)
Дуэт Анджелы и Панталоне (В. Коростылёв)
Думайте сами (А. Аронов)
Единственная любовь моя (А. Вознесенский)
Если у вас нету тёти (А. Аронов)
Женщины (Л. Ашкенази)
Забыть (М. Цветаева)
Загляжусь ли я на поезд (А. Вознесенский)
Запомни этот миг (А. Вознесенский)
Зачем? (Э.Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Знакомая песенка (В. Орлов)
Золотые сумерки (В. Орлов и С. Давыдова)
Как мы (?)
Кто ты? (А. Вознесенский)
Куда нам деться (В. Коростылёв)
Листья (Л. Мартынов)
Любовь и сострадание (А. Вознесенский)
Люблю (В.Шекспир / С. Маршак)
Любовь слепа (В. Шекспир / С. Маршак)
Любовь, не покидай меня (П. Неруда / В. Ларионов)
Маленький принц (Н. Добронравов)
Мгновения (Р. Рождественский)
Мельница-метелица (Е. Агранович)
Мешать соединенью двух сердец (В. Шекспир / С. Маршак)
Мне нравится, что Вы больны не мной (М. Цветаева)
Мне тебя уже не надо (М. Цветаева)
Монолог (Г. Поженян)
Московский военный округ (М. Светлов)
Мудрые изречения (Л. Ашкенази)
Музыка (В. Орлов)
Мы несём любовь в себе (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Мы тратим, что не создано для трат (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Мы с тобою, товарищ (М. Светлов)
На Тихорецкую (М. Львовский)
Над пашней (А. Вознесенский)
Надоело это (В. Коростылёв)
Не возвращайтесь к былым возлюбленным (А. Вознесенский)
Не исчезай (А. Вознесенский)
Не трожь человека, деревце (А. Вознесенский)
Нет, эти слёзы не мои (В. Некляев)
Неудачи (Е. Винокуров)
Никого не будет в доме (Б. Пастернак)
Ностальгия (А. Вознесенский)
О, мой король (В. Коростылёв)
Облако пара (Л. Ашкенази)
Окна (Е. Винокуров)
Оставайся собой (М. Светлов)
Островитянка (М. Цветаева)
Откуда такая нежность (М. Цветаева)
Охота (В. Коростылёв)
Память (Д. Самойлов)
Песенка весёлого менестреля (В. Коростылёв)
Песня невест (В. Коростылёв)
Песня о вчерашнем празднике (В. Коростылёв)
Песня о далёкой Родине (Р. Рождественский)
Песня о пожарнике (Н. Матвеева)
Песня о сказке (В. Коростылёв)
Песня о цирке (Б. Ахмадулина)
Песня-сказка (Г. Поженян)
Песня старых комсомольцев (М. Светлов)
Песня стражников (В. Коростылёв)
Песня Тартальи (В. Коростылёв)
Песня Чиголотти (В. Коростылёв)
По вечерам (Н. Добронравов)
По улице моей (Б. Ахмадулина)
Поколение (Л. Ашкенази)
Попытка ревности (М. Цветаева)
Предчувствие любви (Н. Добронравов)
Пятнадцать мальчиков (Б. Ахмадулина)
Радио (Л. Ашкенази)
Садовое кольцо (С. Гребенников и Н. Добронравов)
Свисаю с вагонной площадки (А. Вознесенский)
Сигареты (Л. Ашкенази)
Скоро ты будешь взрослым (Г. Поженян)
Со мною вот что происходит (Е. Евтушенко)
Сонет о потеряной любви (В. Шекспир / С. Маршак)
Сонет о сыне (В. Шекспир / С. Маршак)
Сонет о яблоке (В. Шекспир / С. Маршак)
Сосны (Г. Поженян)
Старинный романс (Б. Ахмадулина)
Сыну (Р. Рождественский)
Так хочется тепла (Н. Добронравов)
Твой голос (Н. Добронравов)
Тишины хочу (А. Вознесенский)
Топот ног (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Тучки (В. Маяковский)
Ты не печалься (Н. Добронравов)
Ты уходишь как поезд (Е. Евтушенко)
У тебя такие глаза (С. Кирсанов)
Убил я поэму (А. Вознесенский)
Убитый (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Увы, мой стих (В. Шекспир / С. Маршак)
Уж если ты разлюбишь (В. Шекспир / С. Маршак)
У зеркала (М. Цветаева)
Хвала Рождеству (А. Вознеcенский)
Чем отличается ночь от дня (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Шествие менестрелей (В. Коростылёв)
Это я была (Т. Коршилова)
Я бросаюсь к тебе (Э. Хэмингуэй / А. Вознесенский)
Я виноват (В. Шекспир / С. Маршак)
Я для тебя (В. Некляев)
Я другом ей не был (М. Светлов)
Я думала, что ты мне враг (Б. Ахмадулина)
Я к Вам пишу (М. Лермонтов)
Я спросил у ясеня (В. Киршон)
Я такое дерево (Г. Поженян)

Песня о выборах в СССР

Композитор Александр Васильевич Александров

Романс «Я встретил вас». История. Ноты. Видео

Тбилиси — полифонический город

Микаэл Таривердиев родился в Тбилиси,в армянской семье, которую в городе хорошо знали. Его дед Гришо Акопов был авторитетным человеком. Землевладелец, в городе у него был большой кирпичный дом в три этажа в районе Дидубе. Владел большими фруктовыми садами на берегу Куры, занимался торговлей. Сато, мать Микаэла Таривердиева, была одной из шестерых его дочерей. Была помолвлена с Иосифом Хуциевым, с которым рассталась, когда он уехал учиться в Москву. Вышла замуж за Леона Таривердиева, приехавшего в Тбилиси из Баку, где он окончил финансовую академию. Но родом он был из Карабаха. По семейному преданию предки появились в Армении с войском Чингисхана, в котором было немало христиан. Пра-пра-прадед был тысячником, персидского происхождения.

Увлеченность в познании мира, увлеченность литературой, спортом Микаэл Леонович пронес через всю жизнь. В детстве и юности он занимался боксом, конным спортом, мотоциклом — легче перечислить, чем он не занимался. Он был членом сборной Грузии по плаванью на дальние дистанции. Первый фотоаппарат ему подарил отец, и он ходил в фотокружок в Доме Пионеров. Но, конечно, главной его страстью была музыка.

Детство, проведенное в известной тбилисской семье

Будущий композитор родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. Его армянская семья пользовалась популярностью в столице Грузии. Дед, Гришо Акопов, был авторитетным человеком, владевшим 3-х этажным домом и фруктовыми садами. Отец, Леон Таривердиев, приехавший из Баку, возглавлял Государственный банк. Долгожданный и единственный ребенок был обласкан родителями, особенно матерью Сато. Эта любовь в целом и сформировала Микаэла как личность, повлияла на его жизненные принципы.

Микаэл Таривердиев в детстве

С другой стороны мальчика воспитывали со всей строгостью уклада «приличного дома».

Он имел увлекающуюся натуру и спешил познать мир. Среди его увлечений были литература, фотография, спорт. Парень посещал боксерский зал, мотоциклетный кружок и секцию конного спорта. Он был включен в сборную Грузии по плаванью на стайерские дистанции. Но у него была лишь одна страсть – музыка. Учась в знаменитой 43-ей школе, он сочинил для нее гимн. Музыкальный талант юноши проявился во время учебы в музыкальном училище Тбилиси, которое окончил за 1 год.

Микаэл Таривердиев в юности

Карен Таривердиев до службы в армии

Карен Таривердиев (1960-2014) рос самостоятельным ребенком. Его родители развелись, когда ему было всего три года, и он большую часть времени был лишен внимания знаменитого отца, который забирал его к себе по выходным.

При этом Карен всегда пытался доказать окружающим, что он и сам, без папы, чего-то стоит. В основном именно поэтому он пошел не по отцовской стезе, а выбрал в жизни самостоятельный путь.

После школы Карен поступил в МГУ на факультет философии. Но, поспорив со своей девушкой, через два года с легкостью бросил его и уехал работать в Сибирь. Но и там пробыл недолго, поскольку обычная трудовая жизнь его не увлекла.

В результате он посетил военкомат и сказал, что хочет служить в ВДВ. После учебки подал документы в Рязанское десантное училище. И его зачислили на первый курс. Причем не куда-нибудь, а в 9-ю роту.

Детство и юность

Родился Джузеппе Верди в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. В тот момент эта территория принадлежала Первой Французской империи. Таким образом, в официальных документах указана страна рождения Франция. Родился он 10 октября 1813 года в крестьянской семье. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир. А мать Луиджа Уттини работала пряхой.

Портрет Джузеппе Верди

Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. А вскоре он начала изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви. Первым его учителем стал священник Пьетро Байстрокки.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, мужчина оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.

Джузеппе Верди в молодости

В этот период времени Верди увлекся литературой. Предпочтение отдает классическим произведениям Данте, Шекспира, Шиллера, Гете.

Предательство любимой

Микаэла Таривердиева знали как джентльмена, который не хвастался победами и не отзывался о дамах сердца в негативном ключе. Как истинный тбилисский мужчина композитор считал, что на любимых женщинах следует жениться, даже если страсть слегка утихла. Своих избранниц музыкант наделял чертами, которые не всегда так ярко проявлялись в возлюбленных.

А первое разочарование в женщинах Таривердиев испытал в детском саду. Микаэл оказался не по годам развит и самостоятельно ходил в группу, которая располагалась в соседнем доме. Как настоящий мужчина будущий композитор рано влюбился. Выбор пал на воспитательницу детского сада.

Однако возлюбленная не оценила чувств ребенка-детсадовца и вышла замуж. Такой обиды Таривердиев стерпеть не смог и наотрез отказался ходить в детское заведение.

17 мгновений или ирония судьбы

Но радость от успеха кончилась быстро и трагично. С приходом в Союз композиторов телеграммы, подписанной Франсисом Леем. Словно текст фильма стал разворачиваться в самой жизни. Эта история длилась несколько месяцев. Последствия же он испытывал всю жизнь.

Он видел в ней людей. Обращаясь к ним, он искал не успеха, но понимания.

В этой истории, подробно описанной в его книге, он словно попал в атмосферу шпионских страстей. В картине они намеренно сдерживаются. В жизни же страсти развертывались, словно компенсируя их умеренное присутствие в фильме. Слежка, прослушивание спецслужб, интерес и охота западных средств массовой информации, провоцирование на отъезд из страны. Композитор стал объектом повального интереса и словно сам стал героем шпионского фильма. Все развивалось так стремительно, так странно. Формальности зафиксированы тремя документами:

Личная жизнь

С супругой Изольдой Эдуард познакомился еще в студенчестве в консерватории. Девушка играла его произведения на концертах, записывала на радио. Вскоре дружба переросла в крепкий брак. В 1966 году у пары родился сын, которого назвали Артемием.

Счастливая личная жизнь однажды чуть не оборвалась волей случая. Изольду вместе с сыном, стоявших на остановке, на полной скорости сбил автомобиль. Они долго пролежали в больнице и чудом выжили.

Сын пошел по стопам отца и стал композитором электронной музыки. Артемьев-младший основал студию Electroshock Records, в которой записывал альбомы вместе со знаменитым папой. Сын подарил родителям пятерых внуков: Алексея, Артемия, Екатерину, Даниила и Филиппа.

Композитор Эдуард Артемьев / @ekaterina.velts

Тяжелую потерю — смерть супруги — Эдуард Николаевич пережил в 2019 году. Накануне они отметили юбилейную дату в совместной жизни — 55-летие брака, изумрудную свадьбу. Ежегодно на праздник супружеская пара летала на отдых в Китай, но в этот раз Артемьевы остались с семьей сына.

Музыка

Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что сыну суждено стать великим музыкантом.

Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта наследника. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.

Но когда узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить туда, что и сделал, оказавшись в числе первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, посвятить себя музыке.

Анатолий Чайковский, Николай Чайковский, Ипполит Чайковский, Петр Чайковский и Модест Чайковский /

В качестве дипломной работы Чайковский написал кантату «К радости» к русскоязычному переводу одноименной оды Фридриха Шиллера. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра кумирами стали Александр Бородин и Модест Мусоргский — композиторы, не признававшие авторитетов и правил.

Но подобная реакция вовсе не смутила молодого творца. Получив после успешного завершения Петербургской консерватории заслуженную серебряную медаль, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил Чайковскому работу профессора в Московской консерватории.

Работа над «Семнадцатью мгновениями весны»

В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах — «Резиденту». Но когда прочел сценарий, согласился.

Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.

Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений — «Мгновений» и «Песни о далекой родине». Исполнить эти композиции брались многие певцы, в том числе Муслим Магомаев. Однако композитор считал, что их должен исполнить другой певец. «И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне в течение месяца к 10 утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще», — вспоминал Таривердиев. Иосиф Кобзон записал и другие песни, не вошедшие в киноленту.

Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая музыку, заплакала.

Таривердиев был на пике популярности. Но в 1973 году кто-то прислал в Союз композиторов телеграмму от имени композитора Франсиса Лея. В ней Таривердиева обвиняли в плагиате — якобы музыку для «Семнадцати мгновений весны» на самом деле написал французский композитор. Позже выяснилось, что сам Лей о телеграмме ничего не знал. Репутация Таривердиева пострадала. Концертов меньше не стало, но почти на каждом из них его спрашивали, правда ли, что он украл музыку у Лея. «С тех пор я ненавижу публику», — делился композитор.

В 1976 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Таривердиев участвовал в создании 132 советских фильмов. В 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — получила Государственную премию СССР.

Личная жизнь

Поэт является общественным активистом. Он инициировал создание специального фонда, который занимается поддержкой культурных проектов.

Характер известного композитора прекрасно отражен в его творчестве, по своей природе Олег Митяев — мягкий, спокойный, добрый человек. Хотя мужчина уже много лет как перебрался в Москву, он по-прежнему привязан к своей малой родине — Челябинск поэт навещает с концертами несколько раз в год.

Как заявил певец в одном из интервью, любовь — это некая субстанция, которая неподвластна планированию и предсказанию. Говорил певец это, основываясь на личном опыте. В молодости он загадывал жениться и прожить всю жизнь влюбленным в одну женщину, однако этому желанию не суждено было сбыться. В настоящее время он состоит в третьем браке.

Про личную жизнь Олег Митяев рассказывать не любит, а если и приходится, то говорит нехотя и скупо.

Первая жена барда

Первой супругой Олега стала девушка по имени Светлана, которая училась вместе с ним в вузе. Она занималась художественной гимнастикой и сразила избранника своей красотой. Молодые супруги стали родителями сына Сергея.

Вскоре Олег влюбился в другую женщину, о чем честно сказал жене.

Вторая супруга Марина

После развода он повел в загс вторую избранницу Марину, но продолжил помогать финансово первой семье. Во втором браке родились двое детей — сыновья Филипп и Савва. Вместе с Мариной, которая увлекалась бардовской песней, Митяев часто выступал на фестивалях и концертах. Женщина и сегодня не бросила артистическую стезю.

Союз с Мариной был продолжительным, но жена видела мужа редко, ведь он пропадал на гастролях, где снова влюбился.

Брак с Мариной Есипенко

Новой любовь барда стала актриса Марина Есипенко. После долгих душевных терзаний певец ушел из семьи. Они стали жить вместе, а затем поженились.

Олег Митяев с женой Мариной Есипенко и дочерью Дарьей / Фото: @esipenko.act

В 2000 году у Олега Григорьевича с супругой родилась общая дочь Дарья. Семья приобрела дом в подмосковных Ватутинках и обзавелась звездным соседями, в число коих вошла писатель и сценарист Виктория Токарева, с которой у Митяева сложились дружеские отношения.

Детство и юность

Вера Гориславовна родилась 15 мая 1957 года в Алма-Ате в семье бывшего фронтовика, доцента кафедры журналистики Казахского госуниверситета Горислава Валентиновича и его жены, филолога Татьяны Андреевны. По знаку зодиака третья жена Микаэла Таривердиева — Телец, ее девичья фамилия — Колосова.

Вместе с Верой росла ее сестра Наталия, связавшая биографию с биологией и ставшая заведующей лабораторией молекулярных механизмов старения в Институте цитологии и генетики РАН в Новосибирске. В родительской квартире в Алма-Ате стоял старый рояль «Беккер», приехавший в Казахстан вместе с семьей деда по отцовской линии в 1928 году. Горислав Валентинович любил играть на нем марш Франца Шуберта.

В пять лет девочка сообщила родителям о желании заниматься музыкой. Она обучалась сначала у репетитора — аспиранта Горислава Валентиновича, являвшегося по совместительству и аспирантом Дмитрия Кабалевского, Олега Белогрудова. Благодаря этому девочка поступила сразу в третий класс алма-атинской музыкальной школы имени Сергея Прокофьева.

В интервью программе «Наедине со всеми» Вера Гориславовна рассказала, что в возрасте 13 лет впервые услышала песню Микаэла Леоновича «Маленький принц», текст и мелодия которой навсегда запали ей в душу.

В 1981 году Колосова окончила Академию музыки имени Гнесиных по специальности «аналитическое музыкознание». Докторант отца, профессор МГУ Владимир Горохов пригласил ее работать музыкальным критиком в газету «Советская культура».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: