У веры марецкой десятилетиями длился роман с ростиславом пляттом. но пожениться они не могли

Фильмы

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны – чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Сама актриса будет потом вспоминать:

«Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».

Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.

Биография

Вера Петровна Марецкая родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха Московской области. В 1924 окончила Школу-студию при Театре им. Вахтангова. Здесь произошла встреча Марецкой с Ю. А. Завадским, под руководством которого актриса работала все последующие годы. В 1924—27 годах Марецкая играла в студии под руководством Завадского, с 1927 года — в его Театре-студии.  Этот первый период творчества Марецкой ознаменован острым интересом к характерным, главным образом комедийным, ролям, склонностью к внешнему перевоплощению. Здесь начали проявляться главные черты творческой индивидуальности актрисы: использование разнообразных сценических красок, широта диапазона — от гротескной характерности до тончайшей лирики, мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок. Марецкая играла и старух — мадам Соковнина («Простая вещь» Лавренёва), фрау Шнютхен («Компас» Газенклевера). Но наибольший успех принесли актрисе роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры («Волки и овцы»), экстравагантной Бетти Дорланж («Школа неплательщиков» Вернея). Второй период творчества Марецкой- 1936—40 гг., когда Театр-студия под руководством Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса обращается к драматическим ролям (Любовь Яровая), к народным характерам (Лиза — «Горе от ума»; Марина — «На берегу Невы» Тренёва). Вершиной этого периода является исполнение Марецкой роли колхозницы Соколовой в фильме «Член правительства» (1939). Судьба Марецкой прочно связана с Театром им. Моссовета с 1940 года. Здесь Марецкая. сыграла роли Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони (1940) и заглавную роль в «Машеньке» А. Афиногенова (1941), раскрывающие два основных направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям, исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли молодых девушек, стоящих на пороге жизни: в «Надежде Дуровой» Кочеткова и Липскерова (1941), Вари («Встреча в темноте» Ф. Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки («Госпожа министерша» Нушича, 1946), Катрин Лефёвр («Катрин Лефёвр» Сарду и Моро, 1956) и др. В сценических образах Марецкая раскрывается многообразие женских судеб. Это и Леди в спектакле «Орфей спускается в ад» Уильямса и Мюкелина-Лисистрата в пьесе Хикмета и Комиссаржевского «Бунт женщин» (1962), героиня комедии А. Софронова «Миллион за улыбку» и вдова полковника в спектакле «Врачи ничего не знают» Ю. Смуула (1966) и др. Роль миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика стала для Марецкой последней на сцене театра имени Моссовета. Роли Веры Петровны Марецкой в театре имени Моссовета: «Трактирщица» — Мирандолина, «Машенька» — Машенька, «Надежда Дурова» — Надежда, «Встреча в темноте» — Варя, «Чайка» — Маша, «Госпожа министерша» — Живка, «Без вины виноватые» — Елена Ивановна Кручинина, «Мадлен Годар» — Мадлен Годар, «Рассвет над Москвой» — Капитолина Андреевна, «Шторм» — Редактор, «Маскарад» — Баронесса Штраль, «Варвара Волкова» — Волкова Варвара Алексеевна, «Кража» — Маргарэт Чалмерс, «Катрин Лефевр» — Катрин Лефевр, «Дали неоглядные» — Анна Павловна Ракитина, «Корнелия» — Корнелия, «Миллион за улыбку» — Ольга Федоровна Карташева, «Леший» — Елена Андреевна, «Орфей спускается в ад» — Леди Торренс, «Бунт женщин» — Мюкэлена, «Дядюшкин сон» — Мария Александровна Москалева, «Аплодисменты» — Янукова Наталья Сергеевна, «Петербургские сновидения» — Пульхерия Александровна, «Спектакль – концерт» — Ведущая, «Иудушка Головлев» — Евпраксеюшка, «…Золото, золото – сердце народное!» — Матрена Тимофеевна, «Странная миссис Сэвидж» — Миссис Этель Сэвидж. Снималась в кинофильмах: «Его призыв» («23 января»), «Закройщик из Торжка», «Зеленый змий», «Отец», «Дон Диего и Пелагея», «Земля в плену», «Дом на Трубной», «Простые сердца», «Живой труп», «Сто двадцать тысяч в год», «Два — Бульди — два», «Мировое имя», «Стыдно сказать», «Черный барак», «Четыре визита Самуэля Вульфа», «Любовь и ненависть», «Поколение победителей», «Зори Парижа», «Член правительства», «Дело Артамоновых», «Возвращаю удар», «Котовский», «Она защищает Родину», «Свадьба», «Сельская учительница», «У них есть Родина», «Мать», «Полюшко-поле», «Среди добрых людей», «Легкая жизнь», «Ночной звонок». Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа 1978 года. Покоится на Новодевичьем кладбище.

Треть столетия — целая эпоха

Сороковые годы были лучшими как для Марецкой — театральной актрисы, так и для Марецкой — актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Тpaктирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»). Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.

В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь». В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше – «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.

До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один. Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.

Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился. Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: paк головного мозга.

После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом — Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.

Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице — лечение, операции… Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.

Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году. Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.

Интересные факты

Ростислав Плятт подружился с Завадским, когда учился у него на курсе. Тогда же он и познакомился с женой режиссера. Первая встреча с Марецкой перевернула жизнь молодого актера. Несмотря на то что Плятт женился на другой актрисе, его чувства никуда не делись. Марецкая не отвечала взаимностью, их тандем был исключительно творческим. Но, в конце концов, дружба переросла в роман, который тянулся десятилетиями.

Марецкая и Плятт в фильме «Легкая жизнь»

Говорят, что в 1977 году, когда умер Завадский, Плятт сделал Марецкой предложение, но она ответила: «Поздно, Славик». В своих мемуарах Ростислав Плятт посвятил актрисе целую главу, в которой рассказал о ее блистательном таланте.

Живой образ в идеологической фальши

Начало творческой карьеры у актрисы было очень бурным, но потом наступило некоторое затишье. Она была очень занята в театре. Следующая ее роль случилась только в 1935 году. Персонажем была активная шахтерка Вера, которая сумела подбить женщин сражаться в бою против белых. С этой картины именно женский характер, его формирование стало определяющим стержнем ее дальнейшей работы в кино.

Почти все ее экранные работы были пронизаны идеологией коммунизма. Но в те годы эта идеология была в любом виде искусства, в умах и сердцах людей. Но даже в такой ситуации Вера Марецкая сумела создавать реальные, очень искренние и настоящие образы женщин, простых русских баб. Критики говорили, что на Марецкую-крестьянку, произносившую пламенные слова, хотелось смотреть ежеминутно, настолько она была мудра и по-настоящему народна.

Все будет хорошо?

Дверь в палату снова открылась. На большом подносе медсестра внесла завтрак — манную кашу, белый хлеб («Сколько раз можно повторять, что мучное она не ест?»), масло и кофе.

— Вера Петровна, приятного аппетита! Вы непременно должны позавтракать. Вот увидите, все будет хорошо. Вы обязательно поправитесь.

Советская российская актриса театра и кино Вера Петровна Марецкая с дочкой въезжают в новую квартиру. 1947 год. Фото: РИА Новости

Ага, поправится. Первый раз ей об этом сказали в 69-м, когда она попала в больницу с диагнозом «мастопатия». Опухоль была злокачественной. Но после пятичасовой операции врачи успокоили, что все будет нормально. Успели. И первое время действительно все вроде бы было хорошо. Но в 73-м, садясь в машину, она сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая стала расти. И страшно болела! Во время одной из репетиций боль стала такой невыносимой, что она потеряла сознание и упала в обморок. Это был, пожалуй, второй случай, когда Юрочка видел ее беспомощной. «Теперь у тебя в театре есть падшая женщина», — придя в себя, улыбнулась она, глядя ему в глаза.

Врачи и тогда пообещали, что ничего страшного больше не произойдет. Пообещали и… фактически поселили в больнице — месяц разрешали выходить на сцену, а потом месяц держали в палате. Потом снова на месяц отпускали играть и вновь клали в больницу. И при этом все время говорили, что она поправляется, поправляется, поправляется…

Юрочку тоже успокаивали, и он тоже поначалу верил. И она вместе с ним верила. Пока… Пока, почти как сегодня, не скрипнула дверь палаты и профессор, старась не смотреть ей в глаза, сообщил, что Юрий Александрович Завадский скончался. Первой о его смерти почему-то сообщили ей, хотя мужем и женой они не были уже больше сорока лет. Хотя что за глупое «почему-то»?! Разве могло быть как-то иначе?

Статья по теме

Фаина Раневская: «В жизни мне больше всего помешала душа»

Вся ее жизнь была связана с Завадским, его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами. Он требовал ее к себе (где бы она ни была) даже тогда, когда у него просто болела голова. Ей потом передавали, что Раневская, приходя в театр, передразнивает «Ве-Пе»: «Ребенку требуется мамочка!»

Странная вещь — судьба. Странная и страшная. Первый раз она подумала об этом в 37-м, когда стало известно об аресте и расстреле двух ее братьев — Мити и Гриши. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке», оба — ученики Бухарина. Как она умоляла лубянских начальников дать ей хотя бы возможность повидать братьев! Куда там! Единственное, что позволили, — усыновить Шурку, племянника. Сын с дочерью нормально приняли нового брата.

Другой раз свою несправедливость судьба продемонстрировала ей в сорок первом. Только-только закончились съемки фильма «Она защищает Родину». После первого показа, на котором были все свои, ни один человек не сказал ей ни одного доброго слова. Все почему-то смотрели мимо. «Неужели я завалила роль?» — терзалась всю ночь Марецкая. Все выяснилось утром следующего дня: за час до премьеры на студию пришла похоронка. Погиб ее второй муж — Георгий Троицкий, Троша.

Кадр из фильма «Мать». Фото: РИА Новости

Примечания

  1. filmportal.de — 2005.
  2. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Каталог Немецкой национальной библиотеки (нем.)
  4. Большая российская энциклопедия.
  5. 1234 Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 253—254. — 832 с.
  6. 1234567Леонид Филатов . Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
  7. 123456Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М.: Эксмо, 2006. — С. 10, 88, 138, 160—167, 258, 500. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4.
  8. Марецкий Григорий Петрович (1900) (неопр.) .Открытый список .
  9. Марецкий Дмитрий Петрович (1901) (неопр.) .Открытый список .
  10. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16.
  11. В первую очередь быть гражданином // Огонёк. — М., 1983. — № 9. — С. 28.
  12. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16—17.
  13. Член правительства // Советский экран. — М., 1957. — № 19. — С. 12.
  14. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 50.
  15. 12 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 321.
  16. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335.
  17. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 232.
  18. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 352.
  19. Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335—336.
  20. 123Шерель А. то Вы знаете о Марецкой? // Газета «Ангарские огни». — 1972. — № 31. — С. 4.
  21. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 52.
  22. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 396.
  23. 12Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 20.
  24. 12 Сельская учительница // Журнал «Новые фильмы». — март 1982 г.. — С. 9—10.
  25. Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 21.
  26. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и кинематографии за 1947 год // Газета «Большевик». — Советск, 7 апреля 1948. — № 41 (65). — С. 2.
  27. 1234 Личная жизнь Веры Марецкой и её дочери(неопр.) .damaglamura.com . Дата обращения: 9 июля 2021.
  28. Марецкая Вера Петровна (1906-1978) (неопр.) .Могилы знаменитостей .
  29. Троицкий Георгий Петрович (неопр.) .Память народа .
  30. admin. Марецкая и Плятт роман (рус.). Дата обращения: 12 июля 2021.
  31. 1983 год, декабрь. Теплоход «Вера Марецкая» (неопр.) .nvrsk-kostomarovo.ru . Дата обращения: 12 июля 2021.
  32. Мемориальные доски Москвы: справочное издание / Департамент культурного наследия города Москвы. ― М., 2021. ― С. 176. — 512 с.: ил.

Краткая биография

Вот вкратце самые важные моменты ее биографии:

  1. В 1924 году она заканчивает школу-студию, почти сразу же выходит замуж за Юрия Александровича Завадского – руководителя этой школы и начинает работу в театре, который он создал. Играет сначала маленькие роли, но делает это настолько талантливо, что со временем ей поручают в театре серьезные, характерные роли первого плана.
  2. В этом же году состоялся ее дебют и в кино, она сыграла сначала две эпизодические роли, а затем и большую роль в фильме «Закройщик из Торжка». С этих пор предложения сниматься она получала часто.
  3. 1928 год. Еще одна запоминающаяся роль Марецкой – Параша в фильме «Дом на Трубной».
  4. 1936-1940 год. Вместе с мужем и со всем театром она переезжает в Ростов-на-Дону и продолжает играть на сцене местного театра. Здесь самой запоминающейся ролью стала Любовь Яровая по одноименной пьесе.
  5. 1939 год. Главная роль в фильме «Член правительства», которая стала одной из самых ярких в биографии актрисы. Идеологическая подоплека этого фильма просто меркла на фоне личности, которую воплотила Марецкая.
  6. 1940 год. Юрий Александрович Завадский приглашен в театр им. Моссовета. Вместе с Верой Петровной они возвращаются в Москву и до конца жизни актриса работает в этом театре, сыграв много разноплановых ролей.
  7. 1942. Постановка театра «Надежда Дурова», где Марецкая играет главную героиню. За эту роль Вера Петровна получает Сталинскую премию.
  8. 1943. В мае этого года выходит фильм «Она защищает Родину», который имел большой успех. Его смотрели и в тылу, и на фронте, и даже в партизанских полевых лагерях. В 1946 году — вручение Сталинской премии за роль в этом фильме.
  9. 1944. Небольшая, но очень удачная роль в фильме «Свадьба», который и до сих показывают по ТВ. После серьезнейших ролей, комедийная Анна Змеюкина стала как бы еще одной гранью таланта актрисы.
  • 1947. На экраны вышел фильм «Сельская учительница». Это еще одна триумфальная роль, сделавшая Марецкую всеобщей любимицей. В 1948 году за эту роль она получила еще одну Сталинскую премию.
  • 1949. Присвоение звания народной артистки СССР.
  • 1950. Юрий Завадский ставит спектакль «Рассвет над Москвой», где Вера Петровна исполняет главную роль. В 1951 году ей в четвертый раз вручают Сталинскую премию.
  • 1955. Главная роль в фильме «Мать» по роману Максима Горького также запомнилась зрителям глубиной и драматичностью исполнения.
  • 1964-1969. Последние роли в кино в фильмах «Ночной звонок» и «Легкая жизнь», после которых в кино она больше не снимается из-за тяжелой болезни.
  • 1975. «Странная миссис Севидж» — последняя роль Марецкой в театре.
  • 1976. Присвоение звания Герой Социалистического труда – высшей награды Правительства СССР. Кроме того, в разные годы она была награждена высшими орденами – двумя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени.
  • 1978. Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа от онкологического заболевания. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище.

Семья

Будучи совсем юной девушкой, в 1924 году вышла замуж за Юрия Александровича Завадского (1894—1977), родила сына Евгения (1926—2006; впоследствии режиссёр Театра имени Моссовета), но потом муж ушёл к Ирине Вульф, оставив её с сыном на руках.

В 1940 году вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Петровича Троицкого (1903—1943) и родила дочь Машу. Муж ушёл добровольцем на фронт — призван Алма-Атинским ГВК, имел звание лейтенанта, был командиром взвода 69-й стрелковой дивизии, сапёром, погиб 2 марта 1943 года. Дочь — киновед-переводчик Мария Георгиевна Троицкая, жила в Лос-Анджелесе (США).

На данный момент проживает в Эстонии. Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалёвым, купили ещё в 1973 году , — рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Георгиевна Марецкая.

Братья актрисы Дмитрий и Григорий (журналисты) были расстреляны в 1930-е годы как последователи Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии и несколько лет провела в тюрьме, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).

Внук Павел живёт в Германии, он музыкант.

Личная жизнь прославленной актрисы

У нее было все: благосклонное отношение официальных властей, народная любовь. И все же практически никто не знал, что за всей этой феерией остается огромная трагедия. Оба ее брата были партийными деятелями, почти правыми руками Бухарина, что и послужило причиной их гибели — их расстреляли в 30-е годы.

Ее младшая сестра пропала через сутки после начала войны. Сначала Вера Павловна обзванивала знакомых, потом больницы и морги. Потом сообразила обратиться в соответствующие органы… Никакая популярность не помогла ей вытащить сестру из тюрьмы: Таня вышла оттуда только через два года, до 60-х ей запрещали жить в столице.

Личная жизнь Веры Марецкой оказалась полосатой: то случались счастливые взлеты, то грустные падения. После развода с Завадским она снова создала семью — с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. Троша в основном занимался домашними делами и дочкой. А все творческие вопросы Марецкая, как и прежде, решала в тандеме с Завадским.

Дети Марецкой Веры Петровны всегда были вместе с ней и не только в детстве. Много позже, когда она долгие недели лежала в больнице, они были рядом, сын даже записывал на магнитофон стихи, которые она читала.

Детство и юность

Вера Петровна родилась в поселке Барвиха, располагавшемся в Московской губернии, 31 июля 1906 года. Отец девочки не получил высшего образования и всю жизнь проработал буфетчиком — сперва в народном доме, затем в цирке братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных, а после революции — в государственном цирке. Мама посвятила себя заботе о детях, их было четверо — два сына и две дочери.

В ранние годы биографии Вера любила бывать в цирке, где помогала отцу. Работать приходилось только в антракте, поэтому она могла наблюдать за представлениями из-за кулис и уже тогда прониклась удивительной атмосферой шоу.

Будучи еще ребенком, Марецкая и сама уже успела почувствовать восторг от выступлений перед публикой. Ей дали роль в постановке сельского драмкружка «Кукольный переполох». В дальнейшем они с братьями и сестрой часто устраивали импровизированные представления, но актерский путь из всей семьи выбрала только Вера.

Родители поначалу были не в восторге от решения дочери. Они настаивали, чтобы она освоила более серьезную профессию. Поддавшись давлению со стороны отца и матери, девушка отправилась сдавать экзамены в Московский университет на отделение философских наук.

Но Марецкая быстро осознала, что философия не для нее. Она тайком подала документы сразу в 3 актерские студии, в две из которых была принята. Юная актриса остановила выбор на той, которую возглавлял Евгений Вахтангов. После смерти мастера с его учениками работал Юрий Завадский, сыгравший значимую роль в судьбе Веры Петровны.

Роль

<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/15c/15c935dce865e5b4ada58045efab4f30.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Свадьба (1944)

Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.

Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны и скандалила с режиссером.

Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была так виновата, она слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.

Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей актрисе не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.

Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!». Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.

<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/484/484e16c5fb98142d7ba74b9047dce03d.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Дело Артамоновых (1941)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/473/4734e3707a5be4725a6338da7ff0d6ce.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Земля в плену (1927)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/019/01944fb5fc5dec01048e71feeb5f2777.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Она защищает Родину (1943)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/8d3/8d37f524120f115d4e49484ae5d8ed00.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Родина зовет (1936)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/306/3066242fd7adf6e69bdbf597ab5d61f4.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

2 Бульди 2 (1929)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/918/91848b016f502c79124fa1199b19364e.webp» type=»image/webp»/>

Не прощенная Орловой. Трагичная судьба Веры Марецкой Administrator

Сельская учительница (1947)<source srcset=»https://images11.domashnyochag.ru/upload/img_cache/006/006127e605246958068a49ddca0ecf3d.webp» type=»image/webp»/>

Мать (1955)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УК-Ресурс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: